Д.Медведев: Ещё раз добрый день! Рад всех видеть.
Хотел бы сказать, что в нынешней ситуации считаю полезным вернуться к той практике окружных совещаний, которые проходили некоторое время назад, потому как всегда есть что обсудить. Есть проблемы, есть результаты. Поэтому сегодня мы проанализируем ситуацию в Приволжском федеральном округе. Я буду проводить такие совещания и в других округах.
О Приволжском федеральном округе, уважаемые коллеги, вы знаете всё гораздо лучше, чем кто‑либо другой, поэтому рассказывать вам о перспективах, о том, какой здесь развитый обрабатывающий комплекс, о том, сколько здесь производится автомобилей, сколько процентов авиапредприятий здесь находится, я не буду, потому что вы и так это очень хорошо знаете. Тем не менее скажу, что, конечно, в условиях глобального кризиса именно обрабатывающие и добывающие производства в числе первых ощутили на себе удары кризиса. И, к сожалению, это напрямую проявилось в ваших регионах. То есть, иными словами, во многом прогрессивная экономическая структура экономики большинства регионов округа создала и ряд проблем, как это ни печально звучит.
В І квартале 2009 года в Приволжском округе сильнее, чем в целом по России, ощущался спад промышленного производства и инвестиционной активности. Промышленное производство снизилось в целом на 20 процентов, падение инвестиций в основной капитал также превысило отметку где‑то в 20 процентов. Количество реализованных автомобилей снизилось где‑то в два раза. Напряжённая ситуация сложилась на многих предприятиях, в том числе на предприятиях, которые выполняют гособоронзаказ.
Всё это привело к реальному сокращению региональных доходов и сказалось на уровне жизни граждан. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность по зарплате выросла в округе более чем в два раза, и к 15 апреля она составляет около 1,5 миллиарда рублей. Это плохие цифры. Тяжёлые. Плохие цифры. Конечно, ситуация не критическая, но это плохие цифры, мы должны на это реагировать.
Численность зарегистрированных безработных увеличилась с начала года, опять же в среднем по округу, в 1,8 раза – более чем на 370 тысяч человек. Здесь данные в различных регионах разные. Вы об этом, уважаемые коллеги, мне, естественно, потом расскажете.
Давайте обозначим повестку дня. Я хотел бы, чтобы сегодня и члены Правительства Российской Федерации, и руководство регионов, то есть исполнительная власть регионов, ответили на ряд ключевых вопросов.
Во‑первых, давайте поговорим о стабилизации ситуации на рынке труда. Мы уже сегодня с Никитой Юрьевичем [Белых] об этом начали говорить. Затем поговорим о мерах, которые предпринимаются в регионах по ликвидации просроченной задолженности по зарплате, поговорим о стимулировании занятости населения. Это, наверное, самое главное, чем мы должны сегодня заниматься. Но, естественно, мы должны поговорить и в целом об эффективности мер государственной поддержки, которые осуществляются как с федерального уровня, так и на региональном уровне.
Я вчера с членами Правительства обсуждал ряд вопросов, в том числе о так называемой государственной гарантии. Все, наверное, слышали, я сказал, что из 300 миллиардов ни рубля не дали. Печально. Плохо. Это означает то, что та идея, которая была положена в основу решений Правительства, оказалась неработающей для банков.
Мы не должны менять наши знамёна, наши приоритеты. Мы должны создавать конкурентоспособную экономику, современную, инновационную экономику. Мы должны продолжать реализацию крупных инвестиционных проектов в такой, конечно, степени, в какой это сегодня возможно. Мы должны продолжать заниматься транспортной инфраструктурой. Мы должны заниматься освоением минерально-сырьевой базы, развивать энергетику, включая, естественно, и освоение ресурсосберегающих технологий. Мы должны заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса.
Почему я к этому сегодня возвращаюсь? Мы сегодня говорили с губернатором на эту тему. Здесь, в регионе, программа государственных гарантий работает. Понятно, здесь меньше объём. Но банки‑то принимают государственные гарантии в этом случае, а федеральные гарантии не принимают. Какие гарантии лучше? Выходит, региональные лучше. Да, федеральные лучше, а что же их не принимают банки‑то? Я поэтому сегодня предлагаю и об этом поговорить. У нас здесь и Председатель Центрального банка присутствует, руководство Правительства и руководство соответствующих министерств экономического блока. Я также попросил заехать сюда одного из предпринимателей, которого мы встретили на выставке, который такую гарантию получил, для того чтобы он рассказал, сколько у него ушло на это времени, с какими он трудностями столкнулся, что нужно сделать в регионе для того, чтобы, может, от этих трудностей уйти и, самое главное, чтобы федеральные гарантии наконец заработали.
Надо поговорить и о поддержке малого бизнеса. Тема архиважная, сложная, но весьма и весьма нужная в сегодняшней ситуации, в сегодняшней жизни. Я думаю, что есть проблемы. Мне докладывают, что далеко не все территории, входящие в Приволжский федеральный округ, воспользовались средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в то время как это достаточно серьёзный и действенный инструмент социальной политики, серьезный стимул к активности населения, к развитию. Есть вопросы координации нашей работы на региональном и муниципальном уровнях. Об этом тоже есть смысл поговорить.
Кроме того, вопрос газификации. Мы опять же только что разговаривали с губернатором Кировской области. Где‑то эта ситуация выглядит лучше, где‑то хуже, но в любом случае нам нужно продолжать заниматься газификацией, несмотря на кризис. Поэтому я поручаю Правительству вместе с «Газпромом» подготовить и реализовать соответствующие предложения в этой области как в масштабах округа, так и по конкретным территориям.
Я думаю, что основные задачи на будущее нам ясны. Во‑первых, мы не должны менять наши знамёна, наши приоритеты. Мы должны создавать конкурентоспособную экономику, современную, инновационную экономику. Мы должны продолжать реализацию крупных инвестиционных проектов в такой, конечно, степени, в какой это сегодня возможно. Мы должны продолжать заниматься транспортной инфраструктурой. Мы должны заниматься освоением минерально-сырьевой базы, развивать энергетику, включая, естественно, и освоение ресурсосберегающих технологий. Мы должны, о чём я уже сказал, заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. И в конечном счёте всё это нужно объединить в единую концепцию социально-экономического развития Приволжского округа. Как я понимаю, такая работа ведётся.
И ещё одна тема. В период сложности очень важно не потерять кадры, очень важно сохранить человеческий потенциал. Просто людям помогать – это святая обязанность всех властей. И поэтому наша задача состоит и в том, чтобы наращивать наши кадровые возможности. В этой связи я поручаю Правительству в ближайшее время подготовить предложения, касающиеся создания Приволжского федерального университета. Эта идея достаточно давно обсуждается. Я пока, естественно, не предрешаю того, как может быть она реализована, но это необходимо сделать, равно как и подготовить предложения об учреждении национальных исследовательских центров в округе. Это в рамках тех решений, которые уже приняты в масштабах страны.
Такова повестка дня.
* * *
Я единственное что ещё скажу в отношении госгарантий, соглашаясь с тем, что только что сказал Никита Юрьевич, он, по сути, просто меня опередил. Я думаю, что мы должны иметь разные возможности. Когда речь идёт о больших объёмах кредитования и развитой инфраструктуре – это одно, а когда речь идёт о государственных гарантиях для малого бизнеса – гарантиях регионам, там, где структуры нормальной нет и где это единственная возможность получить деньги, – это совершенно другое. Мы потом дадим слово нашему коллеге, который специально приехал. Пусть он за три минутки расскажет, как он эту гарантию получал. Я даже хочу, чтобы это услышали не столько вы, как руководители субъектов, сколько наши товарищи из Правительства и Центрального банка.
* * *
Я хотел бы поблагодарить всех вас, я имею в виду губернаторов, за большую работу, которую вы ведёте в целях преодоления финансового и экономического кризиса в нашей стране. Я до этого так не говорил, но считаю, что уже пора об этом сказать, потому что каждый из вас занимается этим регулярно, в ежедневном режиме, и если вы думаете, что мы не видим этого, то ошибаетесь.
У меня помимо слов благодарности ещё просьба: не сбавлять интенсивность работы, потому что сейчас действительно проклюнулись некоторые внешние как минимум симптомы улучшения ситуации. И, как у нас часто на Руси водится, очень хочется сразу же сказать, что всё в порядке, расслабиться и ожидать новых дивидендов. Этого не будет. Я сейчас не рассуждаю на темы второй волны, третьей волны. В любом случае расслабляться нельзя, надо вкалывать каждый день. Но то, что вы делаете, заслуживает хорошей оценки.
Теперь в отношении гарантий. Всё‑таки все практически сошлись на том, что этот инструмент полезен. Поэтому, как мы вчера и договорились, я жду от Правительства Российской Федерации в самое ближайшее время выпуска постановления в отношении государственных гарантий, природа которых меняется с субсидиарной на солидарную, и я надеюсь, что это будет продолжено не только в виде постановления, но и в виде реальной выдачи государственных гарантий, пусть на ту сумму, которая зафиксирована. Эта сумма не закроет всех проблем в стране, она действительно сопоставляется с общей, совокупной суммой кредитов, буквально несколько процентов. Но это всё равно деньги. Сейчас мы оттуда не израсходовали ни рубля. Надо это сделать.
* * *
Дальше. Я также поддерживаю идею продления работы по экспериментальным пилотным тематикам в рамках проекта «Здравоохранение», то, о чём сказал Олег Анатольевич. Мы где‑то, может быть, ошибались, где‑то на ощупь шли, тем не менее это были полезные начинания, и в результате этих начинаний всё стало крутиться гораздо быстрее. Коллеги, которые этим занимались в регионах, они об этом помнят. Поэтому этот эксперимент завершать нам пока не следует. В отношении программы родовых сертификатов: я здесь полностью согласен с оценкой, это, на мой взгляд, одна из лучших программ в рамках проекта «Здравоохранение», очень эффективная и очень полезная для системы здравоохранения, позволившая всё‑таки в значительной мере и обновить базу, и зарплату увеличить. Что касается частной практики, то это действительно вопрос идеологии. И на этот вопрос нет однозначного ответа. Если бы у нас была ситуация проще, чем сейчас, то я бы, наверное, склонялся к тому, что Вы предлагаете. Но с учётом того, что нам сейчас тяжело, надо посмотреть – может быть, в будущем вернуться к разговору о привлечении в программу родовых сертификатов и частнопрактикующих врачей, частных клиник.
Ещё одна важная тема, которая затрагивалась в выступлении наших коллег, в основном из регионов, где хорошо развито аграрное производство, – это агарный национальный проект и те проблемы, с которыми мы сегодня все сталкиваемся.
Во‑первых, я хотел бы сказать, что снижение поголовья крупного рогатого скота – это очень тревожный симптом. Потому что мы последние несколько лет потратили в неимоверных усилиях, пытаясь выправить ту ситуацию, которая складывалась в 90-е годы и в первой половине этого десятилетия, когда у нас поголовье чудовищно падало вниз. И мы на это потратили и много сил и, надо признаться, много денег, потому что все вы, здесь присутствующие, развивали собственные объекты животноводства, получали кредиты, закупали скот, в том числе по лизингу. И, конечно, это сейчас потерять было бы самой опасной ошибкой. Поэтому я считаю, что нам нужно вернуться к вопросу кредитования крупных сельскохозяйственных проектов, в том числе и в рамках тех субсидированных кредитов, которые мы давали для таких проектов.
В целом, я считаю, тем, что вы делаете (об этом говорил и Николай Иванович, и Муртаза Губайдуллович), нужно обязательно этим заниматься – это останавливать нельзя, в том числе продолжать кредитование этих крупных объектов.
Со своей стороны считаю, что Правительство должно здесь в максимальной степени вам помогать.
По фонду содействия развитию социальной инфраструктуры я в целом ещё раз хотел бы сказать: эта идея была сформулирована, и я не уверен, что она может быть моментально реализована, но в целом я считаю, что если мы подобный фонд создали для ЖКХ, то можно подумать и о социальной инфраструктуре. Во всяком случае, Правительство могло бы эту тему проработать, и я хочу, чтобы Министерство экономического развития вместе с другими ведомствами её проработало и мне представило свои предложения.
Здесь также упоминался специальный документ о квотировании рабочих мест. Сейчас об этом довольно много говорят. Идея достаточно сложная, но тем не менее я хотел бы тоже, чтобы Правительство её проработало.
И последнее из того, что звучало, по Чебоксарскому водохранилищу, потому что остальные темы были откомментированы, я поручения по этому вопросу дам, обязательно мы к этому вернёмся.
Уважаемые коллеги! Я ещё раз хотел бы вас поблагодарить за участие в совещании, считаю, что оно было полезным, предметным, и рассчитываю на то, что в таком ключе мы и дальше будем работать.
До встречи.