Глава государства выступил на пленарном заседании IV Железнодорожного съезда. В режиме телемоста Президент общался с представителями предприятий и социальных объектов ОАО «РЖД», а также по видеосвязи принял участие во вводе в эксплуатацию двух железнодорожных объектов: Керакского тоннеля – самого длинного на Забайкальской железной дороге – и железнодорожной линии Выходной – Лавна в Мурманской области.
По окончании мероприятия состоялась церемония вручения государственных наград работникам предприятий ОАО «РЖД».
В работе IV Железнодорожного съезда приняли участие около 2000 работников отрасли, а также представители органов власти, бизнеса, профсоюзных и ветеранских организаций. Ключевая тема съезда – развитие железных дорог в контексте обеспечения социально-экономических интересов России.
* * *
Выступление на пленарном заседании IV Железнодорожного съезда
В.Путин: Уважаемые друзья!
Приветствую участников и гостей IV Железнодорожного съезда и, конечно, всех работников этой ключевой, без всякого преувеличения, стратегической отрасли, которая вносит колоссальный вклад в развитие России, наших регионов и укрепление национального суверенитета.
Наша железнодорожная сеть занимает первое место в мире по интенсивности использования, обеспечивает 87 процентов грузооборота страны и примерно треть пассажиропотока. Железными дорогами России пользуются свыше миллиарда пассажиров в год. Такие впечатляющие цифры.
Лидер отрасли – компания РЖД – является одним из главных заказчиков для отечественного машиностроения, промышленности в целом, для строительного комплекса и системы профессионального образования, обеспечивает многие сектора экономики, науки, технологического бизнеса стабильными, долгосрочными заказами. Так, за последние 20 лет компания закупила свыше 9000 российских локомотивов. На маршруты вышли более 700 новейших магистральных тепловозов.
Сегодня по железным дорогам курсирует свыше 1 миллиона 300 тысяч грузовых вагонов – больше, чем когда-либо за всю нашу историю. Причём вагонный парк России – один из самых молодых в мире: средний возраст – около 13 лет. А в ближайшие три-четыре года предстоит полностью завершить обновление парка пассажирских вагонов.
Повторю: политика развития РЖД стимулирует ключевые, инновационные сектора нашей экономики. Безусловно, нужно и дальше это делать: осваивать новые виды техники, другой продукции, я чуть попозже ещё о новых инновационных направлениях развития «РЖД» скажу отдельно. Конечно, включая локомотивы для сверхтяжёлых поездов, которые особенно востребованы на Восточном полигоне железных дорог, насколько это важно – в этой аудитории говорить не нужно. И конечно, развивать нужно инфраструктуру для скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения. За этим будущее российских железных дорог, новое качество услуг, дополнительные возможности для миллионов людей, экономики страны, бизнеса, туризма, для наших торговых связей, для развития регионов и городов.
Уже идёт масштабная модернизация Центрального транспортного узла. Реализуются также сложные проекты, как Московские центральные диаметры. В дальнейшем они станут основой для того, чтобы соединить современными, удобными, скоростными маршрутами Москву, Московскую, Ярославскую, Тверскую, Калужскую, Владимирскую и другие области Центральной России.
Отмечу, что именно пассажирские перевозки ярко демонстрируют новый облик российской железнодорожной сети, российского железнодорожного транспорта в целом. Модернизируются станции, вокзальные комплексы. Многие такие вокзалы – это, мы с вами знаем, памятники архитектуры, это наше наследие. Важно, что их обновление ведётся бережно. Они становятся по-настоящему современными и при этом сохраняют свой неповторимый исторический облик.
Неслучайно, что интересным, перспективным направлением стал железнодорожный туризм. Когда Олег Валентинович [Белозёров] сказал мне об этом в начале этого проекта, немножко странновато прозвучало, но ничего странного нет, оказалось, что замечательный продукт, пользуется большой популярностью у граждан. Сейчас таких маршрутов более 50. Они проходят через Карелию, Урал, Центральную часть России и многие другие наши регионы, позволяют туристам познакомиться с национальными парками, такими памятниками природы, как Байкал, например, другими уникальными местами нашей Родины.
Уверенно растёт и пассажиропоток в Крым, налаживается сообщение с регионами Донбасса и Новороссии. И особо отмечу, что наши железные дороги успешно справляются с возросшей нагрузкой на южном и юго-западном направлении, надёжно обеспечивают воинские перевозки, поставки сырья, комплектующих на оборонные предприятия.
В прошлом году именно компания «РЖД», другие отечественные перевозчики в кратчайшие сроки смогли перестроить логистику, направить дополнительные грузопотоки на Дальний Восток, к нашим портам на севере и юге страны. Тем самым внесли свой, я без преувеличения скажу, огромный вклад в отражение санкционных атак против нашей страны, обеспечили условия для восстановления и роста экономики, для выхода нашей продукции на перспективные глобальные рынки.
В целом и пассажирские, и грузовые поезда в России следуют по расписанию. И это в том числе результат модернизации управления железной дорогой, отработки на практике современных, более современных и более эффективных методов движения составов, включая технологии «виртуальной сцепки». Такая интересная новация развивается, и получается у вас это делать в силу подготовки, конечно, специалистов.
Сегодня железные дороги России – это мощный высокотехнологичный комплекс. Один из флагманов нашей экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. При этом упор делается именно на отечественные разработки, на использование российского программного продукта.
Кстати, добавлю, что благодаря новым сервисам фактически ушли в прошлое очереди возле железнодорожных касс. Сегодня три четверти билетов оформляются в онлайн-системе, на интернет-сайте или с помощью мобильного приложения
РЖД также наш лидер в развитии квантовых коммуникаций. Это одна из сквозных технологий, где у России есть серьёзный научный и практический задел и возрастающие компетенции собственные. Уже создаётся магистральная квантовая сеть, которая на новом уровне обеспечит качество и безопасность коммуникаций, повысит скорость передачи данных, а значит, позволит укреплять связанность страны. Для России – самой огромной территории в мире – это абсолютно приоритетная задача. Создаётся база для бурного развития отраслей и услуг экономики больших данных – экономики будущего.
По итогам текущего года протяжённость квантовой сети превысит 3 тысячи 200 километров. Она объединит Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань и другие крупные города России.
Темпы развития сети будут нарастать. В следующем году её протяжённость увеличится до семи тысяч километров, присоединятся Сочи и Екатеринбург. А к концу текущего десятилетия квантовая инфраструктура обеспечит такой географический охват, который будет полностью отвечать внутренним потребностям нашей страны, выведет Россию в число мировых лидеров в этой сфере. Очень рассчитываю, что РЖД, как головная компания по этому стратегическому направлению, в полной мере реализует столь масштабные планы.
Уважаемые друзья!
За проектами, достижениями, о которых сейчас сказал, стоит напряжённый, каждодневный и добросовестный труд – труд сотен тысяч людей: машинистов и проводников, диспетчеров и ремонтников, путеобходчиков, инженеров и транспортных строителей, многих других специальностей.
Я хочу поблагодарить всех, кто работает на железных дорогах России, а также ветеранов отрасли за вашу сплочённость, за вашу ответственность, за умение добиваться поставленных целей даже в самых непростых, а порой и в суровых условиях.
Самоотверженность и высочайшая дисциплина железнодорожников проявляются не только на профессиональном поприще. Регулярно общаюсь, скажу и об этом, с командирами подразделений, которые участвуют в специальной военной операции, и не раз говорили, не раз слышал от них, что там, где служат железнодорожники, всегда надёжный порядок, чёткое выполнение боевой задачи. И конечно, отмечают доблесть и личное мужество бойцов.
Такие качества, настоящая профессиональная закалка передаются у железнодорожников из поколения в поколение. Ваш труд всегда пользуется особым почётом и уважением. И мы обязательно будем укреплять кадровый потенциал отрасли, улучшать условия труда на железной дороге, социальную защищённость сотрудников и ветеранов предприятий. Конечно, нерешённых вопросов здесь много. Мы обязательно – и руководство отрасли, руководство Правительства, – все мы будем, конечно, совместно с руководством компании думать над решением этих задач.
Напомню, что РЖД – это крупнейший корпоративный работодатель в России. Сейчас только вот руководитель профсоюзной организации говорил об этом. Причём во многих районах, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, железная дорога играет определяющую роль в жизни целых городов и посёлков: не только обеспечивает рабочие места, но и решает другие важные социальные задачи.
В этой связи хочу поблагодарить всех руководителей – и бывшего Министерства путей сообщения, и созданной на его базе компании «РЖД», её подразделений, и, конечно, отраслевого профсоюза, о котором только что упоминал, – за то, что в непростые периоды сохранили обширную социальную инфраструктуру, думали о том, как будут жить люди, трудовые коллективы и их семьи.
Сегодня эта социальная инфраструктура развивается. И такие инвестиции, вложения, такая забота о сотрудниках реально работают на будущее отрасли, повышают её конкурентоспособность, привлекательность для новых кадров, для молодых людей.
Так, в 2020 году корпоративный университет РЖД был признан лучшим в мире. Что особенно важно: компания выстраивает полноценный образовательный путь – от школьной скамьи до современного рабочего места. Повышенное внимание уделяется школьникам, развитию их способностей и талантов. Этим занимаются профессиональные центры при школах и лицеях. Действуют 26 детских железных дорог, на базе которых открыты шесть «Кванториумов», их специализация – IT и робототехника. Такие инициативы, безусловно, заслуживают самой высокой оценки.
Уважаемые друзья!
Многими поколениями железнодорожников в России была создана мощная инфраструктура, производственная, технологическая база, которая позволяет нам идти вперёд, добиваться больших результатов, ставить новые, амбициозные цели.
Сегодня Россия реализует масштабную повестку развития, укрепляет свой суверенитет, создаёт новые возможности для роста экономики и расширения межрегиональных связей, для формирования глобального конкурентоспособного рынка транспортных услуг, коридоров.
Предстоящее десятилетие станет для нашей страны десятилетием большой стройки, больших проектов, в том числе на железной дороге, – проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии.
Мы расширяем, как известно, БАМ и Транссиб, модернизируем другие магистрали и подходы к морским портам, включая Азово-Черноморский и Каспийский бассейны, одновременно начинаем масштабный проект по созданию сетей высокоскоростных железных дорог.
В качестве первого шага такой маршрут должен кардинально сократить время в пути между двумя крупнейшими агломерациями нашей страны – Москвой и Санкт-Петербургом. Затем такие трассы должны соединить столицу с братской Белоруссией, с Минском, Воронежем, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, обеспечить доступность курортов Черноморского побережья – большую, лучшую доступность для наших граждан. И особо подчеркну: в перспективе, безусловно, будем строить их до Луганска и Донецка.
Планируется, что высокоскоростные магистрали пройдут по территориям, где живёт более 111 миллионов наших граждан, а это 80 процентов населения страны.
Скажу сегодня и о планах, которые позволяют укреплять транспортно-логистический каркас всей Евразии, диверсифицировать потоки грузов за счёт более эффективных, более надёжных и безопасных доставок.
Так, в европейской части России мы развиваем международный коридор «Север – Юг». Он свяжет с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана российские порты на Балтике, а также Мурманский транспортный узел – один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать.
На всём маршруте – от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса – будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта «1520». Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займёт около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза.
Ещё один транспортный меридиан с Севера на Юг пройдёт через Урал и Сибирь. Его ключевые элементы – это модернизация центрального участка Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу, на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, Алтайского края. Это строительство Северного широтного хода с перспективным выходом к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края, а также создание новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – от Ханты-Мансийского автономного округа до её стыковки с Транссибом и БАМом.
Эти проекты в комплексе позволят не только разгрузить Транссиб, перенести часть грузопотока, например угля, мы понимаем все вопросы, связанные с этой проблемой, с действующих трасс, но и создать мощный логистический кластер на Урале и Сибири, дать импульс развитию всего этого макрорегиона.
Одновременно работаем с зарубежными партнёрами над формированием железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении: в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.
Наконец, ещё один коридор от Арктики на Юг мы планируем на Дальнем Востоке. Его элементы также формируются: это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога.
Все эти три коридора с Севера на Юг, о которых только что сказал, в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке открывают возможность интегрировать, напрямую соединить наши железнодорожные, транспортные маршруты с логистическими узлами на юге и юго-востоке Евразии.
Что особенно важно, эти проекты сформируют огромное пространство для долгосрочного развития целых отраслей и огромных территорий Российской Федерации, обеспечат мощный позитивный эффект для нашей страны, для наших граждан.
Дорогие друзья!
Железные дороги – важнейшая часть транспортной системы России. Их устойчивая, надёжная работа на внутреннем рынке и в сфере международных перевозок во многом определяет динамику развития всей нашей страны, качество национальной экономики, её глобальную конкурентоспособность.
Безусловно, мы и дальше будем укреплять железнодорожную отрасль, повышать провозную способность магистралей, безусловно, надо думать и решать вопрос о повышении скорости перевозок, качества, удобства обслуживания пассажиров и перевозки грузов, всё это в числе наших задач. С учётом новых вызовов наращивать возможности отечественной промышленности, технологической сферы, отраслевой науки и образования.
Безусловно, будем действовать слаженно, совместно, объединяя усилия государства, регионов, бизнеса, ваших замечательных трудовых коллективов – миллионы талантливых людей, настоящих профессионалов своего дела, которые настроены на достижение больших результатов, готовы к этой работе, у меня в этом нет никаких сомнений. И обязательно решим все поставленные задачи в интересах России.
Спасибо большое.
<…>
Выступления на церемонии вручения государственных наград Российской Федерации
С.Берек: Уважаемый Владимир Владимирович!
От всей души хочу поблагодарить Вас за такую высокую оценку моего труда. Это звание дорого для каждого железнодорожника. Я благодарю Вас за то, что Вы оценили мой труд. Буду это звание с гордостью носить.
И ещё хочу сказать: я очень рада, что Вы решили участвовать в выборах. Я поздравляю Вас. Я желала этого всем сердцем: Вы – мой Президент, я верю Вам. Сил Вам в Ваших великих делах.
Спасибо, Владимир Владимирович.
О.Белозёров: Уважаемый Владимир Владимирович!
Для нас всех огромная честь сегодня на IV съезде, в год 20-летия «Российских железных дорог», – а [решение о] формировании нас как акционерного общества тоже принимали Вы, – огромная честь получить этот знак. Для каждого из нас, для каждого железнодорожника это большая честь.
Железные дороги могут работать только вместе – только если каждый на своём месте выполнил свою задачу. И конечно же, это заслуга всех от – Сахалина до Калининграда.
Конечно, награда – это определённый результат, но мы её воспринимаем, Владимир Владимирович, как аванс. И сегодня здесь, пользуясь случаем, хочу традиционно – на индивидуальных докладах я всегда заканчиваю [этими] словами, а сегодня хочу воспользоваться ещё и поддержкой 1812 делегатов-железнодорожников – поблагодарить Вас за всё, что Вы для нас делаете, за поддержку, за Ваше внимание и заверить Вас: железнодорожники Вас не подведут и выполнят все поставленные задачи!
Смотрите также
В.Путин: Не буду возвращаться к стратегическому значению железнодорожной отрасли. Об этом уже сказано, и думаю, что все в России понимают эту значимость. Хотел бы вернуться к тому, что мы сейчас видели: открытию двух важных объектов в разных частях нашей огромной страны – на Севере и на Востоке, в европейской и восточной части страны.
Думаю, что и у меня, и даже у вас, у людей, которые многие годы своей жизни отдали железнодорожной сфере, всё равно для вас, может быть, для многих во всяком случае, это какое-то текущее мероприятие, одно из текущих мероприятий, но для людей, которые смотрят всё-таки со стороны, это производит впечатление. Какое? Первое, безусловно, чувство благодарности тем людям, которые в таких условиях добиваются таких ярких, несмотря на то что сейчас полярная ночь в Мурманске и уже темно давно на Дальнем Востоке, но всё-таки ярких по своему содержанию и значимости результатов. Так что отдельное им большое спасибо ещё раз. И, во-вторых, когда смотришь, поезда пошли по тоннелю, по мосту, какое-то чувство надёги возникает. Страна живёт, развивается, добивается результатов, успехов и, как говорили ещё в советское время, возникает ощущение уверенности в завтрашнем дне. За это спасибо огромное всем вам и, конечно, тем, кто сегодня получил государственные награды. Я знаю, что таких людей в отрасли железнодорожной, конечно, гораздо-гораздо больше. Как в таких случаях говорю при награждениях, это всегда только символ, символ внимания страны к железнодорожной отрасли и благодарности за результаты вашей работы.
Спасибо большое. Всего доброго. До свидания.