Всероссийский конкурс «Учитель года» проводится ежегодно с 1992 года (в 1990–1991 годах – «Учитель года СССР»). Учредителями являются Министерство просвещения, Общероссийский профсоюз работников образования и «Учительская газета». В заключительном, федеральном этапе конкурса 2023 года приняли участие 90 человек.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день или добрый вечер уже!
Я хочу вас всех приветствовать и, конечно, поздравить вас и в вашем лице всех педагогов да и всех граждан нашей страны с наступающим Днём учителя.
Это не просто профессиональный праздник. Он близок, понятен практически всем гражданам нашей страны: и тем, кто учится, и тем, кто учит, и всем, кто учился. Хочу вас всех поблагодарить за ваш труд, заботу, душевную щедрость к детям и пожелать вам всяческих успехов.
И конечно, хочу поздравить финалистов, лауреатов замечательного конкурса «Учитель года» с результатами, победителей и финалистов, – не просто поздравить, а пожелать вам успехов. Это красивый и, надеюсь, промежуточный результат вашей работы. Промежуточный – потому что за этим достижением, я уверен, вас ожидают и следующие, потому что ваши идеи, наработки получили заслуженное признание со стороны коллег, всего педагогического сообщества. Ну а если они получили такой признание, то они заслуживают того, чтобы их продвигать и внедрять в самом широком смысле этого слова.
Отрадно, что теперь в дружную команду участников, финалистов конкурсов входят и педагоги Донецкой и Луганской республик, Херсонской и Запорожской областей. Поддержка систем образования в этих регионах чрезвычайно важна. Мы уделяем и, безусловно, будем уделять ей особое внимание.
Нужно помочь коллегам наверстать упущенное, сделать всё для того, чтобы и школьники, и учителя чувствовали себя частью огромного общего, единого образовательного пространства большой страны.
В этих регионах, как и по всей стране, нужно как можно шире применять лучшие педагогические практики, передовые методики, создавать условия для того, чтобы и учителя сами могли учиться. Сейчас во всех отраслях, по всем направлениям мы слышим в принципе правильные вещи, одно и то же говорится: о том, что все мы должны учиться постоянно, повышать свою квалификацию, совершенствовать своё мастерство. Безусловно, это относится к педагогам, может быть, даже не то что не в последнюю, а в первую очередь.
Здесь очень полезен, востребован и ваш опыт как признанных лидеров профессии – обращаюсь сейчас к собравшимся, – ваш творческий, новаторский подход и потенциал. И конечно, очень рассчитываю – и это тоже хорошая традиция конкурсов в сфере образования, – что вы станете наставниками в том числе и для коллег. Уверен, это не должно звучать ни для кого обидно, потому что вы, люди, которые показали свои потенциальные возможности, конечно, можете и должны поделиться своими знаниями, наработками, своими творческими идеями с коллегами. И, повторяю, это ни для кого не должно быть обидно, если эти наработки и предложения будут доводиться до ваших коллег.
Сейчас мы, вы знаете хорошо об этом, стараемся всё больше и больше уделить внимание и материальной стороне дела: строятся, ремонтируются, обретают новый облик школы, обновляются учебники и программы. В этой работе, особенно когда речь идёт о содержании образовательного процесса, конечно, очень важно ваше непосредственное участие.
Надеюсь, что вы сегодня поделитесь своими оценками того, что уже сделано за последнее время, своими предложениями, видением направлений дальнейшего развития школьного образования в России.
Я вас ещё раз поздравляю, желаю вам всего самого доброго. Пожалуйста, если есть какие-то идеи, предложения – я вижу в кадре и Министра [просвещения Сергея Кравцова], у нас на связи профильный вице-премьер Татьяна Алексеевна Голикова, Андрей Александрович Фурсенко, который Министром раньше был, сейчас в Администрации [Президента] работает – в общем, все мы готовы вас поддержать.
Пожалуйста, вам слово.
Е.Константинова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
Е.Константинова: Меня зовут Евгения Владимировна Константинова, являюсь учителем русского языка и литературы и лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России», преподаю русский язык и литературу в гимназии № 25 города Краснодара.
У меня есть следующее слово к Вам. Хочется выразить огромную радость, потому что мы видим, что большинство выпускников выбирают всё больше педагогические вузы, и мы, учителя, этому очень рады, потому что это свидетельствует о том, что престиж профессии растёт, и нас это радует.
Но перед педагогами встают новые вызовы, на которые мы должны, конечно же, отвечать. Я думаю, что Вы согласитесь, что сейчас, к сожалению, педагог не является монополистом в области знаний. Если раньше наши ребята бежали за получением ответа на сложный вопрос к учителю или же обращались к книге, то сейчас у наших ребят возникает желание получить дополнительную информацию из других источников, которых достаточно много.
Кроме того, сейчас педагог конкурирует с искусственным интеллектом, и даже ходят споры о том, сможет ли искусственный интеллект заменить учителя или нет. Я считаю, например, что нет.
Для меня и моих коллег очень важно, что педагог должен постоянно развиваться, повышать уровень своей квалификации и расти в области своих компетенций. Я думаю, что очень важно педагогу обучаться не только в рамках своего предмета, но и получать дополнительное образование по другому предмету.
Приведу пример. Я являюсь классным руководителем физико-математического и химико-биологического класса и преподаю русский язык. Мне было бы интересно, например, получить дополнительное образование в области IT или математики, для того чтобы расширить поле исследований со своими учениками. Я думаю, что мы могли бы выйти на новый уровень познания, открыть что-то новое и интересное, и все горизонты были бы перед нами открыты.
В связи с чем есть предложение и вопрос: как Вы думаете, дополнительное образование для педагогов позволило бы нам стать более конкурентоспособными? Если да, то возможно ли организовать такое дополнительное образование для нас? Ведь девиз конкурса – «учить и учиться». И мы с радостью будем учиться вместе с детьми.
Спасибо.
В.Путин: Евгения Владимировна, конечно, здесь сомнений нет, дополнительное образование создаёт лучшие конкурентные условия, возможности, вопроса нет.
А по поводу того, чтобы получить дополнительное образование самим, имеется в виду что, какое-то в полном смысле слова и в полном объёме второе высшее образование? Или что? О чём Вы говорите сейчас?
Е.Константинова: Сейчас поясню, о чём идёт речь.
Приходя в Институт развития образования, учителя могут повысить свою квалификацию в области психологии или же литературы, но курсы, например, по повышению квалификации в области математики и информатики доступны для учителей данного предмета. А я предлагаю расширить этот спектр, для того чтобы учитель любого профиля мог получать образование по тому предмету, который считает для себя интересным и который позволит расширить исследовательское поле.
Мы знаем, например, что литература и история очень тесно связаны. Это было бы здорово в контексте изучать новое и открывать вместе с детьми, отвечать, что самое важное, на все их вопросы.
В.Путин: Я лично это поддерживаю и считаю, что это очень полезно и правильно.
Спросим: поддерживает ли нас с вами Правительство Российской Федерации? Татьяна Алексеевна?
Т.Голикова: Добрый вечер, уважаемые коллеги!
С наступающим Днём учителя!
Я думаю, что, Владимир Владимирович, надо более предметно на это посмотреть. Идея-то на самом деле хорошая.
Мы имеем определённый дефицит учителей каких-то специальностей. Это одно направление, нам нужно готовить.
Далее: есть желание совершенствоваться. Там, где действительно есть соотносимые предметы, по которым можно было бы это делать и нужно было бы это делать, это было бы для развития учителя очень правильно.
Но здесь, мне кажется, нужно принять какое-то сбалансированное решение, для того чтобы не было перекосов и перетоков внутри самой системы. Поэтому мы с Сергеем Сергеевичем [Кравцовым], конечно, это дополнительно посмотрим и какие-то, наверное, рекомендации в этой части сформулируем по допобразованию именно учителей.
В.Путин: Я, честно говоря, даже не вижу здесь тех проблем, которые могли бы возникнуть в связи с тем, что учитель в школе будет иметь многопрофильную подготовку. Наоборот, мне кажется, это даёт дополнительные возможности: там, где не хватает специалистов, а такие школы всё-таки есть, у нас они появятся. Там, наверное, есть бюрократические сложности.
Сергей Сергеевич, а Вы что думаете на этот счёт?
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый вечер!
Присоединяюсь к Вашим словам поздравления учителям с Днём учителя, с наступающим Днём учителя. Сегодня большой праздник – у нас проходит «Большая учительская неделя». Здесь представлены учителя со всех регионов, с разных конкурсов.
Что касается дополнительного образования – конечно, это очень важно. Сегодня учитель должен постоянно совершенствоваться, об этом говорят финалисты конкурса. И мы договорились с коллегами, что победители конкурса «Учитель года» будут делиться своим опытом с другими учителями.
Мы посмотрим нормативную базу. Там действительно, Вы правы, Владимир Владимирович, есть определённые сложности, потому что повышение квалификации идёт по тому профилю, по которому работает учитель. Но сегодня с введением единых программ мы можем в том числе совершенствовать подготовку учителя литературы и русского языка по истории или по географии.
Поэтому обязательно проработаем вместе с учителями, подумаем и примем решение, как эту ситуацию поправить и дать возможность тем учителям, которые хотят преподавать другие предметы, этим воспользоваться.
В.Путин: Вы сказали о том, чтобы коллеги, которые собрались в зале, могли делиться своим опытом, и я тоже об этом говорил. Но это совсем другое. Это не то, о чём Евгения Владимировна сказала. Это совсем другое, насколько я понимаю Евгению Владимировну.
Она говорит, что работает с классами, ученики которых занимаются естественными науками, биологией, а сама она учитель русского языка и литературы. Работая с ребятами, ей бы не помешало иметь знания и в той сфере, где они сами специализируются, – правильно, так? – чтобы говорить с ними в чём-то и когда-то на одном языке, понимать друг друга лучше. Так я Вас понял, да, Евгения Владимировна?
Е.Константинова: Да, совершенно верно.
В.Путин: Поэтому то, что Сергей Сергеевич [Кравцов] сказал, это совсем другое.
Да и вообще современный тренд образовательный и научный, научно-образовательный, он ведь как раз и нацелен на то, чтобы многопрофильность была поддержана. Да и научные знания в этом отношении развиваются, и научные открытия делаются на стыке дисциплин сейчас всё больше и больше. Поэтому я бы это поддержал.
Конечно, это вопрос денег, вопрос организации. Я специально спросил: Вы имеете в виду полноценное высшее образование ещё одно, дополнительное, или нет? Мне кажется, здесь полноценное высшее образование дополнительное ни к чему, но какие-то знания серьёзные, конечно, по другим направлениям точно не помешают. Надо подумать над этим. Для педагогов, преподавателей они не помешают, особенно если они, как в данном случае, совершенно очевидно востребованы.
Ну конечно, в класс приходит учитель, там ребята изучают, я так понимаю, в углублённом режиме конкретные дисциплины, и педагог, который с ними работает, хочет говорить с ними на одном языке, понимать, чем они живут. Конечно, это очень важно.
Я подумаю. Я попрошу и Татьяну Алексеевну [Голикову], и Сергея Сергеевича [Кравцова] над этим подумать.
Я чувствую здесь нас с Вами, Евгения Владимировна, Андрей Александрович Фурсенко хочет поддержать, да, Андрей Александрович?
А.Фурсенко: Я хочу поддержать. Тут главная проблема будет, я думаю, не в деньгах. Главная проблема будет в том, кто будет преподавать для этих учителей. Потому что должен быть человек, который смог бы новый предмет объяснить не с точки зрения каких-то конкретных специфических вещей, а дать представление о том, как этот проект встраивается в общую систему знаний.
Это очень сложно, но такие люди есть. Может быть, это не преподаватели курсов повышения квалификации. Это ведущие учёные, которые занимаются этими вопросами, которые могут популярно объяснить не просто, о чём идет речь, а как устроен этот предмет.
Потому что я думаю, что самое главное для преподавателя – понять, как устроена та наука, как устроены те знания, к которым стремятся его ученики, чтобы быть с ними на одном уровне.
В.Путин: Да. Я думаю, это очень важное замечание, которое сделано сейчас, потому что дополнительные курсы подготовки, переподготовки организуются для профильных специалистов, совершенно верно. Это не тот случай, конечно.
Над этим, безусловно, нужно подумать. Мне кажется, это нужно поддержать.
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович, как раз это я и имел в виду: очень важно, чтобы, переобучая, давая новую специальность – мы, конечно, это поддерживаем, – действительно были, как сказал Андрей Александрович [Фурсенко], специалисты, которые могут обучить новой специальности. Обязательно с коллегами этот вопрос проработаем.
В.Путин: Здесь нам нужно говорить на одном языке. Андрей [Александрович Фурсенко] сказал сейчас не о новой специальности, нет, Сергей Сергеевич, и Евгения Владимировна, мне кажется, не ставила вопрос о том, чтобы приобрести новую специальность. Новая специальность – я же не случайно в этого начал – это новое высшее образование. Насколько я понимаю, речь идёт немножко о другом – о том, чтобы быть в курсе той дисциплины, которую в данном случае ученики изучают в углублённом режиме, чтобы понимать, что это за отрасль знания такая, в чём особенности, как она встроена в общую систему образования, науки – вот о чём речь, да, Андрей Александрович, Вы же это имели в виду?
А.Фурсенко: Да, конечно, именно об этом.
В.Путин: Надо подумать над этим. Это, конечно, правильно. Нужно помочь людям.
Ведь о чём сейчас Евгения Владимировна сказала? Помогите мне – вот она что сказала, помогите мне наладить коммуникацию со своими учениками. Но не только лично, а и другим преподавателям и учителям, которые в таком же положении. И надо помочь.
Хорошо, спасибо. Мне кажется, очень правильная и полезная дискуссия у нас была на этот счёт.
Пожалуйста, кто ещё? Прошу Вас.
М.Ладных: Добрый вечер, Владимир Владимирович!
Меня зовут Ладных Михаил Сергеевич, учитель сельской школы «Алгоритм успеха» и по совместительству тренер сборной Белгородской области по олимпиадной физике.
В последнее время формируется единое образовательное пространство благодаря единым учебникам, единым стандартам, единым программам. Это очень правильно, это очень хорошо. Я хотел бы, чтобы такой же единый подход был сформирован для воспитания будущих инженеров.
Дело в том, что у нас есть инженерный профиль, но начиная с 10–11-го класса, а к этому времени мы уже теряем большинство ребят, потому что они начинают бояться физики, её сложности… Даже приходя в 7-й класс, у них уже есть некое опасение, и чтобы этого избежать, мне кажется, нужно показать прежде всего красоту прикладной физики, то есть обратить внимание ребят на практическую составляющую, показывать им эксперименты, опыты, какие-то инженерные решения, наполнить этим пространство вокруг них, в том числе используя оборудование в «Точках роста», чтобы заинтересовать и мотивировать детей, которые приходят в 7-й класс, и они хотели изучать физику, а не боялись её.
В.Путин: Так чего надо сделать, Михаил Сергеевич?
М.Ладных: Нужно создать какое-то единое пространство, эти «Точки роста» использовать для того, чтобы прийти к школьникам, не уже изучающим физику, а которые только планируют это делать, и показать им красоту эксперимента, использовать различные модели, например, создать на территории школы какую-то площадку с неравноплечными качелями, с блоками, с мостом Леонардо да Винчи, чтобы дети на переменах бегали, прыгали, видели красоту физики и проникались, интересовались ей и потом, придя, хотели это изучить, понять, как это работает. То есть именно прикладную, экспериментальную составляющую добавить.
В.Путин: Понятно, то есть речь идёт о дооборудовании школ применительно к Вашему предмету?
М.Ладных: В данном случае у нас уже есть оборудование, но, например, «Точки роста» работают только применительно к старшим школьникам, которые уже изучают физику. Хотелось бы, чтобы это расширилось, использовать то же оборудования для младших школьников, чтобы их мотивировать.
В.Путин: Для малышей.
М.Ладных: Да, начиная с малышей.
В.Путин: Да. Отлично. У нас целая программа сейчас и строительства школ, и ремонтов школ, поэтому это недорого. Мне кажется, вполне можно было бы сделать.
Я, честно говоря, считаю, что это очень правильно, потому что инженерному делу, физике, математике мы стараемся уделить всё больше и больше внимания.
Сергей Сергеевич, сколько школ у нас ремонтируется, должно быть отремонтировано в ближайшее время?
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович, к 2026 году – 7300 школ. Ежегодно порядка 1,5 тысячи ремонтируются, оснащаются новым оборудованием. По Вашему поручению осуществляется не только ремонт, но идёт закупка оборудования для классов. Эта программа будет продолжена, и в бюджете у нас деньги предусмотрены. Поэтому, конечно, то, о чём коллега говорил, использование этого оборудования не только для старших классов, но и для ребят начальной школы, основной школы – тоже это очень важно, и обязательно будем это делать.
В.Путин: Смотрите, это совсем почти ничего не будет стоить, просто заранее об этом нужно подумать и сделать так, как коллега говорит. Это копейки, вообще ни о чём. Просто иметь это в виду и использовать эти идеи. Это же человек говорит прямо, потому что он это чувствует, знает, занимается этим профессионально каждый день. Ничего не стоит, а может дать хороший эффект, да, Сергей Сергеевич?
С.Кравцов: Да, Вы абсолютно правы, Владимир Владимирович, так мы и будем делать, чтобы для ребят начальной, основной школы это оборудование максимально использовались: и «Кванториумы», и «Точки роста» – всё то оборудование, которое сегодня есть по нацпроекту.
В.Путин: Да, но только нужно обязательно знаете что? Сейчас Михаил Сергеевич сказал об этом, а вы постарайтесь это делать, – но нужно, чтобы то, что он сказал, и то, что вы будете делать, было подхвачено в школах.
Он-то у себя в школе сделает, что-то в других школах с вашей помощью появится – какие-то элементарные вещи, – но нужны какие-то указания, методики, чтобы преподаватели в школах это подхватили и начали это использовать.
С.Кравцов: Сделаем.
В.Путин: Одно без другого работать не будет.
Спасибо.
Пожалуйста, коллеги, кто ещё?
Н.Никитюк: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Никита Никитюк, я учитель русского языка и литературы горловской школы № 55, Донецкая Народная Республика. Также я финалист второго сезона масштабного проекта «Классная тема!», который проходит по Вашему поручению. Этот проект помогает поднять престиж и имидж профессии педагога, за это Вам отдельная благодарность.
Помимо преподавания русского языка и литературы я ещё и советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Проект «Навигаторы детства» вошёл на территорию Донецкой Народной Республики в сентябре 2022 года – тогда было несколько пилотных школ. В феврале 2023 года таких школ стало 206, с первого сентября 2023 года в каждой школе Донецкой Народной Республики появились советники и директор по воспитанию; советники также появились в колледжах и СПО.
Советники проходят заочное обучение, четыре заочных модуля, и «навигаторы детства» действительно стали друзьями, товарищами не только для учеников, но и для учителей-предметников и классных руководителей.
Побывать в Международном образовательном центре «Артек» было моей детской мечтой. И она стала возможной благодаря очному обучению, курсам повышения квалификации в этом центре.
Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как вы думаете, есть ли возможность организовать очное обучение, помимо заочного, для всех советников нашей большой страны на базах всероссийских образовательных детских центров и педагогических вузов?
Благодарю.
В.Путин: Насколько я понимаю, у нас во всех вузах эта работа выстраивается. Но в этих центрах, о которых Вы упомянули, насколько мне известно, тоже проводятся какие-то курсы подготовки, образовательные курсы. Я лично считаю, что вполне можно сделать.
Татьяна Алексеевна, как? Почему не сделать? У нас этих центров достаточно.
Т.Голикова: Так и есть, Владимир Владимирович. Просто коллега сказал об «Артеке», а «Артек» – это наша ключевая точка, где проходят переподготовку. Но мы стараемся все наши федеральные базы, которые у нас есть: и «Артек», и «Орлёнок», и «Океан», «Смена», – использовать для этого. С учётом того что мы в этом году советников, по сути, по всей стране интегрируем в школы, и новые регионы к этому присоединились, конечно, эта работа абсолютно посильна. И, безусловно, то, что коллега говорит, что воочию, а не дистанционно, – это, конечно, совсем по-другому, и совсем другой эффект и от восприятия, и от получения того багажа знаний, которые предоставляются на этих площадках, абсолютно. Делаем и будем делать дальше.
В.Путин: Никита Игоревич, думаю, что ответ Вас удовлетворяет. Будем работать дальше в этом направлении.
Н.Никитюк: Спасибо большое.
В.Путин: Но хочу вот что добавить. Дело, которым Вы занимаетесь, чрезвычайно важно. Мы в какой-то момент упустили это за всякими технологиями, а, как известно, без воспитательной составляющей просто набор знаний важен, конечно, но он всё-таки уступает место вопросам, связанным с воспитанием.
Как-то – уже достаточно давно это было, но тем не менее – с Патриархом мы разговаривали на образовательные темы, он очень правильные вещи сказал. Он говорит: сомнений нет, что вы дадите знания. «Вы» – имея в виду и вас прежде всего, педагогическое сообщество, государство. Это, говорит, сомнений нет – важно, в какие сердца вы вложите эти знания и как они будут использоваться. Воспитание – ключевой вопрос всей образовательной системы, абсолютно ключевой, это точно. Это сложный вопрос.
Предыдущий выступающий сказал о том, что много конкурентов у педагогов сегодня – интернет в самом широком смысле слова, искусственный интеллект, всё, что угодно, конечно. И поэтому здесь нужно быть очень современным человеком, который сам пользуется этим знанием, а интернет и искусственный интеллект воспринимает не как конкурента, кстати говоря, а как инструмент поддержки, которым нужно умело пользоваться.
Но воспитание – это ключевое звено всей образовательной системы, это совершенно очевидная вещь.
Поэтому я хочу пожелать вам успехов. Особенно это касается Донецкой Республики, Луганской, Запорожской области, Херсонской области. Здесь не буду сейчас вдаваться в детали, во всё, что с этим связано, вы знаете это лучше, чем кто-либо другой в этой аудитории.
На тех территориях, где истреблялась вообще, по сути, вся русская культура, русский язык и литература, как это ни печально, как это ни странно, тем не менее это было именно так, запрещался сам русский язык, по сути дела. Поэтому для этих территорий это имеет особое значение, но и для всей страны в целом. В целом для всей страны, хочу в третий раз повторить, – это ключевое звено всей образовательной системы государства.
Успехов!
Пожалуйста, коллеги, кто ещё? Всё? Вижу, рука поднята. Прошу Вас, пожалуйста.
А.Кондина: Здравствуйте!
Меня зовут Кондина Анастасия, я учитель биологии школы № 8, город Выкса, Нижегородская область. Я из семьи педагогов, стаж которой составляет 120 лет. С детства я видела, как это – отдавать своё сердце детям.
В Год педагога и наставника я стала финалистом проекта «Классная тема!». Проект стал важнейшим событием в области образования для Нижегородской области. Проект помогает раскрыть новые грани педагогического мастерства.
Я хочу сказать спасибо Нижегородской области за поддержку и внимание в ходе голосования. 25 тысяч голосов – это залог доверия.
Год педагога и наставника важен тем, что разрабатывается закон о признании статуса педагога. Это важно и нужно, и мы рады этому.
Конечно, для меня Год педагога и наставника – это событие и именно признание статуса учителя.
Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, а что для Вас значит Год педагога и наставника?
В.Путин: Мало чем отличается от той значимости, которую Вы придаёте этому году. В известной степени я был даже инициатором Года педагога и наставника как раз, честно говоря, в силу не только образовательной, но и воспитательной компоненты, но и образовательной в том числе, имея в виду, что будущее страны, так же как и всего человечества, связано с экономикой знаний.
Знания приобретают, приобрели уже в современном мире первостепенное значение с точки зрения эффективности и конкурентоспособности государства.
А все знания начинаются с учителя. Он является источником знаний для детей, а значит, и для будущих инженеров, будущих учёных и так далее. Поэтому это имеет фундаментальное значение для будущего страны, для будущего России.
Поэтому и это годичное мероприятие направлено именно на то, чтобы приподнять статус преподавателя, статус учителя, подчеркнуть важность того дела, которому вы посвятили свою жизнь.
А Вас хочу поздравить – всего-то потребовалось 120 лет вашего общего семейного педагогического стажа, чтобы Вы стали одним из победителей конкурса «Учитель года». Поздравляю Вас.
А.Журбин: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
А.Журбин: Меня зовут Журбин Андрей Алексеевич. Я представляю здесь Астраханскую область. 20 лет я преподаю в школе и университете литературу. Среди моих учеников как россияне, так и выходцы из стран Прикаспия.
Ни в одной стране мира не переводили зарубежную поэзию так много и на таком высоком уровне, как в Советском Союзе. Из своего педагогического опыта я могу сказать, что, когда иностранцы видят, что в Астрахани любят, понимают и уважают их литературу, профессиональный контакт возникает гораздо быстрее и он гораздо продуктивнее.
В Европе сейчас закрываются центры русской культуры. Я хотел бы выйти с предложением открыть в Астрахани и городах Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана центры дружественных литератур, которые бы занимались возведением культурных мостов через Каспий. Эти центры могли бы экспортировать русскую культуру в дружественные страны.
Очень долго мы изучали на уроках зарубежную литературу – европейскую литературу, и очень мало уделяли внимания литературам азиатским. Восполнить этот пробел могли бы центры дружественных культур в регионах Прикаспия.
Как Вы на это посмотрите?
В.Путин: Очень положительно. Честно говоря, таким узким специалистам, как Вы, в голову приходят такие хорошие идеи. Мне не приходила, к сожалению, хотя мы регулярно с коллегами собираемся в рамках прикаспийских саммитов по самым разным направлениям.
Каспий – это наш общий дом с прикаспийскими государствами, это пять государств, и все они для нас важны как соседи. Нас объединяет Каспийское море, но не только – нас объединяет общая культура в значительной степени, общее соседство многовековое, и с некоторыми государствами даже общее сосуществование в рамках единого государства – в рамках Советского Союза и ещё Российской империи.
Поэтому очень важно не растерять всё то, что было наработано в предыдущие десятилетия, а может быть, и столетия, развивать наши контакты со всеми этими странами. И они в этом заинтересованы. Многие мои коллеги ведь не случайно выступают с инициативами открытия наших, российских школ в их странах, направления преподавателей русского языка и литературы для работы в этих странах.
Но и нам очень важно не потерять связь с этими странами, с этими народами, с этими культурами и литературами как частью общей культуры народов.
Поэтому, Андрей Алексеевич, очень хорошая идея. Я попрошу и МИД, и других коллег в Правительстве продумать это, и Администрацию Президента. Хорошая идея, она конкретная, очень понятная и настолько гуманитарная, что я не представляю, кто мог бы быть против. Очень полезная.
Спасибо.
Т.Голикова: Владимир Владимирович, можно дополнение к тому, что Вы сказали?
В.Путин: Да.
Т.Голикова: По Вашему поручению 16–18 ноября мы как раз проводим в Санкт-Петербурге международный форум, он будет называться «Форум объединённых культур». Мы как раз пригласили с Вашей подачи все наши дружественные страны – страны ШОС, БРИКС, страны СНГ для участия в этом международном форуме, как раз чтобы обсудить все эти вопросы. И то, что коллега сейчас сказал, ложится очень органично в эту повестку и может быть, конечно, тоже обсуждено в таком постановочном порядке, как сейчас было сказано.
В.Путин: Андрей Алексеевич, спасибо. Слышали, наверное, то, что сказала Татьяна Алексеевна. У Вас центры дружественных культур, особенно в Прикаспии – здорово. Спасибо большое за предложение.
А.Журбин: Именно литературоцентричная страна. У нас богатейший опыт и переводов зарубежных литератур, и воспитательное значение русской литературы…
В.Путин: Да, конечно, я согласен.
Вы сказали о том, что мы слишком много уделяли времени и внимания вопросам знакомства наших граждан с европейской культурой, с европейской литературой. Но, наверное, не очень много, давайте скажем, что можно было бы ещё больше, но недостаточно уделяли другим направлениям. Пожалуй, так будет более точно.
Идея хорошая. Спасибо большое.
А.Кандауров: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
А.Кандауров: Кандауров Антон Владимирович, лауреат Всероссийского этапа конкурса «Учитель года». Я представляю на конкурсе Луганскую Народную Республику, город Красный Луч, учитель физической культуры.
Прежде чем задать свой вопрос, хочется, во-первых, Вас поблагодарить. Совсем недавно мы отмечали годовщину вхождения в состав Российской Федерации. Спасибо Вам, а также всему российскому народу за ту помощь и поддержку, которую вы оказываете. Особенно эта помощь ощущается именно в образовании.
Я хочу привести пример. Например, в нашем учреждении, которое представляю я, значительно обновился библиотечный фонд, проведён капитальный ремонт абсолютного всего учреждения. Особенно приятно, что наконец-то отремонтировано моё рабочее место – спортивный зал. В нашем учреждении очень хорошие спортивные традиции, дети ждут не дождутся, когда я уже вернусь с конкурса и мы приступим к занятиям.
Меня поддерживают дети, коллеги, и как только узнали, что я буду с Вами в видеоконференции, захотели также передать Вам слова благодарности за такую программу, как «Университетские смены».
Наши дети ездят на курсы в лучшие педагогические университеты России. Это действительно здорово. Они не только узнают много нового о России, знакомятся, но это и профориентационная работа.
Моя дочь лично была на одной из смен. Если до этого она как-то сомневалась, с чем связать свою жизнь, то после посещения этих смен она приехала и чётко сказала: папа, я пойду по твоим стопам, буду учителем.
Также проходят курсы, очень много курсов, посещают разные города России – это и Курск, и Ростов, – чтобы ввести в образовательную систему Российской Федерации по новым государственным стандартам. Я, например, на курсах был вообще в Республике Башкортостан, в Уфе, то есть география очень обширная.
У меня даже, наверное, не вопрос, а предложение. Мы знаем, что есть программы определённого шефства, такие как регион–регион, город–город, есть также программа школа–школа. Мы знаем, что есть программа школы-побратимы, но, к сожалению, там программа распределена только для обучающихся, то есть для обучающихся проводят какие-то онлайн-мероприятия. А мне хотелось бы, чтобы мероприятия были как-то продуманы, несли более системный характер, и мероприятия проводить между учителями.
Мы, например, ездим на курсы на территорию России со своими школами-побратимами, но мы можем в свою очередь тоже пригласить к себе учителей на определённый период, на определённый срок, чтобы они попробовали поработать с нашими детьми. Это очень интересно.
Поверьте, в нашей республике, в нашем городе тоже есть достойные педагоги, которые могли бы поделиться опытом на достаточно хорошем уровне. Действительно, думаю, что это было бы интересно не только нашим педагогам, но и также педагогам из России.
Спасибо.
В.Путин: Да. Антон Владимирович, такие наши контакты, встречи, как сейчас, они именно важны тем, что появляются идеи, которые сейчас генерируются, здесь от вас исходят, вами формулируются. Это очень здорово. В голову просто никому не приходило, считалось достаточным… И Вы сами сказали, что в целом эта система работает нормально, а именно система взаимоотношений напрямую городов-побратимов, республик-побратимов и так далее.
Но школа к школе, а тем более преподаватель к преподавателю – как-то до этого ещё не дошли. Но если Вы чувствуете, что эта работа находится на подъёме, приносит хорошие результаты и можно чуть-чуть ещё и поконкретнее её выстроить – наверное, это здорово, попробуем так сделать.
Сергей Сергеевич [Кравцов] сидит в зале, слушает. Я лично поддерживаю и прошу Сергея Сергеевича тоже поддержать.
А.Кандауров: Владимир Владимирович, ещё такая ремарка. Например, при подготовке к конкурсу у нас были определённые кураторы, которые нам советовали, давали методические рекомендации. Но, Вы знаете, так хочется просто позвонить коллеге, другу, я первый представитель Луганской Народной Республики на этом конкурсе, просто позвонить другу и спросить: слушай, дружище, но ты же выступал когда-то на конкурсе, дай несколько советов.
То есть в более неформальном общении: директор–директор, завуч–завуч, коллега–коллега. Я думаю, что будет польза от такого общения не только у учителей нашей республики, но и в целом в России. Поверьте, нам есть чем поделиться, своим опытом, у нас действительно хорошие педагоги.
Спасибо.
В.Путин: Я нисколько не сомневаюсь, и это очень полезно. Кстати говоря, полезно и в других областях, и в других отраслях это сделать. Но это уже отдельная тема. Вам за идею саму спасибо.
Сергей Сергеевич, как?
С.Кравцов: Обязательно сделаем, у нас такой уже опыт есть, и не только школы, но и колледжи, потому что коллеги говорят о взаимодействии на уровне среднего профессионального образования. Обязательно закрепим. У нас 1300 школ в новых регионах, мы их знаем, более тесный контакт. Очень много желающих школ взаимодействовать. Поэтому обязательно сделаем, Владимир Владимирович, это наш приоритет – поддержка новых регионов в системе образования.
В.Путин: Спасибо.
Антон Владимирович, спасибо за идею. Будем работать.
А.Кандауров: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, коллеги, кто ещё? Всё? Завершаем? Пожалуйста, прошу Вас. Возьмите микрофон.
А.Оджо: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Александр Александрович Оджо, учитель истории, школа № 854, город Москва.
Я вижу, как изменяется историческое образование. Вам за это больше спасибо. Ученики просили передать Вам слова искренней благодарности и уважения.
Сам смотрел и пользуюсь новыми, обновлёнными учебниками для 10–11-х классов. Сейчас пока в младших классах преподаю. Отдельно большое спасибо за то, как прописаны вопросы культуры, потому что культуру нашей страны, как уже говорили коллеги, важно изучать, причём глубоко.
Также большое спасибо за введение трудового воспитания в школах. Этого очень сильно не хватало. Сам видел, как Сергей Сергеевич Кравцов своим примером показывал трудовую деятельность в школе, трудовое воспитание.
Хотел бы выступить с предложением. Историческое образование – это не только учебник, это не только чтение источника, это непосредственная деятельность. Поэтому хотелось бы предложить: что, если у нас одним из направлений трудового воспитания будет в том числе уход за памятниками старины, уход за местами сражений, в том числе, может быть, и поисковая деятельность учащихся? Я думаю, что деятельностный подход в этом случае заложит в ребятах любовь к Родине и, самое главное, к малой родине.
Спасибо.
В.Путин: Александр Александрович, я так понимаю, что всё-таки предметы, связанные с этим трудовым воспитанием, направлены прежде всего на то, чтобы навыки какие-то у ребят появлялись, которые помогали бы даже определиться в выборе будущей профессии и так далее. Но это с точки зрения воспитательной компоненты. Конечно, уход за памятниками, мемориалами чрезвычайно важен. Здесь и сказать нечего. Вы правы абсолютно.
Насколько я понимаю, это так или иначе как-то ведь организуется? Если нет, то жаль, что до сих пор этого не происходило. Здесь и Сергей Сергеевич [Кравцов], конечно, может помочь, но, пожалуй, это уже я должен буду поговорить с коллегами в регионах, с руководителями регионов, а они в свою очередь – с руководителями муниципалитетов, чтобы эту работу выстроить соответствующим, должным образом.
А Вам спасибо большое за то, что Вы обратили на это внимание. Спасибо.
А.Оджо: Спасибо большое.
В.Путин: Там ещё коллега вставал с микрофоном. Пожалуйста.
О.Янковский: Добрый вечер, Владимир Владимирович!
Меня зовут Олег Янковский, я учитель русского языка и литературы в школе при посольстве России в Иране. Я лауреат конкурса «Учитель года».
Наша школа показывает очень высокие образовательные результаты, её выпускники поступают на бюджет в МГУ, МГТУ, МГЮА, РУДН. Спрос, как Вы уже сказали, на наше образование за рубежом очень высок. То есть здесь с обеих сторон мы наблюдаем готовность к тому, чтобы экспортировать наше образование за рубеж.
Вы 1 сентября 2023 года уже участвовали в заложении камней в [строящиеся] киргизские школы с преподаванием на русском языке. Хотел бы узнать Ваше отношение к расширению, скажем так, экспорта нашей системы в разных формах – может быть, в качестве развёртывания образовательных модулей на базе иностранных школ, может быть, в открытии новых школ в дружественных нам государствах.
Спасибо.
В.Путин: Вы знаете, мы, конечно, в первую очередь, на мой взгляд, должны поддержать интерес к нашему образованию, к языку и культуре в тех странах, которые когда-то, ещё совсем недавно, входили в единое государство – в Союз Советских Социалистических Республик, в СССР, потому что у нас очень мощные связи сохраняются до сих пор.
Есть и чисто прагматическая сторона этого дела, здесь секрета нет никакого, она заключается в том, что у нас работают миллионы граждан этих государств сегодня в России, миллионы.
Мы, безусловно, заинтересованы в том, нам нужно, чтобы люди, которые к нам приезжают, были готовы к тому, чтобы жить на территории Российской Федерации, владеть русским языком, понимать значимость наших традиций, культуры, народов Российской Федерации, с тем чтобы интегрироваться в наше пространство, с тем чтобы у нас к нулю стремились всякие возможные конфликтные ситуации. Это же вопрос очень чувствительный, мы все об этом знаем. Поэтому прежде всего мы, конечно, смотрим на эти пространства – на постсоветское пространство.
А если говорить о других странах, в том числе об Иране, где Вы сейчас работаете, живёте: прежде всего мы должны видеть заинтересованность в этих странах, чтобы там создавались такие образовательные учреждения.
Но сама по себе идея, конечно, правильная. Это и есть мягкая сила в самом добром и хорошем смысле этого слова – распространение нашей культуры, наших образовательных систем. Подумаем и над этим.
Вы хотели что-то добавить? Пожалуйста.
О.Янковский: Владимир Владимирович, я хотел добавить, опираясь на опыт своей школы, что у нас почти треть учеников – как раз граждане тех стран, стран СНГ, о которых Вы говорили, входящих раньше в Советский Союз. И иранцы сегодня однозначно положительно оценивают нашу единую систему воспитания, оценивают фундаментальность тех знаний, которые мы им даём, и традиционные ценности, чем наша система образования очень близка, например, Ирану, в частности.
В.Путин: Ну да, у нас очень добрые отношения с Ираном, и мы будем всячески развивать это. Если в нашей школе в Иране учатся представители других республик бывшего Советского Союза, это не может не радовать. В этом смысле Вы и так выполняете ту функцию, о расширении которой Вы сейчас сами и сказали.
А мы со своей стороны должны будем просто помочь Министерству иностранных дел, чтобы всё это на должном уровне содержалось. Будем это делать, безусловно. Спасибо.
Вам интересно там работать, нравится?
О.Янковский: Конечно, я проработал там уже три года. В следующем году мой контракт заканчивается, но я считаю, что этот опыт очень многое мне дал как в профессиональном плане, так и, безусловно, в культурном плане я очень обогатился.
В.Путин: Конечно, это древняя культура, Персия – древняя культура, наш сосед. Мы всё делаем для того, чтобы развивать отношения с Ираном, и будем это делать в будущем.
О.Янковский: Спасибо.
В.Путин: Вам удачи!
Всё, завершаем?
Ещё раз хочу поздравить вас с результатами конкурса, с вашими достижениями и хочу пожелать вам всего самого доброго.
Поздравляю с Днём учителя. Всего хорошего!