В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги, гости!
Позвольте сердечно поприветствовать вас в Петербурге, в России.
Мы рады видеть всех, но с особыми словами приветствия хочу прежде всего обратиться к Премьер-министру Люксембурга [Жан-Клоду Юнкеру]. Это была именно его идея собраться в таком составе в Петербурге. Если Вы помните, я имел честь присутствовать на саммите ЕС в Стокгольме [23 марта 2001 года]. И совершенно неожиданно в конце дискуссии наш коллега из Люксембурга сказал очень приятные для России слова. Он сказал, что многие приветствуют то, что происходит в стране, поэтому давайте в связи с приближающимся 300-летием Северной столицы России приедем в Петербург, продемонстрируем там флаги Европы. Так родилась идея провести саммит в таком необычном, расширенном формате.
Должен сказать, что наш уважаемый коллега из Люксембурга не только подал великолепную идею собраться в таком составе, но и, по сути, инициировал восстановление этого прекрасного места, которым, уверен, будет гордиться не только Россия, но и вся Европа. Этот дворец был задуман, строился еще основателем Петербурга Петром Великим, однако, к сожалению, в советские времена пришел в полную негодность. Между тем это памятник архитектуры, выдающееся произведение российской и европейской архитектуры.
На реконструкцию этого здания наши специалисты затратили чуть больше года. Думаю, что и по качеству, и по срокам исполнения это хороший результат. Надеюсь, что это место будет востребовано и в России, и в Европе для проведения полезных для континента мероприятий. Мы, во всяком случае, открыты и предлагаем это место для проведения крупных международных и европейских форумов.
Теперь позвольте перейти непосредственно к нашей работе и еще раз поприветствовать вас в стенах восстановленного Константиновского дворца. Признательны руководителям стран – членов Европейского союза, а также Председателю Комиссии Европейских сообществ за готовность разделить чувство гордости россиян в связи с 300-летием Северной столицы. Особо хочу отметить присутствие здесь лидеров десяти присоединяющихся к Европейскому союзу государств, будущих участников Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия–ЕС.
Вижу особый символизм в том, что нынешняя встреча Россия–ЕС на высшем уровне в беспрецедентно широком составе проходит именно в Санкт-Петербурге. Вся яркая история этого города, его жизнь на протяжении трех веков неразрывно связаны с историей Европы. Город на Неве олицетворяет преемственность сделанного Россией в те далекие времена выбора в пользу глубокого и разностороннего взаимодействия с Европой, основанного на общности цивилизационных ценностей и корней. Наша встреча предоставляет прекрасную возможность обогатить доверительный диалог, вывести его на новый качественный уровень, углубить партнерство России и ЕС на благо единой Европы.
Уникальный формат этого саммита обязывает нас подняться над текущими вопросами, пусть порой весьма важными, и взглянуть на наше взаимодействие шире, вместе наметить будущие контуры наших отношений, определить генеральный курс их развития на перспективу. Это особенно важно в сфере происходящих сейчас поистине исторических процессов на континенте, которые самым существенным образом меняют весь облик европейской архитектуры.
Рассматриваем предстоящее расширение Евросоюза как закономерный результат суверенного волеизъявления народов нынешних и будущих стран – членов ЕС. Россия уважает этот выбор. Вместе с тем процветание, стабильность, безопасность, интеграция не могут и не должны строиться за чей‑либо счет.
Нас объединяет общая заинтересованность в том, чтобы расширение Евросоюза не нарушало, а приумножало исторические связи России с европейскими странами, в том числе и с теми, кто вступает в ЕС, с Европейским союзом в целом. Прием в ЕС новых членов создает объективные предпосылки для расширения и качественного развития сотрудничества России с Евросоюзом и вступающими в него странами. Для того чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися в будущем возможностями, нам предстоит вместе конструктивно поработать над сведением к минимуму сопряженных с процессом расширения издержек. Мы с вами много на этот счет говорили, и опасность возникновения таких издержек существует.
Давайте приложим максимум усилий к тому, чтобы в оставшееся до мая 2004 года время сообща решить возникающие проблемы, избежать появления «правового вакуума» в отношениях между Россией и расширяющимся Евросоюзом. Успех в этом деле будет облегчать последующую процедуру распространения действия нашего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на новых членов Евросоюза.
Уверен, что многие из присутствующих здесь руководителей государств и правительств – будущих членов ЕС согласятся со мной в том, что их страны связывают с Россией многолетние узы сотрудничества и взаимодействия. Многое связано с экономикой наших стран, и процедуры ЕС, которые будут распространяться на новых членов, не должны разрушать сложившиеся за десятилетия связи. Тем более что вступление в Евросоюз не предусматривает автоматизма в присоединении к СПС, а это мы должны будем обязательно сделать в отношении к новым членам ЕС. Исходим из того, что соответствующие решения будут приниматься после урегулирования имеющихся проблем и вопросов, в том числе гуманитарного характера.
Анализ нашего взаимодействия свидетельствует о верности избранного Россией и ЕС курса на строительство стратегического партнерства, расширение спектра задач, решаемых общими усилиями в интересах всех людей и народов Европы. Подтверждением тому служит совместная работа над концепцией Общего европейского экономического пространства, развивающийся энергодиалог Россия–ЕС, активизирующееся взаимодействие в сфере внутренних дел и юстиции и в рамках европейской политики в области безопасности и обороны. Это тот позитив, который мы должны приветствовать и всячески наращивать.
Следует, однако, признать, что не на всех направлениях углубляющегося сотрудничества между Россией и Евросоюзом, которое зачастую прямо затрагивает интересы рядовых граждан наших стран, мы в полной мере преуспели в одинаковой степени. Всех нас должно тревожить – и об этом много раз говорили, скажу прямо об этом и сегодня, – нас тревожит то обстоятельство, что некоторые из этих проблем нам не удалось решить на протяжении нескольких лет. Они не решаются сами по себе и лишь становятся более болезненными.
Не в первый раз мы говорим о таких вопросах, как режим торговли ядерными материалами, антидемпинговые и квотные ограничения, взаимный доступ на рынки некоторых товаров и услуг, необоснованное субсидирование экспорта, например сельхозпродукции, «энергетический затор» в переговорах о присоединении России к ВТО, «зависшее» обсуждение проблемы калининградского транзита грузов, целый ряд других проблем. Считаю, что мы с вами подошли к рубежу, когда уже трудно продвигаться вперед, оставляя за спиной нерешенные вопросы, игнорируя законные озабоченности, от которых зависит качество жизни миллионов людей. Предлагаю провести детальную инвентаризацию всех этих вопросов (например, в формате Председатель Правительства России – руководство Комиссии ЕС) и разработать к следующему саммиту программу их скорейшего урегулирования.
Я назвал проблемы, но много было сделано. Мы не должны забывать об этом, и мы помним об этом. Сказав, например, сейчас о проблеме транзита грузов в Калининградскую область, я знаю, что многие из присутствующих здесь сделали многое для того, чтобы решить проблему передвижения людей, прежде всего проблему пассажирского транзита. Я очень благодарен за то содействие, которое оказали многие главы государств и правительств, благодарен нашим литовским партнерам. Это только один вопрос, но их гораздо больше.
Очевидно, что образование «завалов» на ряде направлений нашего взаимодействия во многом вызвано недостаточной эффективностью работы нынешних механизмов сотрудничества России и ЕС. Эти органы и структуры были сформированы на заре нашего тесного взаимодействия и с тех пор во многом отстали от жизни. С удовлетворением отмечаем близость наших подходов по этому вопросу, с интересом воспринимаем предложение проводить сессии Совета сотрудничества Россия–ЕС несколько раз в год на уровне отраслевых министерств и регулярные консультации на экспертном уровне с участием России, всех стран ЕС и КЕС. Это действительно упростило бы механизм сотрудничества, сделало бы его более транспарентным и понятным для каждой из сторон, позволило бы сосредоточить внимание регулярных саммитов Россия–ЕС в расширенном составе на действительно узловых вопросах двустороннего взаимодействия.
В контексте этой темы вынужден поднять вопрос о четкости в выполнении принятых на высшем политическом уровне решений. С сожалением должен отметить: примеров достаточно вольной интерпретации на исполнительском уровне принятых на политическом уровне решений много. Думаю, нам не нужно заниматься тем, чтобы искать виновных. Однако главное – то, что «самодеятельность» чиновников наносит определенный ущерб нашему взаимодействию, ущерб авторитету форума.
Хочу особо остановиться на принципиальной проблеме, которая самым непосредственным образом затрагивает интересы и чаяния рядовых граждан наших стран, ради которых в конечном итоге мы и ведем диалог. Речь идет об одной из фундаментальных свобод человека – свободе передвижения. Глубоко убежден в том, что общей целью, нашим политическим, моральным долгом является скорейшее устранение всяких барьеров для передвижения людей, разделяющих сегодня многие миллионы российских граждан и страны ЕС, их знакомых, друзей, родственников в странах ЕС.
Скажу откровенно: в глазах простых россиян нынешнее положение дел иначе как новая, в данном случае шенгенская, стена не воспринимается. Между тем ситуация грозит еще больше осложниться с распространением шенгенского режима на новых членов Евросоюза. К сожалению, вынужден констатировать, что пока так и не удалось реализовать мою договоренность с Председателем КЕС господином Романо Проди о начале работы специальной экспертной группы по вопросам перехода в перспективе к безвизовым поездкам граждан России и стран ЕС. Это один из наиболее наглядных примеров того, о чем нам до сих пор договориться не удалось.
Мы, разумеется, не рассчитываем, что такой режим будет введен уже завтра. Мы понимаем все проблемы, все сложности на пути к решению этого вопроса. Но граждане «большой Европы» должны знать, когда, как и какой ценой будет достигнута подлинная свобода перемещения – одно из наиболее значимых прав каждого человека. Предлагаю поручить нашим соответствующим министерствам совместно с Комиссией ЕС приступить к проработке всех связанных с переходом на безвизовый режим вопросов и представить римскому саммиту Россия–ЕС [6 ноября 2003 года] соображения по срокам и этапам достижения этой цели. У многих наших коллег – и у канцлера ФРГ, и у председателя правительства Италии – были свои предложения по путям, по этапам решения этой проблемы. У наших польских друзей были соответствующие предложения. Все это можно обобщить, оформить и вывести на уровень экспертов для того, чтобы постепенно, я повторяю, по мере созревания обстановки, двигаться к решению этой задачи.
И еще об одной важной проблеме, которая затрагивает всех нас, здоровье и благополучие наших семей, наших обществ. Я имею в виду наркоугрозу, в борьбе с которой мы стоим по одну сторону баррикад. К сожалению, мы наблюдаем взрывной, многократно увеличивающийся поток этого зелья, этой угрозы из Афганистана и в Россию, и транзитом через Россию в Европу. Достаточно сказать, и наш уважаемый коллега, мой друг Премьер-министр Великобритании, знает, что 90 процентов «тяжелых» наркотиков поступает на рынок Великобритании из Афганистана. Все это проходит транзитом через Россию, другие страны СНГ и восточноевропейские страны. Энергичные усилия с целью переломить эту негативную тенденцию предпринимаются мировым сообществом в рамках ООН, «восьмерки», вместе с переходной администрацией Афганистана. Следует органично дополнить эту работу совместными действиями России и Евросоюза. Предлагаю поручить нашим министерствам иностранных дел и руководителям других компетентных ведомств разработать к следующему саммиту конкретную программу подобных мер. Думаю, что в практическом плане нам нужно подумать над тем, как объединить усилия в борьбе с этой угрозой.
Приглашаю коллег к концептуальному разговору о нынешнем и будущем взаимодействии России и Евросоюза.