В.Путин: Уважаемые коллеги! Друзья!
Мы собрались по значительному для отечественного авиапрома вопросу – по созданию в Жуковском национального центра авиастроения. Указ о создании этого Центра мною сегодня подписан.
Я попросил собраться сегодня здесь специалистов, инженеров, техников, военных и ведущих наших специалистов в Администрации Президента, в Правительстве. Мне бы хотелось, чтобы это было общенациональной задачей. Более того, если мы не поставим перед собой именно такие цели и не сконцентрируем на этом нашего административного и политического ресурса так, как мы это делали по национальным проектам, то мы эту задачу не решим. А решить нам ее обязательно нужно – и не только потому, что авиация и космос всегда были гордостью нашей страны, и не только потому, что в последние десятилетия известные сегменты деградировали в значительной степени, а потому, что за этим, безусловно, будущее. Если мы говорим об инновационном характере развития экономики и России в целом, то без авиации такую задачу мы не решим. Решение об организации здесь научно-инновационного комплекса не только символично, но и закономерно. Именно в этом городе когда‑то создавалась экспериментальная и исследовательская база нашей авиации: ЦАГИ и Лётно-исследовательский институт имени Громова. Их научные и экспериментальные разработки оказали значительное влияние на развитие отечественного самолётостроения.
Убеждён, что сегодня у Жуковского есть все возможности стать динамично развивающимся центром авиастроения России, да и не только России – Европы и всего мира. Здесь предстоит создать авиационный кластер, серьёзный и большой: разместить институты и объединённый инженерный центр; развернуть подразделения основных фирм, работающих как в авиастроении, так и в смежных отраслях; построить современную промышленную, транспортную, инженерную и, конечно, социальную инфраструктуру. Здесь будет сформирована сеть научных венчурных предприятий. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса, для самостоятельных лабораторий, дизайнерских и научных центров.
Такая среда уже по своему духу настроена на инновационное качество экономического роста и во многом является проектом города будущего, без всякого преувеличения. Возможно ли это сделать? Абсолютно убеждён, что возможно. У нас ведь, знаете, говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Но и бояться здесь нечего, абсолютно нечего бояться, это абсолютно реалистичный проект. Да, потребуются большие ресурсы. Я даже не скажу: колоссальные какие‑то – большие ресурсы, но вполне сопоставимые с нашими возможностями. Они у нас есть, эти ресурсы, и есть концентрация волевых усилий Правительства, Администрации Президента, специалистов. Считаю, что формирование в Жуковском такого центра, интегрированного центра авиастроения, абсолютно реально.
В 2005 году также в Жуковском на заседании президиума Госсовета России было принято решение о создании Объединённой авиастроительной корпорации. Ровно через два года вышел Указ о её создании. За это время в ОАК консолидирован потенциал ведущих авиапредприятий и организаций, и, что крайне важно, создаются новые российские самолеты.
Отмечу, что в последние годы объёмы продукции авиапромышленности росли, и сегодня она производит почти 40 процентов объёма всего ОПК [оборонно-промышленного комплекса] и более 43 процентов – его военной продукции, а в прошлом году выпуск увеличился почти на 17 процентов. Конечно, специалисты понимают, что пока этого очень мало. Но так и будет мало, если мы не сделаем качественного рывка вперед.
В связи с жёсткой конкуренцией крупнейших мировых производителей компания должна прочно закрепиться как один из лидеров на авиационном рынке, и к 2025 году объём выручки ОПК должен вырасти не менее чем в пять раз. Кроме того, Россия должна иметь широко диверсифицированный продуктовый ряд и конкретные ориентиры для различных сегментов военной, транспортной, гражданской авиации. В принципе такие задачи уже сформулированы и поставлены. Так, в гражданской авиации в срок и на качественном уровне должны быть реализованы программы магистрального самолета XXI века, а также нового широкофюзеляжного лайнера.
Мы говорили о наших абсолютно естественных нишах в сфере специальной авиации, транспортной авиации. Считаю неприемлемой ситуацию, когда иностранные покупатели получают из России самые современные боевые самолёты, а отечественные ВВС в основном ограничиваются модернизацией машин, выпущенных много лет тому назад. Думаю, что надо провести корректировку государственной программы «Вооружение» и увеличить закупку современной авиатехники для нужд обороны страны. Но мы много раз уже говорили с Генеральным штабом, с Министерством обороны. Конечно, я понимаю желание загрузить наши заводы, которые занимаются ремонтом техники, но мы можем сделать качественный прыжок вперёд, и нужно воспользоваться сегодняшней ситуацией.
Кстати говоря, нужно подумать (сегодня уже поручил Министру обороны и Правительству поручаю), подумать на тему о том, что нам нужно делать с денежным содержанием военных, особенно тех категорий военнослужащих, на плечах которых лежит основной груз по обеспечению обороноспособности страны. Недопустимо, когда военный лётчик в разы получает меньше, чем, скажем, в гражданской авиации. То же самое на флоте. И нужно продумать эти вопросы, продумать.
Сейчас мы подошли к такому уровню развития нашей экономики, социальной сферы, что больше откладывать решение этих вопросов невозможно, так же как и решать другие социальные проблемы военнослужащих. Я имею в виду продолжать жилищную программу, эту программу «15 плюс 15» распространить, может быть, на другие регионы страны, а не только на те пять, которые мы взяли в качестве ключевых и наиболее тяжёлых на подъём, имея в виду, что там цены кусаются. Продолжить программу по сертификатам, развивать ипотечную систему. Это всё должно быть предусмотрено Правительством в самое ближайшее время.
Ну и, конечно, налёт: налёт должен увеличиваться, это очевидно. Он сегодня возрос в несколько раз, чем был, скажем, в начале 90-х годов, но пока не соответствует необходимым нормам и критериям. И нужно эти нормы исполнять.
Создание национального центра авиастроения может существенно продвинуть нас в достижении следующих стратегических целей.
Во‑первых, создаются условия для тесной кооперации и интеграции авиационной промышленности, науки и образования. И формирование новой структуры производства должно быть согласовано с модернизацией технологической, исследовательской и экспериментальной сфер. Нужно идти по единым планам и по единым программам.
Во‑вторых, мы приветствуем и взаимодействие с иностранными партнёрами, взаимовыгодные проекты с нашими зарубежными партнёрами. Такие проекты должны способствовать развитию прежде всего отечественной промышленности. Поэтому участие в них – не самоцель, а одно из средств развития собственной высокотехнологичной экономики. При этом необходимо иметь в виду, когда переговорный процесс с зарубежными нашими коллегами слишком затягивается, надо продолжать самостоятельную реализацию намеченных планов, не дожидаясь решений потенциальных партнёров, иначе мы будем проигрывать в конкурентной борьбе. У них тоже там много организационных, финансовых проблем, специалисты это хорошо знают – ну что, ждать, пока они справятся с этими проблемами?
Для продвижения продукции российских авиастроителей следует активнее использовать возможности транспортно-выставочного комплекса «Россия». Здесь должны демонстрироваться образцы и военной техники, и гражданской высокотехнологичной продукции, и, конечно, нужно его сделать приличным. Это уже недостойно России – то, что мы видим сегодня. Кое‑что там подлатали, конечно, но в таком состоянии дальше выставочный центр существовать не может. Должны быть приняты решения на основании подписанного сегодня Указа, которые позволили бы сделать этот центр одним из наиболее привлекательных в Европе.
Требуется также качественно улучшить подготовку и повышение квалификации лётного состава, в том числе на новой тренажёрной базе. Поэтому от темпов работы авиапрома во многом зависит и уровень подготовки кадров для авиации. Кстати говоря, планируется создать такой центр по подготовке и здесь, новый центр на новой базе.
Повторю, нам требуется создать в Жуковском единую среду для исследователей и испытателей, аспирантов и студентов – всех, кто разрабатывает, создаёт и испытывает новую авиационную технику. Рассчитываю, что национальный центр авиастроения уже в ближайшие годы станет поставщиком новых идей, разработок для всей авиационной отрасли.