Д.Медведев: Уважаемый господин Председатель! Уважаемые коллеги!
Хотел бы начать своё выступление с благодарности Президенту Азербайджана Ильхаму Гейдаровичу Алиеву за то, что он нас принимает, за достойную организацию Третьего каспийского саммита в Баку. Уверен, он завершится позитивными результатами.
Россия, как и все присутствующие здесь государства, заинтересована в последовательном взаимовыгодном развитии Каспия, в решении комплекса вопросов, которые здесь существуют. И, наверное, наш саммит в этом смысле – самая важная и самая главная площадка. Это мнение – судя по тому, что я уже услышал, – разделяют и все участники саммита.
Именно поэтому на предыдущем саммите, который состоялся в Тегеране в 2007 году, было принято решение о проведении встреч глав прикаспийских государств на регулярной основе. И, наверное, мы должны взять на себя труд всё‑таки общаться по этой тематике чаще, потому что трёхлетний перерыв, который возник, явно не идёт на пользу диалогу. Хорошо, что мы сейчас встретились, но я думаю, что у нас есть возможность раз в год точно встречаться в одном из наших государств и двигать этот процесс вперёд.
Мы – соседи, этим всё сказано. Именно поэтому мы должны не только регулярно общаться, но и выходить на новые соглашения. Считаю, что уже достигнутый уровень наших контактов позволяет начать создание и новых форматов взаимодействия для более эффективной работы в отдельных сферах, в том числе и в деле обеспечения национальной безопасности. Правовую основу для этого мы сегодня заложим: это соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, которое сегодня будет подписано.
Наши обязанности заключаются не только в том, чтобы поделить море, морское дно, но и в том, чтобы заботиться о сохранении уникальной экологии, бережно использовать природные ресурсы моря.
Это на самом деле этапное событие. Документ расширяет возможности для практического взаимодействия, для предотвращения новых угроз на Каспии. Мы с вами абсолютно едины в том, что мы сами ответственны за ситуацию, которая существует в Каспийском регионе, – только мы, и никто другой. Именно поэтому здесь закрепляется исключительная прерогатива прикаспийских государств на решение всего диапазона вопросов региональной безопасности.
Если мы в какой‑то момент ослабим взаимодействие, можете не сомневаться, нашими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач.
Конечно же, сквозной темой подобных саммитов является создание нового правового статуса Каспийского моря, который отвечает современным геополитическим реалиям, и мы с вами уже проделали определённую работу: мы достигли принципиального согласия по целому ряду важнейших вопросов.
В том, что касается дальнейшего движения, хочу вас заверить, уважаемые коллеги, что мы будем делать всё, имею в виду Российскую Федерацию, для достижения согласия по всем существенным пунктам нашей будущей договорённости, для скорейшего согласования и принятия Конвенции по правовому статусу Каспия. Речь идёт о всех самых важных вопросах, включая делимитацию дна и акватории, военной деятельность на море, а также общих правил судоходства и рыболовства. Мы свои предложения уже делали, мы дополняли встречные предложения, инициативы Президента Казахстана по проблеме делимитации акватории моря. В этом смысле мы находимся в диалоге.
И я считаю, что сегодня «каспийская пятёрка» абсолютно вплотную подошла к моменту решения основного вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, потому что это, собственно, главное. И именно по этому вопросу нам еще предстоит окончательно договориться. Уверен, что, несмотря на то, что у нас есть еще определенное несходство в позиции, мы можем договориться. Во‑первых, потому что мы соседи, мы действительно должны дружить друг с другом, а, во‑вторых, потому что это нужно сделать, для того чтобы нам более эффективно хозяйствовать на Каспийском море. Пока же остается в силе прежний статус Каспийского моря, известные соглашения, которые закрепляют когда‑то сложившийся статус-кво, в период, когда эти соглашения были подписаны между Советским Союзом и Ираном.
Сегодня «каспийская пятёрка» вплотную подошла к моменту решения основного вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, это, собственно, главное.
Разумеется, переговорный процесс идет не столь быстро, но мы должны сделать все, чтобы его ускорить. И в этом плане я солидарен с тем, что только что сказал Президент Махмуд Ахмадинежад в части ускорения работы над подготовкой документов. Это наша задача, я считаю, что мы способны двигаться быстрее.
С другой стороны, недопустимы односторонние шаги, которые могут разрушить баланс, существующий на море, или же осложнить или сорвать работу над новой конвенцией. Мы люди ответственные и понимаем, что такого сценария мы допустить не можем. Поэтому еще раз хотел бы заверить вас, что Россия будет делать все для достижения окончательной договоренности.
Наши обязанности заключаются не только в том, чтобы поделить море, поделить акваторию, морское дно, но и в том, чтобы заботиться о сохранении уникальной экологии, бережно использовать природные ресурсы моря. Только что Нурсултан Абишевич [Назарбаев] сказал об этом, я согласен с тем, что мы не должны дать деградировать уникальной биологической составляющей. Давайте подумаем, что можно сделать, какие дополнительные обязательства мы можем на себя принять, потому что, в конце концов, мы сейчас говорим не о наших текущих делах, а о нашей ответственности перед будущими поколениями граждан наших стран.
Поэтому мы должны подумать о том, как нам в общем пользовании сохранить большую часть акватории Каспия. Это позволит строже соблюдать и баланс между деятельностью по нефтедобыче, газодобыче, с одной стороны, чем, естественно, мы занимаемся, и природоохранными мерами, с другой стороны. Вот именно достижение этого баланса является одной из наших ключевых задач, в том числе, и в таком чувствительном вопросе, который, безусловно, для нас всех имеет значение, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов. Мы понимаем, что любая неисправность или авария, не дай Бог, будут иметь для замкнутой биосистемы, для экологической системы Каспия губительные последствия.
Даже такие глобальные катастрофы, которые в этом году происходили, причем в незамкнутых морских системах, имели очень тяжкие последствия. Мне даже пришлось выдвинуть специальную инициативу, которую я озвучил на «двадцатке» и на других форумах, о том, чтобы мы более внимательно относились к таким авариям, чтобы компании несли большую ответственность, чтобы государства понимали, какую ответственность они должны нести, и, может быть, создавали специальные страховые фонды для этого. Все, что касается вот таких происшествий в открытом море, еще в большей степени относится к Каспию, потому что это не только наше общее богатство, это еще и внутреннее море.
Если мы в какой‑то момент ослабим взаимодействие, можете не сомневаться, нашими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют.
Правовую основу пятистороннего экологического взаимодействия в этой сфере составят протоколы к рамочной Конвенции о защите морской среды Каспийского моря. Их подписание запланировано на ближайшее время. Надеюсь, что благодаря этим документам в силу вступят природоохранные нормы прямого действия. Весомой составляющей нашего сотрудничества являются торгово-экономические связи. Выступавшие коллеги об этом уже говорили, и я с ними полностью согласен, это очень важное направление нашего двустороннего взаимодействия и многостороннего взаимодействия.
Россия по‑прежнему считает, что для их дальнейшего развития необходима профильная региональная структура, которая сможет объединить нас всех. Мы рассчитываем на то, что эта инициатива получит заинтересованное обсуждение со стороны наших коллег, присутствующих здесь, за столом. Эта структура не только может активизировать региональные интеграционные процессы, но и стимулировать решение самых разных вопросов, которые стоят в повестке дня.
Еще раз хотел бы поблагодарить Ильхама Гейдаровича [Алиева] за инициативу нашей встречи и выразить надежду, что такие встречи будут происходить с большей регулярностью, и мы сможем достигнуть тех задач, которые стоят перед нами.