В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, давайте с Вас начнём. Сегодня была коллегия Минтранса?
С.Иванов: Да, сегодня в первой половине дня состоялась итоговая коллегия Министерства транспорта. Я принял участие в работе коллегии. Хочу доложить, что в целом в прошлом году транспортная отрасль работала стабильно, прирост по перевозкам как грузов, так и пассажиров в 2007 году очевиден. Больше всего выросла грузовая перевозка авиатранспортом: за год почти на 20 процентов.
Это свидетельствует о том, что в части перевоза грузов транспортными самолётами по стране рынок у нас ещё большой и неосвоенный. При этом, конечно, мы признали, что отрасль развивалась по‑прежнему за счёт интенсивных методов, то есть максимального использования той инфраструктуры, которая у нас есть и в основном осталась от Советского Союза.
В этой связи, конечно, необходимо, во‑первых, переходить на новые технологии – информационные, логистические; во‑вторых, вкладывать больше средств в развитие транспортной инфраструктуры по всем отраслям транспорта: автомобильному, железнодорожному, авиационному, морскому и речному. И в ближайший месяц мы должны закончить разработку федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010–2015» в соответствии с Вашим поручением, данным на Госсовете в Красноярске осенью прошлого года. Это действительно очень дорогая программа, но, если мы не будем вкладывать большие деньги в инфраструктуру, это по‑прежнему будет служить тормозом в развитии и экономики, и социальных аспектов, в том числе на Дальнем Востоке.
Вспоминали также о необходимости в кратчайшие сроки разработать конкретный финансовый механизм субсидирования авиационных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть и наоборот, потому что без этого цены на билеты, конечно, людям просто недоступны.
В.Путин: Только вспоминали или о чём‑то договорились?
С.Иванов: Действительно, говорим мы об этом долго – необходимо разработать конкретный финансовый механизм для того, чтобы он вступил в действие: либо это будут субсидии регионам, либо авиационным компаниям, но главное, чтобы этот механизм заработал уже в 2008 году.
Кроме федеральной целевой программы Министерство транспорта сейчас заканчивает работу над стратегией развития транспортной системы России до 2030 года. Это долгосрочная программа.
И одновременно завтра я по Вашему поручению провожу заседание российского оргкомитета «Победа». И на этом заседании ряд муниципалитетов городских собраний, высшие органы законодательной и исполнительной власти субъектов России выдвинули заявки на присвоение почётного звания города воинской славы ряду населённых пунктов Российской Федерации. Среди них Луга – Ленинградская область; город Полярный – во время Великой Отечественной войны это основной пункт базирования нашего Северного флота; Ростов-на-Дону и Туапсе. Мы хотим скрупулёзно, тактично рассмотреть все заявки с точки зрения исторической справедливости, объективного вклада этих населённых пунктов в достижение Победы. В общем, рассмотрим этот вопрос, так сказать, на предварительной стадии.
И в тот же день я провожу заседание Военно-промышленной комиссии, на которой мы рассмотрим стратегию развития оборонных предприятий Российской Федерации, производящих обычные вооружения. По этой стратегии предусматривается, что к 2010 году объём продукции, производимой на этих предприятиях, увеличится в 1,3 раза, а к 2015 году – в 2,2 раза. При этом доля высокотехнологичной гражданской продукции, выпускаемой на этих предприятиях, должна достичь к 2010 году 53 процентов, а к 2015 году – 59 процентов. То есть доля гражданской высокотехнологичной продукции, выпускаемой на предприятиях ВПК в этой отрасли, обычных вооружений, должна неуклонно расти.
И, кроме того, мы рассмотрим первую проектировку гособоронзаказа на 2009 год. Уже настало время работать над гособоронзаказом следующего года.
В.Путин: Хорошо. Вы помните, мы недавно встречались с представителями банковского сообщества. Говорили о том, как развивается наша банковская система в условиях сложностей, с которыми сталкивается и мировая экономика, прежде всего в финансовом секторе. Говорили о необходимости разработки мер оказания поддержки российским банкам, если такая необходимость потребуется. Я просил продолжить эту работу и на этой неделе такую систему мер предложить.
(Обращаясь к А.Кудрину.) Алексей Леонидович, пожалуйста.
А.Кудрин: Мы проработали вопрос совместно с банковским сообществом и Центральным банком, проработали меры, которые будут необходимы и применены в этом году для поддержания денежного предложения и банковской ликвидности, для обеспечения необходимых темпов кредитования российской экономики и поддержания экономического роста.
Мы оцениваем, что прирост кредитов в этом году составит 35–40 процентов: чуть ниже прошлого года с учётом рисков в мировой финансовой системе, но необходимых и достаточных для обеспечения темпов экономического роста не менее семи процентов ВВП в этом году.
Кроме того, сегодня на совещании у Председателя Правительства мы приняли решение о размещении капиталов корпораций сферы нанотехнологий и реформирования жилищно-коммунального комплекса в первую очередь на внутреннем рынке. Речь идёт о ресурсах объёмом 340 миллиардов рублей, которые будут размещаться на длительный срок.
Это будут долгосрочные пассивы банков или финансового сектора. Они будут размещаться и в депозиты банка, и в ценные бумаги корпоративного сектора. Таким образом, они в любом случае поступят на счета ведущих финансовых структур и тем самым обеспечат необходимую ликвидность на ближайшие месяцы и до конца года.
Кроме того, есть и другие меры, которые мы обсудили и которые дополнят уже сейчас мною названные. Они связаны и с размещением временно свободных средств казначейства, и с уточнением и сроками предоставления кредитов самим Центральным банком в порядке рефинансирования банковской системы.
Таким образом, перечень мер на сегодня определён, определены первоначальные и более долгосрочные шаги, которые требуют некоторых изменений в нормативных актах и в законодательстве. Мы считаем, что в этом году банковская система обеспечена и будет работать стабильно.
В.Путин: Что касается свободных средств казначейства: какое решение должно быть принято по размещению этих денег на внутреннем рынке, в коммерческих банках?
А.Кудрин: В настоящее время проработаны все механизмы и проекты нормативных актов для работы и размещения свободных средств казначейства. Сейчас проект постановления Правительства, описывающий все эти механизмы, находится в Правительстве и, по сути, будет на этой неделе выпущен, после чего Министерству финансов достаточно будет два дня, для того чтобы объявить очередные аукционы по размещению.
Начнём с небольших сумм, апробируем этот механизм. Уверен, что впоследствии он может давать при необходимости до 600 миллиардов свободной ликвидности на необходимый период.
В.Зубков: В свете Вашего поручения и того, что говорил Алексей Леонидович Кудрин, принято протокольное решение по всем тем вопросам, которые поднимали банки. Они все были сегодня, кстати, в том же составе, что Вы проводили.
В.Путин: Которые были здесь на встрече?
В.Зубков: Да, они все были: Центральный банк, Министерство финансов, Минэкономразвития. В среду я Вам подготовлю письменный отчёт по этой встрече и по тем решениям, которые приняты сегодня, с тем чтобы Вы владели полной информацией.
В.Путин: Надеюсь, что на этой неделе постановление Правительства о размещении свободных средств казначейства будет выпущено.
Алексей Леонидович Кудрин упомянул о фонде ЖКХ. Как у нас идёт работа по его созданию?
Д.Козак: С конца февраля работа по реализации программы и реформированию жилищно-коммунального хозяйства, капитальному ремонту жилого фонда, ликвидации аварийного ветхого жилого фонда вступила в активную фазу. В 42 субъектах Российской Федерации к настоящему времени проведены все подготовительные работы, необходимые для получения субсидий из фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В конце февраля таких было 35. Одна заявка уже удовлетворена, и субсидии перечислены в Челябинскую область. Проведена огромная работа по составлению программы ликвидации аварийного жилого фонда, капитального ремонта жилого дома. И самое главное – закон реформирования жилищно-коммунальной отрасли.
На этой неделе у нас пройдёт заседание наблюдательного совета, на котором будет принято решение, уже готовы все документы. Ещё двум областям будут предоставлены субсидии: Калужской и Кемеровской.
Только по этим двум областям в этом году более 150 тысяч человек улучшат качество своего жилья, а более двух тысяч человек будут переселены из аварийного и ветхого жилого фонда. До конца марта ещё 13 субъектов Российской Федерации должны представить такие заявки. Опять же речь идёт о двух миллионах человек по этим 13 субъектам. Два миллиона человек, которые только в 2008 году улучшат качество своего жилья в результате капитального ремонта за счёт средств фонда и за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
У нас на сегодня не вызывает никаких опасений реализация этого закона. Субъекты Российской Федерации, несмотря на все стенания, кто желает работать, доказывают на практике, что такая возможность в рамках закона есть.
Хочу сказать, что те субсидии, которые предусмотрены за счёт этого фонда в федеральном законе, являются хорошим примером для того, чтобы и в других отраслях – мы предоставляем субъектам Российской Федерации финансовую помощь – и в других отраслях формулировать условия и цели предоставления субсидий таким же образом, с тем чтобы это была не просто финансовая помощь на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности. Это должны быть конкретные условия с определением конкретных целей в каждой отрасли: дорожное хозяйство, здравоохранение, образование – огромное множество такого рода субсидий.
И в настоящее время в соответствии с Вашим поручением мы формулируем проект постановления Правительства, который определит порядок предоставления субсидий на аналогичных условиях по самым различным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации.
В.Путин: Создание фонда подобного рода – это не просто оригинальный способ стерилизации денежной массы. Нужно, чтобы эти деньги работали и чтобы люди чувствовали на себе, что их жизнь улучшается. Я должен это видеть. Прошу регулярно представлять информацию по этому вопросу.
Алексей Леонидович, по поводу финансирования весенних полевых работ.
А.Кудрин: Мы с банками, которые в основном большинство кредитов сельскому хозяйству выдают, провели совещание по обеспеченности ресурсами для кредитования весенних полевых работ. Больше половины кредитов и в прошлом году, и в этом году предоставляет Россельхозбанк. Другими крупнейшими кредиторами в сельском хозяйстве являются Сбербанк, Газпромбанк.
Мы провели с ними совещания, определяли потребность в ликвидных средствах для полного обеспечения финансовыми ресурсами весенних полевых работ. Сегодня ресурсы есть. Мы также использовали межбанковские кредиты банковского сообщества для подкрепления, в том числе свободные средства Внешэкономбанка, Евразийского банка развития, Центрального банка. Сейчас, возможно, как раз часть депозитов названных корпораций или свободных финансовых средств казначейства также могут быть использованы.
Таким образом, мы подвели черту и убедились, что сейчас на ближайшие недели в среднесрочном периоде достаточно средств для того, чтобы провести весенние полевые работы.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Лаврову.) Сергей Викторович, есть что добавить?
С.Лавров: По Косову хотел два слова сказать. После одностороннего провозглашения независимости, которую пока признало около 30 стран, но гораздо большее количество стран заявили о том, что у них намерения признавать эту незаконную независимость отсутствуют, за последние недели несколько напряглась гуманитарная ситуация в сербских анклавах внутри Косова.
И сербское правительство на днях обратилось с просьбой о том, чтобы Россия предоставила для целей поддержания населения в этих анклавах гуманитарную помощь. Прежде всего их интересуют медикаменты, медицинское оборудование, продовольствие длительного хранения и средства гигиены. Мы считали важным на эту просьбу откликнуться.
В.Путин: Хорошо. Вы знаете, когда речь идёт о политических вопросах, это одна сторона проблемы, а другая – это гуманитарная. И если мы смотрим на проблему гуманитарного характера, то должны исходить из того, что всё население этого анклава должно чувствовать себя нормально вне зависимости от национальной принадлежности. И если нужна гуманитарная помощь, давайте это сделаем, но без политической окраски.