В.Путин: Добрый день, пожалуйста. Первый вопрос, который я бы хотел обсудить, касается взаимодействия между «Газпромом» и РАО «ЕЭС России» при прохождении зимнего максимума. Также меня интересует, как выстраиваются отношения с регионами обеих компаний? И третий вопрос связан с аварией, которая произошла на газопроводе, подающем газ в Закавказье. Наверняка у наших коллег и партнеров там возникают проблемы. Я бы хотел эту тему обсудить, в том числе аспект оказания помощи и скорейшей ликвидации последствий этой аварии. Пожалуйста.
А.Чубайс: Начну с первого вопроса – по взаимодействию. Если совсем коротко, то, по моему пониманию, абсолютно позитивно. Мы подписали с Алексеем Борисовичем [Миллером] годовое соглашение по объему газа на год, а также специальное соглашение на первый квартал с детальной разбивкой по всем федеральным станциям.
Естественно, мы всегда хотим больше, возможности небезграничны, в итоге мы ищем компромисс. Он найден. В моем понимании – Алексей Борисович скажет свое мнение, – но в моем понимании то, что в этом соглашении зафиксировано, для нас это основа, которая определяет нормальную работоспособность энергосистемы в целом, в том числе и по цифрам.
Региональная часть нашей работы. Мы действительно прошли по причине аномальных температур беспрецедентно высокий уровень нагрузок, это самый сложный зимний максимум за последние восемь лет. 142 миллиарда киловатт нагрузки – это самая высокая цифра за долгое время. И должен сказать, что, по всем нашим оценкам, в целом большая энергетика этот пик прошла устойчиво. Если говорить о критических регионах, то наши основные проблемы возникают там, где наиболее сложная ситуация в муниципальной энергетике, в ЖКХ. Пожалуй, из самых сложных точек сейчас я бы назвал Камчатку, Сахалин (отчасти из‑за последствий тайфуна), Ульяновскую область (вчера буквально с губернатором обсуждали ситуацию) и Архангельск. В соответствии с тем указанием, которое Вы давали на прошлой встрече коммунальщикам, мы исходим из необходимости максимальной поддержки, в том числе по аварийным ситуациям. Но ситуация в этом смысле продолжает оставаться сложной. И не могу сказать, что мы гарантированы полностью от возможного ухудшения обстановки. В своей части могу повторить еще раз, что у нас при всех региональных усилиях есть уверенность, что мы нормально пройдем зиму до конца и ничего подобного приморскому кризису в большой энергетике не повторится.
В.Путин: Как у вас взаимодействие с Правительством? Есть какие‑то сложности, какие‑то проблемы?
А.Чубайс: Может, Алексей Борисович скажет? В нашей части, откровенно говоря, мне нечего поставить в качестве каких‑то тяжелых вопросов, потому что в рабочем режиме взаимодействие нормальное. Да честно говоря, у нас осталось не так много крупных вопросов в Правительстве. У нас в большей степени долговые вопросы связаны не с федеральными бюджетниками, не с федеральным финансированием – они связаны опять же с муниципальными бюджетами, с городскими задолженностями. И там сегодня весь узел проблем собственно и сосредоточен.
В.Путин: Алексей Борисович, пожалуйста.
А.Миллер: При подготовке к осенне-зимнему периоду 2002–2003 года «Газпром» полностью выполнил поставленные планы по закачке газа в подземные хранилища. Все те задания, которые были поставлены перед нами Правительством на осенне-зимний период, полностью выполнены. Газоснабжение потребителей Российской Федерации обеспечивается устойчиво. Совсем недавно по погодным условиям сложилась достаточно непростая ситуация на Северо-Западе. И «Газпром» нашел возможность обеспечить резервные поставки в этот регион.
То, что касается взаимодействия с РАО «ЕЭС», я считаю, что у нас в настоящее время очень хороший конструктивный диалог с РАО «ЕЭС». Мы находим компромиссы, и уже было сказано, что мы определили цифры на 2003 год, определили их на год с поквартальной разбивкой и с более детальной проработкой по месяцам. Полностью удовлетворяем потребность РАО «ЕЭС» в поставках газа.
В.Путин: Как у вас в регионах работа?
А.Миллер: Владимир Владимирович, у нас постоянный контакт с регионами, мы встречаемся с губернаторами, с руководителями в регионах, кто отвечает за газоснабжение. Снабжение газом регионов Российской Федерации устойчивое. И эта работа строится на базе наших соглашений, у нас фактически со всеми субъектами Российской Федерации есть соглашения по газоснабжению и по газификации субъектов Российской Федерации. Считаю, что вопросы если и возникают, то они решаются в оперативном порядке.
В.Путин: У вас план по газификации на прошлый год выполнен полностью? Сколько, не помните, километров построено?
А.Миллер: Построено две с половиной тысячи километров. В этом году мы планируем увеличить эти показатели на 40 процентов.
В.Путин: Это газ для населения в регионах страны?
А.Миллер: Газ для населения в регионах страны. В прошлом году мы полностью выполнили программу по газоснабжению, которую разрабатывали вместе с регионами, и на 2003 год сочли возможным и необходимым существенно поднять нашу планку.
В.Путин: Теперь давайте поговорим по поводу аварии на газопроводе, который идет в Закавказье. Как складывается обстановка здесь, как это отражается на потребителях в Грузии и в Армении?
А.Миллер: В Дарьяльском ущелье недалеко от поселка Верхний Ларс произошел камнепад, который был вызван непростыми погодными условиями в горах. В результате были повреждены два газопровода. Это газопровод Северный Кавказ – Закавказье и газопровод Владикавказ – Тбилиси. В результате этой аварии было полностью прекращено газоснабжение в Грузию и Армению. В настоящее время мы ведем работы двумя бригадами, работы ведут 71 человек, мобилизовано 27 единиц техники, разработаны и неукоснительно исполняются графики ведения работ. Мы прилагаем все усилия, чтобы работы были завершены в кратчайшие сроки.
В.Путин: Вы в контакте с партнерами из Грузии и Армении?
А.Миллер: Работа ведется в постоянном контакте с оперативными службами в Грузии и в Армении.
В.Путин: Анатолий Борисович, как это сказывается на ситуации в Грузии и в Армении, на электроэнергетике?
А.Чубайс: Очень тяжело. Тяжело в том смысле, что в Грузии нет собственных запасов газа, и это означает, что с момента этой аварии одна из главных генерирующих мощностей республики – Тбилисская ГРЭС – остановлена, а в Армении, насколько я знаю, небольшие запасы газа есть, но они не очень велики и сейчас находятся на исходе. Кроме этого, ситуация осложняется еще и тем, что в Армении атомная станция до настоящего момента еще не запущена, хотя это планируется буквально сегодня или завтра. Из‑за аварии весь баланс по Армении и Грузии складывается чрезвычайно тяжело.
Мы предприняли следующие действия. После аварии с газопроводом Грузия обратилась к нам с просьбой по аварийным причинам немедленно восстановить поставки экспортной электроэнергии. Мы это сделали. На настоящий момент мы поставляем 250 мегаватт, что для Грузии очень значимо, потому что фактически баланс республики сейчас находится на уровне 1000–1100 мегаватт, из которых 250 наши. Поэтому эта доля для них очень важна. Более того, я сегодня говорил с министром энергетики Грузии. Они ставят вопрос о том, чтобы, если это возможно, любым способом хотя бы немного нарастить объемы экспортных поставок на период урегулирования сложившейся ситуации.
В.Путин: Сколько дней у вас ведутся ремонтно-восстановительные работы?
А.Миллер: Ремонтно-восстановительные работы ведутся уже в течение 6 дней.
В.Путин: Можно ускорить работу?
А.Миллер: Мы прилагаем все усилия и сделаем все возможное, чтобы ускорить эти работы и восстановить газоснабжение в Грузии и в Армении.
В.Путин: Давайте мы так договоримся: в течение суток газопровод должен начать работать.