В.Путин: Добрый день!
Дмитрий Николаевич, начнём с Вашей проблематики. У Вас проведено всероссийское совещание по реформированию ЖКХ. Пожалуйста, расскажите об итогах.
Д.Козак: В пятницу прошло Всероссийское совещание по вопросам реализации Федерального закона «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Надо отметить, что в нём приняло участие более 500 делегатов от всех субъектов Российской Федерации. Состоялся очень заинтересованный, живой разговор. По итогам совещания могу сказать: подавляющее большинство субъектов Российской Федерации готово к участию в этой программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на условиях софинансирования из фонда.
Были даны все необходимые разъяснения, в том числе пришлось дать некоторые разъяснения по фундаментальным целям этого закона, по условиям, на которых выделяются средства из фонда. Мы до конца года уже разработали все методические документы, приняли на заседании наблюдательного совета перечень документов, которые субъекты Российской Федерации должны представлять в фонд для получения софинансирования. До конца года сделаем за пределами той обязанности, которая предусмотрена законом для фонда, доведём в инициативном порядке лимиты софинансирования до каждого субъекта из федерального фонда реформирования ЖКХ, минимальные нормативы софинансирования из бюджетов каждого субъекта Российской Федерации, с тем чтобы с 1 января 2008 года субъекты уже начали подавать конкретные заявки. Я думаю, что уже в январе будут приняты решения по конкретным субъектам Федерации.
В.Путин: Я Вас прошу потом доложить мне, как идет работа в регионах конкретно, какие субъекты намечены, какие объёмы, какие объекты там конкретно, какое количество людей затронет эта работа в ближайшие полгода.
Д.Козак: Ежемесячно мы будем подводить такие итоги и будем детально информировать по всем принятым решениям.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
(Обращаясь к Алексею Кудрину.) И, Алексей Леонидович, Вы подвели итоги «конкурса» по реформированию бюджетов субъектов Федерации?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, Правительство не первый год подводит итоги качества управления региональными финансами. То есть отбираются те субъекты, которые сегодня могут претендовать на роль субъектов, исполняющих все принципы Бюджетного кодекса, консолидацию доходов, качественное планирование и проведение расходов. В прошлом году Правительство отобрало десять субъектов Российской Федерации, которые отвечают этим принципам. В этом году эти субъекты вышли на второй этап, но на прошлой неделе мы утвердили ещё семь субъектов, которые добавились к тем десяти и отвечают таким требованиям, очень жёстким требованиям. Не все, даже ведущие многие регионы сегодня соответствуют этим принципам. Я назову те последние семь регионов, которые присоединились к регионам с высоким качеством управления региональными финансами. Это Астраханская, Калининградская, Нижегородская области, Сахалинская, Томская, Тульская и Ульяновская области.
И также мы проводим такой же конкурс среди ведущих городов. В прошлом году мы отобрали семь городов, которые смогли выполнить все требования этого порядка. В этом году еще шесть. Такие города, как Ижевск, Курск, Рязань, Саранск, Сургут и Хабаровск. Поэтому сегодня субъектам есть на кого равняться, есть где изучать положительный опыт. И, в общем, это соответствует и лучшим мировым стандартам.
В.Путин: Что это даст Правительству, гражданам? На какой эффект вы рассчитываете?
А.Кудрин: Прежде всего очень высока устойчивость этих бюджетов, а самое главное тогда – и качество исполняемых государственных функций. Причём в том числе качество и с точки зрения администрирования важнейших функций, будь то в здравоохранении, образовании, в правоохранительной деятельности, в строительстве ведущих инфраструктурных объектов. То есть это планируется, своевременно исполняется, средства исполняются целевым назначением, количество кредиторки минимально или отсутствует. Соответственно, и планирование, и исполнение идёт по заданным рамкам.
Или, например, к этим же принципам относится полная консолидация всяких внебюджетных доходов, тех, которые раньше вне бюджета в разные фонды попадали. Сегодня эти субъекты полностью консолидировались в своих бюджетах, управляют этими средствами и направляют на приоритетные задачи. В этом смысле эти принципы разнообразны, их целый список, этих принципов. Они исполняют эти условия.
В.Путин: Подведены итоги президентской программы подготовки управленческих кадров?
С.Нарышкин: Владимир Владимирович, в пятницу провели форум, посвящённый 10-летию президентской программы, и подвели соответствующие итоги. За 10 лет прошли подготовку около 50 тысяч молодых руководителей, половина из которых представляют предприятия малого бизнеса. Мы ежегодно проводим мониторинг реализации программы. Участниками программы создаётся ежегодно порядка 450–500 малых предприятий, 80 процентов, прошедших программу, смогли реализовать разработанные в рамках подготовки проекты.
Программа является ещё и системным международным проектом, потому что около 10 тысяч наших молодых управленцев смогли пройти подготовку и стажировку на зарубежных предприятиях, и нашими партнёрами являются правительства 13 стран и Комиссия Европейского союза.
Программа дала очень существенный импульс и развитию российского бизнес-образования. Методики, разработанные в рамках программы, легли в основу принятия российского образовательного стандарта MBA.
Правительство приняло решение о продолжении программы до 2013 года на несколько новых принципах, на принципах софинансирования. Если на первом этапе программа финансировалась исключительно из федерального бюджета, то теперь одна треть – из федерального бюджета, одна треть – из регионального, и одна треть – из средств предприятия, которое командирует стажёра на подготовку. То есть растет мотивация и заинтересованность и регионов, и конкретных предприятий, то есть этот проект уже носит характер частно-государственного проекта, причём достаточно эффективного.
В.Путин: Хорошо.
И, Сергей Борисович, Вы проводите Морскую коллегию?
С.Иванов: Да, Владимир Владимирович. Завтра я провожу заседание правительственного совета по нанотехнологиям, где мы рассмотрим в том числе вопрос о плане формирования сетевой структуры в области нанотехнологий. Это в порядке выполнения Вашего же поручения, которое Вы давали в ходе посещения института Курчатова, если помните. Мы планируем создать уже с 2008 года в стране сетевую инфраструктуру по вопросам нанотехнологий. А 19 декабря провожу последнее в этом году заседание Морской коллегии, где мы рассмотрим вопросы обеспечения безопасности морской деятельности. Это актуально и в связи с недавним происшествием, трагедией на Азовском море, когда несколько судов типа «река–море» у нас затонули в Азовском море. Кстати, хочу сказать, что все последствия практически уже ликвидированы: из той части отколовшегося танкера мазут откачан, и никакого уже экологического ущерба на сегодняшний день нет и быть не может.
И вторым вопросом мы на Морской коллегии рассмотрим проект плана создания единой информационной системы обеспечения всей морской деятельности России – не важно, какая она: военно-морская, рыболовецкая, – чтобы у нас была единая система информационного обеспечения всех кораблей и судов, находящихся в море. Это и повышение безопасности, оперативность, контроль, тут и антикоррупционные меры тоже просматриваются через единую информационную систему. Вот эти два вопроса мы рассмотрим на Морской коллегии.
В.Путин: Хорошо.
Анатолий Эдуардович, мы недавно обсуждали проблемы, связанные с обеспечением военнослужащих жильём и служебным, и постоянным. Делали это с участием Председателя Правительства и министров экономического блока. Я просил Вас уточнить некоторые цифры и сформулировать проблемы, которые мы должны будем решить в этой сфере в ближайшее время.
А.Сердюков: Владимир Владимирович, мы провели предварительные расчёты, и думаю, что в ближайшую неделю мы с Минфином проработаем все цифры, которые мы подвели на 9-й и 10-й годы. Я думаю, что основные проблемы, с которыми мы столкнёмся в ближайшие годы, это, конечно, в первую очередь вопросы инфраструктуры и строительной индустрии.
В.Путин: А как мы решали эту проблему инфраструктуры, реализуя проект дополнительного финансирования «15 плюс 15 миллиардов»?
А.Сердюков: Там шло, если Вы помните, 50 на 50, то есть инфраструктура была за счёт субъекта Федерации и само строительство – за счёт федерального бюджета. Поэтому мы в основных проблемных регионах закрыли эту проблему, сейчас остаётся по всей оставшейся территории России. И, как нам кажется, эти вопросы и проблемы напрямую пересекаются с национальным проектом «Доступное жильё». Мы бы хотели совместно посмотреть, как эти программы можно было бы скоординировать для того, чтобы строить доступное жильё, и достаточно дешёвое, и быстровозводимое.
В последней Вашей поездке в Санкт-Петербург Вы посещали в Пушкине завод сборно-разборного домостроения. Мы хотели бы это тоже рассмотреть как возможность строительства служебного жилья для военнослужащих.
В.Путин (обращаясь к Д.Медведеву): Дмитрий Анатольевич, я Вас прошу тогда вместе с Министром обороны, вместе с коллегами из экономического блока, Минфином, Минэкономразвития, вернуться к этой проблеме, посмотреть повнимательнее. Может быть, с командующими поговорить. Мы ведь эту программу «15 плюс 15» начинали с их подачи, собственно говоря, они были инициаторами этого дела. Поэтому, может быть, в более широком составе посмотреть на неё со всех сторон, поговорить потом и с руководителями регионов Российской Федерации по этой проблеме. Ведь люди, которые служат сегодня в армии, получают постоянное жильё и остаются, как правило, в регионах, где они сегодня несут службу. Поэтому определенная нагрузка, конечно, и на регионы ложится. В общем, это такая комплексная проблема, я прошу Вас проанализировать, а потом обсудим ещё раз.
А.Сердюков: Мы могли бы до конца года организовать такую встречу.
В.Путин: Давайте до конца года.
В.Зубков: Владимир Владимирович, можно добавить?
Мы как раз сегодня рассмотрели несколько проектов, которые могут быть профинансированы из Банка развития. И в том числе есть проект по реализации в 20 регионах доступного жилья, малогабаритного доступного жилья тоже из сборных деревянных конструкций. Очень интересный проект, мы будем его финансировать скорее всего из Банка развития. Я думаю, что это 20 регионов России, может быть, там есть и воинские части, которые могли бы также участвовать в этом деле. Поэтому мы совместим этот проект.
Д.Медведев: Опыт определённый накоплен, Владимир Владимирович, и действительно за два года кое‑что удалось сделать. Поэтому мы обязательно эту работу скоординируем, с тем чтобы те разработки, которые были получены в ходе работы над проектом «Доступное и комфортное жильё», совместить с этими программами для военнослужащих.
В.Путин: Хорошо. Но если уж мы об этом заговорили, у нас по использованию материнского капитала в решении жилищных вопросов нужно было разработать правила. Насколько я понимаю, закончили эту работу, да?
Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович. Мы продолжаем готовиться к появлению материнского капитала и получению женщинами соответствующих денежных средств. И недавно Правительство утвердило правила получения и направления средств материнского капитала на жилищное строительство, на улучшение жилищных условий. Причём выбрана максимально широкая палитра возможностей: это и получение кредитов, и приобретение уже существующего жилья, и погашение основного долга и процентов по нему, причём кредитов, которые возникли как до вступления в силу закона, так и кредитов, которые будут получены после, то есть любые возможности, направленные на получение жилья, попадут в орбиту этого документа.
В.Путин: То есть эти правила разработаны, но нужно их принять ещё?
Д.Медведев: Нет, они приняты.
В.Путин: А, приняты?
Д.Медведев: Они приняты. Всё, мы теперь, по сути, подготовились к тому, чтобы материнский капитал начал действовать с 2010 года. И то же самое мы сделаем в отношении средств, направляемых на образование детей. В ближайшее время будет принят соответствующий документ.
В.Путин: Хорошо.