Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Как мы с вами и договаривались, это заседание Государственного совета посвящено вопросам молодёжной политики. Я не буду, естественно, говорить банальности о том, насколько связана тематика сегодняшнего заседания с нашим будущим, тем более что и сейчас 27 процентов населения нашей страны – если исходить из тех критериев, весьма условных, которые мы используем, то есть лица от 14 до 30 лет, – это молодёжь.
Молодёжная политика – это не только отношения между государством и молодёжью. В эффективной реализации этой политики должны быть заинтересованы и общественные структуры, и бизнес. Особое место должна иметь работа руководителей регионов и муниципальных образований.
Но я рассчитываю на то, что наш разговор, о котором мы договаривались ещё в марте этого года, будет предметным и, самое главное, что мы выйдем на ряд решений. Я всегда считал, что тему молодёжной политики нужно выносить на обсуждение только в том случае, если мы способны предложить какие‑либо изменения в законодательство, предложить новые механизмы, способы стимулировать активность молодёжи. Вот об этом и поговорим. Поговорим, по сути, в прямом эфире, поэтому просил бы всех выступать предельно конкретно и по существу.
В последнее время мы этой проблематике стали уделять много внимания. Естественно, что есть и стратегия государственной молодёжной политики на период 2006–2016 годов, есть специальный раздел в концепции долгосрочного социально-экономического развития, у нас есть специальное ведомство, которое занимается молодёжными делами. Но это не значит, что мы все вопросы решили. Наоборот, это, скорее, только самое начало.
И в России, и в Содружестве Независимых Государств текущий год проходит как Год молодёжи. И в центр внимания вынесены проблемы, которые связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив.
Я не так давно общался с участниками Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер-2009». Тоже достаточно любопытное было, интересное общение в прямом эфире, много интересных вещей рассказали ребята. Но самое главное, на чём мы тогда сконцентрировались, – это инновационные проекты, потому что без участия молодёжи в инновациях мы не сможем создать то самое новое технологическое общество, к которому мы так стремимся.
Во всём мире и науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому наша абсолютно актуальная задача – поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения, то есть для коммерциализации. Очень важно впоследствии эти идеи популяризировать, поощряя состязательность как часть инновационного процесса.
В этом направлении, кстати, уже сделаны определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии – по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские гранты для молодых кандидатов и докторов наук – сейчас это 600 тысяч рублей и один миллион рублей. Впервые в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, в том числе и по моему предложению в регионах сейчас создаются советы молодых учёных и специалистов. Я надеюсь, уважаемые коллеги, что, когда вы будете выступать, вы расскажете о том, какие организационные формы для этой работы вами созданы.
Другая важнейшая составляющая – это заинтересованность бизнеса во внедрении новейших технологий. Я об этом неоднократно говорил в последнее время, здесь пока похвастаться нечем, почему и была создана специальная президентская комиссия. Необходимо мотивировать бизнес вкладывать в эту работу деньги. Эта задача сложная, особенно в период финансовых трудностей, но решать её надо. И здесь тоже очень многое зависит от вашей активности, от желания руководителей субъектов Федерации заниматься этой проблемой.
Сейчас у нас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при вузах малые инновационные предприятия. Я напомню, эта мера была предложена мной как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во‑первых, естественно, поддержать инновационную активность в университетах и, во‑вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов по их окончании, чтобы не создавать проблемы с трудоустройством, – прямо при университетах должны будут создаваться малые инновационные предприятия. Я надеюсь, что часть выпускников будет в них работать.
Смотрите также
Кроме того, есть вполне дельные предложения, которые связаны с созданием на местах молодёжных школ предпринимательства, есть целый набор грантов, которые предоставляются на открытие молодёжью собственного дела. Эти гранты действуют в различных субъектах Федерации. Я надеюсь, эта работа будет продолжена.
Мы увеличили специально именно в этот период количество мест в аспирантуре и магистратуре. Это сделано, и теперь в этом году часть выпускников вузов может воспользоваться этими дополнительными местами, чтобы продолжить учёбу и тем самым, может быть, снять те проблемы, которые существуют.
Нам нужно заняться совершенствованием нормативной базы, потому что имеющиеся в ряде регионов нормативы по работе с молодёжью довольно разномастные. Их, может быть, стоит привести к одному знаменателю, подумать о том, как эту работу выстроить. Очень важной является, собственно, организационная инфраструктура этой работы, ею тоже нужно заниматься.
Ещё одна тема, на которую хотел бы обратить внимание. Мы занимаемся поддержкой молодёжи, но понятно, что никакой глухой стены между полноценной взрослой жизнью и учёбой молодых людей не существует. Поэтому нам нужно думать и о том, чтобы вовлекать молодёжь не только в бизнес-практики, создавать предприятия, на которых молодёжь будет работать, но и активнее включать их в политическую и общественную жизнь.
В этой связи у меня есть одно предложение, которое я полагаю правильным рассмотреть здесь. Я предлагаю установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований. Я думаю, что любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста, должен иметь право, должен получить возможность быть избранным в этот муниципальный орган. А когда получается так, что в одном субъекте Федерации это 18 лет, где‑то это 21 год, в некоторых субъектах есть по 20, по 19 лет – это в известной мере ограничение прав молодёжи, потому что у нас единая страна, человек может передвигаться по стране, самостоятельно или с родителями. И понятно, что в этих условиях всё‑таки желательно, чтобы правила, касающиеся возможности быть избранным в муниципальные органы, были унифицированы. Я имею в виду представительные органы муниципальных образований.
Конечно, мы не сможем обсудить все вопросы молодёжной политики на заседании Государственного совета. Это системная работа, она требует от нас особых усилий. В то же время я ещё раз хотел бы сказать, чтобы наш с вами разговор не превратился в болтовню на тему молодёжи – мы, в общем, её неоднократно слышали, – я считаю, что нам нужно подумать о том, каким образом, правильным образом структурировать законодательство. Готов выслушать ваши предложения.
Хотел бы ещё затронуть несколько важных моментов. Во‑первых, мы должны прививать веротерпимость, интерес и уважение к различным культурам нашей молодёжи, причём с самого раннего детства. Вы сами знаете, какие проблемы есть в молодёжной среде, и этому нужно уделять самое пристальное внимание. Никогда нельзя забывать о том, в какой мы стране живём, какая она большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, в то же время у нас общие ценности. И вот этим вопросом, я считаю, обязательно должны заниматься региональные органы власти. Это ваша ответственность.
Вторая, не менее важная тема – это проблема здорового образа жизни. Эта проблема, конечно, касается не только молодёжи. Наши люди в целом зачастую очень равнодушно относятся к своему здоровью, но состояние здоровья молодёжи – это основа благополучия общества в целом на годы вперёд.
Приведу в очередной раз печальную статистику: только по официальной статистике, курит более 3 миллионов российских подростков. Не молодёжи, подчёркиваю, а подростков, то есть тех, кто учится в школе. Треть регулярно прикладывается к бутылке. В прошлом году было зарегистрировано более 120 тысяч подростков, которые страдают наркологическими расстройствами. Это официальные цифры. Реальные цифры гораздо выше. Это на самом деле повод призадуматься о нашем будущем.
Конечно, мы не должны превращаться в менторов, не должны раздавать бессмысленные указания, но здесь нужно думать о целой системе мер. Причём не только запретительных и ограничительных, хотя иногда и их тоже стоит использовать, но прежде всего это должны быть меры по созданию новых возможностей заниматься спортом, творчеством. Здесь нужна, конечно, и полноценная разъяснительная работа, нам не нужно стесняться об этом говорить вслух, ничего страшного в этом нет.
Сейчас проводится антиалкогольная реклама. Разве хуже кому‑то от этого стало? Наоборот, это дополнительный повод призадуматься. Не стесняйтесь говорить об этом вслух. Предлагаю привлечь к этой работе и крупнейшие федеральные и, самое главное, региональные средства массовой информации: зарезервируйте для этого время.
Есть ещё ряд соображений. Я думаю, что нам нужно подумать и об упорядочении розничной продажи алкоголя, пива, табачных изделий, нужно подумать об усилении ответственности за продажу всего этого несовершеннолетним. Вы можете сделать свои предложения, а я потом проведу на эту тему отдельное совещание с приглашением ключевых ведомств и отдельных руководителей регионов.
Хотел бы также обратить внимание вот на что. Молодёжная политика – это не только отношения между государством и молодёжью. В эффективной реализации этой политики должны быть заинтересованы и общественные структуры, и бизнес. Конечно, особое место должна иметь ваша работа, потому что и руководители регионов, и руководители муниципальных образований как раз в наибольшей степени сталкиваются с проблемами, и в их руках очень важный нормативный инструментарий.
Поэтому я поддерживаю предложение включить работу с молодёжью в число критериев эффективности оценки руководства субъектов Федерации.
Вот несколько тезисов, которые я хотел сказать вначале.