Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте начнём работать.
Я вспоминаю, ровно год назад здесь, в Сочи, именно на Красной Поляне, мы с вами встречались и говорили о приоритетах подготовительных мероприятий к началу работ, по основной части подготовки к Олимпиаде 2014 года. В качестве первоочередных задач тогда определили создание современной спортивной инфраструктуры, модернизацию гостиничной и транспортной сетей, включая строительство железных и автодорог, прокладку инженерных коммуникаций, газопроводов. И первая задача, которая, конечно, стоит сегодня перед нами, – это проанализировать, что сделано за этот период. Конечно, мы все этим занимаемся. Я и летом здесь был, и вот сейчас кое‑что посмотрел, но тем не менее нужно, чтобы у нас была целостная картина: где мы находимся сегодня, что нужно сделать на будущее и что нужно сделать в ближайшее время.
Я уверен, что у нас есть все возможности для того, чтобы провести Олимпиаду на самом высоком уровне (мы из этого и исходили, когда заявку подавали) и, несмотря на экономический спад, реализовать все те проекты, которые у нас есть. Мы этим занимаемся. Я напомню, что для более рационального использования бюджетных средств и частных ресурсов, а также для улучшения координации действий в июле прошлого года была принята новая редакция Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Тем более мы с самого начала договаривались, что мы проводим Олимпиаду, это большое событие, важное, которого мы долго добивались, но в конечном счёте нашей целью является просто создание, по сути, нового города Сочи, в котором будет и нормальная комфортная жизнь для всех жителей этого города и, конечно, самые лучшие условия для отдыха. В этом главная цель той работы, которую мы с вами ведём.
Необходимо ускорить предоставление гражданам земельных участков взамен изымаемых и необходимо ускорить строительство жилья. Эту работу нужно вести в соответствии с действующим законодательством, не допуская нарушения прав и интересов собственников.
Как мне доложили, в целом работа выполняется успешно. Из 235 проектов 220, насколько я понимаю, реализуются в полном соответствии с установленным графиком строительства по состоянию на конец прошлого года. И приблизительно по 15 проектам есть некоторые отклонения по времени, как я понимаю, некритичные, которые мы способны восполнить при надлежащей организации работ.
К сентябрю 2012 года в соответствии с планом завершится строительство всех объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. А к июлю 2013 года строительство всех спортивных объектов. Причём на некоторых из них уже в конце 2012 года должны начаться предолимпийские тестовые соревнования.
В этом контексте нужно решить следующие задачи, которые я хотел бы сегодня обозначить.
Во‑первых, мы должны и дальше работать при чётком соблюдении плана-графика строительства олимпийских объектов и исходить из того, что те проблемы, которые на сегодняшний день существуют, должны устраняться. Основная причина проблем – это, конечно, несоблюдение сроков подготовки документации по планировке территории и предоставлению земельных участков. Это самые большие сложности.
Обращаю внимание всех здесь присутствующих, и федеральных властей, и краевых властей, и «Олимпстроя», нам необходимо ускорить предоставление гражданам земельных участков взамен изымаемых и необходимо ускорить строительство жилья. Эту работу нужно вести в соответствии с действующим законодательством, в том числе и с тем законом, основным, в который внесены поправки, не допуская при этом нарушения прав и интересов собственников. Поэтому предоставление земельных участков и компенсаций должно определяться законом и текущей рыночной конъюнктурой.
Задержек здесь, ещё раз подчёркиваю, быть не должно. Поэтому предлагаю ответственным исполнителям, а это «Олимпстрой» и администрация Краснодарского края, взять эту ситуацию на контроль. А по линии Правительства обеспечить общий надзор за ситуацией и исполнением.
Программные проекты должны быть экономически привлекательны для частных инвестиций. Это ключевая вещь.
Во‑вторых, при проектировании объектов следует использовать самые современные методы и инженерные решения. Это касается как архитектурных проектов, так и градостроительного планирования. До сих пор многие решения, которые мы, к сожалению, применяли, остаются на уровне типовых проектов 70-х годов. Планы по развитию региона не учитывают стремительный рост нагрузки на транспортные артерии близлежащих территорий.
В результате на дорогах Сочи по‑прежнему многочасовые пробки. Все люди, которые живут здесь, это по себе знают, прочувствовали в полной мере.
В‑третьих, программные проекты должны быть экономически привлекательны для частных инвестиций. Это ключевая вещь. Особенно в сфере транспортных коммуникаций, малой энергетики, связи, при строительстве очистных сооружений, при строительстве гостиничного хозяйства. Я в Послании Президента отмечал, что основной проблемой Кавказа, кавказских республик остаётся проблема занятости населения. Наша задача в максимальной степени использовать те трудовые ресурсы, которые есть в этом регионе. В том числе трудовые ресурсы кавказских республик, возможности инвестирования. Я хотел бы, чтобы мне на эту тему подготовили отдельный доклад. Контроль за этими процессами я просил бы взять на себя вице-премьера, Дмитрия Николаевича Козака, и моего полномочного представителя Владимира Васильевича Устинова. Именно по этой теме.
В‑четвёртых, при возведении всех объектов самое серьёзное внимание должно уделяться экологии. И это не потому, что нас об этом Международный олимпийский комитет просит. Это потому, что нам самим это нужно. Нужно обеспечить постоянный мониторинг окружающей среды. При этом все технологии, которые используются, не должны наносить ущерба окружающей среде. В целом риски такого рода ущерба должны быть минимизированы. И это ключевая задача и для и Правительства, и для власти региона, и для муниципалитетов. Для всех, кто принимает в этом участие. И, конечно, для «Олимпстроя» и коммерческих компаний, которые участвуют в строительстве. Нужно наладить аудит технологической безопасности, очень серьёзно отнестись к страхованию строящихся объектов, к ответственности подрядчиков.
При возведении всех объектов самое серьёзное внимание должно уделяться экологии.
Кстати сказать, события, которые произошли с морским портом, показали важность такого рода инструментов для компенсации убытков. И вообще, при планировании объектов, при реализации тех задач, которые мы сегодня решаем, нам необходимо исходить из максимального удобства для граждан, которые будут ими пользоваться. Вплоть до мелочей. Вот те же самые подъёмники, которые медленно работают или просто останавливаются. И сейчас люди заплатили деньги и получили ситуацию, когда, допустим, они могут целый час провисеть где‑то в этой кабине. А это абсолютно недопустимо и сейчас, а в будущем, когда здесь будет большой наплыв, огромный наплыв людей, такого рода риски должны быть сведены практически к нулю. За счёт чего? На этом, по всей вероятности, нельзя экономить. Если делается один подъёмник, должен быть резервный, должны быть дороги. Поэтому эти все нюансы – это прямая задача «Олимпстроя», прямая задача комиссии и, конечно, всех здесь присутствующих.
Завершая своё выступление, хотел бы ещё раз отметить, что качественная подготовка Олимпиады 2014 года даёт нам уникальный шанс решить сразу несколько задач. Первую задачу я уже обозначил, просто развитие нового города Сочи, создание современного, высокого качества горноклиматического курорта, на котором будут отдыхать миллионы наших граждан и граждан, приезжающих из других стран. Это и новые рабочие места, и новое качество жизни.
Второе, мы, конечно, должны создать спортивную инфраструктуру мирового уровня, для того чтобы придать мощный импульс развитию зимних видов спорта в нашей стране и просто тем программам по укреплению здоровья граждан, которыми мы с вами занимаемся в самом разном исполнении. Поэтому олимпийское строительство должно быть тесно увязано с принятой Программой развития физкультуры и спорта в нашей стране.
Все построенные объекты, естественно, впоследствии будут использоваться и профессионалами, и любителями, теми, кто просто занимается физкультурой. Наверное, это тоже одна из самых важных задач, которая стоит перед нами.
Давайте начнём работать. Слово для доклада президенту государственной корпорации «Олимпстрой» Таймуразу Казбековичу Боллоеву.
Т.Боллоев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, разрешите поздравить Вас с наступившим Новым годом…
Д.Медведев: Спасибо.
Т.Боллоев: И пожелать всего самого доброго.
Говоря о ходе реализации программы олимпийского строительства, хотел бы напомнить, что строительство ведётся в трёх основных кластерах: прибрежном, горном и городском.
Прибрежный кластер – это Олимпийский парк, расположен в районе Имеретинской низменности и будет использован для проведения основных олимпийских торжеств и спортивных соревнований на льду. В настоящий момент строительные работы ведутся на всех спортивный аренах. Три объекта: арена для кёрлинга, конькобежный центр и малая ледовая арена для хоккея с шайбой строятся за счёт средств частных инвестиций. Это сооружения сборно-разборного типа, после проведения Игр они могут быть перенесены в другие регионы страны. Большая ледовая арена, ледовый дворец спорта для фигурного катания, шорт-трека и центральный стадион возводятся корпорацией за счёт бюджетных средств. Здесь же, в Имеретинской низменности, будет расположен главный медиацентр, Олимпийская деревня на три тысячи мест, а в восточной части запланировано строительство гостиниц для членов МОК и журналистов.
В горном кластере пройдут соревнования по лыжным гонкам, биатлону, бобслею, прыжкам с трамплина, соревнования по сноуборду и фристайлу. Наиболее важным сегодня является подготовка к проведению Кубка Европы, который пройдет в следующем году, в феврале 2011 года, на горнолыжном курорте «Роза Хутор». На данном этапе ведутся работы по обеспечению проведения этих соревнований. Дорога к горнолыжному центру будет построена к ноябрю текущего года. Работа очень сложная. Ведутся работы без остановки, в круглосуточном режиме, полную неделю. И даже сейчас, несмотря на зимний период, работа не останавливается. Это даёт нам надежду и уверенность, что работы будут выполнены вовремя.
На санно-бобслейной трассе начались подготовительные работы. Ведётся строительство совмещённого лыжного и биатлонного комплекса на горе Псехако на 16 тысяч зрителей. Работы по проектированию всех спортивных объектов горного кластера находятся в стадии завершения. В горах также планируется построить медиадеревню на 2150 мест, две олимпийские деревни на 3700 мест. Ведётся строительство гостиниц.
Кроме санно-бобслейной трассы, все объекты в горном кластере возводятся за счёт частных инвестиций. Соединит горный и прибрежный кластеры совмещённая автомобильная и железная дорога. Проект уникальный по сложности применяемых инженерных решений и с точки зрения сжатых сроков строительства.
На текущий момент пройдено 4 километра тоннелей. Все работы ведутся в соответствии с планом-графиком. В городском кластере возводятся объекты инфраструктуры. Для проведения Игр требуется полная модернизация энергетических систем, строительство и реконструкция дорожных сетей, систем водо- и газоснабжения.
Коллеги, которые здесь присутствуют, заверили меня в том, что с водой проблем не будет, готовится четыре водозабора. Но тем не менее ещё раз вернитесь и с участием экспертов посмотрите на эту ситуацию не только с перспективой на Олимпиаду, но и с перспективой развития горноклиматического курорта на десятилетия вперёд.
В Адлерском районе в этом году корпорация приступила к строительству новых очистных сооружений. Действующие очистные сооружения с учётом износа не отвечают современным требованиям. Первая очередь очистных сооружений будет сдана к концу текущего года.
Очевидно, что все проекты направлены на улучшение условий жизни сочинцев и позволят в дальнейшем развивать город как курорт мирового значения. Сейчас в олимпийском проекте занято 50 ответственных исполнителей – это федеральные и региональные органы власти, а также частные инвесторы. Программа состоит из 258 пунктов, что составляет около 400 строительных площадок.
Для успешной реализации задач учтены последовательность в выполнении работ и все взаимосвязи между объектами. Созданная система проектного управления позволяет контролировать выполнение программы практически в ежедневном режиме. Основным инструментом этой системы является план-график. План-график – это, по сути, живой организм. Любые изменения программы, в том числе увеличение количества объектов, смена ответственного исполнителя, изменение места расположения или технических требований, влияют на сроки выполнения работ. Несмотря на неизбежность таких изменений, важно, чтобы они носили только исключительный характер. В каждом отдельном случае мы тщательно, прежде чем принять решение, анализируем ситуацию и проводим очень серьёзное расследование.
Задачи 7-го, если вспомнить, и 8-го годов по созданию нормативно-правовой базы и проектированию олимпийских объектов, можно считать, что они выполнены. Что же касается 2009 года, то проводились активные строительные работы по возведению основных спортивных сооружений. Пять объектов программы введены в эксплуатацию – это два грузовых двора РЖД, первая очередь подстанции «Поселковая», вторая очередь Сочинской ТЭС, участок обхода города Сочи федеральной трассой М-27.
Безусловно, проект такого масштаба не может протекать гладко, это ожидаемо. Олимпийская стройка стала своеобразным индикатором ряда системных проблем. И Вы в своём выступлении это отметили, в том числе несоответствие методов проектирования современным международным требованиям, зачастую отечественные проектировщики отдают предпочтение типовым, а не инновационным решениям. Сейчас по многим олимпийским проектам корпорация разрабатывает отдельные технические условия, что увеличивает сроки проектирования.
Одной из самых сложных задач является переселение граждан. В 2009 году для упрощения процедуры изъятия были внесены изменения в 310-й Федеральный закон, что, на наш взгляд, ускорит процесс реализации данной проблемы. В конце прошлого года были разработаны единые методологии оценки для урегулирования социальных вопросов.
Д.Медведев: Таймураз Казбекович, это важный вопрос, я специально на нём акцентировал внимание в своём вступительном слове и хотел бы, чтобы Вы ещё раз мне это подтвердили. Те правила, которые заложены в законе, и те критерии оценки, которые будут использоваться, они смогут удовлетворить граждан? Они готовы будут в соответствии с законом и в соответствии с той рыночной оценкой, которая проведена, идти на соответствующие размены, которые им предлагает государство, на Ваш взгляд?
Т.Боллоев: Я думаю, что на сегодняшний день приняты максимальные меры, которые охватят, удовлетворят максимальное количество требований, которые существуют. Говорить о том, что мы исчерпывающие приняли все меры, я думаю, рановато. Поясню почему.
Дело в том, что основная проблема, которая возникла, – это отсутствие рынка, что является базой для создания методологии. Ожидания, которые были у граждан, были в докризисный период. Поэтому, когда наступил кризис, рынок практически остановился, и сложно было создать такую методологию, которая являлась бы базой реально происходящих на рынке процессов. Сегодня инициативы изменения в законодательство дали единые оценки методологии, которые разработаны, на наш взгляд, они максимально отвечают требованиям. Более того, нами были проработаны совместно с Краснодарским краем и всеми участниками вопросы, связанные с минимизацией изъятия земельных участков, с тем чтобы изменить границы и максимально создать условия, чтобы часть граждан не оказалась в той ситуации, в которой она находится сейчас, то есть дискомфорта. Можем смело говорить, что в число не изымаемых попало где‑то в районе 100 участков, это достаточно весомое количество. Имеется в виду в самой Имеретинской низменности.
Далее мы можем принимать и другие меры. Краснодарский край вышел с замечательной компенсационной идеей. Насколько нам известно, тем гражданам, которые желают, предлагается ещё дополнительный земельный участок для сельхозвозделывания.
Д.Медведев: Я просто специально обращаю внимание и Ваше, и федерального Правительства, и администрации Краснодарского края. Это касается обычных людей, которые жили, и которым Олимпиада, в общем, создаёт определённые трудности. Ничего уникального в этом нет, так происходит при подготовке практически любой Олимпиады, но нам нужно с нашими гражданами разобраться с учётом их интересов, в соответствии с законом и имея в виду те рыночные критерии, которые должны использоваться. Поэтому хотел бы, чтобы к этой проблеме у вас у всех было повышенное внимание. Ничего, ещё раз подчеркиваю, критичного нет. Нужно просто спокойно, методично, по‑серьёзному, общаясь с каждой семьёй, эту тему довести до конца.
Продолжайте.
Т.Боллоев: Ещё один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, это взаимоотношения с контролирующими органами. В прошлом году в отношении шести крупнейших ответственных исполнителей было проведено 50 проверок. Причем каждое контролирующее ведомство работает по своему плану. Это создаёт некоторые неудобства или сложности. Меры, принимаемые рабочей группой при Контрольном управлении Президента Российской Федерации, мы уверены, позволят упорядочить и оптимизировать работу контролирующих органов в отношении ответственных исполнителей.
Что касается текущего года, планируется к сдаче около 30 объектов согласно плану-графику. Должно быть привлечено в районе 30 тысяч рабочих, которые будут заняты.
Д.Медведев: Мы с Вами летом смотрели, как стройотряды работают. Будете их привлекать в этом году?
Т.Боллоев: Планируем. Мы, к сожалению, ещё не подготовили, но думаем над тем, чтобы стимулировать подрядные организации к тому, чтобы у них было стремление привлекать студенческие отряды.
2011 год – мы ожидаем привлечение к работе более 50 тысяч человек. И будет сдано в районе 52 объектов.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в заключение разрешите заверить Вас, что программа олимпийского строительства будет выполнена качественно, в срок и максимально выверена с точки зрения соблюдения природоохранных требований.
Д.Медведев: Хорошо, так и нужно работать. Мы обменивались впечатлениями о том, как идут работы сегодня, Вы обратили внимание на очистные сооружения. Конечно, это важнейшее направление работы и ещё одна тема, по которой пока нет окончательного решения, но тем не менее по которой я хотел бы, чтобы Правительство проработало ситуацию с перспективой на будущее. Я имею в виду водоснабжение.
Коллеги, которые здесь присутствуют, заверили меня в том, что с водой проблем не будет, готовится четыре водозабора. Но тем не менее ещё раз вернитесь и с участием экспертов посмотрите на эту ситуацию не только с перспективой на Олимпиаду, что само собой разумеется, но и с перспективой развития горноклиматического курорта на десятилетия вперёд. И потом мне отдельно просто доложите.
Пожалуйста, Олег Андреевич Харченко – главный архитектор «Олимпстроя».
Высокая архитектура, с одной стороны, и удобство использования, с другой стороны, на мой взгляд, должны быть ключом к архитектурному решению всей олимпийской темы.
О.Харченко: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
Впервые в таком высоком составе мы обсуждаем вопросы архитектуры олимпийского пространства, олимпийского проекта. Здесь, безусловно, мы с моим коллегой хотели бы говорить о том, что нам предстоит создать единую концепцию этого пространства, которая, как вам известно, состоит из трёх основных компонентов – это сам собственно город Сочи, Имеретинская низменность с Олимпийским парком и горный кластер. Нам кажется, следует добавить к этому пространству те транспортные коридоры, которые связывают эти три крупных блока, и добиться того, чтобы все они в конечном счёте были приведены в порядок. Поскольку от того, насколько визуально красиво, комплексно, так сказать, богато всё это будет выглядеть, будет зависеть основное впечатление от Олимпийских игр.
Хотел бы рассказать о концепции Олимпийского парка. Концепция масштабного строительства в нижней Имеретинской низменности нами уже достаточно хорошо проработана, подробно проработана, она одобрена архитектурным советом, который мы создали недавно при техническом совете ГК «Олимпстрой». Туда вошли очень серьёзные ведущие архитекторы России, и там идёт серьёзный разговор, это хорошая общественная площадка для обсуждения того, что мы, собственно, создаём. В настоящее время идёт процесс дальнейшей конкретизации, детализации как в части архитектуры отдельных сооружений, так и в части архитектуры земли и разнообразных элементов дизайна.
Идеология Олимпийского парка как композиционного и смыслового ядра Игр базируется на принципах рациональности, экономической эффективности и экологической ответственности. Всё, что останется в Сочи в наследство от краткого олимпийского праздника, должно иметь длительный срок годности, долгие годы нравиться людям и существовать в гармонии с окружающей природой. Это те задачи, которые мы перед собой ставим, решая именно проектные вопросы. Концепция направлена на создание выразительного и запоминающегося образа зимних Олимпийских игр 2014 года, которая обозначит индивидуальность Сочи, выделяя его в ряду олимпийских городов.
Четыре основных функциональных и тематических части Олимпийского парка: входная зона, парк-река, аванплощадь и главная олимпийская площадь выстроены в единую пространственную анфиладу. Её динамичный планировочный рисунок также подчинён одному лейтмотиву, одному принципу, он продиктован логикой стремления людского потока в ключевое, символическое место Игр – на главную олимпийскую площадь. Путь гостей парка к цели не короткий, он не менее 1200 метров, но отнюдь не скучный, его пространственный сценарий насыщен таким количеством фокусов притяжения, которых вполне достаточно, чтобы сделать маршрут неповторимым в течение всего периода проведения Игр. Мы рассчитываем, что каждый гость, многократно проходя по этому пространству, всё‑таки каждый раз будет находить ту или иную новость, и мы насытим этот парк и большим количеством элементов, делающих этот путь неповторимым каждый раз.
Благодаря приёму интеграции в искусственный рельеф массивные постройки будут восприниматься не как здания, а скорее как объекты ландшафтной архитектуры, как органичное продолжение и развитие природной среды.
Главная олимпийская площадь с её хороводом спортивных арен, кольцом флагштоков, кратерообразным заглублением центральной зоны и круглым озером в центре, колесом обозрения и вздымающимся к небу факелом Олимпийского огня решена как незабываемое кульминационное зрелище.
Несколько слов об архитектуре самих олимпийских спортивных сооружений. Прежде всего следует отметить, что по давно заведённой традиции Олимпийские игры превратились не только в международные соревнования высших спортивных достижений, но и в своеобразное открытое соревнование архитектурных идей. На сегодняшний день в мировой практике создания олимпийских объектов заметна тенденция на усиление образной составляющей в архитектуре главных спортивных сооружений. То есть помимо высоких требований к функциональным, конструктивным и экологическим качествам проектов международный зритель ждёт от них особой привязанности к месту и национальным традициям, уникальной архитектурной выразительности. Зритель, безусловно, ждёт архитектурных событий. Наша первейшая задача – найти ответ на этот вызов.
Прежде всего хочу обратить ваше внимание на проект центрального стадиона. Он разработан международным творческим коллективом архитекторов, инженеров, которым удалось, решая множество планировочных, функциональных, конструкционных задач, в архитектуре огромного спортивного сооружения воплотить образ, удивительно созвучный с масштабом и характером окружающего пространства.
Д.Медведев: Олег Андреевич, мы же сейчас смотрели на плане. Я думаю, все, кто здесь присутствует, люди не случайные, они знают, и какие удалось воплотить идеи, и какие ещё не удалось воплотить. Есть что‑то по сути, что Вы хотели бы здесь доложить и что, может быть, требовало бы вмешательства или моего, или Правительства Российской Федерации? Потому что помимо отчёта хотелось бы, чтобы мы какие‑то вопросы здесь окончательно решили. Пожалуйста.
О.Харченко: Вы знаете, во‑первых, я хочу сказать, что я очень рад, что всё‑таки появилась такая должность – главный архитектор, и появилась возможность собрать всё это воедино. Появилась возможность увидеть, появилась возможность увидеть перспективу. Я постарался привлечь сильные команды, сейчас многое уже удаётся. И я думаю, что в конечном счёте архитектурный праздник состоится.
На каждом объекте мы ищем наилучшие, самые сильные ходы – и пластические, и архитектурные. И что касается всего пространства парка, то нам тоже будет в конечном счёте не стыдно за то качество, которое у нас сложится. Пространство будет очень интересным, красивым. Мы привлечём много скульпторов, художников для того, чтобы сделать это событием.
Что касается горного кластера, то здесь мы будем очень осторожно стараться вписаться в окружающую природу, постараемся ей не навредить. Я Вам показал уже вот эту схему размещения визуально привлекательных элементов, которые скрасят длительность дороги, сделают её ритмизированной. В общем, в этом направлении мы работаем.
Что касается какой‑то помощи Правительства, то мы работаем, и у нас она в полной мере существует.
Д.Медведев: Хорошо. Олег Андреевич, я, не претендуя на какие‑то рекомендации по архитектурной линии, это Ваш вопрос, хотел бы от имени всех, кто будет пользоваться впоследствии этим, высказать только несколько пожеланий.
Я уверен, что мы создадим запоминающийся архитектурный образ Олимпиады. Наша Олимпиада точно будет отличаться от других зимних олимпиад именно потому, что у нас особые условия: это Сочи, это уникальное место, у нас есть приморская часть и горная часть. Уже одно это создаёт колорит Олимпиады. Я уверен, что те архитектурные решения, что Вы сделали, их только подчеркнут.
С другой стороны, мы должны делать их функциональными и удобными для десятков тысяч людей – как принимающих участие в олимпийских праздниках, так и в будущем. Поэтому высокая архитектура, с одной стороны, и удобство использования, с другой стороны, на мой взгляд, должны быть ключом к архитектурному решению всей олимпийской темы.
Спасибо.
<…>