В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Дмитрий Николаевич, давайте начнём с Вашего ведомства. Мы договаривались с Вами и многократно возвращались к теме изменения порядка выдачи субсидий регионам на строительство региональных объектов, с губернаторами часто обсуждали эту тему. Этот порядок подготовлен. Пожалуйста, несколько слов об этом.
Д.Козак: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы проработали и практически полностью согласовали, в субботу последнее согласование этого положения было с Минфином, с Минэкономразвития. Оно предусматривает, прежде всего, предоставление большей самостоятельности (следовательно, и ответственности) регионам за конечные результаты использования финансовой помощи из федерального бюджета на строительство региональных и местных объектов.
Этот порядок предусматривает возможность субъектам бюджетного планирования, то есть тем федеральным органам исполнительной власти, которые вырабатывают политику в соответствующей сфере, устанавливать не только адреса конкретных объектов, которые необходимо строить, но и условия предоставления субсидий там, где необходимо в субъектах Российской Федерации проводить соответствующие преобразования в соответствующих отраслях по повышению эффективности использования и собственных средств, и финансовой помощи, которая выделяется из федерального бюджета. А регионам предоставляется возможность более широкого выбора объектов для финансирования не только в рамках тех денег, которые в ходе формирования бюджета были в виде поправок поданы депутатами на мелкие объекты, что приводит к распылению средств, а сами губернаторы, прежде всего, должны выбирать приоритеты, сокращать объемы незавершенного строительства, сами должны проводить преобразования в соответствующих сферах. Субъекты бюджетного планирования, федеральные органы исполнительной власти в соответствующих соглашениях должны устанавливать механизмы контроля за расходованием этих средств и за реализацией программ преобразования, которые будут предусмотрены соглашениями.
В.Путин: Если попроще сказать, то роль федеральных министерств и ведомств уменьшается, а роль регионального уровня власти возрастает.
Д.Козак: Да, но с соответствующим механизмом их ответственности за конечный результат.
В.Путин: Да. Спасибо.
Сергей Борисович, Вы будете принимать участие в коллегии Роскосмоса?
С.Иванов: Да. 23 января состоится итоговая коллегия Роскосмоса. Я планирую принять участие в работе этой коллегии, поскольку 2008 год в определенном смысле является рубежным для перспектив развития вообще космической деятельности России. В первой половине года мы должны провести заседание Совета Безопасности, определить перспективы развития космической деятельности России до 2020 года и на дальнейшую перспективу.
Особое внимание хочу уделить проекту ГЛОНАСС как космической составляющей в плане повышения качества космических аппаратов, спутников связи, а также наземной составляющей, включающей в себя как наземную аппаратуру потребителя, так и электронные трёхмерные карты Российской Федерации, а впоследствии уже и в глобальном масштабе.
Должен сказать, что финансирование космической деятельности в 2008 году без учета Государственной программы вооружений возрастает на 13 процентов, это существенный прирост финансовых средств. Будут рассматриваться конкретные космические программы с точки зрения, конечно, повышения максимальной эффективности и отдачи этих средств.
Помимо этого в 2008 году Роскосмос должен начать конкретно выполнять Ваше поручение по созданию нового российского космодрома в Дальневосточном регионе. Этот вопрос тоже будет на повестке дня.
Помимо этого в пятницу, 25-го, я вместе с Министром экономического развития и торговли Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной планирую выехать на один день в Липецк, где состоится открытие первой очереди второй нашей промышленной зоны, зоны промышленного производства именно в Липецке. Первая зона была в конце прошлого года открыта в Татарстане, в Елабуге, и теперь вторая из предусмотренных зон открывается в Липецке. Два резидента уже зарегистрировались и начали производство продукции непосредственно в Липецке. Это – бытовая техника, и второе – это производство строительных материалов, в чём очень нуждается наш сегодняшний российский рынок, у нас просто дефицит стройматериалов. И мы рассчитываем на то, что эта зона в Липецке послужит как бы второй точкой роста, своего рода кластером высокотехнологичной наукоёмкой продукции. Мы посмотрим, потом доложим по результатам, спасибо.
В.Путин: Дмитрий Анатольевич, Вы в Челябинске были? Там вопросы экологии прежде всего.
Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович, я был в Челябинске. Это город с известными экологическими проблемами. С учётом того, что сейчас в нашей стране наблюдается довольно существенный экономический рост, открываются новые предприятия, а старые вышли, по сути, на проектную мощность (это касается крупных металлургических комплексов), ситуация в общем требует контроля, даже несмотря на те вложения, которые сегодня собственники делают в очистные сооружения.
Был довольно продуктивной и хороший разговор с экологическими движениями. Говорили об экологических стандартах, о необходимости технологической модернизации отрасли. Всё это было сделано в контексте подготовки к Совету Безопасности, который состоится у нас в конце месяца, для того чтобы сформулировать набор предложений. Предложения разные: и технологические, и организационные. В том числе, мне кажется, нужно рассмотреть и вопрос о самом органе, который этими вопросами занимается, потому что у нас достаточное количество структур имеет близкую или сходную компетенцию. И с точки зрения будущего, лучше, конечно, определиться, кто будет всё‑таки профильным центральным органом по вопросам экологии.
В.Путин: Но там действительно собственники крупных предприятий в последнее время многое делают для того, чтобы ситуацию в области экологии изменить к лучшему. На Магнитке вкладывают приличные средства.
Д.Медведев: Да, это так. Просто сами по себе предприятия достаточно старые.
В.Путин: И мы с Вами говорили о необходимости завершения работы по высокотехнологичной медицинской помощи. У нас там целая программа развернута. Некоторые объекты должны быть уже введены в строй.
Я Вас просил посмотреть, какие из этих объектов находятся в высокой степени готовности. Надо на это взглянуть своими глазами.
Д.Медведев: Я готов доложить.
У нас из 15 центров, которые запланированы к выходу, готовы сейчас (и, по сути, их можно рассмотреть), – три. И в ближайшее время они могут быть запущены уже в эксплуатацию непосредственно. Что касается остальных, то они тоже в течение этого года должны постепенно вводиться в эксплуатацию.
В.Путин: Давайте что‑то из этого выберите, пожалуйста, и посмотрим. Хорошо?
Д.Медведев: Хорошо. Я тогда представлю предложения.
В.Путин: Спасибо.
Алексей Леонидович, в пятницу Вы вносите поправки в бюджет, да?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением и принятыми решениями в пятницу Министерство финансов внесёт в Правительство проект поправок в бюджет 2008 года и на плановый период до 2010 года. Суть этих поправок – уточнить параметры бюджета по доходам и по расходам в соответствии и с более высоким темпом роста, которого мы достигли в прошлом году, и возможностью получения более высоких доходов в 2008 году и в ближайшие годы, и учесть решения, связанные с повышением базовой части пенсий и повышением заработной платы бюджетникам на 14 процентов с 1 февраля, и другие решения, связанные с поддержкой в том числе субъектов Российской Федерации и ряда отраслей.
Данные поправки будут рассмотрены Правительством до конца января и не позднее 1 февраля внесены в Государственную Думу, чтобы в течение февраля мы успели пройти и принять все эти решения уже законодательно. Соответственно и Минздравсоцразвития внесет ряд решений.
В.Путин: Татьяна Алексеевна, у вас там две вещи, которыми вы занимались в последнее время, – это закон о пособиях и страховая часть пенсий.
Т.Голикова: Да. У нас планируются одновременно с поправками, которые будет вносить Министерство финансов, поправки к закону о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, и увеличение с 1 января 2008 года всех видов пособий, которые были включены в демографический пакет. Кроме того, этот законопроект содержит нормы, касающиеся увеличения ещё ряда пособий, индексация которых связана с уровнем инфляции.
Все поправки, которые будут предложены в рамках этого законопроекта, найдут своё отражение не только в изменениях федерального бюджета, но и в изменениях бюджетов трёх государственных внебюджетных фондов: Пенсионном, социального страхования и обязательного медицинского страхования, которые также будут внесены одновременно с законом о федеральном бюджете.
В.Путин: Это то, что вы должны были бы сделать ещё в 2007 году, но решили сэкономить.
Т.Голикова: Здесь будут также изменены параметры увеличения страховой части пенсии. Если ранее предполагалось, что увеличение страховой части пенсии будет осуществлено с 1 февраля на 7 процентов, то сейчас мы увеличиваем на 12 процентов. Мы обязаны сделать это по существующему пенсионному законодательству. И соответственно проект постановления о таком увеличении страховой части пенсии с 1 февраля на 12 процентов уже внесён Министерством, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития, в Правительство и в ближайшее время должен быть подписан.
Как я уже сказала, эти изменения также будут учтены в поправках в закон «О бюджете Пенсионного фонда».
В.Путин: Тоже в феврале?
Т.Голикова: Уже с 1 февраля начнётся выплата.
В.Путин: Значит, один из этих вопросов решается постановлением Правительства?
Т.Голикова: Да. Увеличение страховой части пенсии.
В.Путин: А второй – это изменение в закон о пособиях?
Т.Голикова: Да.
В.Путин: И изменения в закон, Вы рассчитываете, будут приняты в феврале?
Т.Голикова: Нам бы хотелось. Во всяком случае, понимание такое в Государственной Думе имеется. Я думаю, что они рассмотрят его в достаточно сжатые сроки.
В.Путин: Вы проконтролируйте, пожалуйста.
А.Кудрин: Я добавлю, что эти изменения в федеральный бюджет позволяют увеличить доходы федерального бюджета 2008 года по названным мною причинам – в связи с дополнительным ростом ВВП на 324,9 миллиарда рублей. И с учётом экономии по обслуживанию долга, связанной с курсовой разницей, мы сможем направить на расходы по всем этим направлениям 343,3 миллиарда рублей, не увеличивая расходы – за счёт нефтегазовых ресурсов – и таким образом минимизируя влияние на инфляцию.