В.Путин: Слушаю Вас, Дмитрий Николаевич! С чего начнём?
Д.Козак: Прежде всего – о ходе выполнения Ваших поручений в сфере региональной политики. Основным инструментом государственной поддержки регионов является оказание финансовой помощи из федерального бюджета, это одновременно и основной инструмент федеральной политики. Мы сегодня в соответствии с Вашим январским поручением уже на 2008 год выпустили постановление Правительства об оказании целевой финансовой поддержки субъектам Российский Федерации на различные цели: прежде всего на решение социальных вопросов, которые относятся к зоне ответственности регионов, а также на решение производственных проблем (это прежде всего обеспечение регионов инженерной, транспортной инфраструктурой).
В.Путин: Давайте вспомним, каким образом определяется направление поддержки регионов: по каким каналам поступает туда наша помощь из федерального центра?
Д.Козак: Из федерального центра она идёт, прежде всего, на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Это такая несвязанная помощь, которая предоставляется только исходя из уровня бюджетной обеспеченности, и она сегодня работает, там особых проблем нет.
Вторая, равная примерно сумма – более трёхсот миллиардов рублей из федерального бюджета – направляется по различным направлениям, таким как поддержка образования, здравоохранения, на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Самый большой объём целевых субсидий предоставляется субъектам Российской Федерации на строительство региональных и местных дорог.
Сегодня у нас задача – структурировать 87 направлений таких субсидий, определить приоритеты, чтобы всё было прозрачно, понятно регионам на долгосрочную перспективу, минимум на три года, чтобы они понимали, какие полномочия региональных муниципальных властей мы будем поддерживать из федерального центра.
Не все 87 полномочий охвачены – есть масса таких проблем, которые необходимо решать. Недавно на заседании Правительства мы рассматривали, например, проблемы рекультивации загрязнённых ранее земель: когда ликвидировали все предприятия – не с кого спросить. Экологические проблемы тоже надо решать.
Поэтому задача сегодня – структурировать и определить направления на ближайшие три года. Самое главное – дальше по каждому направлению определить правила, условия предоставления соответствующей финансовой поддержки и, поскольку это инструмент региональной политики, ответственность регионов за конечный результат. Вот те правила, разработку которых мы начали в 2008 году, в качестве переходного [этапа], а сейчас заканчиваем формирование политики на 2009–2011 годы, на период утверждения нового бюджета. Это будут уже постоянные правила.
Задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, предоставить больше самостоятельности субъектам Российской Федерации: они должны участвовать в планировании этих расходов, особенно на объекты капитального строительства. Потому что очень часто, особенно в ходе принятия федерального бюджета, в ходе разновекторных лоббирований эти деньги идут не на те цели, которые ставит перед собой губернатор или региональная законодательная власть. Необходимо, чтобы это происходило с их участием, чтобы они имели большую самостоятельность в этом направлении, а с другой стороны – необходимо внедрять механизмы ответственности за конечный результат, за то, как в конечном итоге развивается экономика, каково социальное самочувствие людей, повысилось ли качество и доступность соответствующих социальных услуг и так далее.
Вот эти механизмы мы намерены в Правительстве в ближайшее время рассмотреть, утвердить на ближайшую перспективу правила их предоставления. Я думаю, что от этого мы более успешно, более эффективно будем использовать эти субсидии и добиваться тех результатов, которые стоят перед страной в целом и перед каждым регионом отдельно.
В.Путин: Какая доля в общем объёме работы отводится национальной политике?
Д.Козак: В Министерстве регионального развития это отдельное направление, Мы этим детально занимаемся. Недавно внесли в Правительство обновлённую концепцию национальной политики. Есть конкретные предложения о том, каким образом улучшить здесь ситуацию. Из федерального бюджета на эти цели выделены соответствующие средства. Сегодня мы также определяем направления их использования, это в том числе социальная реклама, которая у нас сегодня практически отсутствует, а везде в мире она есть.
В плане межнациональных отношений, в плане воспитания толерантности необходимы конкретные меры, которые дадут уже конкретный результат. Это всё сформулировано в конкретных документах.