В.Путин: Герман Оскарович, с Вас начнем. У Вас есть макроэкономика за 7 месяцев. Пожалуйста.
Г.Греф: Подведены итоги развития экономики за июль и за первые семь месяцев 2007 года. Рост ВВП в июле составил 8 процентов, за 7 месяцев – 7,9 процента. Индекс промышленного производства: промышленность выросла на 7,8 процентного пункта в июле, и за 7 месяцев рост составил 7,7 процентного пункта; причем внутри промышленного производства обрабатывающие производства выросли на 12,5 процента в июле. И только на полтора процентных пункта выросла добыча полезных ископаемых. То есть сейчас генератором и основным двигателем экономического роста в промышленности являются обрабатывающие производства.
В.Путин: Мы смотрели с Алексеем Леонидовичем цифры. Машиностроение тем не менее у нас отстает.
А.Кудрин: По объему инвестиций среди всех отраслей.
В.Путин: Причем значительно.
Г.Греф: По темпам роста машиностроение растет хорошо, объем инвестиций…
В.Путин: Понятно. Когда‑то это вступит в противоречие, и это будет ограничителем роста. И поэтому нужно уже сегодня подумать – прежде всего, конечно, Министерству экономического развития и торговли – о том, чтобы этого не случилось. Думаю, что Вы согласны со мной.
Г.Греф: Да, конечно.
В.Путин: Пожалуйста.
Г.Греф: Сельское хозяйство в июле выросло на 3,2 процента, торговля – на 14,7, что демонстрирует тоже наиболее высокие показатели в этом году. И наиболее динамичный показатель в этом году – инвестиции в основной капитал за июль выросли на 24,7 процентного пункта, а за семь месяцев текущего года – на 22,7 процентного пункта. В прошлом году, для сравнения, в июле рост инвестиций был 8,8, а за семь месяцев – 10,6, то есть мы опережаем по июльским темпам в четыре раза темпы прошлого года и более чем в два раза темпы инвестиций за семь месяцев текущего года по сравнению с семью месяцами прошлого года. Реально располагаемые доходы населения выросли в июле на 15,5 процента, а за семь месяцев – на 11,9 процентного пункта. Средняя заработная плата выросла на 15,4 процентного пункта за июль и на 17,1 процентного пункта за семь месяцев – это тоже очень высокий темп. В прошлом году у нас заработная плата выросла на 12,5 процента за семь месяцев, то есть мы на пять процентных пунктов опережаем показатели прошлого года. При этом и макроэкономические показатели все в основном остаются стабильными, денежная масса растет несколько более высоким темпом, чем в прошлом году, – на 2,5 процентного пункта, и, в общем, это отражается на показателе инфляции. Пока инфляция остается наиболее чувствительным из всех макроэкономических показателей элементом, но пока мы видим: за две недели августа у нас инфляция составила 0,2 процентного пункта и продолжается снижение цен на плодоовощную продукцию. Мы думаем, что в принципе август должен быть неплохим. Планируем, что в последние две недели инфляция должна быть около нуля. Поэтому думаем, что у нас есть еще все шансы, чтобы вписаться в показатели, которые мы планировали в прогнозе, – 8 процентных пунктов.
По объему золотовалютных резервов мы превысили цифру 400 миллиардов, за семь месяцев накопление золотовалютных резервов превысило цифру 112,5 миллиарда долларов.
В.Путин: И всего стало?..
Г.Греф: Всего 416 на 1 июля, сейчас уже 420.
В принципе все остальные показатели достаточно позитивные. Были колебания на фондовом рынке, еще остается определенная напряженная ситуация на фондовом рынке в связи с макроэкономической ситуацией, которая сложилась сначала в США, потом она была транслирована уже на азиатские рынки. Надеемся, что все те меры, которые были предприняты и Федеральной резервной системой США, и Европейским центральным банком (и наш банк отработал на прошлой неделе по согласованию с нами достаточно хорошо), – я думаю, что эти временные колебания не должны принести какой‑то существенный длинный «хвост» по влиянию на рынок. Надеемся, что в ближайшее время рынок начнет расти, и уже стабильно расти, и до конца года скорее всего мы имеем все возможности восстановить тот уровень, с которого мы начинали падение, и даже превысить его.
В.Путин: Во‑первых, там уже есть и позитивные сигналы на Западе, а во‑вторых, для нас все‑таки это не было таким критическим падением – это, скорее, можно назвать корректировкой, имея в виду предыдущий беспрецедентно мощный рост. Поэтому я с Вами согласен, эти оценки абсолютно обоснованные и правильные.
Вы сейчас упомянули об одном из самых важных социальных показателей – о росте доходов населения. Но есть категории наших граждан, которые тем не менее нуждаются в особом внимании и поддержке. Мы многократно возвращаемся к теме поддержки молодых семей по обеспечению жильем. Дмитрий Анатольевич, Вы занимались этим?
Д.Медведев: Мы занимались в последнее время оптимизацией механизма по предоставлению жилья, по обеспечению жильем молодых семей, и в рамках федеральной целевой программы «Жилище» были внесены несколько корректив. Во‑первых, более дифференцированный подход к определению размера субсидий в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, что необходимо было сделать. Во‑вторых, теперь соответствующая субсидия может расходоваться не только на погашение первоначального взноса, но и на выплату того, что называется «телом долга», то есть самой суммы долга и процентов по нему, что определенным образом расширяет возможности молодых семей. И, в‑третьих, у регионов могут быть наиболее свободные способности маневрировать этими деньгами. Вот такое постановление было принято в августе Правительством и вступило в силу.
В.Путин: И как Вы прогнозируете его работу?
Д.Медведев: Я думаю, что просто у нас были случаи, когда молодые люди хотели использовать, допустим, эти деньги в более широком спектре – допустим, на погашение основного долга, – а по прежним правилам это было сделать невозможно. Сейчас мы этот опыт учли, и просто большее количество семей получит доступ к деньгам. Это хорошо.
В.Путин: Но в некоторых регионах это осуществляется уже?
Д.Медведев: Да, конечно, это работает. Может быть, не в таком объеме, как нам бы в целом хотелось, но это работает.
В.Путин: И новые механизмы Министерство обороны тоже применяет для решения проблем обеспечения жильем военнослужащих?
А.Сердюков: Мы вчера совместно с Минфином, МЭРТом провели совещание, где подвели итоги эксперимента, который проводился. Порядка 96 процентов принявших участие в этом эксперименте приобрели жилье на вторичном рынке и порядка 4 процентов – это первичный рынок. Это, собственно говоря, была основная тема нашего обсуждения. Плюс мы определили сроки – до 15 сентября с учетом этого эксперимента внесем изменения в нормативные акты, которые необходимо подправить. И с января, думаю, выйдем уже на более широкие масштабы участия в этой системе. Сегодня где‑то порядка 46 тысяч участников. Думаю, что до конца этого года мы доведем до семидесяти и в следующем году – до 150 тысяч участников.
В.Путин: Ипотека в целом работает – та программа, которую мы пару лет назад презентовали в Минобороны?
Г.Греф: Первые триста квартир, которые мы специально созданной совместной рабочей группой прокурировали, приобретены. Сейчас идет оформление прав военнослужащих на эти квартиры.
Но у нас действительно вчера очень важное совещание было. Мы выявили, что нам нужно внести изменения в большое количество законов и подзаконных актов, чтобы не было никаких сбоев, когда с 1 января будущего года в эту систему вступит уже 117 тысяч человек. В целом мы оцениваем, что до конца этого года порядка 70 тысяч будет уже в этой системе. И в принципе мы видим, что эта система работает. Самое главное, что она работает, люди в нее поверили. У нас сейчас добровольная система – только те военнослужащие, которые изъявили желание, третий год подряд в нее вступают, и то, что 46 тысяч человек уже внутри нее, до конца года будет 70, говорит о том, что ипотека набирает популярность среди военнослужащих.
Но мы обнаружили целый ряд высоких накладных расходов. В частности, оформление всех вопросов, связанных с оценкой, платой за регистрацию, проведением инвентаризации – все это обходится в цифру под двести тысяч рублей. И, конечно, нужно сейчас внести поправки в целый ряд нормативных актов, которые уберут излишнюю бюрократию, которые разрешат покупать военнослужащим жилье не только готовое, но и строящееся, что минимум на 20 процентов удешевит покупку жилья. Потому что Министр обороны сказал, что 95 процентов купили на вторичном рынке и, к сожалению, в домах, возраст которых свыше двадцати лет. Как раз по стоимости это жилье будет таким же, как бы это было жилье во вновь строящихся домах, но для этого нужно внести поправки в два закона. Мы договорились о том, что до 15 сентября Министерство финансов, Министерство обороны, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство экономического развития и торговли такой пакет законов отработают, чтобы Дума могла в осеннюю сессию принять, и с 1 января мы бы уже были готовы к массовому входу военнослужащих в ипотечную систему.
В.Путин: Минфин как оценивает?
А.Кудрин: Мы полностью согласны с итогами эксперимента. В настоящее время все военнослужащие, поступившие на службу после 1 января 2005 года, имеют право претендовать и открывать накопительные счета, в течение трех лет накапливать эти средства. И, как было сказано, 46 тысяч военнослужащих уже открыли такие счета, и эти средства ежегодно перечисляются на эти счета. В этом году взнос на этот счет составляет 82 тысячи рублей, он каждый год индексируется, и по истечении трех лет военнослужащий имеет право взять ипотечный кредит и, по сути, купить квартиру. Он это может сделать и не через три года – он может это сделать и позднее, тем самым накапливая средства на этом счете. Если он за все время службы не взял квартиру, то он может в конце службы взять все эти средства со счета при увольнении. Тем не менее в рамках эксперимента мы, не дожидаясь завершения первых трех лет, уже предоставили право всем военнослужащим, которые вошли в эксперимент, купить эти квартиры, и, собственно, около трехсот квартир было куплено. Тем самым мы увидели прохождение всех процедур от начала до конца.
Действительно, в рамках эксперимента мы согласились, что есть и вопрос о возможности покупки не только на вторичном рынке, но и об участии в долевом строительстве. И у нас есть оценка, что новое законодательство о долевом строительстве лучше защитит приобретающего квартиру в рамках долевого строительства от тех недостатков, которые были раньше в этой сфере, и это требуется еще нам до конца уточнить, чтобы такая защита была абсолютной.
Идет речь действительно о праве военнослужащего взять часть средств из этой накопленной суммы на проведение процедур, связанных с оценкой жилья, проведением всех процедур как раз по переводу квартиры в его собственность. Как было сказано, около 200 тысяч. Есть целый ряд таких вопросов, которые будем решать, в том числе и удешевляя сами процедуры регистрации, оценки для военнослужащих. Мы в целом оцениваем положительные результаты этого совещания, проведенного эксперимента, и по большинству тех предложений, которые высказаны, мы разделяем позицию.
В.Путин: Вот смотрите, что у нас получилось. Примерно два года назад мы заявили эту программу. Собственно говоря, так же, как и некоторые другие программы социального плана, не касающиеся военнослужащих, а касающиеся гражданской сферы. И вот когда сейчас начали осуществлять, как сейчас было сказано, выяснилось, что программы гораздо дороже. И на самом деле, на практике людям приходится платить больше, чем мы предполагали. Все мы хорошо помним замечательную русскую поговорку: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Обращаю ваше внимание – здесь страшного‑то ничего нет, – но хочу отметить, что мы ни в коем случае не должны делать вид, что все в порядке. А наоборот: выявляете проблему – нужно настойчиво добиваться того, чтобы все заявленные нами программы, особенно в социальной сфере, функционировали как часы, причем как часы хорошие.
И давайте вот эту программу дорабатывайте обязательно так, чтобы это не было профанацией, чтобы люди видели, что то, что мы делаем, реализуемо, и заявленные параметры реальные, а не бумажные какие‑то.
А.Сердюков: На самом деле вчера я говорил, что в принципе в тех сферах, в которых проблемы есть, они решаемы, и Минфин согласился, и мы согласились.
В.Путин: Просто мы говорили об этом когда? Вы мне докладывали еще месяцев шесть назад. Сейчас мы подошли к тому, чтобы вскрыть это, показать, но нужно быстрее это сделать для того, чтобы депутаты могли принять.
<…>