Д.Медведев: Уважаемый господин Президент, дорогой Уго! Рад приветствовать тебя в Москве. Мы давно с тобой не виделись, я соскучился, мы давно не общались. Хотя, если говорить серьезно, мы были все время на контакте, и созванивались, и переписывались.
В мире происходит много самых разных изменений, случился экономический кризис, такая неприятная штука. С другой стороны, есть и определенные позитивные изменения в нашей жизни. И мне кажется, что нам пора «сверить часы», поговорить о развитии российско-венесуэльского сотрудничества по всем направлениям.
У нас подготовлен огромный, считаю, просто беспрецедентный набор документов для подписания, очень важных, которые досконально проработаны. И поэтому я уверен, что твой визит будет и успешным, и результативным, и по‑настоящему дружественным.
С огромным удовольствием вспоминаю свой визит в Латинскую Америку и посещение Венесуэлы. Считаю, что за тот период, за то время, которое прошло с момента совершения этого визита, развитие отношений между Российской Федерацией и странами Латинской Америки, с Венесуэлой как с нашим важнейшим партнёром приобрело очень значимый характер.
Ты только что совершил очень значительное дипломатическое внешнеполитическое турне по самым разным странам, передал мне приветы от руководителей этих стран. Рад, что у тебя состоялись такие масштабные, серьёзные переговоры. Думаю, что мы обсудим и международные проблемы тоже.
Только что была высказана идея о признании двух новых государств [Южной Осетии и Абхазии]. Россия всегда занимала в этом смысле позицию достаточно простую. Мы считали и считаем, что это суверенное дело всех государств — признавать или не признавать новые субъекты международного права. Но нам, конечно, небезразлична судьба этих государств, и я хотел бы поблагодарить тебя за то, что ты принимаешь такое решение.
Еще раз, Уго, приветствую тебя в Москве и рассчитываю на продуктивную работу.
Президент Венесуэлы Уго Чавес: Большое спасибо, господин Президент, спасибо, мой друг и товарищ Дмитрий.
Мы счастливы приехать в Москву. Это уже наш восьмой визит. Сколько всего произошло за последние восемь лет, почти десятилетие! Мы никогда не забудем твой визит в Каракас в ноябре 2008 года, наши беседы, всё, о чём мы говорили уже как союзники. Как ты правильно отметил, много событий произошло даже с тех пор.
Я вспоминал Симона Боливара, его слова, которые он сказал еще в 1824 году, когда пытался создать союз латиноамериканских стран. Тогда только что завершилась война с Испанией за независимость, и он вскоре решил созвать международный конгресс. Он написал всем президентам — от Мехико до Буэнос-Айреса — письмо с изложением своего видения и с предложением провести в Панаме конгресс геополитической элиты. В его письме говорилось: процесс мирового развития всё более ускоряется, и чтобы не пострадать от этого процесса, мы должны всегда быть впереди него.
Думаю, что мы как раз идём впереди, начиная с того времени, как страну возглавил Владимир Путин, с которым я сегодня тоже встречусь. Мы встречались первый раз во время моего официального визита в 2001 году. Мы сразу стали предпринимать энергичные действия, поскольку предвидели дальнейшее развитие событий, и мы продолжаем наши усилия, благодаря тебе, благодаря России…
Я вчера был очень тронут встречей со студентами в Университете дружбы народов [имени Патриса Лумумбы]. Мы долго с ними беседовали, до полуночи, пока не сказали, что уже метро скоро закроется, только тогда мы расстались с ними, но это была очень эмоциональная встреча, я общался со студентами из Латинской Америки, Африки, других регионов, беседовал с ректором, твоим другом, он раньше был министром образования… Мы с ними тоже говорили о геополитике, о том, что мы должны идти впереди хаоса. Эта фраза, ты знаешь, принадлежит Че Геваре: «Мы впереди хаоса».
Россия снова является супердержавой. Несмотря на кризис, Россия снова твёрдо стоит на ногах, а Венесуэла — ядро центра силы, формирующегося в Южной Америке, где как раз сейчас складывается такой центр влияния.
Я недавно читал твою речь на саммите БРИК. Венесуэла формально не входит в БРИК, но она присутствует там через свои связи с Россией, с Бразилией, с Китаем, с Индией — нашими союзниками и друзьями. Ты там говорил об очень важной вещи, я подчеркнул себе это, и Ху Цзиньтао с этим согласился, ты сказал так: «Однополярный мир поддерживается искусственно огромным рынком потребления Соединённых Штатов, на основе их огромного бюджетного дефицита, налогового дефицита, и валюты, которая сейчас рушится».
Должен сказать, что однополярный мир разрушен. И мы ещё почти десять лет назад говорили об этом с Владимиром Путиным. Вот здесь, в этих лесах, мы однажды вечером гуляли, как теперь с тобой, и в тот раз мы с ним говорили о создании многополярного мира, а сейчас он уже сложился, он уже существует.
После поездки в Африку я привёз тебе приветы от всех наших друзей — Муамара Каддафи, Бутефлики, Башара Асада, Махмуда Ахмадинежада. Сильвио Берлускони также прислал большой привет. Он, кстати, тоже собирается сюда приехать, и сказал, что хочет встретиться с тобой. Ну, и, конечно, наш брат Александр Лукашенко, с которым я встречался вчера… То есть однополярный мир уже в прошлом, и сейчас мы строим новый мир. Спасибо за всю твою поддержку, за твою дружбу.
Мы сегодня подпишем большое количество очень важных, стратегически важных документов.
Должен сказать тебе, Дмитрий, что наши отношения сейчас развиваются по всем четырём направлениям системы координат, по горизонтали, по вертикали, расширяются и углубляются. Наши отношения я возвожу в ранг стратегического партнёрства. Россия, и ты это знаешь, в лице Венесуэлы имеет стратегического партнёра во всех отношениях.
Поскольку мы затронули эту тему, хочу сейчас воспользоваться случаем и заявить, что Венесуэла присоединяется к России в признании независимости республик Абхазия и Южная Осетия. Уже с сегодняшнего дня мы признаём эти республики и начнём необходимые действия по установлению дипломатических отношений, потому что это свидетельство освобождения мира, создания многополярного мира, уже ставшего реальностью.
Мы приехали в Москву в начале осени, когда Москва очень красивая.
Спасибо. Мы очень благодарны.
Д.Медведев: Спасибо, Уго, ты сделал целый набор серьёзных и важных заявлений. Мы обязательно сейчас все эти вопросы обсудим.
Только что была высказана идея о признании двух новых государств. Россия всегда занимала в этом смысле позицию достаточно простую. Мы считали и считаем, что это суверенное дело всех государств — признавать или не признавать новые субъекты международного права. Но нам, конечно, небезразлична судьба этих государств, и я хотел бы поблагодарить тебя за то, что ты принимаешь такое решение.
<…>