В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы регулярно с вами встречаемся – встреча традиционная, обсуждаем самые различные аспекты государственной политики. Хотел бы начать сегодня с результатов выборов в Государственную Думу. Вы знаете политический ландшафт, который сложился в результате волеизъявления избирателей. Я очень рассчитываю на то, что все представленные в нижней палате парламента партии и две палаты Федерального Собрания будут конструктивно работать в ближайшие годы, так же как это и было в предыдущие.
Сейчас крайне важно обеспечить преемственность курса на устойчивое развитие страны, выполнить все предвыборные обещания, данные гражданам. Тем более это важно, что страна вступила во вторую избирательную кампанию по выборам Президента Российской Федерации, и, разумеется, в ходе этой кампании первостепенное значение и внимание будет уделяться вопросам социальной политики. Естественно, что в эффективной социальной политике – весь успех нашей деятельности вообще, потому что она направлена на удовлетворение жизненно важных интересов людей. Вместе с тем, хотел бы обратить на это особое внимание, в этой работе не может быть место популизму, пустым, необеспеченным обещаниям. Поэтому просил бы вас при рассмотрении социальных вопросов быть предельно реалистичными и ответственными и воздержаться от принятия не обеспеченных ресурсами, разорительных для бюджетов законов.
Далее. За последние годы нам удалось добиться последовательного роста доходов граждан, повышения пособий и пенсий. Не без проблем эта работа идёт, не без сбоев, мы это хорошо с вами знаем, тем не менее вектор, абсолютно очевидно, выбран правильно и приносит свои результаты. Когда я говорю о проблемах, то не буду вспоминать печальные факты прежних лет. Системные проблемы тоже возникают, имею в виду и невыполнение Правительством в прошлом году своих планов по удержанию инфляции. Это имеет не катастрофичные, но тем не менее вполне конкретные последствия, в том числе и для социальной сферы, в том числе это отражается на доходах и на реальном материальном благосостоянии граждан страны. Обращаю ваше внимание на то, что как одно из последствий (вчера мы только обсуждали с представителями экономического блока Правительства) наблюдаем небольшое снижение накоплений в банках. Люди сразу на это реагируют: как только инфляция начинает бить по карману – сразу сокращаются накопления граждан в банках. Очень чутко люди реагируют на это, уже понимают весь смысл происходящих событий. Повторяю, здесь нет ничего страшного. Вектор тем не менее правильный, макроэкономические показатели в целом у нас устойчивые, экономика развивается позитивно, и мы с этими проблемами справимся. Это очевидный факт, но нужно относиться ко всему очень внимательно. Я не случайно заговорил сейчас об инфляции. Очень легко наобещать всё подряд и даже исполнить формально, но результат исполнения обещаний, если они непродуманны, может быть обратным ожидаемому и ударить по реальному благосостоянию граждан страны.
Далее. За последние годы нам удалось добиться последовательного роста экономических показателей и роста в доходах предприятий. Это тоже очень важный фактор, который тоже в конечном итоге отражается на благосостоянии. Это то, что даёт нам возможность развивать такие программы, как демография, жильё, массовый спорт, приобщение граждан к нашим основным культурным и духовным ценностям. В целом мы действительно взяли курс на серьёзные инвестиции в человека.
Напомню, что мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Мы совершенно точно способны эту задачу решить – мы обязательно её сделаем. Но это ведь не самоцель – войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению этих социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.
Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идёт о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте – на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа. Для конкретного человека это значит, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь; может получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и хорошо законно зарабатывать; что он сможет раскрыть свои творческие способности, приобщиться к национальному культурному богатству.
Мы должны активно содействовать тому, чтобы внедрялись механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, опираясь на которые человек сможет приобретать или арендовать жильё. По‑настоящему массовыми и доступными должны быть занятия спортом, тем более что (мы с вами хорошо знаем) в 2014 году мы будем проводить Олимпиаду. Это хороший повод для нас с вами для того, чтобы постоянно поддерживать эту тему в общественном сознании.
Наконец, основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства. Я не случайно упомянул про регионы: верхняя палата естественным образом представляет регионы страны – вы находитесь, во всяком случае должны находиться, в постоянном контакте с регионами. Прошу вас обратить внимание и на этот аспект.
На чём считаю важным сосредоточить внимание.
Первое. Мы уже получили опыт системного развития социальных отраслей в ходе работы по нацпроектам. Дмитрий Анатольевич [Медведев] наверняка сегодня об этом скажет. Он несколько лет занимается этой работой, и должен сказать, что успешно. Действительно отработан и современный проектный подход, ориентированный на эффективное управление ресурсами, кадрами, финансами. Считаю, что эти механизмы и впредь необходимо широко использовать. А сами национальные проекты целесообразно в последующие годы не сворачивать, а, наоборот, трансформировать в государственные программы, нацеленные на конкретные, общественно значимые результаты.
Второе. В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами.
Третье. Нужно наконец избавиться от стереотипа, что «социалка» – это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах – и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.
В конечном счёте не важно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, – главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями.
Участие бизнеса должно работать на развитие реальной конкуренции в социальной сфере, а значит, наряду с новыми системами оплаты труда мотивировать работников к предоставлению качественных услуг гражданам страны. Для социальной сферы, как и для экономики, должно наконец стать актуальным такое понятие, как борьба за потребителя.
Кстати, именно в социальной сфере есть огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса, создания тысяч новых рабочих мест. Поэтому нужно сократить избыточное госрегулирование в социальной сфере, убрать разного рода административные барьеры – не уменьшая, конечно, тех сфер, где гарантии государства должны обеспечить качество предоставляемых услуг. А сама социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.
И, завершая своё вступительное слово, отмечу, что для системной работы по социальным направлениям нам необходимо решить ещё массу нормотворческих задач, причём как на федеральном, так и на региональном, да и местном уровнях. Здесь я, конечно, рассчитываю на конструктивную работу Совета Федерации и Совета законодателей, который Сергей Михайлович [Миронов] тоже возглавляет.
Благодарю вас за внимание. Давайте продолжим работу.
Сергей Михайлович, прошу Вас.
С.Миронов: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Спасибо, что наша добрая традиция – раз в полгода встречаться с Советом палаты, с Президентом – продолжается. И в наступившем году перед началом нашей весенней сессии мы имеем возможность обсудить ключевые вопросы социальных проблем в региональном аспекте.
Вы правильно сказали, прямая обязанность палаты регионов – наблюдать, реализовывать и стараться совершенствовать всю социально-экономическую систему развития регионов России. И здесь я должен сказать, объективно мы видим, что в последнее время кардинально повысилась роль регионов как раз в разработке и в проведении социальной политики.
Я должен сказать объективно, что в немалой степени это явилось следствием нового формата избрания губернаторов, или, другими словами, того, что мы называем вертикалью власти, – и ответственность губернатора, главного руководителя в регионе напрямую перед Президентом, и опосредованно через своеобразную коллегию выборщиков – депутатов региональных законодательных собраний перед своими избирателями.
В то же время мы видим, что ситуация ещё далека от желаемой. Вызывает самую серьёзную озабоченность существенная дифференциация регионов по уровню экономического развития. Приведу несколько цифр, они очень красноречивы. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые бедные и богатые регионы России различаются в 35 раз, по уровню безработицы – в 27 раз, по уровню инвестиций в основной капитал – в 135 раз, по соотношению среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума – в 7,7 раза и, наконец, по обеспеченности жилищным фондом – в 3,7 раза. И именно это является основой углубления социального неравенства между ними.
В соответствии с нашей Конституцией человек, простите за такое выражение, не виноват, что он родился не в Москве, не в Петербурге, не на Урале либо в Татарстане, а в каком‑то регионе, который является дотационным. Для каждого гражданина должны быть обеспечены равные возможности с точки зрения получения всех социальных благ, которые гарантирует государство.
Существуют такие проблемы, как слабое вовлечение органов государственной власти регионов в процесс принятия решений на федеральном уровне. Среднесрочная программа развития страны не подкреплена соответствующими программами регионов.
Эти проблемы мы обсуждали в конце 2007 года на парламентских слушаниях, которые посвятили как раз правовому регулированию региональной политики. Какой вывод мы сделали на этих парламентских слушаниях? Если коротко, мы считаем необходимым как можно скорее разработать (и такая работа уже нашей палатой ведётся) и принять закон по государственной региональной политике в Российской Федерации. В нём надо определить цели, основные принципы и механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов власти в разработке и проведении региональной политики. Это позволит нам обеспечить более полное и эффективное использование интеллектуального, ресурсного и хозяйственного потенциала, благополучное и стабильное развитие, достойный уровень и качество жизни населения на всей территории страны, в каждом регионе и населённом пункте.
В.Путин: Я бы хотел, чтобы Дмитрий Анатольевич несколько слов сказал – я упомянул про нацпроекты, – мы занимаемся сегодня социальными вопросами. Давайте от этого оттолкнёмся, ещё раз напомню, что у нас произошло с этими нацпроектами.
Во‑первых, когда мы их сформулировали, не было полной уверенности, что они пойдут. И очень много было скепсиса на этот счёт: не будет ли это очередной «свисток», который весь в трубу идёт, не истратим ли дополнительно денег без всякого результата, даст ли это что‑нибудь вообще.
Я напомню, что по каждому из проектов это примерно 10 процентов от финансирования отрасли. А оказалось, что эти 10 процентов эффективнее заработали, чем все остальные 90. Этих 90 почти не видно, а 10 процентов дают реальный зримый результат. Почему так получилось? Потому что мы сконцентрировали ресурсы на этом, и не только финансовые, их всего 10 процентов, административные и политические. Мы все занялись этой работой. Дмитрий Анатольевич, Пожалуйста.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Владимирович!
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Федерации!
Несколько слов в развитие того, что сейчас сказал Президент. У нас действительно идёт довольно активная работа по национальным проектам уже два года, есть определённые результаты. Но в этом году уже начался новый период, этот год тем более особенный – Год семьи, и 52 миллиона российских семей должны почувствовать отдачу от такого рода работы. Причём семьи разные: есть семьи, слава богу, вполне благополучные, их большинство, но есть и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И мы договаривались с членами Совета Федерации, с руководителями регионов, что будут созданы специальные программы реализации Года семьи в соответствующем регионе. И у меня отдельная просьба: по возможности контролировать реализацию соответствующих региональных планов с учётом ваших возможностей в территориях. Мы будем контролировать свою федеральную часть, и региональная часть тоже является очень важной.
Увеличение спроса на социальные объекты продиктовано и национальными проектами, и общей ситуацией, которая сложилась сегодня у нас в социально-экономической сфере. Мы ощущаем необходимость в гораздо большем количестве детских садов, школ, спортивных сооружений, о чём Владимир Владимирович говорил, культурных сооружений, культурных центров. И в регионах уже очень многое на эту тему делается, потому что такого рода работа и должна идти на региональном уровне. Но ещё больше предстоит совершить. И то софинансирование, которое у нас носит смешанный характер, идёт по программам на федеральном уровне и сопровождается софинансированием в регионах. Причём очень часто это софинансирование идёт даже в повышенном объёме [по отношению] к федеральным средствам, что очень неплохо. Но тем не менее не везде это так.
И у меня отдельная просьба к палате внимательно смотреть за тем, чтобы доля софинансирования, которая падает на соответствующие территории, выделялась в срок, чтобы нормативные акты, на основании которых осуществляется бюджетное финансирование, тоже принимались законодательными собраниями вовремя.
Ещё одна крайне важная тема – это развитие сети библиотек. Принято решение о создании Президентской библиотеки. У нас всего в стране 130 тысяч библиотек, но значительная часть из них находится в очень посредственном, иногда и в плачевном состоянии. Только в 15 процентах библиотек у нас есть компьютеры. А как мы с вами понимаем, библиотеки сегодня – это не только книги, это возможность обратиться к каталогам, существующим в электронной версии, посмотреть электронные версии книг. И всего лишь 9 процентов библиотек подключены к сети Интернет. Это тоже большая задача на ближайшие годы.
Медицинская тема. Регионы хорошо участвуют в этой программе и в целом по национальному проекту «Здоровье», и в демографической тематике. И тот тренд, который образовался, те неплохие цифры, которые мы получили по итогам года, это, конечно, результат совместной работы. Я напомню, что у нас и неплохой прирост населения, около 7 процентов, и снижение смертности – тоже приблизительно в этих параметрах. В зависимости от региона от 5 до 7 процентов, а общее совокупное уменьшение естественной убыли в стране [составляет] приблизительно треть к 2006 году. Это не может не радовать, но эту тенденцию нужно закрепить. Поэтому очень важна медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, которой мы с вами совместно занимаемся. Я напомню, что нами специально было принято решение, чтобы квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь осуществлялись не только федеральными центрами, как это было вначале предусмотрено, но и региональными клиниками, региональными высокотехнологичными центрами, которые зачастую, кстати, оснащены не хуже федеральных. Но в этом случае они получают федеральное финансирование за каждую операцию. В этом году, я хотел бы, чтобы вы имели в виду, у нас увеличилась эта квота на сумму в миллиард рублей. Всего мы предполагаем три миллиарда профинансировать через медицинские центры, находящиеся в субъектах Федерации, и сохранить ту долю, которую мы делали по федеральным центрам. Это 37 субъектов нашей Федерации, практически больше чем треть такого рода центров активно функционируют и могут осуществлять эти операции. Мы в этом году уже начинаем открывать новые высокотехнологичные центры. Всего их предполагается создать 15, в ближайшее время будут запущены в эксплуатацию три.
Жилищная программа. Вы знаете, что достаточно много внимания мы уделяем молодёжной составляющей. Вообще жилищные программы в регионах идут очень неплохо, отсюда и такой, по сути, строительный бум, который происходит в нашей стране, но особенный предмет внимания – это жильё для молодёжи. В последнее время был принят ряд важных решений, о которых я хотел бы тоже вас, уважаемые коллеги, проинформировать. Мы подняли возраст по жилью для молодёжи до 35 лет – это те, кто имеет право на доступ к этой программе, – на пять лет против 30. Соответственно, это расширит контингент участников, расширит количество молодых семей, которые могут участвовать в этой программе. Это очень неплохо.
Кроме того, мы расширили и возможности регионов путём увеличения размера субвенций, которые приходятся на соответствующие молодёжные программы, на жилищные программы. Теперь эти субвенции, их федеральная часть составляет от 10 до 35 процентов, а не так, как было раньше – порядка 10 процентов, в зависимости от бюджетной обеспеченности того или иного региона. Это будет более справедливо.
И ещё один момент, который, вне всякого сомнения, является зоной вашего самого пристального внимания, – это законотворчество. Сегодня у нас в портфеле находится несколько очень важных законов для развития социальной сферы в нашей стране и для закрепления семейных ценностей. В частности, это закон «Об опеке и попечительстве», который уже находится сегодня в Государственной Думе и в ближайшее время, надеюсь, попадёт в Совет Федерации, который предусматривает некоторые изменения в системе органов опеки и попечительства, тех полномочий, которыми наделены опекуны, попечители, расширяет возможности использования форм адаптации детей, расширяет различные формы принятия детей под опеку и попечительство, собственно говоря, о чём неоднократно говорили регионы. Часть из этих форм, таких как патронатная семья, уже во многих регионах довольно активно применялась. Сейчас мы легализуем эту форму в масштабах страны, что, на мой взгляд, тоже будет полезно. Внесение изменений в ряд жилищных актов, в частности, в статью 57-ю Жилищного кодекса в части уточнения механизма и условий предоставления мер социальной защиты детям, оставшимся без родителей. Это тоже важный законопроект. Он сейчас проходит рассмотрение в Государственной Думе и в ближайшее время, надеюсь, будет у вас, в Совете Федерации, я просил бы тоже уделить ему внимание.
И очень большая работа предстоит, как обычно, по жилищно-строительному блоку, градостроительному блоку, потому что от того, насколько удачными будут наши новые нормативные акты в этой сфере, зависит реализация такой важнейшей программы, как жилищная программа в нашей стране.
Поэтому мне бы хотелось выразить уверенность, что та политика, которой мы будем совместно заниматься, социальная политика, будет в этом году эффективной, и она позволит поднять уровень жизни наших людей и просто повысить конкурентоспособность нашего общества.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.