С точки зрения содержательного наполнения [наши отношения] требуют очень существенной коррекции. Мы должны постараться насытить наши экономические отношения новыми крупными проектами. Часть из них сегодня получила своё воплощение в виде подписанных документов.
Ж.Э.ДУШ САНТУШ (как переведено): Господин Президент Российской Федерации!
Уважаемые члены российской и ангольской делегаций!
Дамы и господа!
Прежде всего я хочу поблагодарить Президента Российской Федерации за то, что он принял наше приглашение посетить Республику Анголу сейчас. Для меня и для членов правительства Анголы было очень приятно познакомиться с Вами, господин Президент, и провести вторую половину сегодняшнего дня в Вашем обществе.
На нас оказали большое впечатление мнения, которые Вы, господин Президент, высказали в своих выступлениях в отношении Африки и её проблем, видения их решений, а также возможности укрепления безопасности на нашем континенте.
Но, когда встречаются президенты двух дружественных стран, найти взаимопонимание нетрудно. Так и случилось. Некоторые скажут: «Так случилось потому, что было столько времени для разговора». Мы беседовали так долго потому, что наша беседа охватила большой спектр вопросов, и эти вопросы касались, как я уже упомянул, проблем Африканского континента, общей международной политики, финансово-экономического кризиса, который затронул весь мир, вопросов реконструирования финансовой и валютной систем, ну и, конечно, двусторонних взаимоотношений. И мы договорились проводить регулярные периодические встречи для обсуждения всех этих вопросов в поисках выхода и улучшения ситуации. Эти встречи будут проходить на разных уровнях, не только на уровне глав государств. Сначала это будут встречи специалистов в экономической области, в финансовой области, в области международных отношений.
Мы с большим интересом прослушали мнение российской стороны о возможности создания системы международной энергетической безопасности, мы с большим вниманием будем следить за развитием этих предложений и намерены внести свой вклад.
Что касается двусторонних отношений, мы констатировали прогресс в их развитии, но также и тот факт, что они ещё далеки от тех, которые позволили бы использовать возможности наших стран. Мы подписали ряд соглашений, которые позволят развивать это сотрудничество, но решили дать поручение членам правительств и специалистам, для того чтобы они искали новые области для возможного развития сотрудничества.
Речь, безусловно, идёт о возможности финансирования проектов, предоставления кредитов и инвестиций, мы решили дать поручение нашим министерствам финансов и экономики глубже изучить возможности предоставления финансовых потоков как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
Господин Президент, хочу поблагодарить Вас и всю российскую делегацию за сердечный и творческий подход к работе. Вы можете на нас рассчитывать.
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый господин Президент! Уважаемые представители средств массовой информации!
Прежде, конечно, ещё раз хотел бы поблагодарить Президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша за приглашение посетить Анголу с визитом и обсудить все вопросы, которые мы хотели обсудить на этих переговорах.
Наши страны – давние и исторически близкие партнёры, наша дружба проверена временем. В то же время даже близкие и дружески расположенные друг к другу страны должны периодически сверять курс, встречаться, обсуждать все вопросы на самом разном уровне, в том числе на самом высоком уровне. И как раз сегодня мы с господином Президентом обсудили практически всю повестку дня российско-ангольских отношений.
Специфика современной жизни заключается в том, что все мы очень тесно друг с другом связаны. Сейчас невозможно отгородиться никакими стенами, экономика прозрачна, и мы вместе переживаем и подъёмы, и, к сожалению, спады. Поэтому значительную часть наших разговоров с господином Президентом мы посвятили обсуждению ситуации в мире и международной финансовой архитектуры – как текущей, так и будущей; пришли к выводу, что нынешняя финансовая архитектура несправедлива, требует реконструкции или даже, может быть, создания новой архитектуры; обсудили, что мы могли бы сделать в этом направлении, потому как от того, как мы сможем работать, зависит успех этого начинания, и договорились о том, что консультации на эту тему будут продолжены. Это важно и для Российской Федерации, и для Анголы, и вообще для стран Африканского континента.
Наши страны являются очень крупными поставщиками энергоресурсов, в частности нефти. И мы довольно большое внимание уделили этому вопросу, обсуждали и вопросы наших контактов, координации в этой сфере. Считаю, что это очень полезно, и в этом смысле мы полагаем правильным такого рода совместную работу продолжить.
Действительно, современная система энергетического регулирования далека от совершенства, в значительной степени сориентирована на интересы только одной стороны энергетической цепочки, а именно потребителей энергоресурсов, а наши страны являются крупнейшими производителями энергоресурсов. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы правовое регулирование этих вопросов было более справедливым. Надо дальше работать на эту тему.
И конечно, мы значительное время посвятили обсуждению двусторонних отношений, говорили и об их экономическом аспекте, и о гуманитарном аспекте и пришли к такому выводу: наши отношения хорошие, но с точки зрения содержательного наполнения они требуют очень существенной коррекции. Мы должны постараться насытить наши экономические отношения новыми крупными проектами. Часть из них сегодня получила своё воплощение в виде подписанных документов.
Но работа только начинается, потому что мы понимаем: между самими документами и реальными результатами – достаточно значительное расстояние. Самое главное, что мы в этом смысле придали импульс нашему экономическому сотрудничеству.
О чём идёт речь, вы уже частично знаете. Конечно, это новые проекты и в области энергетики, и в области разведки соответствующих ископаемых, и в высокотехнологичной сфере, в частности по созданию системы спутниковой связи, и целый ряд других проектов, которые мы хотели бы реализовать и которые способны поднять наше экономическое сотрудничество на принципиально новый уровень. Для этого есть и желание, и все возможности. Действительно, нужно подумать о выработке новых финансовых механизмов, мы это тоже достаточно предметно обсудили с господином Президентом и дали поручение нашим правительствам.
И, конечно, мы обсуждали ситуацию в мире, обсуждали проблемы Африканского континента, говорили о региональных форматах сотрудничества, проблемах, которые существуют сегодня и которые могли бы быть решены при активном участии наших государств, а также тех международных организаций, в которых они принимают участие. В том числе, конечно, при помощи региональных организаций, а также Организации Объединённых Наций. Эта работа также нас вполне удовлетворяет, мы её будем продолжать совместно.
Я абсолютно уверен и согласен с тем, что было сказано моим коллегой, Президентом Анголы, что визит Президента Российской Федерации в Анголу придаст импульс нашим отношениям, выведет их на новый уровень, а это, безусловно, в интересах и наших народов, и всех, кто проживает на Африканском континенте, всех, кто сегодня находится в сложном положении. Поэтому мы готовы дальше развивать эти связи и выражаем своё полное удовлетворение результатами переговоров.
Спасибо.
ВОПРОС: Дмитрий Анатольевич!
Господин душ Сантуш!
Понятно, что на сегодняшней вашей встрече вопросы энергетического сотрудничества были среди ключевых, потому что Россия – лидер мировой нефтедобычи и нефтяного экспорта, а Ангола – лидер региональный, имея в виду тот регион, который у нас принято называть «Африка южнее Сахары». И в этой связи о каких конкретно проектах удалось договориться? И обсуждалась ли тема какой‑либо дополнительной координации действий России с ОПЕК, может быть, согласование объёмов добычи с учётом той роли, которую в этой организации сейчас занимает Ангола?
Спасибо.
Ж.Э.ДУШ САНТУШ (как переведено): Мы действительно обсуждали вопрос взаимодействия России и ОПЕК. И, конечно, вопрос о взаимодействии с ОПЕК обсуждался, потому что, во‑первых, Россия – один из крупнейших в мире производителей нефти, и, во‑вторых, потому что Россия – один из ведущих политических игроков на мировой арене, что не принижает также её роли как экономической державы.
Учитывая большой политический вес, который Россия имеет на международной арене, продолжение сотрудничества ОПЕК с Россией, учёт мнения российской стороны при осуществлении деятельности ОПЕК, усиление сотрудничества между Россией и ОПЕК приобретают существенное значение. Это необходимо и для того, чтобы защитить интересы производителей нефти на мировой арене, и для того, чтобы договориться о механизмах регулирования цен, спросе и предложении на рынках.
Мы также затронули вопросы двустороннего сотрудничества в области производства нефти. Мы также рассмотрели вопросы сотрудничества российских нефтяных компаний и ангольского предприятия «Сонангол» и пришли к выводу, что эти контакты очень плодотворны. Хотелось бы пожелать им продолжаться далее и вырабатывать новые формы взаимодействия.
Естественно, что мы рассмотрели вопросы не только текущего сотрудничества в области добычи нефти, но и вопрос о других возможных формах производства энергии, не ограничивающихся только производством топлива. Речь идёт о различных формах, современных формах производства энергии.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я дополню то, что было сказано Президентом Анголы.
Конечно, мы обсуждали самые разные формы кооперации, в том числе и сотрудничество между нашими крупнейшими государственными компаниями «Зарубежнефть» и «Сонангол».
Есть ряд проектов по разработке и поиску новых месторождений углеводородов. Это, безусловно, интересно для наших стран, потому что мы очень крупные игроки на нефтяном рынке, которые сами поставляют энергоносители. Но это не значит, что у нас не может быть кооперации в этой сфере. Притом что, может быть, поставка этих углеводородов у нас идёт на разные рынки.
Мы действительно обсуждали и другие направления энергетического сотрудничества и надеемся, что сможем реализовать те идеи, которые были обсуждены, в новых проектах, которые, скажем так, достойны современного века.
Что касается нашего взаимодействия в ОПЕК, то здесь в общем всё понятно: Ангола – это государство – член ОПЕК. Российская Федерация является наблюдателем и координирует свою работу с организацией стран – экспортёров нефти. Эта работа является особенно важной в текущей ситуации, когда на нефтяном рынке происходят довольно серьёзные изменения.
Мы обсуждали вопрос о том, каким образом происходит ценообразование на нефтяном рынке, и пришли к выводу, что этот порядок далёк от своего оптимального состояния, потому что он достаточно сложный, непрозрачный и в конечном счёте может повлечь серьёзные, иногда драматические изменения в ценах на нефть – изменения в разы.
Это, безусловно, отражается и на нефтяном рынке, и на интересах потребителей, и на интересах производителей, и в конечном счёте отражается и на мировом экономическом развитии. Поэтому координация между государствами ОПЕК с одной стороны и Российской Федерацией с другой стороны по вопросам рынка нефти, в том числе и ценообразования на нефть, на мой взгляд, является очень важной и очень актуальной.
Здесь ещё предстоит многое сделать, но мы обязаны продолжать эту работу, и мы не вполне довольны той ситуацией, в которой находится сегодня этот рынок. Скажу совсем просто: рынок нефти не должен зависеть от положения дел в одной экономике.
ВОПРОС: Господин Президент, как Вы оцениваете ситуацию в Африке вообще и на юге Африки в частности? Известно, что Африка переживает сейчас очень непростую ситуацию. Каково Ваше видение этой ситуации?
И второе: можно ли рассчитывать, что банк «ВТБ-Африка» будет действовать более эффективно и сможет оказать должное воздействие на развитие ангольской экономики?
Д.МЕДВЕДЕВ: Тут у нас есть руководитель соответствующего банка, но я готов ответить за него – сказать, что, раз руководитель банка находится здесь, конечно, банк будет действовать более интенсивно и более эффективно, иначе просто не было бы смысла приезжать.
Мы рассматриваем юг Африки и Африку в целом как один из очень перспективных, хотя и сложных регионов, где могут быть реализованы очень масштабные, очень выгодные и интересные проекты, которые пойдут на пользу как собственно самой Африке, так и коммерческим интересам банка и других компаний, которые работают на этом рынке.
Что касается общей ситуации, то, конечно, у меня достаточно свежие впечатления, потому что я первый раз в Африке. Считаю, они сводятся к следующему: во‑первых, Африка – очень динамично развивающийся континент, который находится на подъёме; во‑вторых, Африка сегодня состоит из суверенных, уже во многом сильных государств, которые выбрали свой путь развития.
И даже те конфликты, которые сегодня остаются на Африканском континенте, – это конфликты, которые связаны с бурным ростом самих государств, национальной самоидентификацией и экономикой этих стран.
Третье, в Африке очень много проблем. Это те проблемы, о которых мы говорим на разных площадках, говорим в двустороннем формате, которые обсуждаются на региональных форумах. Они всем известны, их нужно решать и решать безотлагательно.
Каковы эти проблемы? Конечно, они всем известны – назову только некоторые из них, наиболее кричащие: это голод, слабое медицинское обслуживание, значительное число болезней, преступность, необходимость принимать самые решительные меры по развитию образования.
Россия никогда не было колониальной державой, тем не менее мы считаем, что пришло время отдавать долги Африке. В то же время африканским странам нужно дать источник саморазвития, создать эффективно работающие финансовые механизмы.
Именно поэтому мы встречаемся с лидерами наиболее крупных стран Африки на различных ведущих международных площадках и обсуждаем эти вопросы, в том числе и с моим уважаемым коллегой, Президентом Анголы Жозе Эдуарду душ Сантушем.