Д.Медведев: Добрый день!
У нас сегодня несколько тем для обсуждения. Начну с реализации Бюджетного послания. Мы договаривались о целесообразности переноса срока внесения в Госдуму законопроекта о федеральном бюджете на текущий год и на период до 12-го года, а также об изменении формата бюджета на этот плановый период.
Подготовка, как я понимаю, изменений в Бюджетный кодекс будет в самое ближайшее время завершена. И я хотел бы, чтобы вы проинформировали об этой работе.
Второе, о чём предлагаю поговорить. Всё, что происходит у нас в экономике, конечно, напрямую зависит от состояния дел в экономике мировой, от тех сценариев, которые сейчас существуют и которые могут быть положены в основу бюджетного планирования. Поэтому я предлагаю сегодня обсудить те текущие тенденции, которые сформировались. Это небесполезно и в свете предстоящего экономического форума в Санкт-Петербурге, ближайших других событий тех форматов, которые будут проходить в нашей стране, в том числе встреча Шанхайской организации сотрудничества, где тоже будут обсуждаться различные экономические вопросы, ну и в конечном счёте и подготовки к «восьмёрке», которая состоится в Италии. И самое главное, конечно, это нужно самим нам для того, чтобы мы понимали, что будет положено в основу планирования на ближайшее время.
Конечно, фактор неопределённости очень велик, оценки постоянно меняются. Любимым вопросом для всех аналитиков в мире стал вопрос о достижении дна кризиса, на который все дают, как правило, уклончивый ответ, за исключением, может быть, истовых оптимистов. Тем не менее нам нужно, конечно, поговорить и о тех оценках, которые существуют, может быть, высказать собственные представления, поговорить об определённых положительных тенденциях, которые действительно сформировались на ряде рынков, поговорить и об отрицательных моментах, которые тоже существуют.
Появляются и новые барьеры. В частности, во время разговора с бизнесом мне рассказывали о так называемых препятствиях, которые появились на региональных рынках. Такого рода практика просто неприемлема, недопустима. Это предмет для внимательного изучения соответствующих региональных решений органами прокуратуры и Правительством, включая, естественно, антимонопольные органы.
Многое в этой сфере, конечно, зависит от успешности действий ведущих экономик мира, ключевых экономических игроков, таких как Соединённые Штаты Америки, Китай, государства Евросоюза, Япония, и наших усилий, конечно, тоже, от состояния глобальных валютных, сырьевых рынков, от положения дел у наших ближайших соседей и торговых партнёров. Но для нас, конечно, может быть, самым главным является то, что мы будем делать сами, эффективность наших собственных действий. Собственно, что мы и собираемся предпринять.
На чём хотел бы сегодня вкратце остановиться для начала работы. Во‑первых, в Бюджетном послании поставлена задача обуславливать государственную поддержку бизнесу определёнными факторами, такими как модернизация производства, внедрение новых эффективных технологий, повышение энергоэффективности и, конечно, притча во языцех – повышение производительности труда. Конечно, это мы должны делать незамедлительно, не дожидаясь следующего бюджетного цикла, я имею в виду стараться мотивировать наш бизнес, наше производство на работу в таком режиме.
Я думаю, что и в подзаконных актах необходимо будет предусмотреть критерии оказания поддержки нашим предприятиям на будущее с учётом тех факторов, которые только что мною были названы, иначе мы не сможем получить того эффекта, который мы рассчитываем получить от использования государственных средств на поддержку производства.
Есть ещё несколько тем, которые затрагивались в ходе моей недавней встречи с предпринимателями. Они, конечно, касаются тех барьеров для предпринимательской деятельности, которые сформировались у нас давно и которые, к сожалению, сохраняются. Но появляются и новые барьеры. В частности, во время разговора с бизнесом мне рассказывали о так называемых препятствиях, которые появились на региональных рынках.
Я считаю, что такого рода практика в нынешнем десятилетии просто неприемлема, недопустима. Это предмет для внимательного изучения соответствующих региональных решений органами прокуратуры и Правительством, включая, естественно, антимонопольные органы.
Кто вообще позволяет делить наш рынок на части? Что это за феодализм такой? Никакой кризис это не оправдывает – у нас не 93-й год.
На этой встрече также поднимались вопросы об излишней отчётности для малого бизнеса. Бизнесмены, естественно, считают, что её всё равно очень много, что она бессмысленная. Постановка вопроса такая: или вы всё‑таки не считаете, что мы, допустим, отчитываемся и выплачиваем налоги по упрощённой схеме, тогда не применяйте к нам этот режим, или уж сделайте её по‑настоящему упрощённой. Это звучало практически во всех выступлениях тех, кто подпадает под соответствующую программу.
Говорилось о других вопросах. Я уже частично на эту тему высказывался: об эффективности системы ЕГАИС, о недобросовестной конкуренции зарубежных производителей на наших рынках (об этом тоже говорилось) и о недостаточности стимулов для осуществления геологоразведочной деятельности частными компаниями. Я специально всё это обозначил для того, чтобы вернуться к тому, о чём говорил с представителями бизнеса. Естественно, я подпишу поручение на эту тему. Но мы можем обменяться соображениями и в ходе сегодняшнего совещания.
И ещё одна тема, которую я хотел бы затронуть в конце. Мы активно по‑партнёрски работаем с нашими ближайшими соседями, помогаем им в преодолении кризисных явлений, в том числе финансами, и немаленькими финансами. Иногда это сопровождается необходимостью комментировать экономическую ситуацию в этих странах. Но мы никогда не позволяли и не будем позволять себе личные характеристики в отношении руководства других стран, хотя, конечно, мы могли что‑либо сказать в отношении эффективности экономических мер, ими предпринимаемых, почему они обращаются к нам за помощью и поддержкой.
Мы считаем, что с точки зрения дипломатической этики это неприемлемо, и рассчитываем на то, что такую же позицию будут занимать и наши ближайшие партнёры.
Начнём работать.