Д.Медведев: Добрый день, уважаемые друзья! Уважаемые коллеги!
Конечно, прежде всего мне бы хотелось всех искренне поздравить с 15-летием нашей Конституции. И я абсолютно твёрдо убежден в том, что это не просто знаменательная дата, но событие исторического, фундаментального значения.
12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности.
Принятие российской Конституции стало поворотным шагом в новейшей российской истории. Её утвердил своей волей сам народ и тем самым сделал определяющий, решительный выбор в сторону свободного и прогрессивного развития, кардинального изменения политических и экономических отношений в пользу социального государства и справедливо устроенного общества, высокого престижа права и независимого суда, развития реального федерализма и полноценного местного самоуправления.
Конституция явилась результатом общественного договора – по сути, настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития страны, несмотря на то, что она принималась в очень сложной ситуации и её принятие сопровождалось весьма непростыми политическими процессами. Тем не менее она стала ценностной платформой на десятилетия вперёд, и принесла новую прочность и государству, и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества в целом. И в этом, кстати сказать, её кардинальное отличие от конституций предыдущего периода.
Прошедшие годы, сколь бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали её сбалансированное влияние на развитие всех форм собственности в нашей стране, эффективное использование бюджетных средств, становление экономических отношений в целом, на укрепление социальных институтов, государственной службы и оказание публичных услуг, фактически на все сферы, имеющие прямое отношение к повседневным нуждам людей, к потребностям их развития.
Ещё раз хотел бы напомнить, что в соответствии с Конституцией именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание государственной деятельности. Фактически именно эти свободы… (Выкрики в зале.) …На самом деле не надо никуда убирать, пусть остаются, слушают. Откровенно говоря, Конституция для того и принималась, чтобы у каждого было право на выражение собственной позиции. Это тоже позиция, её можно уважать.
Здесь, на научно-практической конференции, вы сможете ещё раз проанализировать содержание Конституции. Я хотел бы, главным образом, сегодня остановиться, конечно, на тех возможностях, которые открывает Конституция для развития и совершенствования российского законодательства. Не буду утомлять вас длинными рассуждениями на эту тему, обозначу лишь три позиции.
Первая тема – это совершенствование организации публичной власти. Здесь одной из главных задач остается чёткое разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти. К примеру, в законодательном уточнении нуждаются перечни имущества, которое необходимо для полноценного функционирования федеральных и региональных властей. Это, откровенно говоря, уже довольно старая, набившая оскомину тема, по которой мы, к сожалению, пока не смогли окончательно разобраться. Требуют дальнейшего развития и межбюджетные отношения. Необходима также дополнительная регламентация порядка оказания государственных услуг.
Насущной проблемой является совершенствование законодательства о местном самоуправлении.
Ещё один вопрос – это организация общественного контроля за деятельностью органов власти. Важным шагом в этом направлении стало создание Общественной палаты. Однако задача обеспечения открытости и прозрачности власти по‑прежнему актуальна. И сегодня нужно, конечно, внедрять и современные технологии, информационно-коммуникационные, которые обеспечивают доступность для граждан государственных и муниципальных услуг. И, что немаловажно, они создают дополнительные возможности для противодействия коррупции.
Вторая крупная тема – это гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности. Конституция признаёт и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную, и в ней чётко обозначен подход, который можно кратко определить как «экономика в интересах развития отдельного человека». Чтобы в полной мере реализовать такую задачу нужна полноценная современная правовая база. Отмечу при этом, что меры по преодолению административных барьеров и укреплению позиций малого и среднего бизнеса – это важные, но только первые шаги по выполнению наших конституционных обязанностей, а право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности должно стать для наших граждан открытой дверью не только в мир бизнеса, но и в мир творчества, раскрытия талантов, новаторских качеств.
Фундаментальные ценности Конституции – ценности свободы, демократии, справедливости – остаются для нас первостепенными и актуальными.
Хотел бы также подчеркнуть, что верховенство права в экономической деятельности столь же первостепенно, как и в других сферах. Кстати сказать, и разразившийся в последние месяцы финансовый кризис – это во многом результат отклонения от этого принципа. Деформация представлений о правах и обязанностях участников финансовых отношений, глобальных экономических связей уже привела к большим проблемам в экономиках развитых стран. И, когда мы будем готовить законодательную базу для превращения России в один из финансовых центров, мы обязаны это учитывать.
Третье направление, где требуется серьёзное развитие законодательства, – это социальная сфера. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых. Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Несмотря на то, что все эти положения нашли своё отражение в действующем законодательстве, конечно, огромное количество проблем ещё не решено, и вы знаете, что мы пытаемся их решать поэтапно исходя из возможностей бюджета, текущей экономической ситуации. При этом мы занимались и будем последовательно заниматься модернизацией социальных отраслей, будем реализовывать национальные проекты, меры демографической политики – в конечном счёте, обязаны перейти к качественно новой социальной политике, политике социального развития. Все эти задачи требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства.
Ну и наконец, ещё раз хотел бы напомнить о колоссальном значении Конституции для преодоления так называемого правого нигилизма. Её нормы и ценности должны быть известны и понятны каждому в нашей стране, работа по её разъяснению должна быть постоянной и системно организованной. Это можно было бы обсудить и на конференции. В конце концов, мы любим рассуждать на тему о том, что Конституция является актом прямого действия – давайте постараемся воплотить этот принцип на практике.
Уважаемые коллеги! Я, конечно, затронул не все темы, связанные с дальнейшей реализацией конституционных положений. Часть из них я поднимал в Послании, на встречах с представителями юридического сообщества. И такой разговор мы обязательно продолжим.
Говоря о Конституции как о бесспорном каркасе российской правовой системы, напомню, что ещё в 1994 году, в самом первом Послании Президента, первый раздел этого Послания был посвящён реализации норм Конституции, и уже тогда базовыми принципами законотворческой деятельности были названы: системность законодательства, правовая экономия и единство правовой системы. Все эти принципы, равно как и фундаментальные ценности Конституции – ценности свободы, демократии, справедливости, остаются для нас первостепенными и актуальными. И в этой аудитории, где собрались законодатели, судьи, учёные-правоведы, практикующие юристы, я хотел бы подчеркнуть, что Конституция действительно обязана быть реально действующей.
Когда мы говорим о Конституции, мы, конечно, думаем о будущем. Я уже неоднократно об этом говорил и в ходе произнесения своего Послания, хотел бы сказать и в этом зале: мы обязаны сделать всё, чтобы Конституция работала. Конституция – фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей – людей, которые живут уже в XXI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда‑то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше – и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас.
Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае её потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития.
Я хотел бы ещё раз искренне поблагодарить всех, кто принимал участие в создании нашей Конституции. Это была живая работа, те, кто здесь присутствуют, помнят, как она проходила, какие варианты обсуждались. И, естественно, эта работа заслуживает самой высокой похвалы. Значительная часть людей, которые работали, присутствует в этом зале, я бы ещё раз хотел их поблагодарить и проинформировать о том, что мною подписано специальное распоряжение о награждении почётными грамотами Президента значительной части соавторов Конституции Российской Федерации.
Дорогие друзья! Желаю вам плодотворной работы и ещё раз поздравляю с нашим общим праздником.
* * *
Уважаемые коллеги!
Не смогу принять участие в дискуссии, но, чтобы вам было о чём поговорить, всё‑таки хотел бы несколько слов тоже сказать, задать себе и всем присутствующим в зале несколько вопросов. Они просты и в то же время ответы на них не самые легкие.
Первый вопрос: идеальна ли наша Конституция? Думаю, ответ очевиден. Нет, потому что не бывает идеальных документов. Она отражает наши представления о государственном устройстве, об обществе, о модели развития, которые сложились приблизительно 20 лет назад. Но в этом нет ничего страшного. Американская конституция отражает представления отцов-основателей, которые сложились более 200 лет назад.
Вопрос второй: нужна ли нам принципиальная модернизация нашей Конституции – не сейчас, через 15 лет, может быть, через 20, через 30? На мой взгляд, тоже нет, не нужна именно потому, что Конституция Российской Федерации в том варианте, в котором она сейчас существует, достаточно удачно отражает фундаментальные основы строя, создаёт систему прав и свобод граждан, описывает конструкцию федеративного государства, систему судоустройства и другие ключевые для развития общества институты.
В этой связи возникает третий вопрос: а возможны ли какие‑либо изменения Конституции в будущем? И на этот вопрос, на мой взгляд, можно дать утвердительный ответ только потому, что никто из нас не знает будущего.
Давайте вспомним некоторые вещи, которые только что даже произносились в этом зале. Наш коллега, председатель Конституционного Суда Федеративной Республики Германии, описывая ситуацию с разделением властей, сказал буквально следующее: «Разделение властей служит не только взаимному контролю государственных органов власти, но и, прежде всего, поиску наиболее приемлемого и эффективного решения проблем». Именно решению проблем, а не созданию какой‑либо модели.
Поэтому Конституция – это, конечно, не данный свыше канон, а всё‑таки результат общественного договора, а договоры, как известно, могут изменяться. Но не должна меняться фундаментальная основа, заложенная в Конституции. Именно потому не должна меняться, что это опасно для существования самого государства, не потому, что это не соответствует каким‑то нашим теоретическим построениям, а, прежде всего, потому, что в противном случае государство, общество могут войти во внутреннее противоречие.
Мы знаем, как относятся к нашему государству: кто‑то с симпатией, кто‑то, может быть, не всегда с такой симпатией, как мы бы того хотели, но в любом случае всё, что заложено в Конституции, всё, что касается фундаментальных прав и свобод, президентского характера нашего государства, федеративного устройства, – это то, что, по всей вероятности, не должно меняться никогда или, во всяком случае, в исторической перспективе. Противное грозит существованию государства Российская Федерация.
Если же что‑то подобное произойдёт, последствия могут быть крайне тяжелыми. Конституция, и об этом говорили все выступающие, и я говорил в своем вступительном слове, – это живой документ. И для того, чтобы акты, которые принимаются во исполнение Конституции, судебные решения или наши предложения, касающиеся совершенствования правопорядка в целом, соответствовали духу и букве Конституции, и существует Конституционный Суд.
Уверен, что этот институт, который появился, по сути, одновременно с Конституцией Российской Федерации, будет стоять на страже Конституции, не допуская неточных толкований Конституции и отстаивая фундаментальные основы, на которых Конституция зиждется.
Не уверен, что то, что я сказал, – это бесспорные вещи, но мы присутствуем на конференции, и я надеюсь, что в ходе следующего пленарного заседания вы сможете обсудить и эти позиции, и массу других идей, которые сегодня существуют в нашем обществе и, вне всякого сомнения, подлежат обсуждению.
Ещё раз поздравляю всех присутствующих с 15-летием нашего Основного закона, ещё раз благодарю всех тех, кто принимал участие в его создании, и желаю конференции успешной работы.
С праздником!