А.Цивилева: Военно-медицинская академия – это уникальная структура, которая объединяет в своей работе три направления.
Это, во-первых, научно-технологическая база, где разрабатываются в том числе сейчас новые технологии и подход к лечению военнослужащих.
Кроме того, 600 офицеров в год мы готовим именно как медицинских военных врачей, которые в том числе в данный момент работают в медицинских батальонах на передовой. Тем самым эти высококлассные специалисты позволили нам сейчас минимизировать потери. У нас 98 процентов людей вылечиваются, и большая часть из них возвращается в строй.
И, конечно же, это непосредственно лечебные койки: две тысячи коек у нас развёрнуто. Оказывается помощь нашим бойцам, причём именно высокотехнологичной современной медициной, включая сложнейшие операции, которые проводятся на базе Военно-медицинской академии.
В.Путин (обращаясь к Е.Крюкову): Евгений Владимирович, я вчера поздно вечером, практически ночью, сказал, что хочу к Вам заехать. Смотрю, у Вас уже такие отчёты заготовлены. Когда Вы успели всё это сделать?
Е.Крюков: Мы всегда готовы.
В.Путин: Хорошо, спасибо большое.
Здесь, конечно, у Вас всё поставлено самым лучшим образом. Сейчас два слова скажете, но я хотел бы вот что сказать: по информации, которая поступает по разным каналам, в том числе и от губернаторов, часть военно-медицинских учреждений Минобороны России всё-таки нуждается в реконструкции, реновации или даже новом строительстве.
Поэтому мы сегодня утром разговаривали с Министром [обороны Андреем Белоусовым] – Анна Евгеньевна в курсе. Нужно, безусловно, сделать целую программу реновации. Повторяю, где необходимо и строительство, приведение в порядок медучреждения Министерства обороны. Особенно в связи с тем, что сегодня там на излечении находятся наши ребята, наши военнослужащие из зоны специальной военной операции.
Конечно, это потребует определённых ресурсов, а денег всегда не хватает, но это святое дело – мы обязательно найдём эти ресурсы. Почему это говорю? Хочу, чтобы и Евгений Владимирович, и ваши коллеги как руководители ведущих военно-медицинских учреждений приняли участие в этой работе – в формировании образа современных военно-медицинских учреждений.
Е.Крюков: Безусловно, товарищ Верховный Главнокомандующий, Ваше поручение будет выполнено.
Эта работа на сегодняшний день уже начата. Спланирована программа строительства новых лечебных учреждений и реконструкции имеющихся до 2027 года с чётким определением объёма финансирования. В этом году уже более 110 миллиардов рублей запланировано на эти цели. И понимание, безусловно, руководства Министерства обороны, и указания статс-секретаря, курирующего заместителя Министра обороны [Анны Цивилевой].
Думаю, что эта программа, конечно, будет выполнена. Это забота о людях. Наверное, ничего нет ценнее на сегодняшний день, чем забота о наших защитниках Отечества, героях.
В.Путин: Надо обязательно перевести этот наш разговор в практическую плоскость. Анна Евгеньевна, Вы знаете об этом.
А.Цивилева: Я со своей стороны добавлю, что у нас сейчас действительно идёт завершение строительства ряда объектов. 19 новых госпиталей у нас будут сданы к середине следующего года и семь новых, современных, полностью оборудованных госпиталей – уже в этом году. Поэтому средства нашли.
Мы сейчас много ездим, осматриваем те лечебные учреждения, военные базы, где у нас находятся военнослужащие. Абсолютно Вы правы: не все имеют должное состояние. Но тем не менее 19 новых, современных, многопрофильных госпиталей у нас будет сдано уже до середины следующего года, то есть в ближайшее время.
В.Путин: Очень хорошо.
Прошу Вас, как заместителя Министра, курирующего это направление, держать это под постоянным контролем.
Ясно, что Вы совсем недавно пришли в ведомство, но, я так понимаю, – Министр мне сегодня с утра тоже докладывал, – что в целом Вы в материале, что называется. У Вас базовое образование – медицинское, Вы знаете, о чём идёт речь, можете в этом профессионально разобраться.
Очень рассчитываю, что всё это общими усилиями [будет сделано]. Если потребуется дополнительная помощь со стороны Правительства, скажите об этом.
Евгений Владимирович, что хотели бы сказать про академию?
Е.Крюков: Военно-медицинская академия – это уникальное учреждение. Вами было в своё время принято решение о том, что она не переезжает со своих исторических мест. Безусловно, это требовало существенно…
В.Путин: Были такие планы – выселить вас.
Е.Крюков: Да, выселить нас отсюда в Лисий Нос. Это в определённой мере влияло на те условия, в которых мы работаем, потому что практически все исторические здания требовали капитального ремонта, требовало улучшения условий лечение пациентов. Эта проблема поэтапно начала решаться.
С 2014 года началось строительство многопрофильной клиники, в которой мы находимся. В этом году сдан корпус неврологической клиники, и пациенты лечатся уже в совершенно других условиях. На этот год спланирована сдача отделения челюстно-лицевой хирургии, клиники челюстно-лицевой хирургии. Она расположена в другом военном городке, недалеко от Витебского вокзала. Там есть историческое здание, Раухфусская больница, выходит на Фонтанку.
В.Путин: Это рядом с вашим зданием, да?
Е.Крюков: Это всё наши здания, это целый военный городок. Он, к сожалению, тоже далёк от идеала в плане содержания. Там проводится с 2015 года капитальный ремонт и реконструкция, требующие значительных капиталовложений. Но поэтапно эта проблема решается. Ряд клиник уже сдаются, в том числе и в этом году.
В.Путин: Я знаю, бывал на этой площадке.
Е.Крюков: Да, когда-то Вы посещали эту клинику. Тогда академик Шевченко Юрий Леонидович…
В.Путин: Он был начальником академии.
Е.Крюков: Академия в этом году будет праздновать 226 лет. Это одно из старейших лечебных учреждений России. Кстати, самая старая школа, которая начала выпуск военных врачей для армии и флота, – это госпиталь имени Бурденко, которым я имел честь в течение шести лет руководить. В 1711 году одиннадцать человек – первых врачей для армии и флота – были выпущены из стен госпиталя имени Бурденко.
На сегодняшний день Военно-медицинская академия – это единственное лечебное учреждение в структуре Министерства обороны, готовящее ежегодно… Мы сейчас вышли на набор порядка 650 курсантов – это по программам специалитета. Это факультет подготовки военных фельдшеров, это факультет для подготовки иностранных специалистов. У нас проходят обучение более 630 человек из 33 стран: это Вьетнам, это Монголия, это страны Африки и это наши партнёры по ОДКБ.
Научный потенциал академии довольно значим: 15 членов Российской академии наук, более 400 профессоров, докторов наук. Академия имеет два филиала. Филиал в Москве – это факультет подготовки и усовершенствования специалистов последипломного образования. И принято решение о развёртывании факультета академии в городе Севастополе – исторически сложилось, и планируем там осуществлять подготовку специалистов со средним медицинским образованием и проводить последипломное обучение.
В.Путин: Это учебное заведение имеет перспективы роста?
Просто я сегодня разговаривал с руководителем Крыма, с Аксёновым Сергеем Валерьевичем, и с полпредом [Президента в ЮФО Владимиром Устиновым] – они выступают за то, чтобы там были созданы военные учебные заведения и просят об этом.
Е.Крюков: Ну вот Военно-медицинская академия в Севастополе и в Крыму пользуется очень большим авторитетом. У нас один из самых больших конкурсов среди вузов Министерства обороны. По некоторым направлениям в этом году конкурс на факультет подготовки для Вооружённых Сил составлял 19 человек на место.
В.Путин: Прилично.
Е.Крюков: Образовательная деятельность. Военно-медицинская академия – хотелось бы отметить – это единственный вуз Министерства обороны, который вошёл в программу «Приоритет-2030». Мы четвёртый год в этой программе.
Объёмы дополнительного финансирования Военно-медицинской академии по этой программе, использование денег возможно по трём направлениям: это финансирование научных исследований, улучшение образовательной деятельности и условий обучения и, третье, это программа информатизации Военно-медицинской академии.
Объёмы финансирования в этой программе у нас были увеличены: 100 миллионов – когда мы только вошли в эту программу, в этом году – более 650 миллионов, это дополнительное финансирование. Мы не тратим эти деньги на заработную плату, мы выполняем все указы Президента по «дорожной карте» для наших работников.
Сейчас средняя зарплата в Санкт-Петербурге составляет 82 300 рублей – это заработная плата медсестёр и младших медицинских сестёр. 164 600 рублей – средняя заработная плата – [в соответствии] с «дорожной картой» – у врачебного состава.
Плюс в соответствии с постановлением Правительства и Вашим решением осуществляются доплаты за работу с ранеными. В среднем врач ежемесячно получает доплату в Военно-медицинской академии более 27 тысяч рублей. Военнослужащие также получают эту доплату, но здесь чуть поменьше – в районе 14 тысяч рублей.
В.Путин: Сколько сейчас находится на излечении участников СВО?
Е.Крюков: Сейчас в Военно-медицинской академии развёрнуто две тысячи коек. Для участников специальной военной операции выделено около 1200 коек.
Целый ряд отделений мы не смогли перепрофилировать, да это и не нужно, в силу того что нам необходимо осуществлять образовательный процесс. Допустим, отделение акушерства и гинекологии – клиника акушерства и гинекологии – и детская клиника детских болезней продолжают функционировать в своём обычном режиме.
В интересах Военно-медицинской академии создано единое пространство, осуществляет работу 442-й окружной госпиталь. Потому что мы осуществляем единый приём раненых, их сортировку либо на авиационной площадке, либо при приходе железнодорожного состава с ранеными. Самых тяжёлых пациентов забирает на себя Военно-медицинская академия, а пациентов, которым может быть оказана помощь в более лёгких случаях, берёт на себя 442-й госпиталь.
Плюс в интересах Военно-медицинской академии развёрнуто в городе по линии Минздрава 1437 коек, где наиболее тяжёлые пациенты, которые прооперированы Военно-медицинской академией. У нас стоит дальше необходимость как бы [передавать их] куда-то, и это осуществляется в лечебные учреждения Санкт-Петербурга либо в другие госпитали на территории Российской Федерации.
В.Путин: С гражданской системой здравоохранения есть какие-то проблемы?
Е.Крюков: Анна Евгеньевна встречалась с Александром Дмитриевичем Бегловым неделю назад, попросила о дополнительном выделении коек – решением губернатора, но пока это не реализовано. Мы надеемся, в ближайшее время будет реализовано. Александр Дмитриевич принял решение о дополнительном выделении 270 коек в интересах Военно-медицинской академии.
В.Путин: Думаю, что это вопрос технического характера – точно будет решён.
Вам, Евгений Владимирович, нужна какая-то дополнительная помощь по работе с военнослужащими, которые прибыли на излечение в академию из зоны СВО?
Е.Крюков: Владимир Владимирович, дело в том, что город Санкт-Петербург – это город исторический, с большими традициями. С самых первых дней мы чувствовали заботу петербуржцев о Военно-медицинской академии, прежде всего о раненых, которые здесь находятся на лечении.
С начала специальной военной операции был целый ряд проблем. В частности, не хватало ожоговых кроватей, это высокотехнологичная помощь. Военно-медицинская академия была на тот момент единственным центром для лечения ожоговых пациентов в системе Вооружённых Сил. У нас была проблема с этими кроватями. Фонд «Старорусская, 12» в течение десяти дней поставил нам требуемое количество кроватей, их оплатил – привезли, растаможили, и они были установлены в Военно-медицинской академии.
Точно так же каждый раненый, поступивший в Военно-медицинскую академию, окружён заботой. Это кроссовки, спортивный костюм индивидуальный – по размеру, футболки. Довольно значимое количество пациентов уже прошло через Военно-медицинскую академию – все они были обеспечены всем необходимым.
На сегодняшний день никаких проблем с расходным медицинским имуществом, с медикаментами у Военно-медицинской академии да и в Вооружённых Силах, нет. Я был на всех этапах оказания медицинской помощи, в том числе на самых передовых, – там есть все необходимые медикаменты.
В.Путин: Хорошо, понял. Спасибо.