В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Вначале два слова о том месте, где мы находимся, – о Вилючинске и о базе базирования подводных лодок. Я посмотрел, как выполняются мои указания, которые были сформулированы в 2004 году. База находилась, мягко говоря, в сложном положении. За три года сделано многое. Это касается пирсов, это касается штаба, клуба моряков, офицерского клуба, где мы сейчас находимся, спортивно-оздоровительного комплекса, несколько жилых зданий привели в порядок. Надеюсь, что в ближайшее время будет закончена работа и по госпиталю, и поликлинике. Это будет один из самых современных медицинских центров на Дальнем Востоке с самым современным оборудованием.
Но сделать нужно еще очень много. 1800 офицеров живут в неудовлетворительных условиях. Российские офицеры должны жить достойно. Вот несколько домов реконструировали, дома‑то 1960-х годов постройки, по‑моему. Конечно, люди рады и этому, потому что раньше вообще не было никакого жилья. Чистенько, светло, неплохо. Но сегодня этого совершенно недостаточно. Я обращаю внимание и Правительства, и Министерства обороны на то, что из того, что я видел, в основном нужно все сносить и строить новые современные дома. Владимир Анатольевич (обращаясь к В.Яковлеву), помогите Министерству обороны, сделайте новые проекты, ничего выдающегося не нужно, но это должны быть современные квартиры, современное жилье. Что‑то, конечно, можно реконструировать, но в основном нужно убирать все это старье и строить новое жилище, современное, удобное, красивое и достойное российских офицеров.
И я Министра прошу программу предложить мне, но так же как и программу по Приморью – мы с Сергеем Борисовичем [Ивановым] говорили на этот счет, мы вернемся в Москву, я прошу Вас вернуться к этой теме, с тем чтобы на Правительстве были приняты соответствующие решения по строительству жилья для военнослужащих (уже не только моряков – военнослужащих в целом) в Приморском крае.
Теперь непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней встречи. Хочу сказать, что мы не раз занимались вопросами, проблемами укрепления экономики и социальной сферы Камчатского края, недавно образованного Камчатского края. Положение дел в этом регионе не раз обсуждалось на совещаниях по Дальнему Востоку в целом, по отдельным территориям говорили. Кое‑что сделано. Благодаря федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» изменена структура выработки электроэнергии, за счет местных источников были запущены дополнительные мощности. Начавшееся промышленное освоение новых месторождений позволило почти на треть увеличить в прошлом году добычу полезных ископаемых включая разработку каменного угля. Определенные сдвиги есть в сферах образования и здравоохранения. Благодаря развитию нацпроектов укрепилась материальная база школ, медицинских учреждений, прежде всего, конечно, первичного звена. Сегодня здесь уже появились и современная компьютерная, и медицинская техника.
Однако многие проблемы Камчатского края пока остаются нерешенными. Совокупный бюджет региона более чем на половину дотируется из федерального центра. Несмотря на снижение безработицы, ее уровень остается почти на треть выше среднероссийского. Деловую и инвестиционную активность в крае сковывает ограниченность транспортной сети, неразвитость средств связи. Фактически такое конкурентное преимущество региона, как богатство минеральных, рекреационных биоресурсов, используется неэффективно, сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры. Как результат, экономические проблемы прямо сказываются и на социальном самочувствии людей, являются главной причиной продолжающегося оттока населения, продолжается депопуляция Камчатского края. На Камчатке этот показатель один из самых высоких в стране: он в два раза выше, чем даже на Дальнем Востоке в Дальневосточном округе, и в 7,5 раза выше, чем в среднем по стране, по России.
Чтобы вывести край на траекторию устойчивого подъема, сегодня нужен новый системный подход и к управлению им, и к программам его развития. С 1-го июля после объединения Камчатки и Корякии регион получил новый статус, и целью такого объединения было именно повышение качества управления, придание более высокой динамики росту экономики. Сейчас на утверждении в Правительстве находится проект постановления о комплексном долгосрочном развитии регионов. Полагаю, что заложенные в нем принципы и подходы позволят более эффективно решать и стоящие перед Камчаткой социально-экономические задачи.
Прежде всего это кардинальный рост внутреннего энергопотенциала. Известно, что край почти на две трети использует привозное топливо и средний энерготариф здесь в три раза превышает среднероссийский, причем более 90% потребителей энергии – это население и бюджетные организации. В этой связи необходимо обеспечить стабильное и по доступным ценам снабжение края электроэнергией. Для этого нужно активнее развивать добычу собственных топливных ресурсов и более широко использовать нетрадиционные возобновляемые источники. Так, по оценкам экспертов, одних только разведанных запасов газа хватит для теплоснабжения Петропавловска и Елизовского района в течение 25 лет, а может быть, даже и больше – да, до 50, Вы мне говорили. Оптимизировать структуру регионального ТЭКа призван магистральный газопровод из Соболевского района до Петропавловска. Завершение его строительства должно снизить остроту энергетической проблемы.
Но, послушайте, мы три года назад уже об этом говорили. Так и не построили газопровод‑то. Это федеральная собственность. Все кивают друг на друга. И Правительство не может, не в состоянии определить приоритеты развития в регионах страны и в таком критически важном регионе, как Дальний Восток и Камчатка, в частности. Ну ничего же не сделано по строительству газопровода! Отдали бы «Газпрому» – наверное, давно бы уже построили. Только в носу ковыряете там – чего там выковыриваете, непонятно совершенно. Прошу прощения за такую грубость. Но просто обидно, столько лет прошло.
На повестке также строительство мини-ТЭЦ, развитие систем центрального теплоснабжения и внедрение высоких технологий в геотермальной энергетике. Все это позволит замещать привозное топливо местными источниками, тем самым снизить стоимость электрической и тепловой энергии для потребителей.
Хотел бы остановиться на еще одной актуальной задаче, связанной с использованием богатств края, – повышении эффективности рыбной отрасли. Ее доля в структуре ВРП [валового регионального продукта] Камчатки самая большая – почти 20%. Это, кроме того, и важнейшая составляющая ее экспортного потенциала. Вопросы развития рыбохозяйственного комплекса страны мы подробно только что обсуждали на президиуме Госсовета в Архангельске. Причем ключевыми условиями роста отрасли были названы эффективность государственного контроля и управления, увеличение полномочий региональных властей, стимулирование инвестиций, а также внедрение передовых технологий переработки рыбы и морепродуктов, технологий, позволяющих продавать не сырье, а продукцию переработки с высокой добавленной стоимостью.
Полагаю, что на Камчатке есть все условия, чтобы это направление получило широкое дальнейшее развитие. Особое значение для края имеет создание современной транспортной сети. Она не только повысит мобильность трудоспособного населения, но и сделает более доступным туристические маршруты и в целом оживит хозяйственную жизнь этой довольно протяженной территории.
Удобная транспортная инфраструктура сегодня крайне нужна и для роста сотрудничества с зарубежными странами. Речь здесь идет не только о ближайших соседях в бурно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Географическое положение Камчатки позволяет обслуживать транзитные морские и воздушные пути. Минтрансу и соответствующим региональным структурам необходимо детально просчитать экономику и технические условия транспортных проектов. Такая работа приобретает стратегическое значение, иначе экономика края лишится своих естественных преимуществ, окажется неконкурентоспособной по отношению к своим соседям.
Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Левитину), прошу представить соответствующую программу в рамках тех планов, которые сейчас разрабатываются по Дальнему Востоку. Уже сейчас нужно заниматься реконструкцией аэропорта и морского порта Петропавловска-Камчатского, а также аэропортов ряда региональных центров. На эти цели в рамках нескольких федеральных целевых программ выделяются значительные средства.
Это только основные вопросы, которые предложил бы совместно и предметно обсудить. Разумеется, мы остановимся и на других важных проблемах: жилищном строительстве, ситуации в ЖКХ, на перспективах развития аграрной сферы – и рассчитываю, что сегодня будут предложены практические шаги по целому комплексу этих направлений.
Вновь повторю, наша главная задача – на основе системных и адекватных времени решений раскрыть огромный потенциал региона, помочь ему выйти на путь долгосрочного стратегического развития, обеспечив новые источники доходов и роста благосостояния граждан.
На этом я закончу и предлагаю приступить к работе.