Д.Медведев: Хотел бы начать со слов благодарности за то, что Азербайджан нас собрал, и тот саммит, который ещё, может быть, несколько месяцев назад казался нам абсолютно гипотетическим, дал вполне конкретные результаты. Поэтому прямо хотел бы сказать, что я тоже весьма доволен результатами Третьего каспийского саммита.
Мы находились не только в рамках той повестки дня, о чём Ильхам Гейдарович только что сказал, которая была задана заранее, а это была хорошая повестка, мы только что подписали Соглашение по безопасности на Каспии. Это соглашение, которое давно готовилось, и которое безусловно является очень важным для того, чтобы мы могли координировать свою деятельность, для того, чтобы на нашем море был мир и порядок.
Но мы вышли за рамки той предварительной повестки, которая была, и смогли именно в конструктивном, дружественном ключе обсудить самые разные вопросы, включая самый сложный – вопрос о делимитации. И по этому вопросу, как мне представляется, мы достигли прогресса.
В чём он заключается? Он заключается в том, что мы приняли решение поручить соответствующим ведомствам в самые короткие сроки, то есть за три месяца, обсудить и согласовать ширину национальной зоны исходя из границы где‑то в 24–25 миль включая водное пространство и уже подготовить соответствующие предложения для того, чтобы они были одобрены руководителями государств.
Если мы продвинемся в те сроки, которые сегодня установлены, это будет означать, что мы выходим на подписание полноценного соглашения о статусе Каспия. А мы сегодня наш разговор начали с общих деклараций (в которых мы абсолютно едины) о том, что все соглашения по Каспию: касающиеся суверенитета, касающиеся ведения различного рода промыслов, безопасности, другие соглашения, – это всё то, что относится к нашей общей компетенции, и при этом никакое иное государство не может принимать участия в обсуждении этих вопросов.
Мы выходим на подписание полноценного соглашения о статусе Каспия. Теперь остается довести до конца эти поручения, и в этом случае мы действительно можем получить в довольно короткой перспективе очень хороший результат.
То есть я считаю, что по главному вопросу – статусу Каспийского моря – мы совершили неплохой шаг вперёд. Теперь остается довести до конца эти поручения, и в этом случае мы действительно можем получить в довольно короткой перспективе очень хороший результат.
Этот результат нам нужен не только ради того, чтобы разделить водное пространство, делимитировать границу, установить границы суверенитета, но и для того, чтобы просто заниматься нормальным экономическим сотрудничеством.
Россия некоторое время назад выдвинула идею организации каспийского экономического сотрудничества. Коллеги всегда относились к этому следующим образом: в общем, организация – штука неплохая, но прежде чем организацию создавать, нужно договориться по всем вопросам.
Если мы сможем это сделать, то как раз этап уже такого межгосударственного сотрудничества и двустороннего сотрудничества будет гораздо ближе и понятней. Мы, кстати, согласовали, напомню, и протоколы к рамочной конвенции по защите морской среды. В ближайшее время всё уже будет подписано нашими коллегами. Так что в этом плане, я считаю, что саммит получился.
По предложениям, которые были сделаны моими коллегами, хотел бы отдельно выделить конструктивный вклад каждого участника встречи. Мы договорились встречаться один раз в год, не делая таких каникул, как у нас произошло в последнее время.
Встречаться один раз в три года – недопустимо редко, а наши эксперты должны встречаться гораздо чаще. И по предложению Президента Ирана Мухмуда Ахмадинежада мы договорились, что такого рода встречи будут не менее пяти раз в год, что, безусловно, полезно.
Хотел бы ещё раз сказать, что движение вперёд налицо. Это всех нас радует. Ещё раз хотел бы выразить благодарность устроителям нашего каспийского саммита и Президенту Азербайджана в отдельности.
Ильхам Гейдарович, спасибо Вам ещё раз за то, что Вы нас всех собрали, и хотел бы пригласить всех присутствующих в Российскую Федерацию – надеюсь, для того, чтобы поставить точку в очень важном деле. Всё зависит от нас.