Обсуждались актуальные социально-экономические вопросы области, в частности решение проблемы обманутых дольщиков и полигонов бытовых отходов, работа программы «Земский доктор».
Отдельно глава региона информировал Президента о деятельности Фонда помощи «Ленинградский рубеж», оказывающего медицинскую, материально-техническую и гуманитарную поддержку мобилизованным и добровольцам области, находящимся в зоне проведения СВО, а также подшефным региону территориям в ДНР.
* * *
В.Путин: Как дела у Вас?
А.Дрозденко: Владимир Владимирович, спасибо. На самом деле обстановка достаточно стабильная. Более того, по экономике цифры хорошие, несмотря на санкции. Вы знаете, что в Ленинградской области было более 450 предприятий только в части иностранного капитала, причём недружественных стран. Но мы не просто выстояли, а цифры бьют рекорды: и по ВРП, и по инвестициям, и по стройке.
Все материалы о поездке в СЗФО
В.Путин: И промышленное производство.
А.Дрозденко: Да.
Но хотел бы начать с того, что от имени всех наших ветеранов – блокадников и ветеранов Великой Отечественной войны, их не так много осталось, – выразить слова огромной признательности, благодарности за участие в мероприятиях. Поверьте, для них это было очень важно.
В.Путин: Для меня – тоже.
А.Дрозденко: Второе – конечно, слова огромной благодарности за монумент, за мемориал. Вы представляете, мы ещё его не открыли с экскурсоводами, но уже два дня на стоянку не поставить машину. После Вашего открытия люди приезжают целыми семьями. Мне даже прислали видео. Огромный интерес. Конечно же, очень правильная, положительная реакция на Ваше выступление. Ещё раз хочу сказать, ветераны-блокадники просили передать, прямо так и сказали, низкий поклон.
В.Путин: Спасибо. И Вам спасибо, что место хорошее подобрали. Это же Вы помогали строительству.
А.Дрозденко: Да, мы. Место было сложное, но всеми силами мы сделали так, что оно действительно сегодня достойное. Я поэтому по экономике особо, наверное, ничего говорить не буду. Все цифры стабильные. Огромное спасибо за то, что все федеральные программы сегодня работают у нас. Наверное, самое главное то, что национальные проекты и Ваши указы мы выполнили на 99,7 процента по итогам 2023 года, это хорошая цифра.
Хотел бы передать материалы. Первое – это Ваше поручение. Кстати, в конкурсе участвовали наши ветераны и блокадники помимо архитекторов и скульпторов, это итоги работы студенческих коллективов – конкурс по реконструкции «Дороги жизни», большой и малой. Победители здесь представлены. Как я Вам говорил, мы проект сделаем до конца 2024 года. И мы начнём после проекта реконструкцию, но буду просить, конечно, федеральной помощи и поддержки, потому что проект получился грандиозный.
(Обращаясь к презентации.) Если посмотреть, например, проект затрагивает не только «Дорогу жизни», но и Кобону, где как раз заканчивалась «Дорога жизни», привозили людей после эвакуации, как говорят, на Большую землю, очень знаковые получаются памятники. Часть памятников мы будем реконструировать, часть памятников – новое строительство, но это стоит того, потому что это действительно будет фундаментальная реконструкция и реставрация. Мы постараемся уложиться в здравый смысл, и мы уже с архитекторами и со скульпторами, со студентами это всё обсуждаем.
Наверное, самое главное то, что молодые ребята не утратили интереса к этой теме, очень трепетно к ней подошли. И если говорить вообще о молодых ребятах, Владимир Владимирович, я хотел бы представить презентацию. Мы, как и все регионы России, выполняем Ваши поручения, активно поддерживаем специальную военную операцию, но мы помощь разделили на две части – волонтёры, общественные организации, люди, которые помогают, как и все регионы традиционно, а фонд «Ленинградский рубеж», который мы создали вместе с бизнесом, взял на себя четыре большие функции.
Первое наше направление – это оказание помощи, мы согласуем это с военными, это медицинская помощь и эвакуация раненых. Здесь представлены наши ноу-хау, которые сегодня распространяются в других регионах Российской Федерации – это обычный автобус, который переделывается под реанимобиль, он может эвакуировать одновременно восемь тяжелораненых, полностью установлено всё необходимое оборудование. А то, что касается доставки именно до этих автобусов, мы поставляем несколько десятков, если быть точным 57, внедорожников, переделываем «Нивы» под перевозку раненых, эта система работает.
Второе – обучение. Мы вместе с 56-м учебным центром создали шесть классов, где мы обучаем наших молодых ребят, которые затем подписывают контракт, это добровольцы-контрактники, по управлению дронами и по противодроновой борьбе. И Вы знаете, интерес очень большой, и ребята учатся, мы им помогаем.
Ещё одно наше ноу-хау – обучение в тылу и на фронте. Мы взяли шефство над несколькими ремонтными батальонами. Мы не просто поставляем оборудование, инвентарь – наши профессиональные преподаватели с наших училищ туда приезжают и обучают контрактников, бойцов, проводят на том оборудовании, которое мы поставляем. То есть идёт обучение прямо там, на месте, в тылу.
И следующая презентация – это мобильные комплексы различного назначения. Прежде всего – это тоже наша разработка – мобильные комплексы для управления, корректировки артиллерии. Это прямо целые автомобили. Дело в том, что три именных батальона, Невский, Ладожский и Ленинградский, – это артиллерийские батальоны, которые формировались в городе Луга на артиллерийском полигоне, и мы их сегодня очень активно поддерживаем.
Ещё одно наше ноу-хау, не могу об этом не сказать, – мобильные комплексы для очистки воды. Вы знаете, что есть там такая проблема, даже многие волонтёры, добровольцы канистрами туда возят воду. Мы пошли по другому пути, у нас уже три машины там работает: из любой лужи, извините за выражение, можно зачерпнуть воду, и затем машина перерабатывает в чистую воду, эта чистая вода перерабатывается.
Ещё одно направление нашего фонда – поддержка молодых ребят там, в Новороссии. Мы поставляем во все музыкальные школы музыкальные инструменты: и в Донецк, и в Енакиево, и в другие города. И не просто поставляем. Мы выполнили Ваше поручение. Вы знаете, мы выкупили в своё время, когда выставляли на торги, ДК имени Горького в Петербурге, и теперь это наш областной дворец искусств. Мы там организовываем конкурсы для молодых одарённых ребят из Новороссии, и они соревнуются с нашими ребятами. В соревнованиях рождается очень интересное творчество. Полные залы людей. Эту программу мы обязательно продолжим.
В.Путин: Для людей это важно.
А.Дрозденко: В первую очередь, Владимир Владимирович, хотел бы к Вам обратиться, это не финансовая просьба. Мы создаём уникальный кластер для поддержки ребят с СВО. Чем он уникален? Это и проживание, и обучение, и профессиональная переподготовка, и индивидуальное изготовление протезов, протезирование, медицинская реабилитация, это и возможность получить путёвку в большую жизнь. Но с чем связана моя просьба, Владимир Владимирович? На самом деле оказалось, что дело не в финансах. Мы этот вопрос закроем, и мы привлекли бюджетное финансирование. Очень активно участвует бизнес. Мы попали на стыке нескольких министерств: Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство социальной защиты, Министерство промышленности, потому что там же одновременно и производство. Везде требуются свои разрешения, свои лицензии. А юридическое лицо мы делаем единым. Я хочу попросить Вас дать поручение поддержать данный проект, он первый [такой проект], который будет реализовываться в России. Уже очень многое построено. Построены учебные классы, построен центр реабилитации, построены дома-общежития для проживания, там же уже построены корпусы для производства реабилитационного оборудования. Но сложность в том, что везде требуются свои разрешения и свои лицензии, но нет понимания, как это дать единому юридическому лицу. Поэтому будем просить Вас данный проект поддержать, и, если возможно, чтобы мы, наверное, были «пилотами» в Российской Федерации. Я рассчитываю, что до конца этого года мы отправить сможем ребят.
В.Путин: Хорошо.
Александр Юрьевич, есть ещё несколько вопросов, которые нужно пообсуждать, они уже совсем гражданские, мирные, но тем не менее решать их нужно. У Вас до сих пор не решён вопрос с обманутыми дольщиками, такая проблема ещё существует.
А.Дрозденко: Докладываю, Владимир Владимирович: мы приняли решение и согласились с очень непростым для нас предложением Правительства Российской Федерации изменить пропорцию софинансирования. У нас была пропорция 49 на 51. Я подписал документы в конце года: 99 на один, где 99 процентов софинансирование Ленинградской области, один процент федерального бюджета. Но мы понимали, что это проблема, которую надо решать, и на следующий день у нас принято решение о выплате компенсации там, где дома в низкой степени готовности. Там, где дома строят, мы их достроим с учётом собственного финансирования и софинансирования из средств компаний, которые пришли к нам, помогают нам это решать. До середины года дома будут достроены, а выплаты мы все произведём 1 марта. 8,5 миллиарда рублей на эти цели мы зарезервировали в бюджете этого года.
Я хочу сказать, что бюджет у нас сверстался неплохой, мы 2023 год начинали с предельно дефицитным бюджетом, но благодаря тем цифрам в экономике, о которых Вы сказали, мы завершили с пусть небольшим, но профицитным бюджетом. Поэтому и взяли на себя те расходы и обязательства. Я Вас заверяю и Вам докладываю: Ваше поручение будет полностью выплачено. Либо будет компенсация, либо люди получат свои квартиры.
В.Путин: Хорошо, добивайте.
А.Дрозденко: Мы эту тему обязательно добьём.
В.Путин: Вторая острая тема, но не с Вашей деятельностью связана, исторически так сложилось: Ленинград, Ленинградская область – большие пространства до сих пор под полигонами бытовых отходов находятся.
А.Дрозденко: Владимир Владимирович, мы начали работать вместе с нашим соседом – Санкт-Петербургом. Мы создали единого регионального оператора и сегодня выделили три площадки для строительства мусороперерабатывающих заводов. Это площадки под крупные заводы, это почти «миллионники». Глубокая переработка – до 60 процентов. Первая площадка – это бывший карьер, прямо лунный пейзаж, карьер Островский. Разрешение на строительство уже выдано, завод начинает строиться.
Ещё две площадки – в Всеволожском и Ломоносовском районах. Мы находимся в стадии дооформления. Не скрою, что сложно. Потому что, когда мы проводили опросы жителей Ленинградской области, все говорят: да, мы за глубокую переработку. Но когда спрашивают, в каком районе мы будем её размещать: в любом, кроме нашего. Поэтому, конечно, есть сложности, но эти сложности будут преодолимы.
Мы будем строить три крупных завода для Петербурга. Один завод уже строится – «Кингисепп», это для переработки нашего, областного мусора. Второй завод – КПО «Рахья» – это тоже для переработки нашего, областного мусора. То есть пять заводов. Мы хотим закрыть традиционные полигоны до конца этого года и начиная со следующего года поэтапно будем вводить заводы. То есть задача такая: вводим завод – закрываем один или два полигона.
Конечно, и ленинградцы, и петербуржцы хотели бы сегодня закрыть полигоны, такое желание у них есть. Но мы прекрасно понимаем: чтобы закрыть полигон, надо открыть завод. Да, были задержки с оформлением земельных участков, было очень много споров по экспертизе, были и судебные решения, подавали иски в суд, мы доказывали в суде.
В.Путин: То есть у вас есть программа, план?
А.Дрозденко: Программа полностью утверждена. Даже могу Вам сказать, что у нас завтра как раз проходит крупное совещание с коллегами из Санкт-Петербурга. Мы уже утверждаем финансирование на 2024–2025 годы для того, чтобы полностью Ваше поручение выполнить, до конца 2025 года этот вопрос закрыть.
В.Путин: Отлично,очень хорошо. Это такие, прямо скажем, непраздничные вопросы, но от них зависит качество жизни людей.
А.Дрозденко: Владимир Владимирович, мы все Ваши поручения берём на особый контроль. Помните, Вы мне давали наказ по чистой воде, чтобы в кранах была чистая вода. Не везде эта проблема решена, но мы досрочно уже вышли на нормативные показатели 2025 года и продолжаем эту работу – кстати, вместе с нашими белорусскими коллегами, мы закупили у них 120 мобильных станций очистки, для того чтобы в наших небольших посёлках и деревнях устанавливать. Работаем и с нашими, российскими поставщиками, всего у нас программа – 170 станций мы должны сделать в ближайшие три года.
В.Путин: У Вас работает программа «Земский доктор», «Земский учитель»?
А.Дрозденко: Конечно. И причём работает неплохо. Мы выплачивать начинаем с сельской медсестры по 500 тысяч, фельдшер – 750 тысяч, врач – один миллион, но мы ещё доплачиваем из своего бюджета, потому что не везде можно улучшить условия в Ленинградской области за миллион, Всеволожский район, Гатчинский и так далее – дороже. Но мы приняли решение: мы ещё даём и служебное жильё, сократили срок перевода служебного жилья в собственность. Обычно это 10 лет, мы для врачей сделали семь лет.
В.Путин: Количество специалистов ещё такое, что их не хватает.
А.Дрозденко: Не хватает, Владимир Владимирович, потому что есть конкуренция. Мы конкурируем в том числе и с городом. Там зарплаты, не скрою, выше. Поэтому сейчас задача: мы полностью выполняем указные показатели, у нас средняя зарплата врачей выше 200 процентов…
В.Путин: Чем в регионе?
А.Дрозденко: Да. И сейчас мы начинаем стимулировать отдельные специальности, доплачиваем до 120 даже тысяч [рублей] плюсом. Там есть 30, 20 и так далее. Это узкие специальности, которые больше всего находятся в дефиците, в том числе, конечно же, это детские врачи. Поликлиники мы строим, но есть проблема, что мы запускаем поликлиники, а стопроцентной заполняемости кадров у нас сразу не происходит, проходит определённый период.
В.Путин: В принципе область демонстрирует очень хорошие темпы развития. Как интегральный показатель – это рост численности населения. Это одна из немногих территорий России, один из немногих субъектов, где растёт количество постоянно проживающих жителей.
А.Дрозденко: Это правда. Когда я впервые стал губернатором, в 2019 году, было один миллион 600 тысяч человек. А в этом году – два миллиона 100 тысяч человек. Это действительно серьёзный показатель. Люди выбирают Ленинградскую область по нескольким причинам. Первая причина: всегда есть работа, у нас действительно всегда есть дефицит кадров. Второе: возможность купить за понятные деньги комфортное жильё. Третья причина, конечно же, что улучшаются социальные условия вокруг. Это и школы, и детские сады. Но проблемы с этим есть. Я чуть позже тоже на этом остановлюсь.
В.Путин: Хорошо.
<…>