В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы в Пензе осмотрели новый федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, строящийся в рамках национального проекта «Здоровье». Должен сказать, что из того, что удалось посмотреть, я сделал вывод, что мы поступили правильно, когда принимали решение о строительстве таких центров, хотя были разные взгляды на этот счёт. Многие коллеги, руководители регионов считали, что там, где такие центры уже существовали или подобные федеральные центры существовали, больше ничего делать не нужно. Нужно только укреплять существующую базу. И всё‑таки выдвижение на периферию таких возможностей, новых технологий обосновано, потому что граждане имеют возможность – точнее, в самое ближайшее время будут иметь возможность – воспользоваться высокотехнологической медицинской помощью, не перебираясь для этого в Москву и Петербург. Эта помощь становится доступнее – очевидный факт. И, второе. Это повышает общий уровень здравоохранения в регионах, что крайне важно в целом.
Этот центр рассчитан на шесть тысяч операций в год. Сейчас главврач докладывал: будут делать три тысячи с небольшим – при выходе на полную мощность это будет шесть тысяч.
Хотел бы сразу отметить значимость открытия таких центров, как я уже сказал. Здесь, по сути, вырабатываются требования к организации отечественной медицины будущего, закладываются новые стандарты качества.
Вы знаете, на развитие такой высокотехнологичной медицины государством были дополнительно выделены значительные бюджетные средства. Как результат, начато строительство 15 новых федеральных центров высоких медицинских технологий. Вот справочка у меня есть – я хотел бы напомнить, что речь идёт о строительстве таких центров в Краснодаре, Барнауле, Владивостоке, Смоленске, Красноярске, Хабаровске, Калининграде, Перми, Челябинске, Тюмени, Новосибирске, Чебоксарах, Астрахани, Пензе, а также центра детской онкогематологии в Москве. Тот центр, который мы посещали, должен быть введён через несколько месяцев окончательно; на подходе – Астрахань и Чебоксары. Надеюсь, что это будет сделано тоже в те сроки, которые мы обговаривали.
Надо сказать, что уже сейчас в три раза увеличилось число граждан, получивших доступ к высокотехнологическому лечению – в связи с увеличением объёмов федерального финансирования на эти цели. Но вот я говорил сегодня, когда был в этом медицинском центре, и мы сейчас с Министром [здравоохранения и социального развития] это обсуждали коротко: нужно, конечно, заниматься обследованием людей, нужно понимать, какой объём этой высокотехнологичной помощи нам нужен. Пока нет даже примерных цифр о потребности в этих высокотехнологичных операциях.
Отмечу, что в более широком плане перед нами стоят задачи формирования высокотехнологичного сектора услуг по всей социальной сфере – сектора, который уже сегодня выстраивается не только в центрах высоких медицинских технологий, но и вокруг инновационных университетов, школ бизнеса, новых спортивных объектов, библиотек. И в этой связи – работа новых медцентров уже изначально должна опираться на самые передовые принципы организации медпомощи, включая новые модели финансирования учреждений и оплаты труда – модели, ориентированные на результат.
В перспективе нам нужно создать единую национальную систему высокотехнологичной медицинской помощи. И стоит подумать о том, чтобы в эту единую систему (помимо федеральных центров) входили также – при всей их самостоятельности – лечебные учреждения Минобороны, ОАО «РЖД», муниципальные и частные клиники, уже имеющие соответствующий опыт. Принцип здесь один – это качественная и эффективная медицинская помощь.
Люди, кроме того, должны иметь возможность выбирать, где им делать операцию, где лечиться, а для этого должны иметь всю информацию о показателях эффективности лечения. В связи с этим нужно сделать открытой для общества информацию о деятельности вводимых центров высоких медтехнологий.
Надо также чётко определиться по приоритетам развития высокотехнологичной медицинской помощи в целом. Прежде всего, особого внимания требуют дети. Должен стать доступным весь спектр современных методов выхаживания детей первых дней жизни и репродуктивных технологий.
Во‑вторых, наряду с высокотехнологической помощью нужно развивать производство отечественной медицинской техники и лекарств. Мы сегодня тоже об этом говорили: конечно, сегодня-завтра мы по некоторым видам оборудования, наверное, не выйдем на самые высокие стандарты, не превысим международный стандарт, хотя у нас уже есть предприятия, которые работают в таком режиме и способны выпускать такую аппаратуру, а по некоторым видам оборудования мы, конечно, уже сегодня можем уверенно конкурировать с лучшими мировыми образцами. Поэтому я думаю, что нужно сосредоточить на этом особое внимание. Попросил бы и Министра и, может быть, Дмитрий Анатольевич, Вас подключиться самым активным образом – и эту тему в ближайшее время поднять с коллегами.
И последнее, что выделил бы в качестве приоритета, – это использование в медицине нанотехнологий. Спектр их применения чрезвычайно широк: от диагностики и лечения до глобального контроля над инфекциями, – и надо обеспечить их практическое применение.
В заключение отмечу, что все взятые государством обязательства должны исполняться в полном объёме и в намеченные сроки. Речь идёт о здоровье и жизнях наших граждан, о сохранении и развитии российской нации, без всякого преувеличения.
Благодарю за внимание. Это всё, что я хотел сказать в начале и передаю слово Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который ведёт эти национальные проекты.
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Владимир Владимирович, в качестве реакции на Ваше поручение в ближайшее время я планирую посетить Екатеринбург, где может обсуждаться этот вопрос и могут быть подготовлены предложения по развитию медицинской техники, которая производится в нашей стране.
За последнее время у нас здесь произошли неплохие изменения, потому что если в первый год работы по национальному проекту та техника, которую мы закупали, в значительной мере была зарубежная, то на второй год это соотношение было уже 50 на 50, даже больше 50 процентов техники уже было отечественного производства. Это означает, что наша промышленность подстроилась, почувствовала, что есть деньги, и стала выдавать конкурентоспособные виды медицинского оборудования. Это очень важно в целом для развития медицинской промышленности и медицины.
Несколько моментов, связанных с тем знаковым событием, которое сегодня произошло, что является очень важным (об этом говорил сейчас Владимир Владимирович): действительно, центры становятся ячейками для модернизации здравоохранения в регионе, и вся система диспансеризации, реабилитации в этом смысле может равняться на те технологии, те возможности, которые будут возникать в центрах высокотехнологичной медицинской помощи.
Во‑вторых, эта помощь – это было, может быть, основной целью – приближается к пациенту, решается ряд таких трудных вопросов для нашей страны, как проезд, проживание, дополнительное обследование, потому что всё‑таки проще приехать в собственный региональный центр или в смежный регион, чем ехать в Москву или в Санкт-Петербург. В этом смысле мы ещё должны подготовить набор нормативных актов, который будет посвящён этому вопросу.
Регионы приняли самое активное участие, те, которые попали в перечень высокотехнологичных центров, и благодаря их работе делался не только нулевой цикл, на что были затрачены довольно значительные средства в общем объёме финансирования, но и решались кадровые вопросы, в том числе вопросы по приёму персонала, по размещению медицинского персонала, приезжающего из Москвы, из других крупных российских центров, где медицина имеет такое высокое развитие.
Кроме того, очень важным является кадровая составляющая, потому что мало осуществить такой однократный приём – очень важно, чтобы происходила подготовка и переподготовка кадров для этих центров с учётом того, что они тоже растущие, построены по модульному принципу, и мы не исключаем, что через какое‑то время там будет происходить переоснащение, и даже та новая аппаратура, новое оборудование будет дополняться. В этом смысле, я думаю, мы должны будем обеспечить стажировки в лучших отечественных и зарубежных клиниках для всех специалистов, которые там работают.
Также достаточно важным является та форма, в которой эти центры будут дальше работать, потому что первые три мы создали в традиционной форме. В дальнейшем будем думать о том, чтобы использовать новые организационно-правовые формы, которые позволят решать эти ключевые задачи, Владимир Владимирович, о которых Вы сказали: задачи, связанные с введением новой системы оплаты труда, связанные с переходом медицины в целом на одноканальный режим финансирования, оптимизацию расходов провести, потому что то, что мы сегодня видели, это, конечно, XXI век. Видно, что это лёгкие конструкции, они не требуют такого количества энергии для обслуживания. Нам ещё нужно научиться хозяйствовать в них, поэтому это тоже важная задача.
Наконец, на базе этих центров можно было бы просто обкатать новую модель организации финансирования, которая нужна сегодня нашей медицине в целом. Поэтому мне бы хотелось подчеркнуть, что мы и дальше будем заниматься вопросами высокотехнологичной медицинской помощи, которая является сегодня важнейшим звеном в работе по обновлению медицинских услуг в стране.
В.Путин: Спасибо.
Татьяна Алексеевна, пожалуйста.
Т.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!
Приоритетный национальный проект «Здоровье», как уже неоднократно говорилось, положил начало достаточно глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы отрасль здравоохранения получила достаточно большие государственные вложения.
Напомню, что государственные вложения получило первичное звено и высокотехнологичная помощь, мы улучшили материально-техническое обеспечение, начали переподготавливать кадры. Это были самые критические точки в момент начала национального проекта, которые требовались для того, чтобы начать развивать здравоохранение, начать осуществлять в нем те перемены, которые сейчас идут и которые будут идти в будущем. И здесь я должна сказать, что эти перемены пошли не только на уровне федеральных учреждений, эти перемены также и в первую очередь затронули первичное звено, региональные и муниципальные лечебные учреждения.
Позволю себе короткую историческую справку, которая уже звучала сегодня на встрече в центре. До 2005 года высокотехнологичную помощь осуществляло 67 федеральных медицинских учреждений. Кроме сметы они получали дополнительное финансирование, как мы его называли, целевое, на выполнение, как мы сейчас называем, того самого государственного задания.
Однако эти средства, которые они получали, позволяли покрывать лишь часть расходов. Средняя стоимость лечения одного больного была равна 53 тысячам рублей. При этом она значительно колебалась в разных лечебных учреждениях. Например, финансовое обеспечение операции на сердце в Бакулевском центре в 2005 году составляло 113 тысяч рублей, в Новосибирском НИИ патологии и кровообращения имени академика Мешалкина – 53 тысячи рублей, в Чазовском центре – 25 тысяч рублей. И при этом себестоимость кардиохирургических операций для учреждений составляла от 130 до 300 тысяч рублей в зависимости от уровня сложности операций. И, как сегодня уже подчеркивалось, в 2005 году в этих 67 лечебных учреждениях, которые могли осуществлять высокотехнологичную медицинскую помощь, такая помощь была оказана только 60 тысячам пациентов.
Выделяемые финансовые средства, как я уже сказала, не покрывали затраты на приобретение дорогостоящего оборудования, дорогостоящих медицинских изделий и лекарственных средств, вследствие чего наши граждане должны были участвовать в их оплате. Конечно, эта негативная тенденция на сегодняшний день ещё не преодолена, но ситуация двигается в позитивную сторону.
Кроме того, всегда до недавнего времени остро стоял вопрос оплаты проезда к месту лечения и обратно. Поэтому многие были крайне заинтересованы в том, чтобы место оказания высокотехнологичной медицинской помощи было максимально приближено к месту жительства. В этой связи, начиная реализацию национального проекта по направлению развития высокотехнологичной медицинской помощи, государство ставило перед собой три главных параметра этой части национального проекта.
Первое – это доступность высокотехнологичной медицинской помощи; второе – уровень медицинских технологий; и третье – диагностическое обеспечение.
За время реализации национального проекта было увеличено число федеральных медицинских учреждений, которые оказывали высокотехнологичную медицинскую помощь.
Как я уже сказала, в 2005 году мы начали с 67, в 2006 году это было уже 93 федеральных учреждения, и в 2007 году к 93 федеральным медицинским учреждениям присоединилось 73 региональных и муниципальных учреждения. Число людей, получивших медицинскую помощь, за эти два года увеличилось достаточно серьёзно и составило более 300 тысяч пациентов.
Должна сказать, что в 2007 году, когда количество высокотехнологичных операций составило 170 тысяч, количество операций детям составило 29 тысяч. Это приблизительно 20 процентов от того объёма высокотехнологичной медицинской помощи, которую мы оказали. В соответствии с теми задачами, которые были поставлены в рамках нацпроектов, мы сформировали государственное задание, приняли необходимую нормативную базу.
С середины 2006 года внедрено более 300 единых федеральных стандартов высокотехнологичной помощи, по которым сегодня работают не только федеральные медицинские учреждения, но и медицинские учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внедрение стандартов позволило обосновывать финансовые затраты на лечение больных. Сегодня мы уже на основании того мониторинга и той статистики, которую ведёт Росмедтехнологии, можем сказать, какой объём ресурсов направляется на расходные материалы, какой объём идёт на оборудование и какой объём идёт на заработную плату.
Должна сказать, что в период с 2005 по 2007 годы заработная плата работников медицинских учреждений, которые осуществляют высокотехнологичную помощь, возросла в два-три раза. Это связано с возможностью структурировать государственное задание. Напомню, что начиная с четвёртого квартала 2007 года в структуре государственного задания по‑крупному учитываются три вида затрат: 30 процентов приходится на заработную плату, 60 процентов – на расходные материалы и 10 процентов – на приобретение оборудования.
Важное, хотя и не до конца совершенное, было принято решение о внедрении так называемого листа ожидания. Специалисты знают, о чём я говорю. Только в рамках дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров трудоспособного населения мы выявили семь тысяч человек в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в оказании высокотехнологичной помощи. Они на сегодняшний день попали в лист ожидания. Части из них оказана помощь. Этот самый лист учёта и ожидания высокотехнологичной медицинской помощи позволил нам анализировать потребность в этой помощи, осуществлять контроль за порядком её осуществления, направления больных из регионов в федеральные центры.
В ходе реализации нацпроекта «Здоровье» мы, как уже было сказано, предусматривали ежегодное увеличение финансового обеспечения этого вида помощи. И самый серьёзный скачок по финансовому обеспечению был в 2007 году, когда объёмы оказания высокотехнологичной помощи в деньгах возросли практически на 77 процентов.
Особое внимание, и это тоже уже отмечалось, в рамках нацпроекта уделяется тем заболеваниям, смертность и инвалидность которых на сегодняшний день наиболее высокая. В нашей стране число граждан, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, составляет около 30 миллионов человек. И каждый пятый гражданин из болеющих нуждается в оказании высокотехнологичной помощи. Поэтому не случайно в рамках нацпроекта было принято решение сделать упор на развитие сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии. И именно так на сегодняшний день по географии структурированы наши высокотехнологичные медицинские центры.
Как уже тоже отмечалось, мы в 2006 году начали проектирование и строительство этих центров и применили тот самый модульный способ по европейским строительным стандартам, пример которого вы сегодня видели в Пензе.
При отборе территорий для строительства центров высоких медицинских технологий и определении их профиля оценивались все факторы: медицинские, социально-экономические, финансово-строительные. И здесь должна сказать, что всё равно не эти факторы были определяющими. Определяющим фактором было то, что мы хотели максимально доступной сделать оказываемую высокотехнологичную помощь и максимально равномерно распределить эти центры по всей территории Российской Федерации.
Центров травматологии, ортопедии и эндопротезирования сегодня пять. Центров сердечно-сосудистой хирургии сегодня семь. И два центра нейрохирургии в Новосибирске и Тюмени.
Как уже было сказано, мы должны ввести в сеть или закончить строительство всех этих центров в 2008 году. Безусловно, на проектную мощность они начнут выходить с 2009 года, и в среднем количество операций, которые будут осуществляться в этих центрах, составит пять-шесть тысяч в год.
Развитие этой высокотехнологичной помощи и строительство центров даёт импульс для развития других отраслей. В первую очередь, как уже тоже говорилось, это касается развития отечественного производства медицинского оборудования, лекарственных средств и медицинских инструментов. Здесь следует отметить, и сегодня в центре, когда мы были на совещании, было обращено внимание на то, что наши учреждения, например, наши федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии и уже специализированные федеральные центры, которые есть, и региональные, и муниципальные, для осуществления высокотехнологичной помощи в части сердечно-сосудистых операций нуждаются в год в свыше 100 тысячах стентов, в том числе с лекарственным покрытием. Сегодня практически все эти стенты закупаются за рубежом. И сегодня неразвитие отечественной промышленности по этому направлению и дороговизна этого зарубежного оборудования может быть тормозом для выхода на ту самую проектную мощность этих федеральных центров, которая обозначена в наших с вами предложениях и предположениях.
Кроме этого внедрение современных медицинских технологий также предъявляет существенные требования к переподготовке кадров. И здесь хочу сказать, что мы этой работой, безусловно, занимаемся и готовим сейчас к открытию в конце января центр переподготовки кадров в Казани – он будет первым таким центром. Кроме этого мы заложили средства в федеральном бюджете на соответствующую переподготовку кадров и в этих строящихся высокотехнологичных медицинских центрах, и в тех перинатальных центрах, строительство которых будет осуществляться в период с 2008 по 2010 год. Это не только переподготовка в наших высших учебных заведениях, во вновь создаваемых центрах переподготовки, но это и переподготовка за рубежом и приглашение соответствующих специалистов сюда.
Должна сказать, что это абсолютно перспективное направление, и по направлению создания таких центров переподготовки – будь то на базе наших высших учебных заведений, будь то самостоятельных, – оно имеет право на жизнь и должно развиваться.
Следующим важным моментом является создание условий для формирования единой системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации. И здесь мы с коллегами, особенно по пензенскому центру, по центру в Чебоксарах и в Астрахани, уже обсуждали эту тему относительно создания базы реабилитации для тех больных, которые будут проходить лечение в этих учреждениях. Сложная, но вполне актуальная тема, хотя и достаточно затратная, – это тема перевода сначала хотя бы федеральных медицинских учреждений, затем региональных и, возможно, муниципальных учреждений на полный тариф в условиях государственного задания.
Безусловно, это невозможно сделать за один год. Это, конечно, как минимум среднесрочная перспектива, но по этому направлению мы должны идти. И мы все прекрасно с вами знаем, что сегодня наши учреждения получают финансовые средства из множества источников, а мы с вами пропагандируем идею одноканального финансирования в рамках реализации соответствующего государственного задания. Такие возможности уже сегодня в законодательстве нам предоставлены, и мы вполне с 2009 года, может быть, по ряду учреждений в порядке эксперимента или по желанию можем попытаться перейти на этот самый полный тариф, для того чтобы впоследствии его распространить на другие федеральные, региональные или муниципальные учреждения.
Заданный в 2006–2007 году темп наращивания высокотехнологичной медицинской помощи, а также финансовое обеспечение, которое за три года (2008–2010) оценивается в 78 миллиардов рублей, позволит нам оказать помощь 655 тысячам человек, из них 655 тысячам за три года – 2008-й, 2009-й, 2010-й. Но я даже думаю, что, называя эту цифру, мы исходим из тех денег, которые предусмотрены в федеральном бюджете и той части федерального ресурса, которая сегодня идёт на региональные и муниципальные учреждения. Но сегодня возможности ряда субъектов Российской Федерации, думаю, что они в выступлениях могут об этом сказать, позволяют за счёт собственных средств оказывать в своих учреждениях высокотехнологичную медицинскую помощь.
Кроме того, и наши федеральные учреждения, и учреждения субъектов, специализирующиеся на оказании отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляют эту помощь в том числе за счёт платных услуг. Поэтому при объединении соответствующих усилий эти показатели, которые я привела, в размере 655 тысяч за три года, могут быть существенно улучшены и повышены.
И в заключение хочу сказать, что в результате развития этого направления мы должны выйти на те целевые ориентиры, которые поставили перед собой по снижению смертности. К 2010 году этот показатель должен составить 12–13 человек на тысячу человек населения. Напомню, пока у нас есть данные только на 1 декабря, то есть за 11 месяцев 2007 года, у нас этот показатель составляет 14,7 на тысячу населения. В прошлом году этот показатель составлял 15,3. Мы достаточно позитивно двигаемся вперед.
И ещё один целевой ориентир, на который хотела бы обратить внимание, который обозначен в рамках демографической концепции. К 2011 году показатель смертности должен равняться показателю рождаемости, то есть должна перестать осуществляться естественная убыль населения.
Думаю, что те усилия, которые мы предпринимаем, предпринимаем на федеральном уровне, предпринимаем совместно с субъектами Российской Федерации, должны привести нас к тем позитивным показателям, которые мы сегодня себе наметили и обозначили.
Спасибо.
В.Путин: Мы сегодня посмотрели здесь, в Пензе, как идёт работа. У нас на подходе и другой центр – в Астрахани.
Тарасов Дмитрий Георгиевич здесь присутствует. Пожалуйста.
Д.Тарасов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!
С удовлетворением могу отметить, что в Астрахани на сегодняшний день заканчивается строительство центра сердечно-сосудистой хирургии. Данный нам регион составляет 10 миллионов 72 тысячи человек – это прежде всего Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чеченская Республика, Осетия, Калмыкия и Астраханская область. Общая численность населения в этом регионе составляет, как я уже сказал, 10 миллионов 72 тысячи человек.
Что касается самого стационара и центра. Он действительно на завершении и будет вводиться, в ближайшее время будет сдаваться. Однако мы очень тщательно подошли к проблеме подготовки кадров для этого центра. Из 1133 кандидатов мы отобрали в центр 506 человек. Этой проблемой занимаемся уже порядка двух лет.
На сегодняшний день подготовлено 15 клинических ординаторов, 27 человек у нас прошли усовершенствование, и 26 у нас приглашённых специалистов со всех регионов страны, это квалифицированные специалисты, 22 из них аттестованы как учёные, имеют учёную степень. В общей сложности основной базой подготовки специалистов у нас явился Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний момент мы также очень тщательно отнеслись к тому электронному реестру пациентов, которых мы отбираем для того, чтобы эти пациенты попали к нам именно на обследование и на операции на открытом сердце. Поэтому в центре имеется электронный реестр на 7105 пациентов, это прежде всего Астраханская область – четыре тысячи с лишним пациентов, Ставропольский край и Калмыкия. С удовлетворением могу сказать, что электронные реестры других республик готовятся и тоже будут представлены в центр, для того чтобы мы могли этот огромный поток пациентов учитывать в электронном виде и могли отслеживать пути поступления этих пациентов именно к нам в центр и в другие регионы.
Хочется ещё отметить, что у нас основной подбор кадров, который осуществлялся и осуществляется в центре, и мы понимаем, что это не одного дня работа, а это беспрерывный процесс. Мы у себя внутри продолжаем кадровое обучение. Однако хочу сказать, что те специалисты, которые приезжали к нам в центр, и те, которые после того, как в центр все модули были поставлены, все отмечают, что действительно этот центр является высокотехнологичным, оборудование, которое по техническому заданию собрано, является самым современным. С удовлетворением можно отметить, что действительно возникает двоякое чувство – чувство гордости за то, что это происходит у нас, в нашем доме, на нашей родине. И в конечном итоге хочется отметить, что эти центры действительно будут динамично развиваться, соблюдая самые хорошие традиции как в кардиологии, так и в кардиохирургии.
И, пользуясь случаем, приглашаем всех присутствующих к нам в Астрахань. И Вас, Владимир Владимирович, в обязательном порядке. Спасибо большое за внимание.
В.Путин: Спасибо. Когда он по вашим планам заработает, уже будет введён в строй?
Д.Тарасов: Мы планируем, что это будет в ближайшее время, конец февраля.
В.Путин: Спасибо.
Сегодня губернатор рассказал о том, как регион помогает в осуществлении этой программы. Но мы договаривались с вами, с губернаторами, о том, что нулевой цикл будет сделан за счёт региональных средств и будет оказана помощь в решении социальных проблем, связанных с подбором кадров.
При этом мы исходили из того, что это будут в том числе и специалисты, приезжающие из крупных центров, из Москвы, из Петербурга, из других городов, где такие виды высокотехнологичной помощи уже оказываются в течение многих лет и где есть хороший уровень подготовки специалистов. Но для этого, конечно, нужны квартиры, нужны детские сады, нужно решать и другие вопросы, связанные с тем, чтобы у людей появлялись стимулы из столичных городов переехать на периферию.
Как этот вопрос решается в Чувашии?
Н.Фёдоров: Уважаемые коллеги!
Мы тоже гордимся тем, что первый из пяти федеральных центров травматологии, ортопедии и эндопротезирования, вводимый в Чувашской Республике, предназначен для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению в восьми субъектах Российской Федерации с общей численностью более 10,5 миллиона человек, и он позволит увеличить объёмы медицинской помощи ортопедического профиля в целом в четыре раза и повысить ее доступность до 80 процентов.
Могу сказать, отвлекаясь на предыдущий Ваш вопрос, что у нас сегодня созданные в республике информационно-телекоммуникационные технологии, объединяющие все уровни систем оказания медпомощи, позволили сформировать реестр ожиданий и реестр пациентов по всех республике, тех, кто нуждается в протезировании суставов.
С учётом численности населения прикреплённых территорий потребность в высокоэффективных методах лечения травматолого-ортопедического профиля составляет 24 тысячи человек, из них сегодня в реестре ожидания более четырёх тысяч из других территорий, остальные нуждаются в углубленном дообследовании, для того чтобы эффективно прошло лечение и восстановление с предварительным знанием всего того, что из себя представляет пациент.
Могу сказать также, что у нас центр расположен очень удобно – в центральной части города Чебоксары, на территории специализированного медицинского городка и в зоне действия маршрутов городского общественного транспорта, с минимальным временем выхода на все федеральные автотрассы и железную дорогу, речной порт, аэропорт международной категории.
Для работы в клинике подготовлен 771 из необходимых 605 по штатному расписанию специалистов. В основном все они прошли обучение в курирующем нас федеральном центре в Российском НИИ травматологии и ортопедии в Санкт-Петербурге.
Для специалистов, привлекаемых для работы в центре, мы выделили социальное жильё. Я сейчас только что разговаривал с Рашидом Муртузалиевичем, он постоянно у нас, работает с нами, мастер-классы дает, оперирует, и, к моему удовлетворению, высоко оценивает потенциал специалистов, работающих в чувашских клиниках. Могу по секрету сообщить, что всего-навсего три ведущих специалиста из других городов, ведущих институтов нам понадобится, по сегодняшним данным.
Стоит сказать о том, что высокотехнологичная помощь у нас интегрирована, об этом не говорили, в созданную систему трассовой медицины на основе картирования федеральных и общереспубликанских трасс и единой радиокоммуникационной сети с централизацией диспетчерской службы скорой помощи.
В настоящее время реализуется пилотный проект по формированию единой базы данных дорожно-транспортного травматизма с внедрением концепции службы 112. Ещё один эффект, который даёт вот эта система, которая развивается в рамках национального проекта.
Республика готова к оказанию всех этапов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включая догоспитальное обследование, стационарное лечение и реабилитацию пациентов на базе многопрофильных учреждений здравоохранения и санаторно-курортных комплексов, оснащённых самым современным медицинским и реабилитационным оборудованием. Все эти вопросы в Чувашии готовы.
С учётом имеющегося опыта передачи учреждениям здравоохранения республики непрофильных функций организациям-аутсорсерам в федеральном центре на аутсорсинг передаётся оказание услуг по эксплуатации инженерно-коммуникационных сооружений, обслуживание автотранспорта, прачечная, пищеблок. Стоит сказать, что центр как своего рода современный локомотив усиливает и стимулирует в соответствии с формируемым сегодня в республике кластер медицинских инноваций по созданию и распространению дальнейших медицинских технологий.
Кроме того, в кластер вовлекаются организации, задействованные в производстве медицинского оборудования, уже они вовлекаются, медицинской техники, одноразового инструментария. И уже сегодня в Чувашии размещены федеральные заказы по производству оборудования для пищеблоков строящихся федеральных центров. Производится одноразовый инструментарий, шовный материал для хирургической, акушерско-гинекологической, офтальмологической служб.
Республика полностью выполнила все обязательства по возведению конструкций нулевого цикла зданий, строительству внутриплощадочных, внеплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. Завершён монтаж модульных конструкций надземной части. Ведётся сегодня прокладка внутренних инженерных систем, отделка помещений и фасада здания. При должном и заинтересованном взаимодействии всех субподрядных организаций, особенно москвичей и немцев, занятых на строительстве надземной части здания с организацией непрерывной работы, мы готовы завершить основные работы на объекте тоже до конца февраля.
Но я особенно подчеркну, что сегодня вопросы только к московской части и к немецкой части. Если бы они работали так, как у нас принято, в Чувашии, то всё было бы лучше. В частности, может быть, не очень удобно, немецкие специалисты уехали 21 декабря и вернулись только 15 января, специалисты, которые являются субподрядной организацией. Видимо, и Рождество католическое, и православное, как‑то они так обрусели немножко, почти целый месяц.
В.Путин: Судя по всему, сначала у них, а потом у нас выходные дни, вот и получилось так, такой большой перерыв получился.
Н.Фёдоров: Ну мы готовы.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Николай Васильевич в своём выступлении необходимое внимание уделил и подготовке кадров. В этой связи хотел бы послушать Шляхто Евгения Владимировича о том, как идёт работа.
Е.Шляхто: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Глубокоуважаемые участники совещания!
Мы в течение последних двух лет работаем с астраханским центром, участвуем в подготовке кадров и рассматриваем эту работу, результатом которой должно быть создание центра, где будут выполняться не только высокие медицинские технологии, но и будут выполняться научные исследования, и сам центр сможет организовать системы непрерывного постдипломного обучения для того, чтобы жители региона и молодые специалисты имели возможность выполнять на самом высоком уровне на суперсовременном оборудовании, которое есть в центре, современные научные исследования и реализовать тем самым свои возможности.
Накопленный опыт позволяет мне обратиться к Вам с рядом системных предложений, которые возникли у нас в процессе не только выполнения высокотехнологичной помощи, чем мы занимаемся много лет, но и предложений по подготовке кадров. Потому что совершенно очевидно, что это очень дорогое и современное оборудование должно быть рационально востребовано.
Прежде всего хотел бы сказать, что нам нужно готовить не только врачей и медицинских сестёр, что очень важно, мы больше говорим о врачах и меньше говорим о медицинских сёстрах, хотя это звенья одной цепи, но и нам нужно готовить управленцев – организаторов здравоохранения, очень важен инженерно-технический персонал, который должен обеспечивать техническое состояние этих центров. У нас есть опыт и создания своего центра, мне представляется это крайне важным.
Второе, что бы мне хотелось сказать, что вся подготовка кадров и дооперационная, и этап операции, и ранняя реабилитация, о чём мы говорим, должна быть нацелена на конечный результат – восстановление профессионального статуса больного. Все участники этого процесса должны быть завязаны. Нельзя так, чтобы на одном этапе была выполнена задача, передали на другой этап – и об этом забыли. Вот эта система постдипломного образования, она должна быть немножко в этом плане модернизирована.
Плюс современная подготовка сердечно-сосудистого хирурга. Это длительный процесс, который предполагает большую практическую работу и специализацию по сердечно-сосудистой хирургии. Сегодня у нас это два года в клинической ординатуре. Мне представляется, если мы сможем и найдём возможность увеличить до трёх лет, то это уже будет близко к международным стандартам, и сможем тогда говорить о том, что у нас семь лет обучения, и мы сможем готовить хирурга, который сам может выполнять операции после завершения обучения.
Крайне важный вопрос, который я хотел бы затронуть, – это необходимое смещение акцента в подготовке кадров в те центры, где выполняются высокие технологии, в центры высокотехнологичной медицинской помощи. Не только вузы, это очень важно, в вузах должно быть базовое образование, постдипломное, но хайтек-специалист должен готовиться в хайтек-центре. Очень трудно говорить о высоких технологиях, говоря о том, что они выполняются в других учреждениях, поэтому именно в центрах Росмедтехнологии должна быть организована система непрерывной междисциплинарной подготовки кадров, которые в тесной связи с вузами могут обеспечить системную подготовку с ориентацией на конечный результат. И мне кажется, что мы сегодня можем сделать ряд решений и на системном уровне принять решение о том, чтобы в Российской Федерации создать три-четыре научно-клинических образовательных комплекса в составе вузов или НИИ, в составе медицинских вузов и НИИ и центров Росмедтехнологии. И вот эта творческая интеграция вузов, где есть в основном база образования, и центров Росмедтехнологии позволит нам готовить высококлассные кадры.
В качестве примера хотел бы подчеркнуть, что мы этим занимаемся давно. И так исторически сложилось, что наш центр когда‑то был создан на базе кафедры университета, и студент старших курсов уже ориентирован на то, что он будет работать в центре, и он со студенческих лет занимается работой. Дальше он в университете получает постдипломное образование, затем центр. И вот эта системная работа привела к тому, что, мне кажется, эффективность выполнения программы высокотехнологичной медицинской помощи – она у нас соответствует лучшим центрам.
Мы в прошлом году сделали в целом более тысячи операций в двух операционных – это 500 операций в одной операционной при летальности 1:45. Это соответствует тем результатам, которые есть в Европе, и позволяет нам позиционировать себя. Об этом, кстати, тоже нужно много говорить. И мне кажется, больше говорить о том, что наша медицина ничуть не хуже, чем медицина лучших центров Европы и Америки.
Нужно сказать в заключение, что сегодня по поручению Министерства здравоохранения и социального развития мы участвуем в программе модернизации системы постдипломного образования. И, мне кажется, такой подход позволит действительно более эффективно использовать те гигантские выделяемые средства на высокотехнологичную помощь, которые сегодня выделяет государство.
В.Путин: Спасибо большое.
Насколько я понял, Казанская медицинская государственная академия тоже подключается к решению вопросов о подготовке кадров.
К.Зыятдинов: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!
Действительно, по заданию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Казани построен первый федеральный учебно-методический центр для подготовки специалистов по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи и по повышению их квалификации на основе, на принципах государственного и частного партнёрства.
В этой программе участвуют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан и компания «Джонсон и Джонсон». Таких учебных заведений по высоким технологиям в мире всего пять, наш, с вашего согласия, будет шестым. Обучение будет проходить в двухэтапном варианте. Первый – это теоретический с использованием электронной библиотеки этого центра, с использованием всех возможностей дистанционного обучения, лекций, семинарских занятий и других теоретических подходов. Второй этап – это практические занятия, возможность отработки практических навыков, выполнение различных манипуляций, процедур или операций, полностью воспроизводящих самые разнообразные клинические ситуации на компьютерных симуляторах в режиме реального времени, плюс работа в операционных.
Обучение по двум направлениям. Это интервенционная радиология, интервенционная кардиология, интервенционная аритмология, это эндовидеохирургия, эндокринология, онкогематология, диабетология, фармакоэкономика и другие специальности. Учёба будет построена в виде краткосрочных циклов с интенсивным обучением и обязательно с принципами непрерывного медицинского образования с накоплением кредитов, системы кредитов.
К преподавательской работе будем привлекать Рязанскую государственную медицинскую академию и Казанский государственный медицинский университет, где работают сегодня 194 профессора и 786 кандидатов наук, плюс рассчитываем на специалистов ведущих клиник, образовательных учреждений федеральных – Москва, Санкт-Петербург – и мировых институтов. Планируем подготовить в год не менее 3 тысяч специалистов.
В.Путин: Спасибо большое.
В Калининграде как идёт работа, Георгий Валентинович?
Г.Боос: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
У нас запланировано строительство центра сердечно-сосудистой хирургии с оснащением отдельного блока ещё по нейрохирургии дополнительным оборудованием.
И на сегодняшний день мы отторговали уже подрядчика на нулевой цикл. Нам выданы нагрузки, предварительные основные параметры проекта, что позволило нам в рабочем режиме перейти к нулевому циклу.
Место мы выбрали с учётом тех дальнейших перспектив развития, с учётом необходимости строительства жилья для тех, кто будет работать в этом центре, красивое место на пересечении федеральных трасс.
При этом центр должен будет работать на внутренние нужды и на экспорт. По крайней мере, безусловно, возможности такие у центра есть, и их необходимо будет реализовывать.
В целом мы считаем, что основной целью национального проекта является приведение требований, которые предъявляют пациенты к системе здравоохранения, с организацией системы здравоохранения, приведение их в соответствие. Какие требования предъявляет любой пациент к системе здравоохранения? Их можно разделить на два блока: первый блок – это блок сохранения здоровья, профилактика, выбор врача, который будет заниматься сбережением здоровья пациента. И второй блок – это стационарная помощь. В случае если уже выявляется заболевание, то выявление этого заболевания на самой ранней стадии, когда легче всего пролечить эту болезнь, и лечение по интенсивной технологии до полного излечения в кратчайшие сроки, потому что каждый из нас мотивирован быть здоровым, естественно.
Что в этой связи досталось нам от советских времен? Система здравоохранения была нацелена в принципе на обратное, потому что оплата происходила по принципу функционирования этой системы: сметный принцип финансирования, соответственно, чем больше штат, тем больше расходы, плюс ещё дополнительные целевые расходы, которые возникали из разных источников. Соответственно, это увеличение численности коек, увеличение штата, это увеличение количества и объёма оказываемых услуг, причём без адекватного соответствующего увеличения качества, и увеличение затратной составляющей. В результате расходы на здравоохранение росли, адекватного результата не получалось.
Я к чему всё это подвожу? Создание таких центров высокотехнологичной медицинской помощи, безусловно, это прорыв, но за этим прорывом надо уже двигаться дальше, потому что такая высокотехнологичная помощь должна существовать в целом в каждом регионе на любой вид стационарной медицинской помощи, на любой. И, конечно же, сегодня мы, регионы, не справимся с этой задачей самостоятельно. Безусловно, мы понимаем и осознаём нашу ответственность в этом вопросе. Это впрямую, конечно, наша ответственность, безусловно, но без комплексной программы общефедеральной, в которой мы бы выполняли и свою часть, несли эту ответственность, мы в короткие сроки с такой масштабной задачей не сможем справиться.
Кроме этого мы проработали для себя вопрос обеспечения кадрами. Мы для этой цели в 2006 году открыли медицинский факультет у себя, в Российском государственном университете имени Канта. И сегодня уже второй набор произошёл в этот факультет. Более того, мы объединили с этим факультетом медицинский колледж, который у нас был. В результате мы получили уже современную, соответствующую всем уровням, требованиям двухступенчатую систему образования и среднего медицинского персонала, и высшего звена.
Мы полностью в 2007 году перешли на систему одноканального финансирования, мы к ней готовились весь 2006 год, полностью – с 1 января – внедрили с передачей функций фондодержателя врачу общей практики. Тут же мы столкнулись с ситуацией оплаты в стационарном звене по койко-дням, соответственно, затратного механизма финансирования стационарного звена. Крайне заинтересованы оказались сразу во внедрении прейскуранта по пролеченным случаям, по каждому пролеченному случаю.
Мы с середины года начали разрабатывать такой прейскурант по всем пролеченным случаям. С 1 января 2008 года мы внедрили примерно на две трети видов медицинской помощи в стационаре и с 1 апреля этого года внедряем на остальную одну треть. Мы, в общем, в некотором смысле будем теми добровольными пилотами, которые перейдут на твердый прейскурант по стационарной медицинской помощи.
Собственно говоря, мы очень активно хотим построить этот центр. Думаем уже о том, как он будет дальше взаимодействовать с областной больницей №1, поскольку у нас там есть подразделение кардиохирургии, и в принципе мы считаем, что в дальнейшей перспективе такая высокотехнологичная помощь будет в целом по всем видам медицинской помощи в областном центре оказываться.
В.Путин: Спасибо.
Я тоже исхожу из того, что всё, что мы запланировали с Вами по строительству этого центра, будет сделано и будет сделано качественно.
Что касается того, чтобы в каждом регионе были такие центры, причём по оказанию всех видов помощи, нам сначала нужно сделать эти 15. Мы пока ещё ни одного не запустили. Здесь, в Пензе, в высокой степени готовности, в Чувашии, в Астрахани, но остальные ещё должны быть введены в строй в 2008 и 2009 году, в течение двух лет. Первое.
Второе. Нужно решить вопросы с финансированием. У Вас перешли на одноканальное финансирование, но это далеко не везде сделано.
Наконец, третье. У нас коек в стационарах больше, чем в среднем в Европе, а качество оказываемых услуг намного ниже. И нам нужно понять, сколько нам нужно таких центров. Нужно запустить эту программу, целиком осуществить её, нужно подготовить кадры. Вот мы насытили современным оборудованием, даже в новейших клиниках Европы некоторых образцов пока нет, хотя они там производятся, но пока ещё там не произошла замена действующего оборудования, а у нас они уже есть, но нужно, чтобы наши специалисты научились на них эффективно работать. Это тоже немаловажная вещь, это большой комплекс различных действий мы должны совершить для того, чтобы все они оказались в конечном итоге эффективными и экономически обоснованными.
Давайте мы сейчас сосредоточим внимание на этой программе – надо довести её до конца и сделать качественно, чтобы все элементы этой программы функционировали эффективно. Конечно, после того как мы поймём, сколько нужно таких услуг вообще по стране, тогда будем корректировать эту программу и развивать. Это первый шаг, конечно, в этом направлении.
И, наконец, губернатор Пензенской области, пожалуйста.
В.Бочкарёв: Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Коллеги, друзья!
Хотел бы сказать о самом главном, что у нас получилось вместе. Это работа в команде, это проектирование, тем более мы были первыми, это строительство, это подготовка кадров. Если бы не было у нас взаимопонимания и поддержки, скажу, что за такой короткий срок создать такой проект было бы невозможно.
Хотел бы высказать слова благодарности, Владимир Владимирович, прежде всего, конечно, Вам за то решение, которое Вы приняли, чтобы в России были построены такие центры, и решение такое принимали Вы в этом зале в октябре 2005 года. Скажу, что начало прекрасное, люди действительно ждут. И главный вопрос, который сегодня решён, это, конечно, прежде всего то, что мы с Вами вместе приняли решение об инвестиции в человека. Это самое главное.
Думаю, что приоритетный национальный проект «Здоровье» сегодня на территории Пензенской области, можно сказать, получил достаточно серьёзную поддержку как из федерального бюджета, так и из территориального. Если бы мы не получили этот центр, мы бы никогда не вложили такие средства, которые сегодня пришли как в первичную медицинскую помощь – это, конечно, муниципальные районные больницы, областные объекты здравоохранения, не только кадры, которые мы готовили и поменяли подходы подготовки кадров. И сегодня мы не жалеем денег, чтобы направить людей и в Москву, в Санкт-Петербург и другие учебные заведения, которые сегодня пользуются известностью, авторитетом в России.
Конечно, то оборудование, которое пришло по линии национального проекта за счёт федерального бюджета и плюс территориального бюджета, оно, конечно, изменило здравоохранение и, конечно, заставило нас, областную власть и муниципалитеты, вкладывать деньги в модернизацию, реконструкцию, в капитальный ремонт зданий, помещений, по сути, куда не вкладывалось несколько пятилеток ни рубля. Больницы, кабинеты, они получили другой вид. Люди, которые работают, это прежде всего работники здравоохранения, идут на работу с другим настроением. Если вспомнить, буквально два-три года назад ситуация была другая.
Думаю, что мы должны, наверное, и другие проекты, которые будут у Президента, у Правительства, осуществлять вместе. Это, считаю, самое главное, то, что мы уже сегодня работаем в команде, и это даёт положительный результат.
Слова благодарности Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он находил время не только в онлайне наблюдать строительство кардиоцентра в Пензе, но и по телефону оказывать реальную помощь, и, не побоюсь такого слова сказать, там, где мы недорабатывали, воспитывать. И, думаю, это правильно, по‑другому, наверное, у нас и не получилось.
Хочу всем сказать слова благодарности за то, что приехали к нам, в Пензу, и, конечно, Президенту Владимиру Владимировичу Путину. Спасибо Вам за то, что Вы приняли такое прекрасное решение, и кардиоцентр строится в Пензе.
В.Путин: Спасибо.
Думаю, что дискутировать здесь нечего, в целом понятно состояние дел в этой сфере.
Хотел бы сказать в заключение следующее.
Первое. Создание 15 центров в регионах Российской Федерации по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи – это, безусловно, движение в правильном направлении, это, без всяких сомнений, шаг в направлении модернизации всего здравоохранения, но, конечно, этим мы все проблемы с модернизацией здравоохранения не решим. Ясно, что это только один из сегментов нашей деятельности. Нужно переходить на новую систему финансирования отрасли, делать это более экономично и с большей отдачей. Планы у Правительства на этот счёт есть, они будут сформулированы, принципы понятны, на которых должна осуществляться эта работа.
Что же касается темы, которую мы сегодня рассматриваем, то, конечно, здесь нужно решить несколько первостепенных задач, стоящих перед нами. Это прежде всего формирование единой системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Эта высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в федеральных центрах, в региональных, даже в муниципальных. И действующее законодательство позволяет сегодня использовать региональные центры.
Но есть ещё и отраслевая медицина. Возможности там есть, нужно задействовать эти возможности. И в этой связи опять вопросы финансирования и переход на финансирование по так называемому полному тарифу в рамках государственного заказа Министерство здравоохранения должно, конечно, посчитать. Посчитать и предложить методику организации этой работы.
Это непростая задача, имея в виду, что финансирование поступает сразу по четырём каналам. Это и госзаказ, это финансирование по смете, это страховая медицина и платные услуги. Вот это всё нужно совместить, понять, по каким каналам сколько поступает денег, как они расходуются, определить потребности высокотехнологичной медицинской помощи, и всё это вместе совместить в один канал финансирования. И очень рассчитываю на то, что эффективность расходования государственных ресурсов резко повысится и качество оказываемых услуг населению повысится.
И, наконец, мы говорили о производстве собственного отечественного медицинского оборудования. Повторяю, очень много в принципе уже здесь сделано, но нам нужно сосредоточить особое внимание на том, что нужно сегодня рынку оказания медицинских услуг. Нужно, чтобы наши продукты были в высшей степени конкурентоспособными на мировых рынках, не только у нас здесь, в стране, на мировых рынках, чтобы это были лучшие образцы в мире. Мы это можем сделать.
Ну и, наконец, мы уже говорили о необходимости создать систему информации населения, с тем чтобы люди могли принимать решение о том, где им лечиться, у кого лечиться, куда ехать и какими услугами медицинского характера где пользоваться.
И очень рассчитываю на то, что тот объём работы, который должен быть выполнен региональным уровнем власти, будет сделан качественно и в срок, так, как это происходит до сих пор.
В целом должен сказать, что я удовлетворён тем, что сегодня увидел, и всё, что мы сегодня посмотрели, убеждает меня в правильности принятых ранее решений.
Хочу всем пожелать успехов и поблагодарить за работу. Всего хорошего.