В.Путин: Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги!
Позвольте прежде всего поблагодарить Президента Исламской Республики Иран господина Ахмадинежада за приглашение и организацию Второго Каспийского саммита в Тегеране.
Россия всегда выступала за то, чтобы перевести диалог между прикаспийскими государствами на постоянную основу. Сегодня такой подход воплощается в жизнь. Проект итоговой декларации саммита предусматривает регулярный характер встреч глав прикаспийских государств. А в период между ними – министров иностранных дел и уполномоченных сторон.
Такой механизм, уверен, позволит обсуждать и решать в рамках «каспийской пятерки» все возникающие региональные проблемы. А главное – это открывает новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества и партнерства на Каспии.
Подчеркну: углубление добрососедских отношений с прикаспийскими государствами – в числе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Мы искренне стремимся к тому, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло, связывало всех нас. И убеждены: пространство Каспия не должно быть сплошь покрыто государственными границами, секторами и исключительными зонами.
Чем меньшую часть акватории они будут занимать и чем бульшая часть водной толщи и поверхности останется в общем пользовании прикаспийских государств – тем лучше.
Сотрудничество и координация в управлении ресурсами моря, совместное их использование и восстановление пойдут, безусловно, на пользу всем. Более того, это веление времени, серьезный «плюс» для конкурентоспособности всех наших стран.
Что касается хозяйственной деятельности на дне и в недрах, то она может осуществляться в рамках национальных зон недропользования. Их пределы в северном Каспии установлены, и полагаем, что и по южному Каспию заинтересованные стороны примут сбалансированные и взаимоприемлемые решения.
При этом для заключения соглашений о разграничении дна в целях недропользования нет нужды дожидаться выработки конвенции о правовом статусе Каспия в целом, можно задействовать пятисторонний формат.
Такие принципы делимитации основываются не только на устоявшихся дипломатических традициях, но и на опыте многих поколений людей, веками занимавшихся мореплаванием, рыбной ловлей, торговлей на Каспии. Они хорошо понимали своеобразие этого уникального и легко ранимого памятника природы. И не случайно наши предшественники придерживались здесь особых режимов судоходства и рыболовства.
Не исключаю, что в проекте декларации, который мы подготовили, также уже сейчас решается ряд принципиальных вопросов. Это касается как раз судоходства под национальными флагами прикаспийских государств, на мой взгляд, это очень важно. Также важно и то, что мы констатируем необходимость решать все вопросы – даже те, которые сегодня еще не считаются решенными, – путем диалога, учитывая интересы друг друга, соблюдая суверенитет и отказываясь даже не только от применения какой бы то ни было силы, но даже от упоминания от возможности применения силы. Это очень важно. Так же, как важно и то, что мы говорим о невозможности предоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии либо каких‑либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств.
Считаю, что это важные принципы, которые закрепляются здесь, в этом документе, и которые создадут ту атмосферу доверия, используя которую мы и сможем в конечном итоге решить все основополагающие принципы, которые мы заложим в этом регионе на много лет вперед.
Также, на мой взгляд, необходимо было принятие Конвенции о правовом статусе моря, использовать те нормы, которые сложились, которые были зафиксированы в прежних документах и которых мы придерживались до сих пор.
Среди современных областей сотрудничества приоритетным считаем обеспечение безопасности и стабильности в регионе, причем в самом широком смысле. Имею в виду и безопасность мореплавания, и защиту объектов нефте- и газодобычи. А также совместную борьбу с международным терроризмом и экстремизмом.
И здесь уже есть конкретные инициативы, заслуживающие, на наш взгляд, самого серьезного внимания. Имею в виду казахстанский проект пакта стабильности и иранский – соглашения о мерах доверия и стабильности. Не могу не сказать также о российском предложении по созданию совместной военно-морской группы оперативного взаимодействия, которую мы называем условно «Касфор». Положительный опыт такого взаимодействия есть на Черном море, и мы вполне могли бы взять то лучшее, что накоплено в других акваториях, на других морях, и использовать здесь.
Многообещающие перспективы открываются и в сфере нашего делового сотрудничества, в реализации инфраструктурных проектов.
Россия предлагает ускорить развитие международного транспортного коридора «Север–Юг». Укреплению транзитного потенциала Каспия способствовало бы также создание дополнительного водного канала, который свяжет его с Черноморско-Азовским бассейном. Мы достаточно активно обсуждали эту тему с Президентом Казахстана, сейчас у нас разные есть проекты на этот счет, но, во всяком случае, улучшение связи между Каспийским морем и Черноморским и Азовским бассейнами можно назвать достаточно перспективной задачей.
Отмечу, что Каспий сегодня быстро превращается в один из мировых центров добычи и экспорта углеводородного сырья, но в то же время здесь находятся уникальные биологические богатства. Поэтому резкое сокращение популяции осетровых, в том числе во впадающих в море реках, – пожалуй, самый очевидный показатель экологического неблагополучия региона. На наш взгляд, необходим разумный баланс между развитием производства нефти и газа и укреплением экосистемы. И все коллеги практически об этом говорили – и господин Президент Азербайджана, – и я полностью с этим согласен.
Экологическая безопасность должна стать мерилом целесообразности всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов. Полагаю, что проекты, способные нанести серьезный ущерб экологической обстановке на всем Каспийском море, не должны и не могут реализовываться без обязательного предварительного обсуждения в рамках «каспийской пятерки» и принятия консенсусных решений в «интересах» общего моря – Каспия.
Уважаемые коллеги!
Со времени нашей первой встречи в Ашхабаде прошло более пяти лет. В этот период шли интенсивные консультации экспертов по всему комплексу каспийской проблематики. Сегодня перед нами стоит серьезная задача – придать импульс переговорному процессу по ряду важнейших тем. Среди них, повторю, решение вопросов правового статуса Каспия, судоходства и рыболовства, военной деятельности, охраны окружающей среды. Уверен, что такая комплексная задача, конечно, нам по силам. Тем более что в этом сейчас заинтересованы все прикаспийские государства.
Хочу поблагодарить вас за внимание.