9 ноября 1990г. нашими странами был подписан уникальный для своего времени двусторонний Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве. Его по праву называют «Большим договором». Этот документ был призван создать крепкую основу для сближения России и Германии, их созидательного и активного взаимодействия в интересах всей европейской цивилизации. По сути, он выполнил это предназначение и, более того, стал моделью новых взаимоотношений между странами Восточной и Западной Европы.
С Германией меня многое связывает. Здесь я прожил не один год. Я видел и чувствовал, как болезненно люди переживают разделение своей страны. Разделение не только территории, но и нации. Трагедия разлома прошла через семьи, стала причиной крушения многих человеческих судеб. Берлинская стена делила не только Германию — она была символом раскола Европы и мира на два враждующих лагеря.
Десять лет назад, при решающей роли Советского Союза мирное объединение Германии стало реальностью. Произошло событие эпохального значения, открывшее особую главу в новейшей истории человечества. По сути дела, «Большой договор» знаменовал собой окончание «холодной войны». Воля народов заставила политиков поставить точку в многолетней конфронтации и начать движение к возведению здания единой Европы.
Отмечаемое сегодня десятилетие «Большого договора» – достойный повод еще раз взглянуть на пройденный вместе путь, возможность оценить, насколько полно мы сумели реализовать заложенный в договоре потенциал взаимного доверия.
Считаю, что этот основополагающий для российско-германских отношений документ выдержал испытание временем, оправдал себя как эффективный механизм партнерского взаимодействия. С момента его подписания между Россией и Германией установился новый уровень взаимопонимания и доверия. Это произошло в том числе благодаря строгому соблюдению Россией обязательств по выводу войск. Хотел бы особо подчеркнуть, что эта операция, требующая масштабных финансовых затрат, прошла точно в срок, несмотря на экономический кризис и болезненные социально-экономические реформы в нашей стране.
За последнее десятилетие Россия и объединенная Германия далеко продвинулись в строительстве двусторонних отношений. Свидетельство этому – насыщенный политический диалог, поступательное развитие договорной и нормативно-правовой базы сотрудничества, охватывающей теперь практически все его ключевые направления. Развиваются активное взаимодействие в рамках программ подготовки специалистов для России, контакты российских регионов и федеральных земель Германии, партнерские связи десятков городов, научные, культурные и другие обмены.
Настрой полнее использовать потенциал нашего сотрудничества обоюдный. Он есть и у нас, и у германской стороны. Действовать в этом направлении мы договорились с Федеральным канцлером Г.Шрёдером в ходе последнего раунда российско-германских консультаций на высшем уровне в Берлине. Поэтому хотел бы подробнее остановиться на некоторых аспектах наших отношений и возможных путях их развития.
Нынешнее состояние двусторонних торгово-экономических отношений явно не соответствует их громадному потенциалу. Конечно, Германия является устойчивым потребителем российских нефти и газа, немецкие партнеры с готовностью поставляют нам промышленное оборудование. Однако такой обмен – прошедший день в условиях глобализации. Реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по моему убеждению, может быть раскрыт путем развития сотрудничества в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности. У России есть «прорывные» разработки, которые мы предлагаем к совместному осуществлению с европейскими, прежде всего немецкими, партнерами, – например, в сфере производства и модернизации авиационной техники, в космосе.
Не сомневаюсь: если удастся уйти от стереотипов времен холодной войны, если мыслить стратегически – выгода от реализации этих проектов будет взаимной. На выработку подобных модельных проектов, способных значительно оживить деловые связи наших стран, ориентирована недавно созданная Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам торгово-экономического и финансового сотрудничества.
Одна из основных задач «Большого договора» состояла в том, чтобы в новых условиях опереться на все позитивные наработки, созданные за предыдущие годы сотрудничества нашей страны как с Западной, так и с Восточной Германией. Вряд ли сегодня можно утверждать, что эта установка в полной мере реализована. Обвальное падение российских связей с восточными федеральными землями, их не всегда оправданная переориентация на новых партнеров, говорят скорее об обратном. А ведь на Востоке Германии есть и солидный человеческий потенциал – люди, не понаслышке знающие нашу страну, многие из которых учились, работали в России, потенциал, который может быть с большей отдачей востребован на различных направлениях российско-германских отношений.
Нельзя недооценивать возможности такого связующего нас звена, как сотни тысяч граждан России, реализовавших свое желание уехать на свою историческую родину в Германию, а также более полумиллиона немцев, продолжающих жить и работать в России. И Москва, и Берлин готовы вместе оказывать содействие этническим немцам в вопросах как гуманитарных, так и экономических.
Российско-германское взаимодействие сегодня неотделимо от общеевропейских интеграционных процессов. «Большой договор» нацеливает нас на объединение усилий в строительстве новой Европы, создание прочного и справедливого европейского мироустройства, стабильных структур безопасности. Его авторы, как и творцы принятой СБСЕ в том же ноябре 1990 года Парижской хартии, видели будущую Европу как единое пространство права, демократии и сотрудничества в сферах экономики, культуры, информации. Думается, что и здесь еще имеются резервы для наращивания российско-германского взаимодействия в интересах всего континента.
Сегодня мы не должны забывать и такие ключевые положения «Большого договора», как обязательства сторон по предотвращению войны в какой бы то ни было форме, обеспечение приоритета в международной политике общепринятых норм международного права, укрепление универсальной роли ООН и отказ от применения силы или угрозы силой в нарушение Устава этой организации, обязательство сторон незамедлительно приступать к двусторонним консультациям в случае возникновения угрозы миру или иных осложнений международной обстановки.
Наконец, – об этом также говорится в Договоре – речь идет и о способности наших стран противостоять опасному для всех нас международному терроризму, религиозному экстремизму, организованной транснациональной преступности. Странам Европы пришлось на собственном опыте убедиться в роковых последствиях недооценки ксенофобии и крайнего национализма, которые в последнее время пополнили число язв рубежа столетия и тысячелетия.
Оценивая нынешнее состояние российско-германских отношений, необходимо отметить, что благодаря уважительному, равноправному отношению друг к другу мы смогли совместно переступить через барьеры предубеждений и стереотипов. Процесс исторического примирения между россиянами и немцами во многом был обусловлен темой покаяния перед миллионами жертв нацизма, ответственностью за прошлое, которую приняли на себя современные политики Германии. Этому способствовало также решение гуманитарных вопросов, связанных с последствиями Второй мировой войны.
Не менее важный элемент – сохранение в соответствии с двусторонними договоренностями памяти покоящихся в немецкой земле сотен тысяч наших соотечественников, отдавших жизни за освобождение народов Европы, в том числе и немецкого, от нацизма. В Германии уделяется большое внимание уходу за российскими военными захоронениями и памятниками. Мы это высоко ценим. Надеюсь, и вы знаете, что в России обустраиваются немецкие воинские кладбища.
Есть и другие проблемы, доставшиеся нам в наследство от прошлого. Речь, в частности, идет об экспроприированных по нацистскому закону 1938 года православных храмах, являющихся историческими и культурными памятниками. Убежден, что политическая воля и взвешенный цивилизованный подход наших Правительств позволят урегулировать и этот вопрос. Мы находим прагматические подходы и к решению проблемы, долгое время остававшейся камнем преткновения российско-германских отношений. Речь идет о перемещенных культурных ценностях.
«Большой договор» нацелен в будущее. Чтобы в полной мере реализовать заложенный в нем позитивный потенциал. потребуется не один год. Поэтому особое значение имеет так называемый человеческий фактор: активное сотрудничество молодого поколения политиков, ученых, артистов и художников, представителей разных специальностей, граждан наших стран, развитие интенсивных и хорошо продуманных студенческих, молодежных и профессиональных обменов, проведение международных викторин и конкурсов по изучению традиций народов наших стран. Необходимо подумать и над тем, каким образом улучшить положение с изучением языков, немецкого и русского, чтобы понимать друг друга без посредников. Говорят: понять – значит простить, скажу больше: понять – значит подружиться, значит научиться работать вместе на благо мира.
К десятилетию «Большого договора» наши страны подходят с оптимистическим настроем на то, чтобы в самом ближайшем будущем добиться максимальной, ощутимой для всех россиян и немцев практической отдачи от реализации Программы действий, зафиксированной в «Большом договоре» наших стран.
Хочу особо отметить важность нашей договоренности с Федеральным канцлером Г.Шрёдером о создании и ежегодном проведении российско-германского форума представителей общественности, политиков, «капитанов» делового мира, деятелей культуры наших стран – всех тех, кто проявляет активный интерес к российско-германским отношениям и готов принять непосредственное участие в разработке стратегии сотрудничества наших стран на долгосрочную перспективу. Думаю, что эта давно назревшая инициатива способна придать дополнительный импульс российско-германскому взаимодействию на различных направлениях, отвечающему духу и идеям «Большого договора».