В.Путин: Уважаемый Эмомали Шарипович!
Прежде всего благодарю Вас за то, что Вы приняли наше приглашение и приехали на неформальный саммит СНГ.
В начале нашего разговора сразу бы хотел выразить сочувствие по поводу тяжёлых климатических условий, с которыми столкнулся Таджикистан. Я получил Ваше письмо на этот счёт. Как Вы знаете, мы старались оперативно отреагировать, направить некоторые виды продуктов, которые Вам нужны прежде всего. Я имею в виду промышленные продукты – это дизельное топливо, переносные электростанции, некоторые другие товары. Готов буду сегодня обсудить поподробнее, в чём нуждается Таджикистан. Ну и, конечно, поговорим по двусторонним отношениям. Я имею в виду наше сотрудничество в сфере энергетики – первый блок Сангтудинской ГЭС станции запущен в январе. Я надеюсь, что это тоже сыграло хоть какую‑то положительную роль в преодолении зимнего максимума, с которым Вы столкнулись. И по другим вопросам, в том числе военно-техническое сотрудничество, военное сотрудничество.
Очень рад вас видеть. Добро пожаловать.
Э.Рахмон: Уважаемый Владимир Владимирович!
Я рад возможности встретиться с Вами.
Прежде всего хотел бы высказать слова искренней признательности за всё, что вы сделали для развития таджикско-российского стратегического партнёрства. Благодаря Вам наши отношения стали более гармоничными, вышли на качественно новый этап, этап осуществления совместных масштабных проектов в различных сферах, аналогов которым на постсоветском пространстве не имеется.
Большое спасибо от имени народа Таджикистана за Ваше внимание к тем трагическим событиям, с которыми Таджикистан столкнулся в этом году. Уже третий месяц идут сильные морозы. На востоке сейчас минус двадцать пять. История Таджикистана не помнит такого.
В.Путин: Сколько лет такого не было? Вообще не помните таких морозов?
Э.Рахмон: Абсолютно никто не помнит таких морозов. Ну были сильные морозы, короткие – два-три дня, четыре дня. А это продолжается уже третий месяц. Катастрофическое положение. По предварительным подсчётам, ущерб более миллиарда долларов. Полностью погиб озимый сев, садоводство, животноводство – почти 70 процентов поголовья. 90 процентов промышленности полностью простаивает уже третий месяц. Населению даём [электричество]: в столице – четыре часа утром, четыре часа вечером. По остальным регионам вообще нет. Поэтому вынуждены обратиться к мировому сообществу для оказания помощи. Конечно, эта помощь коренным образом ситуацию [не изменит]. Надо строить гидроэлектростанцию. Другого выхода нет. Дефицит – 20,5 миллиарда киловатт-часов. В зимний период.