В.Путин: Добрый день!
(Обращаясь к Э.Набиуллиной.) Давайте начнем нашу сегодняшнюю встречу с данных за октябрь по развитию экономики. И у Вас еще есть данные по инфляции, по антиинфляционным мерам? Пожалуйста.
Э.Набиуллина: Мы получили последние данные, которые характеризуют развитие экономической ситуации в октябре месяце. В целом они положительные – экономический рост продолжается. И, по данным за январь–октябрь, у нас 7,4 процента оценка роста ВВП.
Положительным фактором является также то, что у нас происходит ускорение развития промышленности. У нас было некоторое замедление в июле-августе – это вызывало некоторое опасение. В сентябре мы получили стабилизацию, а в октябре у нас наблюдается рост. И за месяц рост – 0,5 процента. Это где‑то в годовом исчислении – шесть процентов, то есть мы по году выйдем скорее всего на 6,6 процента роста промышленного производства. Это хорошие данные. И рост продолжается за счет обрабатывающих отраслей, секторов.
В.Путин: В прошлом году сколько было?
Э.Набиуллина: Вы имеете в виду промышленные сектора?
В.Путин: Да.
Э.Набиуллина: 5,4 процента.
В.Путин: То есть рост больше чем на процент?
Э.Набиуллина: Да, больше чем на процент.
Продолжаются рост обрабатывающих секторов, инвестиционный рост. Также не снижаются темпы за январь–октябрь – 20,9 процента. И по году мы, если пересчитаем, выйдем где‑то на 19,5. Это также очень хорошие данные.
И несколько слов по инфляции. У нас накопленная инфляция сейчас – 9,7 процента. Но в ноябре темпы инфляции снизились, и за первые две недели ноября, если считать в месячном выражении, инфляция у нас составит 0,9 процента по сравнению с 1,6 в октябре, то есть налицо сокращение темпов инфляции. Это дает основание для того, чтобы уже более системно рассматривать комплекс мер на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Минэкономразвития такой комплекс мер подготовило с участием других ведомств с акцентом на среднесрочные и долгосрочные меры. На наш взгляд, конечно, нужно обратить особое внимание и на монетарные факторы инфляции, посмотреть на денежную политику 2008 года, на антимонопольные меры, но сделать акцент на развитие эффективного производства и наполнение рынка чувствительными с точки зрения инфляции товарами. Это и продовольственные товары, и цемент, и нефтепродукты, которые нужно специальным образом отслеживать, и создавать все условия и для роста производства, и для конкуренции.
Мы считаем, что нужно более активно использовать и биржевые механизмы. По нефтепродуктам: мы собираемся запускать биржу нефтепродуктов. Конкурс прошел, в ближайшее время будем этим заниматься.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Д.Козаку.) В рамках работы Инвестиционного фонда приняты решения по четырем проектам.
Д.Козак: Да. На прошлой неделе мы провели заседание правительственной комиссии по Инвестиционному фонду после достаточно длительного перерыва, который был обусловлен организационными мероприятиями. Рассмотрели четыре крупных инвестиционных проекта, которые имеют большое значение для развития экономики страны. Отметил бы прежде всего проект по комплексному развитию Южной Якутии, который предполагает строительство инженерной энергетической инфраструктуры для освоения существующих там месторождений полезных ископаемых, а также освоение восточного склона Урала. Предполагается также выделить средства на проектно-сметную документацию на строительство железной дороги по восточному склону Урала для разработки полезных ископаемых. Кроме того, два транспортных проекта: строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург.
В.Путин: Примерно в какие сроки эти проекты должны быть реализованы? Мы понимаем, насколько это важно для реального сектора экономики: освоение этих месторождений, которые лежат на этой территории.
Д.Козак: Конечная реализация, что заявляется, – 2010–2015 годы. Весь промышленный Урал и Южная Якутия – там множество, огромное множество частных проектов, которые привлекаются через Инвестиционный фонд, и их реализация предполагается до 2015 года. В конечном итоге это даст нам 110 тысяч дополнительных рабочих мест – все эти четыре проекта, привлечение частных инвестиций в целом за счет этих четырех проектов составит около триллиона рублей, и бюджетная эффективность, то есть поступления в бюджет, – 544 миллиардов рублей.
В.Путин: Самое главное, что это создаст условия для развития экономики и промышленности в этих регионах, создаст возможность получить новые ресурсы. Это очень важно!
Д.Козак: Да, у нас заявки на очереди, и мы в ближайшее время рассмотрим еще пять такого рода проектов. Кроме того, поступило более 60 заявок в Инвестиционный фонд на оказание помощи из этого фонда на реализацию частно-государственных проектов. Кроме того, Министерство приступило сегодня к разработке положения об Инвестиционном фонде, с тем чтобы предоставить право регионам, возможность воспользоваться этим инструментом привлечения частных инвестиций, с тем чтобы этот инструмент уже в следующем году появился и на региональном уровне.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к А.Жукову.) Александр Дмитриевич, принято решение по закону. Принят олимпийский закон о спорте.
А.Жуков: Да, на своем последнем заседании Государственная Дума приняла в третьем чтении закон об организации и проведении Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и закон о физической культуре и спорте.
Первый закон фактически все законодательные нормы, необходимые для создания и функционирования организационного комитета по проведению Олимпийских игр, все вопросы, связанные с безопасностью, обеспечением строительства объектов, земельные вопросы – все в совокупности решает. Завтра уже у нас состоится первое заседание наблюдательного совета организационного комитета, где мы и определим бюджет оргкомитета на первые годы. И завтра же состоится заседание президиума Совета по спорту при Президенте. Там мы все комиссии, рабочие группы, которые необходимы для реализации этого проекта, наметим, чтобы потом вынести на утверждение Совета.
Кстати, на прошлой неделе состоялось первое заседание наблюдательного совета, корпорации о строительстве в Сочи. То есть таким образом все законодательные, нормативные и организационные вопросы решены. Теперь уже к конкретной работе можно приступать.
А что касается закона о физической культуре и спорте, то он создает все необходимые основы для дальнейшего развития физкультуры и спорта – как массового спорта, так и спорта высших достижений. Нам очень не хватало этого закона, потому что устаревший закон такой возможности не давал. А сейчас в совокупности с довольно большими средствами, которые мы уже наметили направить и по утвержденной программе, и по дополнительным мероприятиям. Мы рассчитываем на то, что нам не просто удастся поучаствовать и провести Олимпиаду, но и достаточно успешно там выступить.
В.Путин: Удалось согласовать, как я понимаю, все разногласия, которые были и у депутатов, и у Правительства?
А.Жуков: Действительно, было достаточно много разногласий по этому закону. Непросто было его принимать. Но сейчас он утвержден в той редакции, которая устраивает и государственные органы, и общественные спортивные организации. Все разногласия урегулированы.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Нарышкину.) Сергей Евгеньевич, Вы на прошлой неделе занимались работой в Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Какие результаты?
С.Нарышкин: Было заседание Интеграционного комитета ЕврАзЭС в составе представителей трех государств: Россия, Беларусь и Казахстан. В соответствии с решениями Межгоссовета на уровне глав государств продолжается работа по формированию пакета документов, которые составляют правовую базу Таможенного союза. Работа идет над девятью соглашениями, которые вместе формируют единый режим торговли в отношении «третьих стран». Согласованы последние разногласия, которые были. Документы направлены на внутригосударственные процедуры. И этот пакет из девяти документов планируется к подписанию главами правительств на заседании Межгоссовета на уровне глав правительств.
В.Путин: Когда?
С.Нарышкин: 21 декабря. Работа идет в соответствии с планом действий, который подписан президентами трех стран.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, Вы занимались Камчаткой?
С.Иванов: Да. Мне поручено контролировать выполнение Ваших указаний, поручений, которые Вы давали в Вилючинске во время посещения Камчатки в начале сентября этого года. Прежде всего хотел бы доложить о том, что Правительством Российской Федерации принято решение о снижении в два раза тарифов на электроэнергию для всех пользователей на Камчатке. Это очень важно, прежде всего для простых людей, которые живут на Камчатке, поскольку тариф на электроэнергию на Камчатке у нас до этого момента оставался самым высоким в стране – свыше четырех рублей за один киловатт. Это решение начало действовать с 1 ноября этого года, то есть оно уже вступило в силу и будет действовать до конца 2008 года. После чего Минфин уже в межбюджетных отношениях будет исходить из среднего тарифа по всему Дальнему Востоку. Но это тоже означает, что тариф на Камчатке снизится.
Второе поручение, наверное, самое главное, которое Вы давали: по строительству газопровода на Камчатке. 12 ноября Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение о выделении на строительство этого газопровода 440 миллионов рублей, не дожидаясь окончания формирования так называемой нормативной базы. Прежде всего имеется в виду проект Вашего указа, он уже направлен в Администрацию, в котором предусматривается передача акционерного общества «Камчатгазпром» в ведение «Газпрома», и «Газпром» уже начал строительство газопровода, не дожидаясь этого указа, который, надеюсь, в самые ближайшие дни будет выпущен.
Кроме того, «Газпром» входит в акционерный капитал «Камчатэнерго», всего энергетического комплекса Камчатки, для того чтобы эффективно там выстраивать энергетическую политику в этом изолированном регионе Российской Федерации с точки зрения энергетики.
Кроме того, Министерством финансов осуществлено сбалансирование бюджетов бывших Камчатской области и Корякского автономного округа – уже Камчатский край, – но на сбалансированность бюджета потребовались дополнительные деньги, и Правительство их изыскало, они уже туда переведены.
Два поручения находятся под контролем, они еще до конца не выполнены. Одно из них касается строительства служебного жилья в Вилючинске, о чем Вы говорили непосредственно на месте. Министерство обороны уже внесло в проект постановления Правительства о выделении 42 миллиардов рублей на строительство постоянного жилья на Дальнем Востоке для всех военнослужащих, в основном это будет Приморский край, и служебного жилья на Камчатке по тем требованиям, которые Вы выдвинули во время Вашей поездки.
Второе поручение находится на контроле в Минрегионразвития, уже внесен проект постановления в Правительство по программе усиления сейсмоустойчивости объектов инфраструктуры на Камчатке. Эта программа оценивается в 26 миллиардов рублей. Она касается и аэропорта, и транспортной инфраструктуры, естественно, всех жилых домов.
В.Путин: Сергей Борисович, Вы посмотрите, что касается жилья для военнослужащих на Дальнем Востоке, мы с Вами говорили на этот счет, и я прошу Председателя Правительства тоже обратить на это внимание, оно должно быть все‑таки по качеству…
С.Иванов: Об этом и идет речь. Не пятиэтажки…
В.Путин: Да, соответствовать требованиям сегодняшнего дня.
С.Иванов: Да, по крайней мере для офицерского состава служебное жилье в Вилючинске…
В.Путин: Не только служебное, но и для постоянного проживания. Если люди едут на Дальний Восток или остаются на Дальнем Востоке, у них должны быть какие‑то там «коврижки», извините. Они должны знать, почему они там остаются. Условия должны быть получше.
С.Иванов: Что касается постоянного жилья, Вы это место видели, это бухта Патрокл – рядом с Владивостоком, где новый район формируется.
В.Путин: Да, но нужно все‑таки окончательно разобраться с АТЭС в конце концов, с местом проведения. Бухта Патрокл – это хорошее место, но нужно понять, где Правительство будет строить – либо на острове Русском, либо в бухте Патрокл – объекты для проведения саммита.
С.Иванов: Мы исходим из того, что сам саммит на острове Русском.
С.Собянин: Мы на этой неделе доложим.
В.Путин: Давайте быстрее.
С.Собянин: Мы проводили совещание и уже почти определились в этом деле.
В.Путин: Быстрее.
С.Иванов: И сегодня вечером я планирую выход в Татарстан. Завтра будет открытие первой особой экономической зоны промышленного типа. Эта зона занимает площадь в 20 квадратных километров. Рядом современный аэропорт, речные порты, железная дорога, хорошие автодороги. И эта зона начнет специализироваться на выпуске автомобилей, грузовиков, минивенов, автокомпонентов, а также химической и нефтехимической промышленности, то есть предприятий глубокой переработки как ресурсов, так и создания продукции машиностроения.
Завтра особая экономическая зона начинает свою работу. И в декабре этого года мы ожидаем выпуск первой партии автомобилей.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, у Вас есть последние данные по демографии?
Д.Медведев: Да, данные неплохие. Они свидетельствуют о том, что та положительная динамика, которая сформировалась в начале года, закрепляется. И это уже не случайные цифры, это все‑таки уже тенденция. И она, конечно, свидетельствует о том, что те меры, которые были по Вашему поручению реализованы, приносят свой эффект.
За девять месяцев родилось на 72 тысячи детей больше, то есть на 6,6 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество умерших в этот же период снизилось на пять процентов. Это как раз то, что у нас идет практически весь год. Но при этом естественная суммарная убыль получается меньше на 30 процентов. И что, может быть, особенно отрадно: мы фиксируем уменьшение количества смертей от сердечно-сосудистых патологий на пять процентов. Это, собственно говоря, то, чего мы добиваемся, потому что это основная причина смерти. Очень обнадеживающие данные по количеству смертей от отравлений алкоголем. Они за этот период против прошлого периода снизились на треть. К сожалению, по онкологии те же самые цифры пока фиксируются. И, что неприятно, по транспортным травмам рост на пять процентов. Это означает, что, конечно, те меры, которые мы сейчас предпринимаем по развитию дорожной сети, они сверхактуальны. И меры по приближению экстренной медицины к основным транспортным узлам.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к В.Зубкову.) Виктор Алексеевич ездил в Керчь, занимался там проблемами, которые возникли после известных событий экологического характера, связанных с непогодой, с крушениями судов. Виктор Алексеевич, как у Вас впечатления?
В.Зубков: Выполняя Ваше поручение, летал в Керчь, в порт Кавказ, где провел совещание по решению тех проблем, которые там действительно имеют место сегодня. Образована, во‑первых, правительственная комиссия во главе с Министром транспорта Игорем Левитиным, и образована совместная рабочая группа с украинской стороной во главе с заместителями министров. Туда входят все министерства и ведомства, представители Крымской области, вице-губернатор Краснодарского края, а также те ведомства, которые занимаются экологией и природоохраной с нашей стороны во главе с руководителем службы.
Все работы с украинской стороной четко скоординированы. Мы сейчас работаем по следующим направлениям: это откачка мазута из разломившегося танкера (с кормовой части танкера все откачано, с носовой осталось порядка 800–1000 тонн). Учитывая то, что танкер лежит на дне и там у нас нет такой технологии, сегодня ведутся переговоры с норвежской стороной. Левитин проводит переговоры. Думаю, что они нам окажут помощь, и мы откачаем этот оставшийся мазут.
Большая работа проводится сегодня по поднятию судов с серой, и большая работа проводится по очистке территории. Я ставил задачу за неделю убрать большую массу, неделя завтра заканчивается. Думаю, что основная масса мазута, перемешанного с песком, с илом, с тиной, она завтра-послезавтра будет убрана, потому что работают сегодня более тысячи человек, вчера работало 1600 человек, 103 единицы техники вчера и сегодня работают. Этот темп будет выдержан на ближайшие дни. Но, убрав большую массу, мы тем самым не снимаем людей, люди будут продолжать работать и будут убирать до тех пор, пока все не будет убрано. Мы выделили специально баржу, где приводят в порядок птиц, отмывают птицу. Привлечен ряд зарубежных специалистов, которые нам помогают, и тем самым мы спасаем птицу. И думаем, что мы где‑то в ближайшее время все же разберемся со всеми этими проблемами.
В.Путин: И с украинскими коллегами Вы в контакте?
В.Зубков: В тесном контакте. Помимо того что надо разбираться по тем вопросам, которые возникли по итогам катастрофы, там же около сотни судов проходит ежедневно, их надо постоянно разводить, потому что там, где суда сегодня затонули, их надо проводкой соответствующей обеспечить: с нашей стороны лоцманы, с [украинской] стороны лоцманы. Поэтому только скоординированная работа сегодня позволяет такое большое количество судов, как я назвал: около 100 в сутки, проводить, чтобы это не было опять связано с какими‑то катастрофами.
В.Путин: Спасибо.
Закончила работу Государственная Дума. Принят закон о спорте, о физической культуре. Но не только этот закон принят, принято очень много законов – свыше тысячи законов принято депутатами Государственной Думы. Считаю необходимым еще раз с благодарностью вспомнить напряженную работу депутатов этого созыва. Это было сделано в тесном контакте с Правительством, которое опиралось на ядро Государственной Думы. Это ядро, как мы знаем, составляла «Единая Россия». Хочу от вашего имени еще раз поблагодарить и «Единую Россию», и представителей других фракций, всех депутатов, которые активно работали по принятию законов, нужных стране для развития экономики, социальной сферы. И хочу обратить ваше внимание на необходимость уже сейчас, не дожидаясь, может быть, результатов – результаты будут такими, какими их сформулирует избиратель, – но Правительство уже сейчас должно готовиться к работе с Думой следующего созыва. Уже сейчас нужно работать над проектами законодательных актов. Вы знаете, о чем идет речь, в плане Правительства все это есть. Нужно, не дожидаясь, повторю еще раз, окончания выборов, работать напряженно и потом сразу же без всяких пауз выстраивать отношения с депутатским корпусом. И надеюсь, что работа в будущем будет такой же эффективной и настроенной, нацеленной на результат, как это было и в предыдущие четыре года. Но, еще раз повторяю, для этого Правительство должно быть готово к взаимодействию с новым составом парламента России.