В.Путин: Добрый день!
(Обращаясь к С.Нарышкину.) Сергей Евгеньевич, завершилась работа по правовому оформлению Таможенного союза. Расскажите об этом.
С.Нарышкин: В пятницу на состоявшемся заседании Межгоссовета на уровне глав правительств ЕврАзЭС состоялось подписание девяти документов. И можно говорить о том, что с подписанием этих документов завершено формирование договорно-правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Это соглашения о едином таможенном тарифном регулировании, о вывозных таможенных пошлинах в торговле с третьими странами, о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и ряд других документов.
Эти документы направлены на установление единого режима торговли по отношению к третьим странам и предусматривают постепенную передачу полномочий по регулированию внешней торговли комиссии Таможенного союза. Предполагается, что по мере выполнения плана действий, который подписан главами государств 6 октября, к Таможенному союзу – к подписанию этих документов – могут присоединиться страны, которые сейчас пока наблюдают: Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан.
И одновременно идёт наработка документов, которые сформируют уже следующую стадию интеграции – это единое экономическое пространство. Сейчас сформирована структура этих документов – 26 проектов соглашений, по которым идёт работа. По шести согласование уже достигнуто, работа продолжается.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Лаврову.) Сергей Викторович, Вы завтра в Белоруссию летите?
С.Лавров: Завтра и послезавтра состоится совместное заседание коллегии министерств иностранных дел России и Белоруссии в соответствии с теми договорённостями, которые были достигнуты на высшем уровне в рамках Союзного государства. Это механизм координации нашей внешнеполитической деятельности. И главным вопросом заседания двух коллегий будет одобрение новой двухлетней программы совместной внешнеполитической деятельности. Обсудим также текущие вопросы сотрудничества, в том числе в международных организациях, таких как ООН, ОБСЕ, Совет Европы.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Э.Набиуллиной.) У Министерства экономического развития и торговли есть данные за декабрь по макроэкономике?
Э.Набиуллина: Нами получены данные за декабрь 2007 года. Эти данные позволяют нам также уточнить те оценки темпов роста, которые мы делали в целом по году.
Хочу сказать, что эти данные недостаточно оптимистичны, остановлюсь на ключевых. По ВВП – в декабре 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года рост 8,4 процента, то есть это позволяет нам, может быть, скорректировать данные по году. Мы называли 7,6 – до 7,7 и 7,8. У нас был очень высокий рост розничного товарооборота в декабре – 16,7 процента, то есть рост потребления населения. Потребительский оптимизм поддерживает нашу экономику.
Рост инвестиций в декабре 2007-го по отношению к декабрю 2006-го – 24 процента. И мы уточнили оценки по году: в целом за 2007 год с 20 процентов до 21,1 процента.
Устойчивый рост показывает промышленность: в декабре – 6,5 процента. У нас ускоренными темпами также продолжает расти обрабатывающая промышленность, строительство – к декабрю рост 20 процентов. И за 2007 год введено жилых домов общей площадью 60,4 миллиона квадратных метров – рост почти на 10 миллионов. В прошлом году, напомню, 50,6 миллиона квадратных метров.
В целом динамика остается позитивной. Это, конечно, контрастирует с тем, что происходит на мировых финансовых рынках.
В.Путин: Я посмотрел: за вчерашний день все мировые площадки в минусе, кроме российской. Российская в плюсе на 2,2 процента.
Э.Набиуллина: И вот эти данные позволяют сказать, что фундаментальные факторы роста российской экономики достаточно сильны для того, чтобы поддерживать рост и надеяться, что российские рынки будут достаточно устойчивы по отношению к мировому финансовому кризису.
В.Путин: И в Калуге у нас приятное событие завтра?
Э.Набиуллина: Да, завтра в Минэкономразвития произойдет подписание соглашения между правительством Калужской области и компанией «Пежо-Ситроен» о строительстве нового завода. Предполагается строительство завода по выпуску автомобилей среднего класса «Пежо-307» и «Ситроен-С4». Это крупный инвестиционный проект.
Предполагается вложить 300 миллионов евро, создать дополнительные рабочие места – 2600 рабочих мест – то есть люди получат дополнительную высококвалифицированную работу. Завод предполагается построить к 2010 году. Если он выйдет на полную мощность – это 75 тысяч конкурентоспособных машин.
Если можно, я бы в двух словах сказала в целом о том, как идёт работа по промышленной сборке, потому что она вступила в активную фазу.
У нас уже сейчас реализуются 23 проекта, и на восьми заводах уже начался выпуск машин в рамках промышленной сборки. И за 2007 год было выпущено 288,5 тысячи новых машин. Это очень хорошие конкурентоспособные машины.
И в целом идея промышленной сборки была в том, чтобы привлечь иностранные инвестиции для того, чтобы мы на территории России организовали такие полноценные мощности по производству машин. И также приятно то, что уже начинается локализация по автокомпонентам. В частности, в Калуге предусматривается выделение земельных участков под будущее строительство завода под компоненты. У нас уже четыре проекта начали реализовываться, и мы надеемся, что и компоненты будут производиться в России.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Д.Козаку.) На прошлой неделе Правительством принято решение по двум инвестиционным проектам.
Д.Козак: Да, на прошлой неделе Правительством утверждены паспорта трёх крупных инвестиционных проектов. Прежде всего следует выделить, видимо, развитие Южной Якутии, где предполагается софинансирование вместе с бизнесом развития транспортной и энергетической инфраструктуры для развития этого региона. Далее был утверждён проект по развитию восточных склонов Урала: «Урал промышленный – Урал Полярный». Там также предполагается финансирование развития транспортной инфраструктуры, снятие инфраструктурных ограничений для развития и освоения богатых полезными ископаемыми территорий восточного склона Урала.
Также утверждён паспорт проекта по строительству платной автомобильной дороги между Петербургом и Москвой. Тоже чрезвычайно важный проект с точки зрения снятия тех транспортных ограничений, которые существуют на сегодняшний день. Те коммуникации, которые есть, не справляются с грузопотоками, которые имеются в сторону Санкт-Петербурга и портов Финского залива.
Каждый из этих проектов соответствует тем требованиям, которые установлены с точки зрения эффективности, установлены положениями об Инвестиционном фонде, вносят значительный вклад в рост ВВП страны: каждый из них более 0,1 процента. Реализация этих трёх инвестиционных проектов предполагает создание более 70 тысяч рабочих мест.
Кроме того, на прошлой неделе на заседании правительственной комиссии по комплексным инвестиционным проектам рассмотрен целый ряд, на мой взгляд, важных для будущих решений принципиальных подходов по финансированию проектов из Инвестиционного фонда. Прежде всего определились, что проекты будут рассматриваться на конкурсной основе, будут сопоставляться с точки зрения эффективности и приоритетов – территориальных и отраслевых приоритетов для страны, – а не по мере их поступления, как это происходило до сих пор: кто первый пришёл – тот и получил государственную поддержку.
И второе важное решение – определиться с подходами по оказанию государственной поддержки субъектам Российской Федерации для региональных проектов из Инвестиционного фонда. В принципе есть принципиальное решение, что в среднем по одному миллиарду рублей в год будет выделяться квота субъектам Российской Федерации для того, чтобы они могли формировать комплексные инвестиционные проекты, привлекая инвестиции, и получать эту поддержку из Инвестиционного фонда.
В.Путин: Конечно, мы должны выбирать наиболее приоритетные вещи, а не по принципу «кто первый встал, того и тапочки». Это ясно. Но Вы хорошо знаете проблему недостроя и советского времени, и в наше время. Этих проектов не должно быть больше, чем денег у государства. Или нужно использовать другие инструменты, привлекая бизнес, привлекая частный капитал. Надеюсь, что ваше Министерство, другие ведомства под руководством Председателя Правительства будут подходить к выбору этих проектов и к их набору очень сбалансированно.