Д.Медведев: Добрый день!
Сегодня мы, как и договаривались, уважаемые коллеги, рассмотрим первоочередные меры по развитию малого бизнеса. Хотел бы сразу отметить, что речь пойдет о стабильном и долговременном развитии бизнеса в стране. И, совершенно очевидно, каждый из здесь присутствующих понимает, что развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное звучание.
Малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, а вы знаете те задачи, которые мы сами для себя сформулировали, с которыми некоторое время назад выступил Владимир Владимирович Путин, – чтобы к 2020 году численность малого бизнеса составляла 60–70% от населения нашей страны в среднем.
Кроме того, развитие малого бизнеса – это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Но мало об этом сказать. Гораздо больше, к сожалению, сегодня проблем, чем видимых достижений.
Вопросы начинаются с момента принятия критериев разграничения бизнеса – они на сегодняшний день слишком усреднены. Это сегодня численность работающих и выручка от реализации.
На 1 октября 2007 года в России было зарегистрировано более 1,1 млн организаций малого бизнеса и около 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. В том числе и 255 тысяч крестьянских хозяйств.
Вклад предприятий малого бизнеса в ВВП сегодня не превышает 17%. А доля инновационного бизнеса еще совсем небольшая – это около 1%. Минимальным является и число малых предприятий в сфере науки и информационных технологий (речь идет о буквально нескольких процентах), в здравоохранении небольшой процент такого бизнеса, в образовании – совсем небольшой.
Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства.
Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, причем значительная часть этих согласований просто отсутствует в федеральном законодательстве. На местах это зачастую воплощается во всякого рода приказы и инструкции. К тому же такие инструкции ведут и к дополнительным поборам со стороны многочисленных «консультационных и экспертных» фирм. Но, по сути, мы с вами понимаем, речь идет о такой цивилизованной, легальной форме взятки, поборах, которые взимаются при согласовании по всем вопросам открытия бизнеса.
Еще одна проблема – это устаревшая система технического регулирования. Вы знаете, у нас здесь ситуация непростая. По сути, многие акты советского периода утратили силу, но фактически действуют. А технические регламенты обновляются крайне медленно.
Надзор за бизнесом – тема вообще особая. Он происходит по 45 направлениям. Вот давайте вдумаемся – по 45 направлениям мы контролируем наш малый бизнес. И осуществляют этот надзор порядка 30 органов, причем только на федеральном уровне. Когда вот об этом думаешь, вообще возникает мысль о том, чтобы полностью запретить любые проверки малого бизнеса. Принять вот такое волевое решение. Чтобы просто не ходили и денег не вытягивали из малых бизнесменов.
При этом достаточно широкое распространение получили так называемые внепроцессуальные формы контроля, когда речь идет о милицейском контроле. То есть это такие формы, которые не основаны на процессуальных нормах. У них сегодня порядка 22 составов административных правонарушений в органах милиции. В таких областях, как санитарно-эпидемиологическое благополучие, экология, правила ведения кассовых операций и другие. В итоге – одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки. Это легальные затраты. А общие, естественно, выше.
Как следствие, этот поистине чудовищный набор бюрократических препон – и федеральных, и региональных, и местных – провоцирует, как я уже сказал, взяточничество и вымогательство. Причем и открытое, такое легализованное внешнее, и абсолютно криминальное. И это, конечно, больнее всего бьет просто по самому малому бизнесу. Фактически людям сейчас бывает просто невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой.
Очевидно, что современная экономика требует обратного. Скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро и практически непрерывно обновлять бизнес на основе самых передовых технологий.
Ясно, что в условиях инновационной экономики это должно происходить в считанные дни, а не так, как сегодня это происходит, – месяцами.
Уверен, что мы должны выработать развернутую стратегию поддержки и развития малого бизнеса. А в конечном счете именно изменить экономический вес этого сектора, выходя на те цифры, которые я озвучил. Он должен стать одним из ведущих – и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности. В целом – должен играть важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии страны.
Теперь – что для этого необходимо сделать? Назову лишь несколько важных, на мой взгляд, моментов. Более подробная информация будет в докладе Олега Петровича [Королев, губернатор Липецкой области], ну и в других сообщениях.
Во‑первых, нужно развивать предпринимательскую активность в промышленности, в сфере строительства и ЖКХ. Ведь сегодня у нас практически 50% малых предприятий – это торговля. А мы понимаем, что нам сегодня нужны другие малые предприятия. Тем более в условиях, когда происходит, по сути, строительный бум. Вот мы только что прошлись по выставке, я обратил внимание: заработная плата в тех малых предприятиях, которые работают в строительстве, ЖКХ, выросла весьма серьезно. Там уже нормальные, полноценные заработки у работников этих малых предприятий и кратный рост выручки от реализации.
Мы обязаны создавать стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасли, прямо связанные с экономикой, экономикой знаний прежде всего. И сегодня такие предприятия могли бы взять на себя функции по коммерциализации и продвижению на рынок новых технологических идей.
Во‑вторых, мы рассчитываем, что малый бизнес станет рычагом в создании новой модели организации российской промышленности в целом и будет встроен в качестве вот такой интегральной части в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий. Потому что повышение их конкурентоспособности во многом видится за счет так называемого аутсорсинга, то есть тех услуг, тех видов операций, которые оказываются сторонними исполнителями, сторонними подрядчиками на основе отдельно заключаемых договоров. И сейчас очень важно создавать вот такие «финишные» производства, формируя в итоге целые кластеры производителей комплектующих.
Замечу, что сходная задача и в сельском хозяйстве, где малые формы сельхозпроизводства тоже становятся востребованными.
Что еще нужно сделать?
Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу и бюджетные услуги. В том числе и здравоохранение, и образование, и социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество, которое, как мы с вами хорошо знаем, пока невысокое.
Наконец, в‑четвертых, пора выходить на более совершенную структуру активов малых предприятий. Замечу, что сейчас объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал – менее 4% от общего по экономике. Низки и иные совокупные показатели, например оборот малых предприятий, который пока еще невелик в общем обороте.
Уважаемые коллеги!
Одна из наших ближайших задач – это облегчение доступа малых предприятий к ресурсам. Сейчас ситуация с помещениями, с присоединением малых предприятий к энергетическим и коммунальным сетям очень тяжелая. И это один из доступных все‑таки способов снизить затраты бизнеса, если, конечно, мы активнее будем развивать на местах инфраструктуру и институты развития. Вот только что мы разговаривали с одним из малых предпринимателей, предприятие занимается сборкой компьютеров на базе так называемой отверточной сборки. В чем основная проблема? Основная проблема в том, что им негде собирать. То есть та аренда, которую они платят, в значительной мере обесценивает результаты их труда. В этом смысле, конечно, очень важным является формирование отдельных объектов, где бы малые предприятия могли бы заключать договоры аренды на приемлемых коммерческих условиях. Потому что одно дело, когда малый предприниматель заключает этот договор, значит, выступает как абсолютно самостоятельное лицо и с него там дерут три шкуры, а другое дело, когда такого рода договор заключается со специальным центром, где и расценки пониже, и есть уже присоединенная инфраструктура, сети все разведены, – естественно, что это затраты уменьшает. Поэтому вот такого рода зоны – техниковнедренческие, технопарки, бизнес-инкубаторы, о которых мы довольно много в последнее время говорим, это пути развития малого бизнеса и решение этих проблем.
Важная составляющая – так называемые венчурные гарантийные фонды и грантовая поддержка начинающих производств. Все это могут быть по‑настоящему востребованные проекты. Но не менее важной для малого бизнеса является стоимость капитала, которую он использует, а она еще очень высока. И особенно в сегодняшних условиях, в связи с этими трудностями, которые возникли на международных финансовых рынках. Мы, конечно, не должны допустить обострения этой ситуации применительно к наиболее уязвимому сегменту нашей экономики – по отношению к малому бизнесу. Потому как малый бизнес, в отличие от среднего и тем более крупного, уж точно не способен потянуть ни серьезных залоговых требований, ни иных обеспечительных мер. В этой связи необходимы финансовые институты, которые учитывают эту специфику.
Я напомню, что несколько лет назад мы начали кредитовать сельское хозяйство, выдавать безобеспечительные, то есть бланковые кредиты на сумму до 300 тысяч рублей. И тем самым были заложены основы для микрокредитования на селе, для развития микрокредитования и кредитной кооперации. Очевидно, что этим нужно заниматься и по отношению к другим видам предприятий.
Еще одна тема – лицензирование отдельных видов деятельности. Тема тяжелая, старая. Совершенно очевидно, что гораздо более прогрессивным является замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. По ряду направлений предпринимательской деятельности страховщики и привлеченные ими специалисты гораздо более дотошно, въедливо оценят возможные риски, реальное качество и безопасность бизнеса и профессиональную ответственность работника, чем те, кто выдает эти лицензии. Важно и то, что страхование, в отличие от лицензирования, предусматривает обязательную компенсацию ущерба третьим лицам, то есть тем самым снимает с малого предприятия и эти проблемы в определенных случаях. Но, конечно, переход к страхованию ответственности не должен вести к скачкообразному росту общих расходов малых предприятий, к удорожанию тех услуг, которые они оказывают. Это должен быть все‑таки такой гуманный вклад в себестоимость.
Одновременно нужно сократить перечень сертифицируемых видов продукции. У нас еще практикуется такая обильная сертификация, и порой затраты на одно наименование товара доходят до 120 тысяч рублей. Мы понимаем, что такое 120 тысяч рублей для малого бизнеса.Здесь, я считаю, нужно двигаться к декларированию товаров самими производителями – имеется в виду декларирование, конечно, качества производимых работ, услуг и самих товаров. Это общепринятая мировая практика и к тому же достаточно сильный рычаг в борьбе с коррупцией.
Уважаемые коллеги!
Я назвал лишь первоочередные задачи, те вещи, которые, что называется, просятся на обсуждение. От наших с вами решений зависит и готовность всех уровней сегодняшней власти развивать малый бизнес в стране.