В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Это заседание Государственного совета, итоговое в нынешнем году, посвящено реализации основных положений Послания 2007 года. Речь пойдёт о том, каких реальных результатов уже удалось добиться, а также о том, каким образом и в какие сроки будут достигнуты все заданные ориентиры.
Вы знаете, на ближайшие годы поставлены крупные системные задачи. С их решением связаны как дальнейший рост и повышение конкурентоспособности экономики, так и формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики. Всё это в конечном итоге должно обеспечить России прочный статус одного из мировых лидеров.
Часть задач прямо нацелена на демографическое развитие страны, укрепление семьи, воспитание здорового и образованного подрастающего поколения. Подчеркну, именно так ставят вопрос о нашем ближайшем будущем и граждане России. Они видят в положениях Послания работающую стратегию, которая открывает длительную историческую перспективу развития страны. И 2 декабря на выборах в Государственную Думу была выражена поддержка именно тем политическим силам, которые готовы и способны её реализовать.
На заседаниях Госсовета и его президиума мы неоднократно обсуждали выполнение отдельных положений Послания. Большая законопроектная работа проведена Правительством и Федеральным Собранием. Свой вклад внесли регионы, структуры гражданского общества, отечественный бизнес.
Считаю, что в результате совместных усилий нам удалось продвинуться по целому ряду направлений. Постепенно, но всё же растет уровень благосостояния граждан. Большие возможности открываются перед людьми для раскрытия их собственного потенциала и участия в решении насущных государственных проблем.
Российская экономика растёт высокими темпами. По итогам года ВВП страны увеличится примерно на 7,6 процента. Это неплохой, это хороший показатель. И соответственно растут наши возможности.
В этом году в целях реализации заявленных в Послании приоритетов уже принят ряд важных институциональных решений. Создан Банк развития для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности страны. Появились Российская корпорация нанотехнологий, корпорации «Росатом» и «Ростехнологии» для проведения модернизации в высокотехнологичных сферах экономики. В совокупности в эти структуры направлено более 600 миллиардов рублей. Идёт создание технопарков, технико-внедренческих зон. Определены приоритеты модернизации науки, и принята пятилетняя программа фундаментальных научных исследований объемом более 255 миллиардов рублей.
Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. И мы уже наблюдаем здесь соответствующую активизацию: за год создано более 700 тысяч новых рабочих мест в малом бизнесе. Хочу ещё раз обратить внимание присутствующих здесь руководителей регионов на необходимость дальнейшей поддержки, серьёзной поддержки этой программы.
Отдельно остановлюсь на вопросах укрепления политической системы. Как вы знаете, нашей центральной задачей было обеспечение демократических выборов в Государственную Думу. Она решена. Выборы прошли при наиболее высокой за последние годы явке избирателей – более 64 процентов. Причём нынешний состав парламента поддержало абсолютное большинство голосовавших (более 91 процента). И это позволяет рассчитывать на уверенную, эффективную работу законодателей.
В уходящем году были также обновлены принципы формирования Совета Федерации. Усилена связь верхней палаты с регионами страны. Отныне субъект Федерации будут представлять граждане, проживавшие в нём не менее десяти лет.
Отмечу, что значимые шаги были предприняты и в сфере национальной безопасности, охраны правопорядка.
Но главное, мы начали решать самые сложные, копившиеся десятилетиями социальные проблемы. Проблемы, с которыми граждане сталкиваются в ежедневном режиме. И в этом году приняли решение о софинансировании за счёт государства добровольных пенсионных накоплений. Отмечу, это часть нефтегазовых доходов. Считаю, мы должны пойти дальше и провести системные меры по совершенствованию пенсионного законодательства. Я недавно говорил об этом на съезде «Единой России».
Касаясь других социальных задач, отмечу, что уже учреждён Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с уставным капиталом 240 миллиардов рублей (10 миллиардов мы уже направили в субъекты Федерации на ремонт ветхого аварийного жилья, на благоустройство).
Успешно реализуются задачи Послания по нацпроектам и демографической политике. И один из заметных результатов – это повышение в стране рождаемости и сокращение смертности. Рассчитываем, что проведение в 2008 году Года семьи даст дополнительные стимулы для улучшения демографической ситуации.
Кроме того, укрепляется материально-техническая и кадровая база медицинских учреждений. Выросли зарплаты в здравоохранении и образовании. Здесь ещё многое предстоит делать с точки зрения повышения благосостояния этих категорий наших граждан, учитывая значение этих отраслей не только в народном хозяйстве, но и для благосостояния уровня жизни, качества жизни граждан страны.
Начато создание Президентской библиотеки. Заработал фонд «Русский мир».
В то же время нам ещё предстоит настойчиво и планомерно добиваться решения других крупных задач Послания. Тем более нам нужно обеспечить высокие темпы и равномерное распределение по территориям темпов строительства жилья прежде всего. Необходимо обеспечить чёткое исполнение задач по развитию транспортной инфраструктуры, повышению эффективности энергетического сектора и недропользования, придать стимулы развитию высокотехнологичной промышленности и глубокой переработки сырья. Стоят также серьёзные задачи выравнивания уровня социально-экономического развития регионов и повышения достаточности финансовой базы местного самоуправления.
Считаю необходимым сфокусировать внимание всех уровней власти на названных задачах. Сегодня надо ясно понимать, какими способами и методами будет исполнено всё нами с вами намеченное.
И, наконец, особо подчеркну: программы и проекты, вытекающие из разных задач Послания, должны быть увязаны в единое целое. И в этих целях должна быть прежде всего обеспечена согласованность в действиях федеральных ведомств, а также центра и регионов.
В завершение хотел бы напомнить, что в 2000 году – когда был только учреждён Госсовет России – уже на первом его заседании рассматривался действительно масштабный и перспективный вопрос: стратегия развития государства на период до 2010 года.
Уже тогда (несмотря на многие трудности, с которыми сталкивалась в то время страна) мы с вами серьёзно думали об уверенном будущем развитии России. А сегодня для успешной реализации стратегических планов у нас есть все политико-правовые и экономические возможности.
Вы знаете, сейчас в Правительстве готовится концепция долгосрочного, до 2020 года, социально-экономического развития страны. Она должна стать настоящим руководством к действию на всех уровнях власти. И должна опираться на уже заявленные в Посланиях задачи.
Убеждён, мы в состоянии и обязаны эффективно использовать взятые государством планки развития, использовать, выполнить все обязательства и обещания. И вместе мы можем сделать качественные новые шаги к подъёму России, к росту благосостояния людей.
Но я уже сейчас не говорю о том, что нам не удалось сделать, хотя мы с вами прекрасно это понимаем. Вопросы, связанные с макроэкономическими показателями, являются весьма актуальными. Конечно, мы все хотим: и Правительство хочет, и губернаторы хотят, руководители регионов Российской Федерации хотят – мы все хотим, чтобы развивались мы более быстрыми темпами, и, конечно, мы делаем это для того, чтобы благосостояние граждан росло быстрыми темпами, но делать нужно всё по уму. Если мы будем разгонять инфляцию, то все наши усилия уйдут в свисток. Поэтому мы должны подходить по‑взрослому к решению этих задач, ответственно, серьёзно, без всякого популизма.
Ответственность перед гражданами – это совсем не то, что делалось несколько лет назад, когда мы всё обещали, действовали в условиях несбалансированного бюджета и загоняли целые отрасли экономики в тупик, потом не знали, как из этого выбраться. Поэтому ответственность перед гражданами означает честный диалог с обществом. Честный, профессиональный подход к решению экономических и социальных задач. Вот об этом давайте сегодня и поговорим.
Пожалуйста, Королёв Олег Петрович.
О.Королёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета, Правительства Российской Федерации! Коллеги!
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2007 года – это не задача на один год. Это цельная концепция первого этапа долгосрочного развития России, уверенность в социально-экономическом курсе страны, направленность на укрепление бюджетной политики государства, повышение благосостояния граждан России. Реализация его положений осуществлялась на основании поручений Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации. Федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, целым рядом муниципальных образований утверждались собственные планы мероприятий по реализации положений Послания.
Необходимость активного участия региональных и муниципальных властей в реализации задач, поставленных Президентом, диктуется продолжающейся и поддержанной всеми децентрализацией полномочий. В Послании текущего года было отмечено, что увеличение объёма полномочий региональных и местных властей является одним из главных критериев политической культуры и развития общества. В этой связи особую важность приобретают два аспекта – эффективность деятельности и наличие достаточной доходной базы федерального уровня власти.
Указом Президента Российской Федерации об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждены показатели оценки этой эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и тех, кто к этому имеет прямое отношение, в частности, субъекты Федерации налагают такую же оценку на органы местного самоуправления. Оценка осуществляется в социально-экономической сфере по следующим направлениям: развитие экономики, уровень доходов населения, политика безопасности, здоровье, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика. Достижению наилучших значений показателей будет содействовать выделение бюджетных грантов лучшим регионам.
Следует отметить, что во всех регионах разработаны собственные системы показателей, позволяющие всесторонне охарактеризовать эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Что касается доходной базы, то во многом наполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов зависит от качества и глубины работы по упорядочению земельных отношений, разграничению собственности на землю. Земельный налог – один из самых существенных источников доходов муниципального самоуправления, наиболее близкого гражданам уровня власти в стране. Кроме того, совершенно очевидно, что эффективный рынок земли является основой системы отношений собственности, важным фактором, стимулирующим активный инвестиционный процесс.
Основные задачи, поставленные в Послании 2007 года Президентом Российской Федерации, можно условно разбить на три крупных блока: развитие человеческого потенциала и духовности, создание комфортных условий для жизни человека и активизация усилий по приоритетным направлениям экономического роста.
В рамках первого направления была продолжена реализация приоритетов модернизации образования и здравоохранения, был принят ряд законов, направленных на совершенствование системы образования. В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году значительно расширилась программа поддержки инновационных вузов, впервые осуществлена государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
В рамках национального проекта «Здоровье» продолжилось формирование условий для повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоёв населения, продолжилось укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения, в частности, закупка диагностического оборудования для муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений, санитарного транспорта, реанимобилей, в том числе для новорожденных.
Особое место в Послании Президента 2007 года было уделено вопросу воспитания духовности, созданию условий для культурного развития. С целью стабилизации материальной ситуации в творческой среде действующая система грантов была существенно дополнена рядом наград, премий для ведущих государственных музыкальных и хореографических образовательных учреждений, камерных музыкальных коллективов и академических музыкальных театров, ведется активная работа по обеспечению сохранности библиотечных фондов, созданию и ведению сводного каталога библиотек России, информационному обеспечению их деятельности.
Предполагается строительство и реконструкция 11 региональных библиотек. Существенным фактором, способствующим ускорению и развитию электронных систем библиотек, их информационной интеграции, является создание Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной сети страны.
В целях популяризации русского языка, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом указом Президента Российской Федерации создан фонд «Русский мир».
Создание достойных условий для жизни наших сограждан должно начинаться с решения главной задачи – обеспечения комфортным жильём. Этому вопросу было уделено особое внимание в Послании Президента текущего года. С этой целью была продолжена работа по созданию нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию процедуры предоставления земельных участков под строительство, существенно облегчено налоговое бремя товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, устранены излишние барьеры на пути создания ТСЖ. Заканчивается подготовка законопроекта, уточняющего правовые нормы, регулирующие управление долевой собственностью в отношении имущества общего пользования. В соответствии с указанным законом создается фонд в виде государственной корпорации с уставным капиталом в 240 миллиардов рублей, основным направлением деятельности которого как корпорации является софинансирование мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда и жилищного фонда с высоким уровнем износа. Фактически речь идёт о проведении капитального ремонта жилищного фонда при соблюдении условий, обозначенных в законе. На данный момент условия о предоставлении финансовой поддержки соблюдаются уже в 70 субъектах Российской Федерации.
В 2007 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию было уделено особое внимание вопросам социальной поддержки семей и базовых семейных ценностей. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, принят Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года о проведении в 2008 году в Российской Федерации Года семьи. Правительством Российской Федерации образован организационный комитет и утверждён план основных мероприятий по проведению Года семьи. Указанным планом предусматривается проведение мероприятий, направленных на всестороннее содействие укреплению института семьи, предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организация семейного отдыха и досуга, укрепление здоровья и профилактики заболеваемости.
Реализация демографической программы в 2007 году приобрела официальный статус. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 25-го года. Поставлены амбициозные задачи, такие как сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.
Следует отметить, что демографическая ситуация очень разнится в регионах нашей страны. В этой связи исключительно важно, чтобы региональные демографические программы были нацелены на выравнивание показателей и содействие в достижении указанных выше показателей в целом по стране.
Другой важной темой является профилактика сиротства и развитие семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усилия федерального правительства в этом направлении были активно поддержаны на региональном уровне. Во всех регионах подготовлен и принят целый ряд законодательных актов об организации и осуществлении деятельности по оценке и по опеке и попечительству. Своевременно осуществляются единовременные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью. Приняты нормативные документы, регулирующие дополнительные меры, направленные на стимулирование семейного устройства детей-сирот, в частности, выплаты на содержание детей в замещающих семьях и оплату труда лиц, взявших на воспитание детей-сирот.
Проводится активная работа по созданию региональных служб, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической и социальной помощи семьям, принимающим на воспитание детей-сирот, реструктуризация интернатных учреждений. Семейная форма устройства детей-сирот успешно развивается в таких регионах, как Новгородская область, Чукотский автономный округ, Республика Марий Эл, Костромская, Рязанская области, и в целом ряде других. Активное развитие приобретает такая форма устройства детей, как патронатное воспитание в Республике Карелия, Алтайском, Пермском, Краснодарском краях, Архангельской, Владимирской, Калининградской, Новгородской, Московской и ряде других областей и субъектов Федерации.
В рамках третьего блока задач, связанного с активизацией усилий по приоритетным направлениям экономического роста, был предпринят целый ряд мер, направленных на развитие науки, стимулирование диверсификации российской промышленности, решение проблем транспортной инфраструктуры, создание современных точек роста экономики завтрашнего дня.
К числу базовых условий, формирующих основы долгосрочного экономического роста, относится развитие науки и фундаментальных научных исследований. С целью установления приоритетов исследований и обеспечения их устойчивого финансирования разработана программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы, а также комплекс мер государственной поддержки в 2009–2011 годах научных организаций, реализующих программы развития в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Самостоятельным направлением в этой сфере является реализация президентской инициативы по развитию наноиндустрии. Федеральным законом от 19 июля 2007 года установлено правовое положение, принцип организации, цели создания и деятельности Российской корпорации нанотехнологий. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2007 года предусматривало создание государственной корпорации на базе предприятий атомной отрасли. Правовые основы её создания заложены в федеральном законе о государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Осуществляется работа по разработке комплекса мер, стимулирующих увеличение переработки минерального сырья в Российской Федерации, а также комплекса мер, направленных на снижение объёмов сжигания попутного газа, включая создание соответствующей системы учёта.
В 2007 году был принят ряд законодательных актов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и привлечение средств частных инвесторов прежде всего в развитие дорожной сети, морских перегрузочных комплексов. Федеральный закон об автомобильных дорогах регулирует вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Федеральным законом о морских портах регулируются правовые отношения, возникающие при осуществлении различных видов деятельности в морских портах, эксплуатации объектов их инфраструктуры. Был принят закон об особых экономических зонах портового типа, который создал возможность для привлечения инвестиций в портовую инфраструктуру, что позволит конкурировать за грузовые и морские перевозки на международном рынке соответствующих услуг.
Правительством Российской Федерации принят и одобрен ряд проектов, которые будут реализовываться с участием Инвестиционного фонда Российской Федерации, в частности, это такие проекты, как строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр», скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, новый выход на МКАД федеральной автомобильной дороги М1 в Беларусь в обход города Одинцова, проект комплексного развития Нижнего Приангарья, создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, проект по строительству железной дороги к Элегестинскому месторождению углей (Тыва) и целый ряд других.
Хотелось бы особо отметить работу субъектов Российской Федерации по выполнению Послания Президента Российской Федерации. Работа органов власти регионов сконцентрирована на достижении устойчивого экономического роста и роста благосостояния населения на базе реализации приоритетных национальных проектов, стимулирования инновационной деятельности, повышения эффективности государственного управления, оптимизации бюджетной и налоговой политики, обеспечения безопасных условий проживания населения и функционирования экономики.
Приоритетные направления развития регионов основаны на развитии жилищного строительства и системы инфраструктур, решении демографических и социальных проблем, модернизации образования и здравоохранения. Для реализации национальных проектов разработаны и действуют региональные целевые программы.
Одним из важнейших региональных приоритетов многие субъекты Российской Федерации видят развитие инновационной деятельности, что будет способствовать формированию условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции. В соответствии с государственной программой создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий в городе Обнинске создаётся технопарк, имеющий базовую специализацию в области биотехнологий, фармацевтики, новых материалов, информационных технологий, в том числе разработана концепция создания на территории Кемеровской области технопарка в сфере высоких технологий. В Республике Татарстан ведётся работа по созданию технопарка в сфере высоких технологий на базе акционерного общества «Инновационно-производственный технопарк «Идея».
В соответствии с проектом федеральной целевой программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года в Калужской области создается региональный центр наноиндустрии, в Липецкой области уже создан.
Ведётся разработка схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, на их основе будут разработаны генеральные планы застройки территорий каждого муниципального образования, которые определят назначение территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальных инфраструктур.
В долгосрочной перспективе каждый субъект определяет для себя приоритетные направления развития экономики региона, которые соответствуют задачам, стоящим в Послании не только 2007 года, но и в ежегодных Посланиях Президента страны, и направлены на повышение уровня и качества жизни населения. Например, в Ростовской области приоритетами признаны: развитие транспортной инфраструктуры, логистики и прочих услуг, формирование конкурентоспособных кластеров, технологическая модернизация на крупных предприятиях традиционной индустрии, оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика, железнодорожный транспорт, создание новых производств за счёт притока в регион новых инвестиций и инноваций.
В Ульяновской области основной акцент делается на реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие производственного потенциала области, создание двух горно-обогатительных комбинатов на базе месторождения кварцевых песков на территории области, развитие автомобильной промышленности на базе УАЗа, «Волжские моторы», развитие авиастроительного кластера на базе акционерного общества «Авиастар СП», город Ульяновск, создание транспортно-логистического кластера, который станет мостом, соединяющим европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, это проект «Волжский транзит».
В Приморском крае в прогнозируемый период до 2020 года предусматривается реализация крупнейших коммерческих проектов по строительству нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов общей мощностью 50 миллионов тонн сырой нефти в год, строительству магистрального нефтепровода ВСТО по территории Приморского края, строительству газоперерабатывающего завода мощностью 30 миллиардов кубометров газа в год, строительству Приморской атомной электростанции и других крупнейших проектов. Намечена реализация проекта «Большой Владивосток» со строительством скоростной железной дороги Владивосток–аэропорт–Уссурийск и созданием городского конгломерата Владивосток–Артём–Уссурийск с населением более 1 миллиона человек.
Астраханская область уверенно продолжает нести марку «всероссийского огорода», ежегодно наращивая объёмы производства овощей, арбузов и раннего картофеля. Важнейшей составляющей частью овощного кластера как локомотива развития смежных отраслей является переработка. Основное направление в развитии овощеперерабатывающей промышленности отводится содействию образования крупных частных хозяйств, формированию вертикально-интегрированных структур и товарных цепочек от поля до прилавка. Большое внимание уделяется воспроизводству и сохранению биоресурсов Каспийского моря. Астраханская область сегодня является доминирующим регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых.
Дальнейшее развитие Калужской области прежде всего нацелено на формирование эффективной инновационной системы и развертывание долгосрочных проектов на рынках высокотехнологичных товаров и услуг в традиционных и новых наукоёмких секторах экономики, создание крупных холдингов, имеющих определенную специализацию: автомобилестроение, нанотехнологии, новые материалы, электронные системы и оборудование.
Успешно заработали на территории России новые, учреждённые в этом году и успешно уже осуществляющиеся особые экономические зоны федерального и регионального уровней. В ближайшие 3–5 лет будут реализованы крупные проекты в сфере производства грузовых и легковых автомобилей, автокомпонентов, бытовой техники, металлургической продукции, строительных материалов, по созданию торгово-развлекательных центров и целого ряда других крупных межтерриториальных проектов.
Таким образом, реализация долгосрочных стратегических приоритетов как в экономике, так и в социальной сфере, обозначенных Президентом России в Послании Федеральному Собранию 2007 года, в конечном итоге уже принесла реальную отдачу всем гражданам вне зависимости от того, заняты они в промышленности или в сельском хозяйстве, в частном секторе или в бюджетной сфере, получают пенсию или учатся в школе, живут на востоке или западе страны.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое, Олег Петрович.
Пожалуйста, Набиуллина – Министр экономического развития.
Э.Набиуллина: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета! Уважаемые участники заседания!
Результатом деятельности Правительства по выполнению Послания является не только количество принятых законодательных и подзаконных актов и не только действия по их реализации, сколько реальное улучшение в жизни людей. Поэтому позвольте начать своё выступление с обсуждения конкретных данных по вопросам, поставленным в Послании Президента в качестве приоритетных.
На фоне устойчивого роста мы видим значимые улучшения по целому ряду показателей, связанных с уровнем и качеством жизни населения: повышение доходов, занятости, рост среднего класса, рост рождаемости и снижение смертности и целый ряд других.
Растет потребление. Уже второй год индекс потребительских настроений превышает 100 процентов. Это значит, что число людей, которые оптимистично оценивают своё личное положение, превышает число пессимистов.
По опросам ВЦИОМ, за год улучшилась оценка населением экономической ситуации в стране. Сумма оценок хороших и средних в 2006 году составляла 66 процентов, в этом году возросла до 71 процента. Можно говорить и о формировании положительных демографических тенденций. У нас не только общий рост рождаемости, но, например, в этом году увеличилась доля вторых и третьих детей в общем количестве родившихся – до 40 процентов, тогда как год назад она составляла чуть более 30 процентов. Безусловно, здесь положительную роль сыграло введение материнского капитала, повышение пособий и другие меры демографического пакета. Но это и отражение общего улучшения экономического положения в стране.
Наряду с ростом рождаемости сократилась смертность, и немалая роль в этом принадлежит улучшению ситуации в здравоохранении. Так, в текущем году в три раза по сравнению с прошлым годом возросли объёмы высокотехнологичной помощи, а это один из самых чувствительных для населения видов помощи.
Благодаря росту доходов и реализации национального проекта постепенно, но повышается доступность жилья, несмотря на рост цен. Так, доля семей, которые имеют возможность приобрести жильё с помощью собственных и заёмных средств, составила около 20 процентов, тогда как в 2004 году она составляла только 9 процентов. Выросли темпы жилищного строительства, почти на треть за 10 месяцев этого года.
В то же время значительная часть индикаторов говорит о том, что мы находимся ещё в самом начале пути. Пока не удаётся снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий. Такая же ситуация с большинством других предотвратимых причин смертности. Сохраняются высокие значения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Пока нет серьёзной положительной динамики в качестве медицинских услуг и в структурной эффективности здравоохранения. Поэтому действия, которые осуществляются в рамках проектной работы, национального проекта, необходимо дополнить системными преобразованиями, которые позволят существенно повысить эффективность всей системы здравоохранения.
В сфере жилья мы по‑прежнему продолжаем сталкиваться с нерешённостью вопросов предоставления земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, использования новых материалов, новых технологий в строительстве. И поэтому в соответствии с ориентирами Послания необходимо направить усилия на строительство жилья нового поколения – более энергоэффективного, более комфортного, на развитие массового строительства жилья для всех категорий граждан, как эта задача и была поставлена в Послании. Для решения этой задачи мало создать инструменты, которые стимулируют спрос, в том числе через ипотеку. Нам надо стимулировать предложение, развитие стройиндустрии.
На фоне безусловно положительных показателей по снижению безработицы на однопроцентный пункт за год и роста занятости населения число рабочих мест в этом году у нас увеличилось на 1 миллион 600 тысяч, это большая цифра, но на этом фоне обостряется ситуация на рынке труда. Главная проблема не столько в физическом недостатке рабочей силы, сколько в несоответствии предложений труда в структуре спроса на рабочую силу со стороны бизнеса. Это несоответствие диктует требования по качественному изменению профессионального образования. Правда, в образовании мы уже в целом сформировали правовую базу системных изменений. На повестке дня – реализация заложенного в них потенциала, включая создание независимой системы оценки качества образования, интеграцию науки и образования, создание новых образовательных стандартов с учётом требований квалификации, которые предъявляет на сегодняшний день экономика. По сути, это переход к реальному непрерывному образованию, образованию в течение всей жизни, которое является основой инновационной модели экономики.
Хочу отметить, что ключевые направления модернизации образования с самого начала и обсуждаются, и реализуются совместными усилиями и федерального центра, и регионов. Такой подход принят в рамках, по сути, всех национальных проектов и по образованию, и по жилью, и по здравоохранению.
Конечно, улучшение качества жизни населения, развитие человеческого капитала – это важнейшая задача сама по себе, но она имеет ещё и множество чисто экономических аспектов, не говоря о том, что базируется на экономическом росте. По сути, новое качество жизни позволяет каждому человеку реализовать себя в рамках инновационной экономики. Люди в повседневной жизни отзывчивы на многие новации, которые предлагаются новой экономикой, в том числе это выражается в значительном росте инвестиционной и в целом деловой активности наших граждан. Есть интересные цифры, которые это характеризуют. Так, число физических лиц, которые зарегистрированы в торговой системе ММВБ, валютной биржи, за последний год выросло более чем в два раза: со 199 до 408 тысяч человек. Почти на 52 процента выросло число пайщиков закрытых фондов недвижимости, на 71 процент – открытых фондов акций. Обнадёживающие данные в этом году мы получаем по развитию малого бизнеса. За год прирост числа малых предприятий составил 103 тысячи человек, при этом динамика создания новых малых предприятий увеличилась вдвое. Растет выдача кредитов и для малых форм хозяйствования на селе, которую можно рассматривать как индикатор развития малого бизнеса на селе. За два года выдано более 400 тысяч кредитов на сумму 78,5 миллиарда рублей. И сегодня частная инициатива уже стала основным двигателем экономического роста.
В текущем году мы наблюдаем, можно сказать, инвестиционный бум. Темпы роста инвестиций в среднем по экономике – 20 процентов, а в отдельных секторах, таких как финансовая деятельность, производство транспортных средств и оборудования, доходит до 40–60 процентов, главным образом, это частные инвестиции. При этом значительная их часть направляется в нетрадиционные сырьевые сектора: в машиностроение, перерабатывающую промышленность и сферу услуг.
Однако в расширении социальной базы предпринимательства, снижении барьеров для начала и ведения бизнеса, в обеспечении равных условий конкуренции и снижении уровня коррупции, во взаимодействии бизнеса и контролирующих органов мы хоть и продвигаемся, но недостаточно быстро. И бизнес прямо говорит об этом. Так, в ноябрьском опросе РСПП проблема открытия нового бизнеса отмечена как одна из самых важных.
Изменение структуры и диверсификация экономики невозможны без создания новых компаний, поэтому мы планируем более подробно изучить причины сложившейся ситуации и принять соответствующие меры.
Наряду с развитием рыночных институтов и созданием равных условий конкуренции российские предприниматели настойчиво обращают внимание на инфраструктурные ограничения для их развития. Эта тема является одной из главных, поставленных в Послании. И развитие инфраструктуры, как транспортной, так и энергетической, в текущем году было одним из первоочередных приоритетов деятельности Правительства. Здесь мы решали целый ряд задач.
Во‑первых, это внедрение концессионных соглашений прежде всего в строительстве автодорог. Автодороги – это наиболее отстающий по всем вопросам бизнеса элемент российской инфраструктуры. Так, при общей протяжённости дорог приблизительно в 1 миллион 100 тысяч километров мы ежегодно реконструируем и строим всего 1800 километров новых дорог на всех уровнях, то есть существенно меньше даже одного процента от их общей протяжённости. Оценка потребностей в новом строительстве и реконструкции автомобильных дорог сейчас составляет приблизительно 500 тысяч километров. Это, конечно, максимальная, может быть, оптимистичная оценка, но, если мы такими темпами будем строить и обновлять наши дороги, на это нам потребуется где‑то 270 лет. Поэтому здесь необходимо кардинальное изменение ситуации и без активного привлечения частного капитала на условиях концессии, на условиях использования Инвестиционного фонда здесь не обойтись. Важно, что и со стороны частных инвесторов уже проявлен значительный интерес. Нам нужны эффективно работающие механизмы такого взаимодействия частного бизнеса и государства.
Вторая задача по развитию инфраструктуры, также поставленная в Послании, – это обеспечение ускоренного развития энергетической инфраструктуры, в том числе через эффективную реструктуризацию электроэнергетики на основе частных инвестиций. Инвестиции в электроэнергетику уже идут. За год привлечено в общей сложности более 900 миллиардов рублей частных инвестиций, планируемых на порядок больше.
Задача перехода к инновационному развитию была напрямую поставлена в Послании Президента, и для её решения создается целая система институтов развития. Сегодня мы можем сказать, что контуры такой системы, в целом такая система уже сформирована.
К созданным в предыдущие годы Инвестиционному фонду, Российской венчурной компании в этом году мы добавили Банк развития, Фонд реформирования ЖКХ, Роснанотехнологии, Ростехнологии. В дополнение к уже существующим особым экономическим зонам появляются портовые зоны. И задача ближайшего периода – это эффективное наполнение созданных институтов конкретными проектами, дающими системный эффект для всей экономики, и мы над этим работаем. И здесь важна чёткая ориентация деятельности этих институтов, с тем чтобы мы через, по сути дела, бюджетные деньги стимулировали именно диверсификацию экономики, а не просто помогали высокоприбыльным, пусть даже крупным, сырьевым проектам.
Объём капитализации этих институтов уже превышает ежегодные расходы на такой традиционный инструмент бюджетных инвестиций, как федеральные целевые программы, над совершенствованием которых также в Правительстве мы ведём сейчас работу. И нам важно не допустить превращение этих институтов развития в непрозрачные, неподконтрольные структуры. Они не должны давать преимущества одним компаниям, одним частным компаниям в ущерб другим, то есть не должны искажать равные условия конкуренции, а должны быть катализатором частных инвестиций, как об этом и говорится в Послании.
В этом году были приняты и другие важные меры по поддержке инноваций и структурной модернизации экономики. Введены налоговые льготы для инновационной деятельности, заработал механизм поддержки венчурных инвестиций и на федеральном уровне, и на региональных уровнях, утверждены ФЦП по развитию инфраструктуры наноиндустрии, приняты решения по развитию некоторых высокотехнологичных секторов экономики. Так, Правительство сформировало в авиа- и судостроении крупные корпорации, которые консолидируют разрозненные государственные активы, и в перспективе и ОАК [«Объединённая авиастроительная компания»] и ОСК [«Объединённая судостроительная компания»] должны стать глобальными игроками на соответствующих рынках.
И, естественно, как говорил Президент, устойчивое развитие экономики, её конкурентоспособность невозможны без долгосрочной макроэкономической стабильности. Для решения этой задачи, названной в числе ключевых в Послании, меняется механизм функционирования Стабилизационного фонда. Этот механизм как раз и должен позволить во многом найти тот эффективный баланс, который нам необходим между задачами развития и задачами поддержания макроэкономической стабильности.
Начиная со следующего года федеральный бюджет будет формироваться на основе так называемого ненефтегазового баланса бюджета. При этом Резервный фонд будет выполнять функцию поддержания устойчивости бюджетной системы. Фонд национального благосостояния, его средства будут направляться на решение важнейших экономических задач, включая софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Закон по этому вопросу находится сейчас на рассмотрении в Думе. И в 2008 году также целесообразно принять все решения, которые необходимы для устойчивого функционирования пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
В Послании перед нами поставлены фундаментальные задачи, решение которых задает долгосрочный вектор развития страны. В этом году мы сделали важные шаги, но пока только в начале пути. Главное сейчас – это последовательная реализация их на практике, эффективное управление и финансирование, постоянная оценка результативности принимаемых мер, оперативная корректировка мероприятий. И по мере решения первоочередных задач мы встаём перед необходимостью формирования долгосрочных подходов на основе заданных стратегических ориентиров. И теперь необходима комплексность, взаимоувязанность различных направлений: и развития отраслей, и развития экономики регионов, и вопросов обеспеченности инфраструктурой, ресурсами, кадрами. И в этих целях в Правительстве ведётся работа по долгосрочной концепции развития с горизонтом планирования до 2020 года. Она ведётся с привлечением широкого круга экспертов, бизнеса, и обязательно эта концепция должна быть увязана со стратегиями развития регионов. Я надеюсь, что к февралю эту задачу по разработке концепции, которая сегодня также была поставлена Президентом, мы решим.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
И Олег Петрович Королёв и Министр экономического развития сейчас упоминали о приоритетных национальных проектах, и мы знаем, что они развиваются и развиваются неплохо, так же как и программа демографического развития. Некоторые из этих проектов имеют прямое отношение к отдельным секторам экономики, к таким как сельское хозяйство либо строительство, а некоторые опосредованно, но тем не менее связаны с экономикой, я имею в виду и демографию, и здравоохранение, и образование. Помнится, совсем недавно ещё, когда я разговаривал с врачами скорой помощи, они говорили, что не только больных страшно туда укладывать, в эти машины, самим страшно там ездить уже. Ситуация кардинальным образом поменялась. Это тоже влияет на экономику.
Я бы хотел дать слово Дмитрию Анатольевичу, чтобы он своё видение нам рассказал о том, как, он считает, это связано с экономикой в целом, и Ваша оценка предложений Министра экономического развития.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Владимирович. Можно я с места тогда?
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники Государственного совета, члены Государственного совета!
Очевидно, что национальные проекты с самого начала действительно замышлялись и реализовывались как инвестиции в человека, но стали весьма эффективным стимулом для развития целых секторов российской экономики. И этот положительный эффект или, как принято говорить среди экономистов, мультипликативный эффект национальных проектов очевиден. Я проиллюстрирую буквально на нескольких примерах.
Ещё некоторое время назад у нас практически не производилось современной медицинской техники последних поколений и не из чего было выбирать, когда мы начинали переоснащать нашу поликлиническую сеть. Сегодня можно сказать, что наши крупные, средние производители медицинской техники встали на ноги благодаря тому, что пришли инвестиции из федерального бюджета, направленные на развитие здравоохранения.
Автопром. Школьные автобусы и те машины скорой помощи, о которых Вы только что сказали, Владимир Владимирович, – как раз это самый крупный государственный заказ последнего времени. И пусть, может быть, не всё, что делается сегодня, идеального качества, но это стимул для развития нашего автомобилестроения. То же самое, кстати, можно сказать и в отношении сельскохозяйственного машиностроения.
Аграрный проект. Он, вне всякого сомнения, дал толчок не только собственно аграрному производству, но и, как ни странно на первый взгляд, развитию банковского бизнеса, потому что когда мы начинали им заниматься, то с удивлением обнаружили, что практически вся прежняя, ранее действовавшая банковская сеть на селе разрушена. И в результате тех мер, которые были приняты, банковская сеть сегодня за счет Россельхозбанка и отделений других банков присутствует практически в любом районном центре, что даёт возможность не только развивать банковские услуги, но и просто помогать гражданам в решении повседневных задач.
Строительный бум. Здесь совершенно очевидно, что промышленность строительных материалов за последнее время набрала колоссальные обороты, о чём только что докладывала Министр экономического развития. Темпы роста от 15 до 25 процентов в год – это беспрецедентные цифры, и они касаются и новых материалов, и новых технологий, которые сегодня существуют в строительном бизнесе.
Наконец, образование. Интернет в школах, который способствовал не только тому, что наши школы оказались вовлечены в международный обмен информацией, но и просто, по сути, способствовал развитию телекоммуникаций в стране. В образовании те гранты, которые мы дали нашим ведущим вузам, способствовали развитию работы не только по традиционным, может быть, сейчас очень популярным специальностям, но и стимулировали приток студентов на такие специальности, как судостроение, энергетика, информационные технологии. За счёт этих грантов были переоснащены основные учебные аудитории, были переоснащены, по сути, сами учебные помещения этих университетов.
Таким образом, мне бы просто хотелось сделать вывод, что инвестиции в социальную сферу принесли очень существенную отдачу для экономики в целом. И мне бы представлялось правильным такого рода инвестиции продолжать.
В.Путин: Собственно говоря, о чём и просят граждане, когда мы по стране ездим, встречаемся на определенных объектах. Я знаю, что и Дмитрий Анатольевич, когда бывает в лечебных учреждениях, школах, вузах, люди как раз говорят именно об этом, да и в моих контактах с людьми я вижу то же самое, поэтому мы говорили об этом и будем продолжать эту работу. Так же, как и будем продолжать работу, обеспечивая обещания перед гражданами по всем этим направлениям деятельности, имею в виду в том числе и индексацию различных пособий, повышение заработной платы.
Некоторые губернаторы мне прислали записку, она обращена прежде всего к Министру финансов, но связана с последним моим заявлением на съезде «Единая Россия» о том, что мы должны всё‑таки с учетом роста инфляции обеспечить интересы граждан страны, обеспечить необходимый рост их доходов и заработной платы, с учётом взятых ранее на себя обязательств поднять реальный уровень их доходов в полтора раза за эти последние годы. Это касается и федеральных бюджетных учреждений, это касается и военнослужащих. Да, конечно, наши бюджеты свёрстаны, и ваши региональные тоже свёрстаны, я это прекрасно понимаю, так и федеральный бюджет тоже уже утверждён, значит, мы должны будем пересмотреть федеральный бюджет. А вы пересматривайте свои, а как же?
Нам нужно понять, что у нас является приоритетом. Приоритет, конечно, развитие. Но не будет никакого развития, если мы людей надувать будем, потому что не будет доверия к власти, а доверие к власти – это главный ресурс развития и в экономике, и в социальной сфере. Поэтому надо посмотреть, что можно подправить. Но, конечно, федеральный бюджет, Министерство финансов должны будут помочь некоторым регионам, это очевидный факт тоже. Не буду сейчас называть цифр, они будут большими, конечно, но это не будет в индивидуальном порядке сделано, но это будет сделано по определенной методике, как мне только что Министр финансов доложила. Это, конечно, дополнительная задача на нас всех, в том числе и на регионы. Я это понимаю, но придется её исполнить.
Пожалуйста, губернатор Нижегородской области Шанцев Валерий Павлинович.
В.Шанцев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Обсуждая сегодня ход реализации Посланий Президента, необходимо твёрдо осознавать, что выполнение первоочередных задач в области развития социальной сферы, а это и модернизация образования и здравоохранения, развитие культуры, механизмов социальной поддержки населения, реализация демографической и миграционной политики, совершенствование пенсионной системы, в первую очередь зависит от темпов и глубины преобразования в экономической сфере. Нам необходимо заработать ресурс для этих преобразований.
Наш маневр на региональном уровне в этом плане очевиден. Мы должны всем гражданам, которые работают и живут на нашей территории, находящимся в работоспособном возрасте, предоставить рабочие места с таким уровнем производительности труда, чтобы размер их заработной платы позволял удовлетворить все их потребности. Одновременно за счет эффективного труда работающих и прибыльной работы предприятий, на которых они трудятся, мы должны обеспечить сильную социальную защиту тех, кто в силу возраста (пенсионеры или дети) или состояния здоровья (инвалиды) сами на рынке труда не могут получить необходимые доходы. Кроме того, нам необходимо также, используя полученный финансовый ресурс, резко повысить качество работы всех отраслей социальной сферы, улучшая её материально-техническую базу.
В Послании Президента Российской Федерации особо подчеркнута важность развития промышленности страны как основы её экономики. Необходимо, прямо говорится в нём, обеспечить повышение конкурентоспособности промышленности, проводя её глубокую модернизацию. Это особенно актуально для нашей Нижегородской области, где преобладают обрабатывающие производства, выпускающие свыше 90 процентов всей промышленной продукции.
Разрабатывая стратегию развития Нижегородской области до 2020 года, мы проанализировали все 20 основных отраслей промышленности и 6 поддерживающих отраслей. Выводы были неутешительные. Уровень производительности труда практически по всем производствам составляет лишь 20–30 процентов от производительности труда в соответствующих отраслях развитых промышленных стран. Главные причины здесь – изношенность основных фондов, приводящая к ослаблению конкурентоспособности промышленных предприятий, не позволяющая снижать издержки производства. На основе разработанных мер в области в последнее время техническое перевооружение предприятий осуществляется более активно. Оно идёт, главным образом, за счёт собственных средств предприятий, внебюджетных источников, а также в рамках участия в федеральных и областных целевых программах.
Только за 9 месяцев 2007 года в уставный капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств региона было уложено инвестиций на сумму 15400 миллионов рублей – это на 22,5 процента больше, чем в соответствующие периоды 2006 года. Более 77 процентов из общих вложений было направлено на обновление оборудования. Основная доля, более 75 процентов инвестиций, была осуществлена за счёт собственных средств предприятий. Понятно, что те проценты, которые я называл выше, нас не устраивают. Мы должны ускорить модернизацию в разы. Однако большинству производств без поддержки федеральных и региональных уровней сегодня самостоятельно приобрести современные технологии и технику из‑за их дороговизны не представляется возможным. Нужна мощная государственная программа выхода России из технического и технологического провала. В этой программе нужно принять комплекс мер государственной поддержки предприятий, пусть даже многие из них будут временного характера. В их числе, на наш взгляд, могли бы быть: создание системы льготных государственных кредитов, предназначенных для обновления и модернизации предприятий; организация государственных, отраслевых, лизинговых компаний с привлечением бюджетных средств; упрощение таможенных процедур и разработка условий, стимулирующих переоснащение производства современным зарубежным технологическим оборудованием, не имеющим отечественных аналогов; освобождение от налога на имущество в части зачисления в федеральный бюджет вновь введённых основных фондов предприятий на период окупаемости, допустим, срок до пяти лет. Такую меру в виде льгот в части платежей, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации, мы предусмотрели на региональном уровне. И этот опыт уже показал свою эффективность. Уверен, что эти средства в недалёком будущем кратно вернутся в бюджеты всех уровней.
Развивая промышленность, осуществляя её модернизацию, мы должны выполнять задачи, поставленные в Послании Президента Федеральному Собранию, о переводе экономики страны на инновационный уклад. Мы активно участвуем на основе софинансирования в целом ряде федеральных программ, предусматривающих развитие инновационной деятельности. В области уже работает технопарк «Орбита», активно идёт создание технопарка в поселке Сатис, предусматривающего использование передовых разработок российского ядерного центра. Закладываем ещё один технопарк в Нижнем Новгороде по информационным технологиям. Но очевидно, что эта работа должна иметь сегодня совершенно другие, более мощные масштабы.
В связи с этим предлагаю разработать и принять пакет законопроектов, которые будут определять нормы налогового, бюджетного, финансового и экономического регулирования инновационной деятельности. Важно создать такие условия, чтобы инновации стали обычным процессом промышленности. А вот если производитель выпускает устаревшую продукцию, то он должен платить повышенные налоги.
Конечно, невозможно решить задачи инновационного развития и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности без обеспечения её квалифицированными кадрами. На это особо обращал внимание Президент России в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
Наша область обладает развитой системой подготовки квалифицированных кадров всех уровней. Самое главное, что нам удалось сохранить её потенциал. Разработана и реализуется областная программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007–2010 годы. Она направлена на ликвидацию дефицита рабочих инженерных кадров в промышленности, в частности, предусмотрено создание центра по кадровому восполнению отраслей экономики региона. На него будет возложена работа по созданию адекватной системы подготовки, переподготовки и последующего трудоустройства работников.
На федеральном уровне также следует рассмотреть некоторые вопросы. Необходимо совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в целях расширения возможностей участия работодателя в развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятие, что очень важно, государственной программы по формированию положительного общественного мнения о рабочих профессиях с целью поднять их престиж среди молодежи, в том числе возрождение системы профориентации старших школьников. Разработка пакета социальных льгот и гарантий молодым специалистам, идущим в производство, особенно в сельскую местность.
Конечно, мною сегодня предложена лишь небольшая часть мер, которые позволят нам добиться конкурентоспособности нашей промышленности, развития инфраструктуры. Может быть, для разработки полной программы целесообразно создать специальную рабочую группу и обсудить впоследствии её результаты на заседании Государственного совета.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
У нас, насколько я понимаю, разработана система мер по поддержке инновационной деятельности? Валерий Павлинович говорил об этом частично.
Э.Набиуллина: В целом такая система создаётся, и часть институтов развития на это направлены, и российская венчурная компания. Мы через программу поддержки малого бизнеса поддерживаем региональные проекты по созданию инкубаторов, технопарков и так далее. Кроме того, в этом году были приняты налоговые решения по стимулированию инноваций и в части освобождения от НДС НИОКРа, и в части ускоренной амортизации основных средств, которые используются для научно-технической деятельности, и в части отнесения на себестоимость расходов на НИОКР, то есть часть мер принята, но мы готовы обсуждать дополнительные меры. Если появятся такие эффективные меры, они будут востребованы бизнесом.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Рахимов Муртаза Губайдуллович, Башкортостан.
М.Рахимов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета!
В целях решения задач, поставленных Президентом в сфере обеспечения граждан жильём, в Республике Башкортостан развёрнута необходимая работа. В качестве организационной и нормативной основы взят план по национальному проекту и федеральной целевой программе «Жилище», сформирована межведомственная рабочая группа.
Основной акцент в своей деятельности мы делаем на формирование рынка доступного жилья. За 7 лет построено 10400 тысяч квадратных метров жилья, в прошлом году – более 1700 тысяч квадратных метров. Башкортостан стабильно на 5–6-м месте по объёму ввода жилья, а также в расчёте этого показателя на тысячу человек. В этом году мы планируем ввести 1850 тысяч квадратных метров жилья, а к 2010 году – более 2 миллионов квадратных метров. Однако это ещё не соответствует ориентирам, намеченным в Послании Президента, строительства в расчёте на каждого жителя не менее одного квадратного метра в год.
С учётом опыта республики хотелось бы заострить ваше внимание на главном вопросе – на роли органов государственной власти в государственной стратегии в решении жилищной проблемы. Одними рыночными механизмами в короткие сроки нам её не поправить. Для форсирования жилищного строительства прежде всего нужен мощный по масштабам строительный комплекс, осваивающий и новые технологии, и материалы.
В республике… (неразборчиво), и валовой региональный продукт составляет около 10 процентов. Наращиваются инвестиции. В текущем году в жилищное строительство за счёт всех источников направлено более 30 миллиардов рублей. Привлекаются и заёмные средства разных инвесторов и населения. В прошлом году предприятиям и организациям всех форм собственности на строительство жилья для своих работников выделено более 274 миллионов рублей, а в этом году – более 600 миллионов рублей.
С 2005 года на сооружение инженерных коммуникаций к местам массовой застройки республика направила районам и городам более 380 миллионов рублей. Благодаря господдержке растёт и индивидуальное строительство. Его доля в общем объёме вводимого жилья – 64 процента, а это более 1 миллиона в год.
Принципиальное значение имеет наращивание и обновление мощностей в строительстве. Налажен выпуск строительной техники: по перевозке бетона, самосвалов, миксеров-бетоновозов, прицепной техники, осваивается и производство автокранов. Но приходится констатировать, что при инженерном оснащении жилья растёт применение импортного оборудования. Не хватает лифтов, экономичных отопительных котлов, газовых, электрических плит, водяных насосов. Российским машиностроителям пора уже освоить выпуск современных механизмов и оборудования для строительной отрасли.
Важно дальнейшее развитие промышленности строительных материалов и стройиндустрии. В этих целях у нас реализуются крупные инвестиционные проекты с привлечением австрийских, французских, чешских, итальянских фирм. Строятся известково-цементный комбинат, заводы по производству керамической облицовочной плитки мощностью более 20 миллионов квадратных метров, гипсокартона – на 30 миллионов квадратных метров в год, сухих строительных смесей и газобетона – на 220 тысяч кубометров в год. Годовая потребность республики в цементе – около 2,5 миллиона тонн. Имеющиеся мощности производства цемента удовлетворяли меньше половины спроса. Поэтому в текущем году пущена установка по производству цемента сухим способом мощностью 1280 тысяч тонн. Мы планируем в дальнейшем довести выпуск цемента до 3 миллионов тонн в год.
Отрасль обеспечена востребованным объёмом производства кирпича при потребности в 400 миллионов штук в год. Существующие производственные мощности позволяют выпускать их более 800 миллионов. Сейчас ведётся работа по их модернизации.
Налажено бесперебойное снабжение железобетонными, современными столярными изделиями, стеклом, инертным материалом. Для малоэтажного строительства освоены каркасные дома панельного типа и из оцилиндрованных брёвен. Строится завод древесно-стружечной плиты мощностью 200 тысяч кубометров в год.
Уважаемые товарищи! В Послании Президента страны поставлена важнейшая социальная задача обеспечения доступности жилья. Её можно решить только комплексным подходом, общими усилиями центра и регионов. В нашей республике впервые в России 10 лет назад создан специальный фонд жилищного строительства. Фонд позволил совместить государственную политику и рыночные подходы, стал полигоном поиска эффективных методов финансирования. Отработан механизм социальной поддержки в приобретении жилья людьми с различным уровнем доходов. С начала деятельности фонда введено более 550 многоэтажных жилых домов – это почти 2290 тысяч квадратных метров, или 35818 квартир. Реализовано в рассрочку 21850 квартир, остальные – по договорам с юридическими лицами. Средств населения привлечено 8226 миллионов рублей, или 60,5 процента общего объёма. Положительный опыт этого предприятия осваивается и в ряде других регионов нашей страны.
Жилищное и ипотечное кредитование ведут более 50 кредитных организаций. В прошлом году кредиты выданы до 10 миллиардов рублей, что в три раза больше, чем в 2005 году. А в январе–сентябре этого года их рост составил более 27 процентов. Принятой концепцией утверждён порядок ипотечного кредитования граждан со средними доходами. За 4 года поддержку получили более 6 тысяч молодых семей. В этом году по программе обеспечения жильём молодых семей выделяется из федерального бюджета 80 миллионов рублей, из республиканского бюджета – 260 миллиона рублей на инвестиционную программу. Около 65 миллионов рублей из бюджета республики молодые семьи получают в виде субсидий при рождении, когда один ребенок родился, когда два, когда три, правда, три ребенка редко, но в последние годы, как говорили, цифры растут уже.
Особое внимание у нас уделяется строительству жилья на селе, поскольку в сельской местности проживает более 40 процентов населения нашей республики. По подпрограмме социального развития села ежегодно поддержку получают до 2 тысяч семей. В текущем году на это выделено более 323 миллионов рублей из бюджета республики и 242 миллиона рублей федеральных средств. Для более широкого распространения комплексной застройки принят закон о регулировании градостроительной деятельности, утверждена схема территориального планирования, проводятся конкурсы на лучшие объекты, проекты, генплан райцентра, действует подпрограмма по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. В Уфе по социальным схемам строится каждая пятая квартира.
Но есть ряд общих вопросов, требующих решения. Жилищные, градостроительные, земельные и антимонопольные законодательства пока ещё не доработаны, задерживается принятие ряда программ, учреждённых Государственной жилищной корпорацией.
Большую озабоченность вызывает планирование отмены с 1 июля 2008 года процедуры лицензированного проектирования строительства и инженерных изысканий, снижение государственного контроля в отрасли. Это может привести к резкому снижению качества строительства и уровня безопасности зданий и сооружений. На наш взгляд, сегодня данная мера ещё преждевременна.
Следует активно регулировать ценообразование на рынках жилья. Так, реализация прав на добычу инертных материалов, поставка круглого леса через аукционы приводят к росту отпускной цены, а удорожание жилья ещё более сужает круг его покупателей.
Необходимо сохранить госзаказ на жильё, возводимое госпредприятиями, с продажей по себестоимости гражданам, стоящим в очередях при муниципалитетах. Земельные участки под такое жильё следовало бы выделить целевым назначением без аукционов. Для застройщиков нужны упрощённые схемы, возможно и освобождение их от налога на прибыль, как в 70-е годы делалось в Америке.
Востребована и адресная поддержка, то есть направление субсидий непосредственно на строительство, а не на приобретение жилья на рынке. Это позволит при тех же средствах помочь большему количеству семей.
Для удешевления строительства на данном этапе можно предложить также финансирование инженерного обустройства из федерального бюджета, поскольку эти расходы в себестоимости жилья достигают более 20 процентов. Без поддержки центра не может быть решена и проблема сноса ветхого и аварийного жилья.
Трудно идет реализация подпрограммы по обеспечению жильём ряда категорий граждан. Для уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц на 2008 год по республике выделенных субсидий достаточно лишь для сертификатов 97 и 124, стоящих на учёте. А для граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей средств только хватит 19 семьям, а их 662. По вынужденным переселенцам – 25 семьям из 474 семей. При таком финансировании программа под угрозой срыва.
Положение об отборе инвестиционных проектов в комплексном освоении территорий, утверждённое в мае, предусматривает критерии застройки, нереальные для большинства регионов. В итоге этот механизм поддержки жилищного строительства применён лишь в нескольких центральных субъектах Федерации. Усложнён и сам порядок направления в регионы предусмотренных средств из федерального бюджета. На наш взгляд, их следовало отдавать непосредственно в распоряжение органов исполнительной власти при жёстком контроле центром.
На местах виднее, как эффективнее использовать эти возможности. Надо здесь повышать значение регионов.
Благодарю вас за внимание.
А в целом, Владимир Владимирович, очень много у нас федеральных органов. Очень сложно решать многие вопросы. Надо посмотреть в конце концов. Нужно же доверие к регионам. Мы что, не знаем, где песок брать? Сейчас либо решение, так сразу без аукциона, сразу прокурор. Зато работа у прокурора появилась везде и всюду. Неужели нужно бумагу через аукцион или доску учителю в школе через аукцион?
В.Путин: Согласен. Сокращаем, сокращаем, не можем сократить.
М.Рахимов: Половину надо сократить.
В.Путин: Козак вносил такие революционные предложения, нужно к ним будет вернуться.
М.Рахимов: Просто невозможно, даже шаг шагнуть невозможно – везде федеральные органы, дошли до районного центра уже, мест не хватает, где их размещать. Это же люди проедают, они же ничего не делают для блага, только тормозят решение вот и жилищной проблемы.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Ткачёв Александр Николаевич, Краснодарский край.
А.Ткачёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета!
Послание Президента Федеральному Собранию – это не просто идеология, а, естественно, программа конкретных действий реальных. И что очень важно, что она на сегодня подкреплена федеральным финансированием, в том числе и в образовании. В последние годы впервые пришли весомые государственные инвестиции, они беспрецедентные по объёму, это помогло решить многие проблемы, реализовать которые ранее было невозможно, да и чего греха таить, до некоторых проблем просто не доходили руки.
Вы знаете, что 2008 год объявлен в России Годом семьи. Ведь, естественно, со здоровья начинается здоровое общество, государство. На образовании я как раз хотел и остановиться в своём выступлении. В последние годы Президентом задан курс на решение демографической проблемы. Сделать это можно только в комплексе, повышая уровень жизни, естественно, и качество медицинской помощи, делая доступным уровень жизни и качество, для молодой семьи – жильё и детский сад. Именно дошкольное образование мы сделали своим кубанским приоритетным проектом. Он включает целый комплекс мер, главные из которых – повышение оплаты труда воспитателей, в детских садах в том числе, и мы повышаем её с 1 января на 2 тысячи рублей, а к концу 2008 года поднимаем на уровень учительский.
Также в крае принята программа капитального ремонта, реконструкции и строительства дошкольных учреждений, оснащенных и спортивным, и игровым оборудованием. Кроме того, мы ввели гранты лучшим педагогам, детским садам – 50 и 500 тысяч рублей соответственно.
Я убеждён, если в корне не изменить отношение к здоровью детей, не создать культ спорта и здорового образа жизни, то через какие‑нибудь 20 лет потенциал здоровья нации мы можем потерять безвозвратно.
Я хотел бы остановиться на том, какие способы решения этой ключевой проблемы применяют сегодня на Кубани. Мы начали с введения обязательного горячего питания во всех кубанских школах, причём и учеников, и учителей. Только на удешевление питания из краевого бюджета в виде дотаций выделяется 400 миллионов рублей. Еще 420 – на переоснащение медицинских кабинетов школ.
Следующий шаг – это физическое развитие детей. Я абсолютно уверен, что нужно стремиться к такой модели, когда в школах на спорте помешаны и ученики, и учителя, и родители. Когда круглый год идут спортивные баталии, класс на класс, школа на школу по многим видам спорта. И на игры, тренировки спешат поболеть семьи маленьких спортсменов. Центром этой работы должна стать массовая общеобразовательная школа. В этом залог здоровья целого поколения, которое не станет жертвой наркомании. Отсюда и демография, и будущие олимпийские победы.
Для себя мы поставили задачу: физкультурой и спортом края должны заниматься абсолютно все школьники и молодежь. А для этого, во‑первых, создаём достойные условия, а во‑вторых, прививаем нашим детям потребность заниматься спортом, чтобы это стало такой же привычной необходимостью, как чистить зубы.
Настоящая любовь к спорту и культ здоровья начинается с личного примера учителей и родителей. Создание в школе духа здоровой состязательности – только так ребенок узнает вкус первой победы, первого успеха. Этот настрой быть лучшим, конечно, отражается в учёбе, в жизни в целом. Мы стремимся к тому, чтобы в каждой школе края был современный стадион, спортивный зал. Сегодня на Кубани строится более 200 спортивных сооружений и площадок. Также мы ввели в школах 2 тысячи ставок педагогов дополнительного образования и тренеров, которые занимаются с детьми, в том числе и в вечернее время. Школьные спортзалы теперь открыты до позднего вечера. Краевому бюджету это обошлось в 180 миллионов рублей. Но мы целенаправленно идём на такие затраты, ведь это инвестиции в здоровье поколений. И чувствуем уже сегодня, что движемся в правильном направлении. Таким барометром для нас является повышение рождаемости и снижение уровня смертности.
Уважаемые коллеги!
Особый класс проблем сегодня – в профессиональном образовании. Об этом говорили сегодня. Экономика страны на подъёме. Ей требуются тысячи квалифицированных рук. Но мы живём во времена парадоксов, когда каждый второй имеет высшее образование, а дефицит специалистов на предприятиях всё равно сохраняется, в том числе для экономистов и юристов, которых только на Кубани ежегодно почти одна треть от числа выпускников вузов. Бизнес чётко ориентирован на потребителя. Но в образовании многое по старинке. А ведь высшая школа тоже выпускает свой продукт и тратит на него огромные бюджетные средства. Но этот товар нередко не продаётся. Получается, что огромные затраты просто не окупаются, уходят в песок.
Ориентиром и мотивацией для высшей школы должен стать спрос на рынке труда. Уверен, надо выпускать востребованных экономикой специалистов, учить не ради обучения, а грамотно вести менеджмент, отвечать на потребности рынка и, самое главное, нести ответственность за результат. На деле, увы, далеко не так. Во многих вузах, особенно в филиалах, дают дипломы, а не образование. Качество образования безнадёжно отстает от современных требований. Как раз поэтому мы и имеем колоссальный процент невостребованных специалистов с высшим образованием. И даже тех, кто пришёл работать по профилю, часто вынуждены переучивать уже на производстве. Поэтому первый совет работодателей молодому специалисту остается прежним: забудь, чему тебя учили 5 лет.
Я считаю, что необходимо решительно избавляться от излишней теории в обучении, чтобы уже с первого курса студент знал, куда он пойдёт работать по окончании, а преподаватель и ректор напрямую отвечали за то, насколько выпускник, которому они выдали диплом, соответствует профессии и требованиям времени. Ректоры, по сути, призваны быть менеджерами и обеспечивать эффективность работы вуза, но часть из них привыкла быть как на пожизненном княжестве и за эту самую эффективность никоим образом не отвечает. Да просто с них спросить некому. Процедура снятия ректора настолько сложна, что защищает их практически при любых результатах. В иных случаях ректорская неприкосновенность окажется даже посильнее депутатской, а между тем количество вузовских мест уже сравнялось с количеством выпускников школ. Только в Краснодарском крае работают более 140 вузов: 62 – частных и 80 – государственных. Они должны создавать конкурентную среду, а на деле получается, что сегодня гораздо труднее определить ребёнка в детский сад, чем молодому человеку поступить в вуз. Получение аттестата в школе фактически означает получение студенческого билета в вузе. При этом закрыть хотя бы один вуз – почти нерешаемая проблема. Если с филиалом госвуза ещё как‑то можно справиться, то частные надёжно прикрыты так называемой бронёй закона. Критерии оценки качества работы учебного заведения есть, но, опираясь на них, отозвать у него лицензию, а тем более закрыть, практически невозможно. Проще выпустить джинна из бутылки, открывая новые вузы и филиалы, чем поместить его обратно, а ведь это когда‑то нужно делать.
Предлагаю разработать более жёсткие требования критериев оценки в части лицензирования и таким образом избавиться от неэффективно работающих вузов и филиалов-карликов. С другой стороны, уже с ранних лет надо мотивировать детей искать себя в жизни, в профессии по аналогии с зарубежной школой, где уже с 6-го класса ученик точно знает, какая профессия его привлекает, и выбирает соответствующий курс обучения, не засоряя своё школьное расписание предметами, которые в жизни ему будут не нужны.
Мне могут возразить, что у нас уже есть предпрофильная подготовка и профильное обучение, однако зачастую они носят теоретический и формальный характер, им явно не хватает связи с практикой. И повсеместно, в том числе через СМИ, мы должны поднимать престиж рабочей профессии. В обществе должна появиться новая мода: лучше быть классным токарем, чем посредственным и невостребованным юристом.
Уважаемые коллеги!
С контроля качества начинается всё, в том числе и в отношении преподавателей. До недавнего времени у педагога – что в школе, что в вузе – отсутствовала мотивация работать над собой, развиваться и давать более качественные знания. Благодаря нацпроекту и введению новой системы оплаты труда учителей в школах ситуация начала меняться к лучшему. Мы ушли от уравниловки, оплата труда педагога стала зависеть не столько от нагрузки, сколько от конечного результата, эффективности деятельности. Стала действовать формула: как научил, так и получил. Существенно растут зарплаты – до 20 тысяч рублей у талантливых, хорошо работающих учителей.
В среднем на Кубани за год оплата труда увеличилась на 40 процентов. Дополнительно за счёт краевых средств мы ввели педагогам доплаты на 2 тысячи рублей за воспитательную работу, завучам, психологам, социальным педагогам, учителям физкультуры, в каждой школе работает участковый инспектор, всё это работает, но пока только в школах, в вузах всё остаётся по‑старому, в том числе и психология.
И последнее. Отдельное направление нашего детского нацпроекта мы назвали на Кубани «Чужих детей не бывает». Через господдержку патронатных и приёмных семей и пропаганду усыновления сейчас кроме бэби-бума в крае также бум усыновлений. Впервые всего за год тысяча детей обрела настоящие семьи, и мы сейчас закрываем три детских дома. В остальных детских домах и школах-интернатах число воспитанников сокращается на треть.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое, Александр Николаевич.
Уважаемые коллеги!
Как у нас заведено по традиции, на завершающем заседании, вернее, после завершающего заседания Госсовета у нас будет возможность ещё в неформальной обстановке поговорить по этим вопросам, по текущим.
Я в завершение этой части нашей сегодняшней встречи хотел бы отметить, что принятая программа развития в 2000 году до 2010-го, конечно, сыграла свою положительную роль, потому что мы определили приоритеты развития, что чрезвычайно важно. И в целом мы идём практически в графике выполнения достижения тех целей, которые мы перед собой поставили.
С учётом сегодняшнего обсуждения, с учётом ваших предложений, в том числе по лучшей организации в строительном секторе, в здравоохранении, в образовании, конечно, Правительство при подготовке стратегий развития до 2020 года должно будет сделать и сделает необходимые поправки. Я прошу и вас также внести соответствующие изменения в стратегии регионального развития, если они уже приняты, либо учесть наше сегодняшнее обсуждение и результаты нашего сегодняшнего обсуждения, если такие программы в каких‑то регионах ещё обсуждаются и ещё находятся в стадии разработки.
И в завершение хотел бы сказать следующее. Впереди у нас очень ответственный этап во внутриполитической жизни страны – выборы Президента Российской Федерации. Но работа административная, экономическая деятельность должна идти без сбоев. Такая задача стоит перед Правительством Российской Федерации. И Виктор Алексеевич Зубков намерен, и я знаю, что он сможет это сделать, обеспечить бесперебойную работу Правительства России в этот период времени. Прошу и вас, и ваши аппараты, региональные правительства не только обеспечить свободное волеизъявление граждан – а это наша с вами конституционная обязанность – обеспечить демократический процесс выборов Президента России, – но и обеспечить и административную, и экономическую деятельность в регионах самым наилучшим образом, без всяких сбоев, с тем чтобы у нас ни в первом, ни во втором квартале следующего года никаких сбоев и никаких скидок на то, что эти сбои произошли по соображениям внутриполитического характера, не было. Прошу обеспечить бесперебойную работу в ваших региональных правительствах.
Спасибо большое. До встречи.