Д.Медведев: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мне хотелось с вами встретиться, поговорить о насущных проблемах. Но прежде чем начать о них разговаривать, я хотел бы вас поздравить с итогами выборов глав местного самоуправления, с победой на недавних выборах для значительной части, как я понимаю, из вас. И, естественно, поговорить о тех задачах, которые вы решаете в качестве депутатов собраний представителей городских и сельских поселений Тульской области.
У нас депутатский корпус органов местного самоуправления формируется людьми самых разных профессий. Это не патентованные парламентарии, а люди, которые, что называется, очень близки к земле, к обычной работе. Это врачи, учителя, механизаторы, домохозяйки, предприниматели, социальные работники – в общем, самые разные люди самых разных профессий, и, наверное, это хорошо.
Ещё одна интересная цифра, которую я недавно узнал. Оказывается, практически одна треть руководителей муниципальных образований в нашей стране – это женщины, хотя на более высоком уровне женское представительство существенно уже. Я об этом говорил, но ещё раз хотел бы сказать, самое трудное в этом смысле достаётся женщинам, потому что руководить маленьким, понятно с каким бюджетом муниципальным образованием, находящимся зачастую в очень сложных условиях, – это большой труд.
Выборы 1 марта прошли практически во всех субъектах нашей страны, во всех субъектах Федерации. Что я могу сказать по их итогам? В принципе эти выборы показали, что наша политическая система работает вполне стабильно, не без проблем, но тем не менее работает вполне стабильно. Хотел бы также отметить то, что наибольшую активность в этот раз в выборах продемонстрировали те партии, которые у нас представлены в Государственной Думе, то есть «Единая Россия», Коммунистическая партия, «Справедливая Россия» и ЛДПР.
О чём это тоже говорит? Это говорит о том, что наша политическая система всё‑таки формируется, складывается, становится более взрослой.
Ответственность муниципальных руководителей в период кризиса, естественно, такая же, как у всех других руководителей, а именно повышенная. И сегодня мы должны выдвигать на эти позиции наиболее эффективных специалистов, не важно, откуда они происходят, тех, кто реально способен заниматься социальными обязательствами, сохранять рабочие места, поддерживать малый бизнес.
Считаю, что депутаты, которые представляют вот эти крупные партии, для своих граждан способны сделать всё‑таки существенно больше, чем депутаты, представляющие маленькие партии, или же политики-одиночки. В этом смысле, ещё раз повторяю, считаю, что выборы прошли вполне штатным образом. Мы, естественно, будем делать определённые выводы по их итогам. Посмотрим, может быть, что‑то потребуется подкорректировать, но в целом, ещё раз повторяю, это был рубежный период.
Ещё одна тема, которая, безусловно, всех вас волнует как депутатов местных муниципалитетов, местных органов управления. У нас с 1 января в полном объёме уже сейчас применяется так называемый 131-й закон [Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»]. Мы сознательно некоторое время назад сделали специальный переходный период. Этот переходный период, начиная с этого года, уже завершён во всех регионах нашей страны. Исключения составляют только две наши южные республики, где в силу известных причин местные органы не формировались, имею в виду Чеченскую Республику и Ингушетию, но там всё будет сделано до конца этого года. Поэтому уроки применения 131-го закона, считаю, тоже должны быть обсуждены. Хотел бы и ваши соображения на эту тему услышать.
О чём ещё, вне всякого сомнения, нужно говорить? О том, что происходит в целом с экономикой, о том, что связано с негативными последствиями мирового финансового кризиса. Естественно, о сбалансированности доходной базы и региональных полномочий органов местного самоуправления. Тема самая сложная, но в то же время «вечнозелёная». Она актуальна постоянно, в каком бы регионе я ни разговаривал на эту тему и в каких бы условиях это ни происходило, надо признаться честно, что и в докризисный период с этим проблем было предостаточно.
Поэтому в сложившейся ситуации как минимум нужно ещё раз вернуться к оценке объёма налогов и собственных источников доходов для муниципальных образований. Они явно недостаточны для эффективного решения значительной части местных вопросов. В этой связи неоднократно ставился вопрос – и считаю, что его нужно и дальше решать, – о разграничении имущества между отдельными муниципальными районами, поселениями, новыми муниципальными образованиями для того, чтобы всё‑таки более точно сформировать доходную базу, более справедливо сформировать доходную базу.
Ну и, естественно, нужно продолжить работу по оптимизации полномочий отдельных органов местного самоуправления.
Ещё одна тема, которая носит такой политический характер, но тем не менее имеет и вполне очевидный практический выход. В соответствии с теми инициативами, которые я выдвинул в Послании Президента [Федеральному Собранию], у нас сейчас есть ряд новых законов. Один из них касается порядка формирования Совета Федерации. Вы знаете, что после переходного периода в Совет Федерации смогут попасть только те, кто имеет за собой избрание в органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов Российской Федерации. На мой взгляд, это очень неплохо, потому что всё‑таки это делает работу этих людей более публичной. Они, прежде чем попадут в высший законодательный орган нашей страны – в верхнюю палату, которая представляет регионы, – пройдут через горнило местных выборов, то есть это уже состоявшиеся политические фигуры, даже если говорить о тех, кто на самых нижних этажах муниципальных образований прошёл эту школу, потому что это всё‑таки уже совсем другое, чем просто, скажем, представление интересов того или иного высшего должностного лица.
И ещё одна инициатива – усиление контрольных полномочий представительных органов местного самоуправления в части, касающейся муниципалитетов и руководителей муниципалитетов. В соответствии с этой инициативой, президентской инициативой, которая сейчас уже внесена в Государственную Думу, депутаты получат право отстранять, или (сказано немножко иначе) удалять, от должности глав муниципальных органов. Процедура эта может быть начата либо по инициативе самих депутатов, либо по инициативе высшего должностного лица субъекта Федерации, то есть, проще говоря, губернатора. Это довольно серьёзный ресурс влияния, и я надеюсь, что депутатский корпус им будет пользоваться аккуратно, с большой ответственностью, но в интересах дела – не для того, чтобы счёты свести, а для того, чтобы всё‑таки выстроить нормальную эффективную вертикаль управления. Это серьёзное полномочие. Ещё раз повторяю, мы должны будем внимательно следить за тем, что происходит в стране, потому что муниципалитетов у нас очень много, свои конфликты есть в любом муниципалитете, это обычная ситуация. Но надо сделать так, чтобы, с одной стороны, появилась вот эта возможность, а с другой стороны, она не стала бы поводом для того, чтобы муниципалитеты погрузились в бесконечные разборки.
Ответственность муниципальных руководителей в период кризиса, естественно, такая же, как у всех других руководителей, а именно повышенная. И сегодня мы должны выдвигать на эти позиции наиболее эффективных специалистов, не важно, откуда они происходят, тех, кто реально способен заниматься социальными обязательствами, сохранять рабочие места, поддерживать малый бизнес.
Уважаемые коллеги, вы досконально знаете ситуацию у себя, знаете все наши беды, проблемы, знаете и те преимущества, может быть, которыми располагают те или иные муниципалитеты. В общем, хотел бы, чтобы вы мне об этом рассказали.
Давайте подумаем, если есть какие‑то вопросы, на которые можно оперативно отреагировать, мы с вами такие решения сможем принять. В этом цель этой встречи, помимо того чтобы ещё раз поздравить вас с новыми полномочиями, которые вы недавно получили.