В.Путин: Уважаемые господа!
Мы готовы вас коротко проинформировать о результатах нашей работы. Хочу поблагодарить Президента Белоруссии за согласие приехать в Москву для консультаций по двусторонним отношениям и по нашему взаимодействию в международных делах.
Мы говорили много практически по всей повестке наших взаимоотношений, говорили о проблемах экономики, обсуждали проблемы энергетики, взаимоотношения, связанные с регулированием таможенных правил и отношений в этой сфере.
Говорили, разумеется, о дальнейшем процессе сближения в рамках тех интеграционных процессов, которые идут между Россией и Белоруссией, и наметили календарь наших встреч – и личных, и на высшем уровне, и руководителей правительств. Говорили о необходимости до конца этого года либо в самом начале следующего провести Совет глав государств России и Белоруссии. Вот, собственно говоря, тот круг вопросов, который был обсужден. Если у вас есть какие‑нибудь вопросы, мы с удовольствием ответим на них.
А.Лукашенко: Я хочу поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за то внимание, которое было уделено не только сегодня нашей делегации (кроме меня здесь члены правительства, они работали двое суток в Правительстве Российской Федерации). Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас и Правительство России за то, что в течение двух суток нам подготовили большой перечень экономических проблем, которые мы сегодня с Вами и обсуждали. Это целый комплекс вопросов – и те, которые звучали в средствах массовой информации, и которые вообще не звучали, но подлежат обсуждению.
Я очень удовлетворен сегодняшней встречей. Она продвинула нас не просто в понимании некоторых проблем белорусско-российских отношений, она продвинула нас к практической реализации тех проблем, которые перед нами стоят.
Мы обсуждали ситуацию в мире. Я благодарен Президенту России за ту информацию, которую он мне представил по последним переговорам и в Европе, и с Соединенными Штатами Америки. Мы поддерживаем усилия Российской Федерации и по европейскому вектору, и в российско-американских отношениях.
Я также благодарен Владимиру Владимировичу за ту информацию, которую он мне представил по действиям России в рамках СНГ на двусторонней основе. Мы обсуждали этот спектр наших отношений.
Поэтому и международные вопросы внешней политики наших государств, и экономические проблемы, которые мы заранее проработали в Правительстве Российской Федерации, и политические отношения получили дальнейший импульс.
И главное, о чем сказал Владимир Владимирович, мы договорились о наших ближайших действиях, о том, как мы будем работать в рамках союза Беларуси и России и в рамках правительств Беларуси и России. 11 или 10 декабря пройдет заседание российского Правительства, где будут обсуждаться вопросы экономики и баланса топливно-энергетических ресурсов. Это нас интересует, и мы будем участвовать с согласия российской стороны в этом заседании. Сразу после 11 декабря состоится заседание Правительства Союзного государства. А затем согласуем вместе, когда состоится заседание Высшего Государственного совета, где мы утвердим прежде всего бюджет и другие наши действия на перспективу, на 2003 год конкретно.
Вопрос: Что нужно сделать для налаживания взаимодействия по вопросам внешней политики и какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы еще более активизировать экономическое сотрудничество России и Белоруссии?
В.Путин: Что касается координации действий в международных делах – мы полностью согласны с такой постановкой вопроса и именно этим отчасти сегодня занимались. Я попросил подъехать сюда и нашего Министра иностранных дел господина Иванова Игоря Сергеевича, который тоже принял участие в части нашей беседы. Как раз мы и говорили о том, чтобы действия России и Белоруссии были согласованными, отвечали нашим национальным интересам. Что касается экономики, то 80 процентов времени было потрачено именно на это. Мы удовлетворены тем, как решаются вопросы с белорусской стороны. У нас были определенные договоренности по согласованию действий в таможенной сфере, и много сделано и Россией, и Белоруссией. У нас были договоренности определенные по взаимодействию в энергетической сфере. Мы знаем, что совсем недавно парламент Белоруссии принял соответствующий закон, дающий «зеленый свет» реализации прежних фундаментальных договоренностей в этой сфере, и это тоже не может не вызвать оптимизма с точки зрения завершения всех этих процессов. В общем, несмотря на споры, которые тоже есть, и они все хорошо известны, хочу еще раз подтвердить: позитивное движение вперед есть, оно очевидно.
А.Лукашенко: Беларусь благодарит Российскую Федерацию за ту поддержку во внешнеполитических вопросах, которую она нам оказывает везде. Мы чувствуем эту поддержку.
У нас есть план, утвержденный Высшим Государственным советом Союзного государства, по координации наших внешнеполитических усилий, и мы его выполняем. По крайней мере ни с нашей стороны, ни с российской стороны нет претензий к выполнению этого плана. Мы и дальше договорились действовать, тесным образом увязывая наши устремления во внешнеполитическом плане.
Что касается экономики, да, мы действительно 80 процентов времени посвятили вопросам экономики. И я вам только что сказал, что мы будем активно участвовать в заседании российского Правительства по проблемам, которые нас волнуют. Пройдет Совмин Союзного государства Беларуси и России, который утвердит, примет окончательное решение по всем вопросам экономического характера, которые мы обсудили.
Говорили и об участии российского капитала в акционировании наших предприятий. В том числе есть некоторые вопросы, и Владимир Владимирович пообещал с ними разобраться, например, по акционированию, не все от нас зависит. Вот, допустим, одна компания хотела бы участвовать в акционировании нефтеперерабатывающего завода, а квоты на поставку российской нефти на этот завод для него мизерные, и проект оказывается убыточным. Поэтому Владимир Владимирович пообещал разобраться. Это, по его мнению, тормозом быть не должно.
Обсуждали очень многие вопросы. И самое главное, что я хочу подчеркнуть, что для нас было проблемой: недавно в Российской Федерации принят закон о положении лиц без гражданства, иностранцев и так далее, в соответствии с которым, если прямо его читать, белорусы оказались иностранцами. Но Владимир Владимирович, зная эту проблему, сказал: нет, у нас договоренность с белорусами есть, у нас договор межгосударственный, это имеет приоритет перед законодательством внутренним. Поэтому белорусы под него не подпадают. Для меня это было самым важным заявлением, да и для россиян и белорусов. То есть белорусы по этому закону не являются иностранцами в Российской Федерации. Это очень важные вещи. И я думаю, что в этом направлении будут действовать все власти в Российской Федерации и у нас.
В.Путин: Подтверждаю.
Вопрос: Удалось ли снять проблемы, которые в последнее время возникли, особенно в газовой сфере? И второе: имеется ли взаимопонимание по принципиальным проблемам строительства Союзного государства или тут сохраняется различие подходов?
В.Путин: Что касается вопросов в газовой сфере, то, естественно, об этом много говорили, и уже мой коллега сказал, что мы будем обсуждать это внутри российского Правительства на соответствующем заседании. Эта дискуссия открытая, связана с энергетическим балансом российской экономики. Мы, конечно же, будем учитывать интересы наших белорусских коллег. Эта дискуссия продолжается, но она проходит в абсолютно нормальном деловом ключе.
Второй вопрос по строительству Союзного государства. Есть понимание по самому главному принципиальному вопросу, который заключается в том, что процессы должны быть продолжены. Это первое. И второе: мы договорились о том, что мы интенсифицируем эти процессы в рамках работы над конституцией Союзного государства. Мы договорились, что поднимем статус этой комиссии и до конца недели согласуем персональный состав с обеих сторон.
А.Лукашенко: Что касается газовых проблем в том звучании, как они, извините за тавтологию, прозвучали, мы не обсуждали этот вопрос, потому что он снят. Мы обсуждали по моей инициативе вопрос по иным газовым проблемам. Я обратился к Президенту Российской Федерации по объемам поставки газа на будущий год, но это будет учтено в топливно-энергетическом балансе Российской Федерации, который будет рассматриваться на заседании Правительства через несколько дней, где мы, белорусские представители, будем участвовать. Там мы этот вопрос надеемся урегулировать. Да, я обратился к Президенту России, просил его поддержки по объемам поставки. Он даст поручение своему Правительству для проработки этих вопросов, если быть уже абсолютно конкретным по вопросам газовых проблем.
В общем‑то я не думаю, что будут какие‑то проблемы по поставкам газа в тех объемах, которые Беларуси нужны на 2003 год, потому что поставщиков достаточно тех, которые готовы поставить и с которыми мы готовы сотрудничать.
Что касается вопросов нашего дальнейшего движения в рамках Союза и подходов, вы знаете, я согласен с Владимиром Владимировичем: мы достаточно интенсивно в этом отношении работали в последнее время, и думаю, что еще больший динамизм будет после утверждения нового состава совместной комиссии по доработке Конституционного Акта. Наработок очень много. В принципе я и не думаю, что будут у нас какие‑то проблемы. У нас есть основа, над которой мы работаем и будем работать.
В.Путин: Я могу только добавить, что нам прекрасно известны потребности белорусской экономики в энергоресурсах и газе. И могу с полной ответственностью заявить, что эти потребности будут обеспечены поставками из России. Вопрос – сколько, по какой цене и на каких условиях, – это вопрос коммерческого характера, и эти вопросы мы с Президентом не обсуждаем.
Вопрос: Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, Ваше видение по развитию отношений Беларуси с ОБСЕ?
А.Лукашенко: К счастью, у нас совпадение позиций. Российская Федерация с ОБСЕ сейчас, в связи с истечением мандата группы ОБСЕ в России, ведет переговоры. Мы готовы с ОБСЕ сегодня вести переговоры (так же, как и Россия) по выработке мандата группы ОБСЕ в Беларуси, определить этот мандат и срок работы этой группы. Мы готовы сесть за стол и вести диалог. Только нас при этом нельзя давить, нас нельзя в спину толкать. Мы суверенное, независимое государство. У нас есть свои национальные интересы, и мы хотели бы, идя и на компромиссы в том числе, чтобы эти национальные интересы учитывались и соблюдались.