Д.Медведев: Товарищи генералы и адмиралы! Товарищи офицеры!
Сегодня проходит расширенное заседание коллегии. И здесь, кроме представителей Министерства обороны, присутствуют представители других силовых ведомств, находятся руководители законодательных и исполнительных органов власти.
Современная, хорошо обученная и укомплектованная новейшими видами вооружений армия является залогом нашей обороноспособности. Это гарантия защиты от любой потенциальной угрозы или попыток силового давления на нашу страну и, конечно же, принципиальное условие уверенного развития России, роста национальной экономики и роста благосостояния граждан. И хотел бы с учётом этих названных только что мною факторов проанализировать итоги военного строительства за прошедший год и, естественно, обсудить приоритеты на будущее.
2008 год был для наших Вооружённых Сил непростым. Серьёзным испытанием стали события в Южной Осетии. И российская армия, российские миротворцы показали, что они способны отстоять национальные интересы нашего государства, способны защитить жизни людей.
Отмечу также и то, что за истекший год Министерством обороны было немало сделано для укрепления армии и флота. Возросла интенсивность боевой и оперативной подготовки войск. Проведён целый ряд масштабных учений, в ходе которых отработаны и новые задачи, и потенциальные возможности частей и соединений. Некоторые из этих учений по объёму задействованных сил не проводились в новейшей истории никогда.
Укрепился и профессиональный состав Вооружённых Сил, а продолжительность службы по призыву сократилась до 1 года.
Достигнуты в целом неплохие результаты и по другим показателям. В этом я, кстати сказать, ещё раз убедился в ходе состоявшегося 19 февраля совещания с руководством одного из наиболее крупных военных округов – Сибирского военного округа.
Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что в ряде регионов остаётся серьёзный конфликтный потенциал. Сохраняются угрозы, которые несут и локальные кризисы, и международный терроризм. Не прекращаются попытки расширения военной инфраструктуры Североатлантического альянса вблизи границ нашей страны. Всё это требует качественной модернизации наших Вооружённых Сил, обретения ими нового, перспективного облика. И для этого, несмотря на текущие финансовые сложности, сегодня есть все необходимые условия.
Несмотря на трудности финансового порядка, с которыми столкнулась наша страна и другие государства, за всю новейшую историю России у нас никогда не было столь благоприятных условий для того, чтобы создать современные и эффективные Вооружённые Силы.
В этой связи остановлюсь на ряде приоритетных задач.
Первая задача – это повышение боеготовности войск, причём не обычное повышение, а качественное повышение, прежде всего за счёт стратегических ядерных сил. Они должны гарантированно выполнять все поставленные задачи по обеспечению военной безопасности нашего государства. Кроме того, в повестке дня перевод всех боевых частей и соединений в категорию постоянной готовности. Подчеркну, что это ключевая составляющая новой модели или нового облика Вооружённых Сил.
Вторая задача – оптимизация структуры и численности армии. Особенно подчеркну: в военном планировании нужно исходить из современной обстановки, из характера потенциальных угроз, а долгосрочные планы в области обороны должны быть основаны на Стратегии национальной безопасности России на период до 2020 года, которую в ближайшее время предстоит утвердить на Совете Безопасности.
Третья и важнейшая задача – это оснащение войск новейшими видами вооружений. Сейчас на их разработку и закупку направляются значительные средства, причём, даже несмотря на те проблемы в финансах, которые мы сегодня имеем, объём этих средств практически полностью сохранился в ранее планируемых показателях. В прошлом году уже удалось перевести на современную технику целый ряд соединений и частей, а с 2011 года начнётся масштабное перевооружение армии и флота.
Четвёртая – нам необходимо дальнейшее совершенствование структуры военного образования, сеть военно-учебных заведений должна быть приведена в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах. Военные институты, как, впрочем, конечно, и гражданские институты, должны активнее включаться в системную модернизацию высшего профессионального образования в нашей стране и в процессы интеграции образования, науки и производства для целей подготовки высококвалифицированных кадров, способных создавать новые технологии.
Ещё одна безусловная задача, или высший приоритет работы, – это решение социальных проблем военнослужащих. В последние годы укреплению их социального статуса государством уделялось самое пристальное внимание. Так, начиная с 2000 года фонд денежного довольствия увеличился более чем в десять раз. За этот же период достаточно существенно возросли и пенсии военных пенсионеров. Последовательно решается и одна из наиболее острейших проблем, которая существовала в армии, а именно жилищная проблема. Только в 2008 году для постоянного проживания военнослужащих Министерством обороны было получено 22,5 тысячи квартир, в 2009 году Минобороны планирует приобрести более 40 тысяч квартир.
С октября 2008 года был значительно увеличен размер денежной компенсации за наём жилых помещений. Тем не менее это не позволило пока в полной мере покрыть затраты военнослужащих, которые снимают жильё. Этой темой надо заниматься.
Развивается и накопительная ипотечная система для военнослужащих. По мере роста экономических возможностей будет продолжена индексация денежного довольствия, будет, естественно, строиться новое жильё в тех объёмах, которые я только что назвал, благоустраиваться военные городки.
И, наконец, нужно с большей ответственностью, с максимальным вниманием относиться к проблемам социальной адаптации офицеров, которые увольняются в запас, к вопросам их переподготовки и текущего трудоустройства. В их решении Министерству обороны следует теснее взаимодействовать как с другими ведомствами, так и с представителями бизнес-сообщества и региональными властями.
В заключение я хотел бы ещё раз подчеркнуть: работа по переходу к новому облику Вооружённых Сил предстоит очень серьёзная. Здесь необходима и высокая компетентность командиров всех уровней, и слаженность наших совместных действий, и, конечно, крайне необходима общественная поддержка проводимых в армии преобразований. В этой связи необходимо активнее разъяснять цели и смысл тех преобразований, которые в настоящий момент проводятся. И в этой работе должны участвовать как руководители Вооружённых Сил, так и представители федеральной и региональной властей.
Позвольте поблагодарить вас за службу и пожелать новых успехов.
***
А.Сердюков: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Уважаемые товарищи!
Деятельность Вооружённых Сил в 2008 году планировалась и осуществлялась исходя из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Основные усилия были направлены на сдерживание угроз, военной безопасности государства, создание условий для его экономического развития и повышения авторитета на международной арене.
Военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к достижению глобального лидерства, расширением и наращиванием военного присутствия Соединённых Штатов и их союзников по НАТО в регионах, сопредельных с Россией.
Устремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ. Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства её традиционных интересов.
На военно-политическую обстановку оказывали серьёзное влияние международный терроризм и религиозный экстремизм, незаконная торговля оружием. Они все чаще проявлялись в странах, граничащих с Россией.
Непосредственной угрозой национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации стало нападение Грузии на Южную Осетию. Эта попытка урегулировать конфликт силовым путём была направлена в первую очередь на дестабилизацию обстановки на Кавказе.
В целом анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооружённых конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства.
Уважаемые товарищи! Для реализации возложенных функций с учётом сложившейся внешнеполитической ситуации Министерством обороны в 2008 году были увеличены объёмы ассигнований на 26 процентов по сравнению с 2007 годом. Выделенные средства были распределены по следующим основным стратегическим задачам.
Первая – сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности и интересам Российской Федерации. Около 16 процентов ассигнований Министерства обороны были направлены на поддержание и развитие стратегических сил сдерживания. Реализованы меры по развитию стратегических ядерных сил, контролю космического пространства, наращиванию возможностей систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны. Назову некоторые из них. Поставлены на боевое дежурство три дивизиона подвижных грунтовых ракетных комплексов и две шахтные пусковые установки «Тополь-М». К 2016 году эти комплексы составят основу всей группировки.
Осуществлялись регулярные полёты стратегической авиации в районах судоходства и экономической зоны России. Стратегические самолёты патрулировали акватории Мирового океана, провели пуски крылатых ракет на северных полигонах. Были совершены полёты двух «Ту-160» в Республику Венесуэла.
В рамках реализации программы по оснащению Военно-Морского Флота новыми подводными атомными стратегическими лодками проекта «Борей», оснащёнными ракетными комплексами «Булава», начаты швартовые испытания головного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий».
Увеличена на 14 процентов орбитальная группировка космических аппаратов. Поставлена на опытно-боевое дежурство новая радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в городе Армавире. Продолжается опытная эксплуатация РЛС «Воронеж-М» в посёлке Лехтуси Ленинградской области. Поставлен на боевое дежурство второй полк, оснащённый зенитными ракетными системами С-400 «Триумф».
Вторая задача – повышение потенциала сил общего назначения. На эти цели было выделено около 29 процентов ассигнований. В 2008 году удалось достичь стабильного проведения запланированных мероприятий боевой и оперативной подготовки, обеспеченных денежными и материальными ресурсами. Всего было проведено более 50 таких мероприятий. Они были подчинены единому замыслу. Во‑первых, это отработка взаимодействия и боевого слаживания группировок разнородных сил и средств. Во‑вторых, проведение крупномасштабных учений в условиях, максимально приближённых к боевым. Конечной целью являлась подготовка Вооружённых Сил к отражению возможной агрессии против Российской Федерации.
Наиболее значимым стало стратегическое командно-штабное учение «Стабильность-2008». К учениям привлекались: четыре общевойсковые армии, три флота, две воздушные армии, отдельная армия ракетно-космической обороны, ракетная армия, а также группировки тылового и технического обеспечения. Всего было задействовано 150 самолётов, 11 подводных лодок, 28 надводных кораблей и около 86 тысяч человек личного состава, 1750 единиц вооружения и военной техники. На завершающем этапе учений «Центр-2008» под управлением Верховного Главнокомандующего было осуществлено 17 пусков межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков. Кроме того, состоялись оперативные учения с объединениями Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота.
В 2008 году проведено восемь совместных учений с вооружёнными силами иностранных государств: Казахстана, Армении и Монголии, в том числе по линии ОДКБ командно-штабные учения с вооружёнными силами Армении «Рубеж-2008».
Уважаемые товарищи! Предметом серьёзного анализа являются события августа 2008 года. По решению Верховного Главнокомандующего проведена операция по принуждению Грузии к миру. Грузинские вооружённые силы понесли значительные потери и были деморализованы. В период проведения операции проявились: слаженность действий личного состава при выполнении боевых задач, хорошая подготовка подразделений и воинских частей в ходе совершения марша, стремительная переброска группировки войск на территорию Южной Осетии, в том числе при преодолении барьерного рубежа Рокского тоннеля, мужество и высокий боевой дух солдат и офицеров. Вместе с тем данный вооружённый конфликт явился для нас поводом для серьёзного анализа. Мы обобщили полученный опыт, сделали соответствующие выводы. На их основании внесены уточнения в государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ.
Утверждена концепция развития системы управления Вооружённых Сил на период до 2025 года. Ею предусматривается: создание перспективной системы управления на основе использования последних достижений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Мы планируем обеспечить пункты управления группировок войск на всех стратегических направлениях современной техникой, в первую очередь в Северо-Кавказском военном округе.
В 2008 году было уделено значительное внимание вопросам организации боевой подготовки и материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота. Выделенные на эти цели ассигнования позволили увеличить количество вылетов боевой авиации, а также выхода в море кораблей и судов ВМФ. Выполнено 27 дальних походов на боевую службу во все акватории Мирового океана. В море выходили 49 кораблей и судов обеспечения Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов. Всего к выполнению задач привлекалось почти 6 тысяч человек личного состава. Мероприятия такого масштаба не проводились с 86-го года. Российские военные моряки участвовали в шести международных учениях. Так, силы Черноморского флота совместно с военно-морскими силами Турецкой Республики в рамках учений «Черноморская гармония» осуществляли задачи по предотвращению угрозы терроризма и распространению оружия массового уничтожения в Черном море. Кораблями и судами ВМФ выполнено 54 зарубежных визита и деловых заходов, в том числе был обеспечен официальный визит Президента Российской Федерации в Республику Венесуэла.
С октября 2008 года по настоящее время Военно-Морской Флот участвует в мероприятиях по борьбе с морским пиратством в районе Африканского рога.
Третья задача – мобилизационная и допризывная подготовка граждан. Получила дальнейшее развитие практика проведения региональных командно-штабных мобилизационных учений и мобилизационных сборов. В прошедшем году было проведено 74 таких учения. На сборах было подготовлено 77500 граждан, пребывающих в запасе.
В 2008 году осуществлён переход к одногодичному сроку военной службы по призыву. В связи с этим особые требования предъявляются к подготовке допризывной молодёжи. К сожалению, нас не удовлетворяет качество подготовки, осуществляемой по линии РОСТО. Мы планируем готовить специалистов по основным учётно-военным специальностям в структуре Вооружённых Сил. Возможности такой подготовки были продемонстрированы Верховному Главнокомандующему в ходе посещения в феврале 2009 года 212-го учебного центра Сибирского военного округа.
Четвёртая задача – техническое оснащение армии и флота. В общем объёме ассигнований на эти цели приходится около 19 процентов. Эти расходы определены в соответствии с параметрами финансирования государственной программы вооружения на 2007–2015 годы. Приоритет отдаётся закупке новых вооружений, военной и специальной техники. Уровень оснащённости Вооружённых Сил основными видами вооружения и военной техники в настоящее время составляет от 60 до 100 процентов. Но большая их часть физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. Как следствие, доля современных вооружений и военной техники составляет около 10 процентов.
Вместе с тем в связи с корректировкой параметра федерального бюджета, в том числе в части расходов на национальную оборону, военное ведомство было вынуждено перенести сроки реализации ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом более 80 процентов выделенных на НИОКР средств будут направлены на создание финальных образцов вооружений и военной техники.
Пятая задача – развитие потенциала системы обеспечения Вооружённых Сил. Расходы на эти цели в 2008 году в среднем составили более 30 процентов ассигнований Министерства обороны.
Продолжалось совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооружённых Сил. Финансирование войск было переведено на трёхуровневую систему, что позволило оптимизировать денежные потоки.
С целью усиления контроля за финансово-экономической деятельностью в Министерстве обороны завершено создание вертикали контрольных органов. Утверждена концепция ведомственного финансового контроля в Вооружённых Силах. В 2008 году была разработана и начала реализовываться стратегия социального развития Вооружённых Сил, достигнуты конкретные успехи.
За счёт введения новой системы оплаты труда вырос размер заработной платы гражданского персонала в среднем на 30 процентов. Дважды была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих. На 40–50 процентов было увеличено денежное довольствие плавсостава и военнослужащих, совершающих прыжки с парашютом.
По инициативе Министерства обороны, поддержанной Президентом Российской Федерации, по итогам 2008 года более 30 тысяч офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, ежемесячно награждаются деньгами в размере от 35 до 150 тысяч рублей.
Разрабатывается проект федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих. С учётом этого будет пересмотрена и система пенсионного обеспечения.
Продолжая тему социальной защиты военнослужащих, хочу подчеркнуть, что вопрос обеспечения их жильем по‑прежнему остаётся одним из основных в нашей работе. С октября 2008 года значительно увеличился размер денежной компенсации за наём жилых помещений. Тем не менее это не позволило в полной мере покрыть затраты военнослужащих, вынужденных снимать жильё. Продолжается обеспечение военнослужащих жильём путём предоставления государственных жилищных сертификатов. По решению Президента Российской Федерации в 2008 году норматив стоимости одного квадратного метра по сравнению с 2007 годом был увеличен с 22300 рублей до 28600 рублей.
Налажено постоянное взаимодействие с федеральными округами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по приобретению квартир для военнослужащих. Для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации по обеспечению бесквартирных военнослужащих постоянным жильём, в 2009 году за счёт всех источников предусматривается получить 44800 квартир для постоянного проживания. Наращиваются накопления средств на именных счетах участников военной ипотеки, на 1 марта 2009 года в неё вступили 54200 военнослужащих, на счета которых начислено более 9,5 миллиарда рублей.
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств проводилась оптимизация системы тылового обеспечения. Эти вопросы решались на основе территориального принципа, заключались договоры с государственными организациями и коммерческими структурами. В результате значительно сократилось привлечение военнослужащих к выполнению не свойственных им функций.
В 2008 году введены новые нормы продовольственных пайков, отвечающие требованию сбалансированного питания. Разработана новая военная форма, в настоящее время проводятся её опытные испытания. Начата работа по созданию в военных округах и на флотах комплексных баз материально-технического обеспечения. Это позволит оптимизировать складскую инфраструктуру Вооружённых Сил и снизить логистические расходы. Серьёзно меняется система сервисного обслуживания Вооружённых Сил.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации Министерством обороны проводятся мероприятия по созданию открытого акционерного общества «Оборонсервис», 100 процентов акций которого сохраняются в федеральной собственности. «Оборонсервис» объединит в своем составе предприятия и организации Министерства обороны по различным направлениям деятельности, среди которых ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, строительство и эксплуатация объектов и энергетических систем, торгово-бытовое обслуживание, гостиничные услуги, информационно-издательская деятельность, производство сельскохозяйственной продукции. Все не свойственные Министерству обороны России функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу.
Уважаемые товарищи! Существенным аспектом деятельности Министерства обороны являлось соблюдение правопорядка. В качестве позитивного итога 2008 года можно отметить общее сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем состояние дел с дисциплиной нас не удовлетворяет. Несмотря на принимаемые меры, по‑прежнему остается высоким уровень правонарушений, совершаемых офицерами. Причины роста офицерской преступности мы рассмотрим в ближайшее время на заседании совместной коллегии с Главной военной прокуратурой, определим порядок взаимодействия и необходимый комплекс мер по профилактике правонарушений. Среди военнослужащих по контракту отмечаем такие виды преступлений, как уклонение от прохождения военной службы и нарушение уставных правил во взаимоотношениях.
К сожалению, не удалось снизить уровень небоевых потерь в Вооружённых Силах. Это следствие нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных воинских коллективах. В 2008 году такие потери составили 471 человек. С целью исправления ситуации планируется внести изменения в программу подготовки офицеров и сержантов, больше времени уделять обучению формам и методам работы с подчинёнными.
Уважаемые товарищи! Важным итогом деятельности Министерства обороны следует считать разработку перспективного облика Вооружённых Сил. В 2008 году основные усилия были сосредоточены на подготовительной и организационной работе на долгосрочную перспективу.
15 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации утверждены параметры основного боевого состава Вооружённых Сил до 2020 года. Поставлены задачи, которые должны быть поэтапно решены: перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности; повышение эффективности системы управления Вооружёнными Силами; оснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружений и военной техники; совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки; обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, постоянным и служебным жильём.
Основной боевой состав Вооружённых Сил разработан с учётом сохранения окружного руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает изменение существующей общей структуры. Они будут состоять из трех видов: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот. И трёх родов войск: Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска.
Планируется создание соответствующей перспективному составу Вооружённых Сил трёхзвенной системы управления: военный округ, оперативное командование, бригада. На каждом стратегическом направлении создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооружённые конфликты составом мирного времени.
На необходимом и достаточном уровне сохранится потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания. В перспективном составе Вооружённых Сил предполагается содержание только соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной техникой. Они должны быть способны выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания. Кроме того, предусматривается иметь необходимую мобилизационную составляющую в виде баз хранения и ремонта вооружений и техники, а также подвижные средства ремонта. При этом вопросы мобилизационного развёртывания передаются в военные округа, главные командования, главные и центральные управления Министерства обороны.
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года установлена штатная численность военнослужащих в 1 миллион человек. Планируется привести количество офицерских должностей к уровню 15 процентов от штатной численности военнослужащих, при этом устранить дисбаланс в соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и центральном аппарате. В рядах Вооружённых Сил должны быть сохранены лучшие, наиболее профессионально подготовленные и мотивированные на военную службу кадры.
В настоящее время в армии и на флоте проводится аттестация военнослужащих. Именно её результаты станут базой для определения дальнейшего служебного предназначения каждого офицера. Этой работе уделено первостепенное внимание.
Планируем продолжить перевооружение армии. К 2015 году доля современных образцов будет доведена до 30 процентов, а к 2020 году – до 70 процентов. Основным условием реализации этой задачи является ежегодное финансирование государственной программы вооружения в установленных объемах с учётом инфляции. Наши усилия будут направлены не на отдельные поставки вооружения и военной техники, а на перевооружение соединений и воинских частей.
В системе военного образования продолжится поэтапная оптимизация. В настоящее время сеть военно-учебных заведений приводится в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах.
На основании решения Президента Российской Федерации к 2013 году будут созданы 10 системообразующих вузов. На правах обособленных структурных подразделений в их состав войдут ныне существующие военные училища и институты. Прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных заведениях сержантов контрактной службы с получением профессионального образования по программам начального и среднего специального образования.
Кроме того, проводится целенаправленная работа по совершенствованию деятельности суворовских военных училищ и кадетских корпусов. В 2009 году училища перейдут на 7-летний срок обучения. Один из вариантов развития и современного оснащения довузовского военно-учебного заведения был продемонстрирован Президенту Российской Федерации в Нахимовском военно-морском училище. Уже сегодня там реализуются новые образовательные программы, расширен перечень учебных дисциплин, оснащены современным оборудованием учебные аудитории.
В 2008 году произведён первый набор в Пансион воспитанниц Министерства обороны. В нём начали обучение дочери военнослужащих из отдалённых гарнизонов Вооружённых Сил.
Уважаемые товарищи! В соответствии с поставленными задачами считаем необходимым в 2009 году основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий по выходу на перспективный облик Вооружённых Сил. До 1 декабря этого года должны быть завершены организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации. Финансирование этих мероприятий планируется проводить за счёт средств, выделяемых на текущее содержание армии и флота, а также за счёт привлечения средств от реализации военного имущества.
Особо хочу сказать о задаче, связанной с принятым 4 февраля 2009 года решением президентов государств – членов ОДКБ о создании коллективных сил оперативного реагирования. Уже на сентябрь 2009 года запланированы совместные тактические учения коллективных сил на территории Республики Казахстан. Предполагается оснастить эти силы современным вооружением и военной техникой, специально разработанной формой одежды и экипировкой. С российской стороны в состав коллективных сил войдут воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада.
Также значимым мероприятием Вооружённых Сил в этом году будет оперативно-стратегическое учение «Запад-2009», оно планируется совместно с вооружёнными силами Республики Белоруссия. Прорабатывается вопрос участия в этих учениях вооружённых сил Республики Казахстан.
Уважаемые товарищи! В связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооружённых Сил ограничены. В этих условиях усилия руководства Министерства обороны России направлены на повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов. Приоритетными направлениями финансирования останутся расходы на оснащение Вооружённых Сил новыми образцами вооружения и военной техники, а также на социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
Подводя итог, необходимо сказать: задачи, поставленные перед Вооружёнными Силами в 2008 году, в целом выполнены. На сегодняшний день есть чёткое понимание перспектив развития армии и флота.
Верховным Главнокомандующим сформулированы задачи Вооружённым Силам на ближайшую и долгосрочную перспективы. Качественное выполнение этих сложных и масштабных задач будет зависеть от слаженной каждодневной, кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего командного состава армии и флота.
Благодарю за внимание. Доклад закончен.
***
Д.Медведев: Товарищи офицеры!
В завершение первой части коллегии буквально несколько вещей ещё скажу.
Конечно, прошлый год действительно оказался для нашей страны достаточно сложным, как и этот год не является простым по известным экономическим причинам.
Возвращаясь к тем проблемам, которые возникли на Кавказе, конфликт в Южной Осетии, безусловно, является поводом для самого серьёзного внимания и того анализа, который уже был проведён, и для определённых выводов.
Я в своём вступительном слове сказал о том, что наши Вооружённые Силы, наши миротворцы показали себя лучшим образом. Это именно так, и никаких сомнений в этом быть не может. Но, конечно, этот конфликт обнажил и наши недостатки. Они хорошо известны всем присутствующим в зале. Я не буду о них долго говорить, но очевидно, что и проблемы, связанные с обеспечением отдельными видами вооружений, а также связи, в ходе проведения соответствующих операций хорошо известны и требуют немедленного реагирования.
Я говорил о том, что многие виды учений были проведены впервые за истекший период, а некоторые из них – впервые за всю историю российских вооружённых сил. Но надо признать, что всё равно количество таких учений пока не является достаточным. Я думаю, что мы в дальнейшем будем расширять те возможности, которые у нас есть в этом направлении, естественно, проводить их эффективно, потому как только в ходе учений можно отрабатывать боевую выучку, и в этой связи на это денег жалеть всё‑таки не следует.
Кроме того, актуальной является та задача, о которой только что было сказано Министром обороны, по созданию коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Вы знаете, такое решение было принято нами с другими государствами – участниками ОДКБ. Это должны быть современные соединения, оснащённые по последнему образцу военной техники, со своей формой. В общем, это должны быть такие соединения, которые мы можем использовать при возникновении самых сложных проблем и террористического порядка, и по отражению возможных вооружённых угроз. Именно там можно будет проверить и некоторые современные технологии.
В отношении закупок вооружений, об этом было сказано и мной вначале, и Министром обороны только что. Действительно, за последнее время закупки интенсифицировались. И тем не менее надо признаться, что нужно закупать для Вооружённых Сил существенно больше и в количественном, и в качественном измерении.
И ещё одна тема, о которой я уже говорил, – надо прекращать ремонтировать, надо закупать новую технику. Если ещё в прежнее время, когда у нас и возможности были поскромнее, и другие проблемы были, это ещё было как‑то объяснимо, то ремонтировать технику в условиях кризиса, то есть в тот период, когда останавливается часть военно-промышленных объектов, когда предприятия ОПК не полностью загружены, неприемлемо. Надо покупать новую технику.
Ещё одна тема, которая звучала и о которой я хотел бы специально сказать, акцентировав на ней ваше внимание, это, конечно, обеспечение перехода на службу в частях постоянной готовности. Важнейшая и очень сложная задача, никогда прежде не решавшаяся в наших Вооружённых Силах. Она, конечно, потребует и определённого времени, и очень серьёзной концентрации усилий. Здесь придётся работать всем: не только Министерству обороны, но и гражданским ведомствам, которые обязаны обеспечить выполнение этой задачи, решение по которой было принято.
По социальным делам. Действительно, это один из важнейших приоритетов. И всё, что было сделано за последнее время, вне всякого сомнения, движение в правильном направлении, но недостаточное движение. Мы должны решить ту задачу, которая ставилась по обеспечению постоянным жильём к 2010 году и служебным жильём к 2012 году. И даже в условиях финансового кризиса эта задача нам под силу. Надо больше приобретать современного жилья. Министр только что об этом сказал, 44 тысячи квартир – это приличная цифра. Если вспомнить, сколько мы закупали ещё 3–5 лет назад, разница достаточно серьёзная. Надо окончательно разобраться и с проблемами найма и поднайма. Я уже год этой темой занимаюсь. К сожалению, пока у нас решения нет – хотя цифры финансирования увеличены, задача не решена. Я общался по этому вопросу с руководителями субъектов Федерации, потому что в значительной мере рычаги решения этой проблемы находятся в руках субъектов Федерации и муниципалитетов, но, в свою очередь, необходимо заниматься увеличением финансирования.
Уважаемые товарищи! Задачи, которые стоят перед Вооружёнными Силами, масштабны как никогда. И в то же время надо признать, что у нас сегодня есть все условия для их исполнения. Ещё раз повторю: даже несмотря на трудности финансового порядка, с которыми столкнулась наша страна и другие государства, за всю новейшую историю России у нас никогда не было столь благоприятных условий для того, чтобы создать современные и эффективные Вооружённые Силы.
Я хотел бы вас поблагодарить за службу ещё раз. И желаю вам успехов в выполнении этой задачи. Будем трудиться.