В.Путин: Здравствуйте, Дмитрий Николаевич. Чем порадуете?
Д.Козак: В текущем режиме мы занимаемся, прежде всего, главным предметом нашей деятельности – формулированием концепции совершенствования региональной политики, и главная задача состоит в том, чтобы сделать наши взаимоотношения с субъектами Российской Федерации и субъектов с муниципалитетами более предсказуемыми, прозрачными и справедливыми. Это касается практически всех сфер деятельности, прежде всего финансово-бюджетной сферы, с тем, чтобы различные виды финансовой помощи субъектам Российской Федерации были тоже полезны и предсказуемы для субъектов Российской Федерации и носили стимулирующий характер для развития региональной и муниципальной экономики.
В.Путин: Вы знаете, что я недавно встречался с руководителями думских фракций, и некоторые коллеги опять поднимали вопрос как раз о межбюджетных отношениях. Поэтому это очень важная составляющая нашей совместной работы – имея в виду и планы Правительства по развитию налогового законодательства.
Д.Козак: Мы это всё имеем в виду: региональную составляющую и налоговую систему (она нуждается в дальнейшем совершенствовании). У нас есть налоги, которые являются мигрирующими: их достаточно большая составляющая закреплена за субъектами Российской Федерации, – такие как налоговая прибыль. Эту проблему необходимо решать, потому что перераспределение в течение финансового года дохода к источнику бюджета – воля компаний помимо воли субъектов Российской Федерации – подрывает в принципе бюджетный процесс субъектов Федерации.
В.Путин: Кроме всего прочего, Ваше Министерство наделено сейчас дополнительными полномочиями – часть этих полномочий Вы получили от МЭРТа – с точки зрения формирования программ развития, федеральных программ. Как эта работа сейчас у вас поставлена?
Д.Козак: Мы внесли в Правительство Российской Федерации проект постановления, который определяет новые принципы финансирования региональных и местных объектов, в том числе в рамках федеральных целевых программ, и они также направлены на то, чтобы эти средства распределялись не в результате разновекторных лоббистских усилий, а в силу единой правительственной политики, понятной регионам, на основе единых условий, критериев и механизмов, ответственных за эффективность использования этих средств, – это то, чего сегодня не хватает на региональном муниципальном уровне в рамках федеральных целевых программ.
В.Путин: И крупные мероприятия, которые мы планируем в ряде регионов России, – это тоже всё‑таки под Вашим контролем должно находиться, в том числе и саммит АТЭС во Владивостоке.
Д.Козак: Эта работа не выпадает из поля зрения, а к сожалению, даже занимает немного больше времени, чем принципиальные вопросы, потому что там множество текущих дел, которые необходимо решить. Мы их решаем сегодня, естественно, по всем объектам, по всем крупным стройкам, – их три, которые находятся в зоне ответственности Министерства: это АТЭС, это проведение подготовки к Олимпийским играм, это строительство крупных защитных сооружений в Санкт-Петербурге. По всем этим проектам есть понимание, каким образом мы будем это всё делать, завершать, есть сетевые графики ввода объектов в эксплуатацию. Работа идёт постоянно, и у нас сегодня нет оснований для особого пессимизма.
В.Путин: Есть ещё одно направление, которое мы обсуждали последнее время, – дорожное строительство. Мы вернёмся на правительственном уровне к этому ещё раз, но без плотной работы с регионами эта задача тоже не может быть решена.
Д.Козак: Сегодня на дорожное строительство [приходится] самый большой вес субсидий, который выделяется субъектам Российской Федерации, – это 91 миллиард рублей в текущем году. Мы также плотно работаем с Минтрансом, здесь есть полное взаимопонимание по усовершенствованию механизмов повышения эффективности использования этих средств на дорожное строительство.