В.Путин: Сергей Борисович, в последнее время у Вас состоялся ряд встреч с руководителями крупных промышленных предприятий, Вы провели серию совещаний, направленных на развитие реального сектора экономики. Как Вы оцениваете текущее состояние, и что мы планируем на ближайшее время?
С.Иванов: Я готов проиллюстрировать соответствующими цифрами. Должен сказать вначале, что общее состояние экономического роста я оцениваю как стабильно позитивное. Как известно, у нас объем ВВП в первом полугодии этого года вырос на 7,8 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом хотел бы отметить, что рост реального сектора экономики значительно превосходит по всем основным показателям общий рост экономики. Прежде всего, это связано с обрабатывающим сектором, то есть тем сектором экономики, который добавляет стоимость, где есть высокая добавочная стоимость. Здесь рост в среднем за первое полугодие прошлого года составил 12,2 процента.
Теперь, если можно, поподробней по отдельным отраслям. Прежде всего, это производство машин и оборудования, то есть общее машиностроение: прирост за первое полугодие составил 23,4 процента. Это в три раза выше, чем в целом по экономике.
Следующая очень важная отрасль – это строительная техника. Здесь, например, машиностроение: бульдозеры – рост 29 процентов, краны – 91 процент, экскаваторы – 21 процент роста, грузовые автомобили (что тоже во многом связано со строительством) – 35 процентов роста (здесь у нас КамАЗ, конечно, признанный лидер).
Далее – транспортное машиностроение. У нас в первом полугодии произведено новых современных локомотивов в 2,7 раза больше, чем год назад – за первое полугодие 2006 года. Я, кстати, сегодня был на Рижском вокзале, где «РЖД» открыло новый Центр инновационного развития транспортного машиностроения. Я присутствовал на совещании, где создано объединение генеральных конструкторов транспортного машиностроения, то есть эта отрасль тоже сильно консолидируется, потому что и инвестиционный, и потребительский спрос на подвижной состав, конечно, не удовлетворен на сегодняшний день, и потребность рынка очень большая.
Теперь что касается транспортного машиностроения. В автомобилестроении ситуация достаточно противоречива. Как я сказал, по грузовым автомобилям рост производства очень большой в среднем по стране – 19,8 процента (а КамАЗ – даже 35 процентов). В легковом автомобилестроении значительно ниже – всего 9,5 процента. Причем практически весь рост легкового автомобилестроения связан со сборочными предприятиями, которые мы открыли с участием наших иностранных партнеров. А вот производство отечественных легковых автомобилей практически стагнирует. И, может быть, единственная оптимистичная тенденция связана с тем, что наши крупные автопроизводители ГАЗ и АвтоВАЗ заключили недавно соглашение о закупке промышленных платформ у «Магны», которое позволит (это невозможно сделать в одночасье – в 2008 году мы это ожидаем) наладить полностью производство отечественных автомобилей в стране.
Еще одна хорошая новость – это выпуск электронного, оптического и просто электрооборудования. Здесь рост за первое полугодие составил 19,5 процента. Я это связываю с тем, что реально заработали те федеральные целевые программы, которые были приняты в конце прошлого и начале этого года. Я имею в виду прежде всего федеральную целевую программу развития национально-технологической базы, программу реформирования оборонно-промышленного комплекса и программу электронно-компонентной базы, потому что по производству радиоэлектроники рост достаточно впечатляющий.
В.Путин: «Оборонка» – 15,6?
С.Иванов: Да, плюс «оборонка» (я сейчас чуть ниже к ней подойду).
Еще один момент связан с тенденцией бурного потребительского спроса на внутреннем рынке сложной бытовой техники. Производство стиральных машин увеличилось на 40 процентов за полгода, холодильников – на 20 процентов, телевизоров – на 62. Наши граждане все больше и больше располагают ресурсами для покупки дорогостоящей бытовой техники. Это позитивный сигнал.
Что касается других отраслей промышленности, здесь нет таких впечатляющих цифр. Я могу их перечислить: металлургия выросла на 5 процентов за полгода; химическое производство – 8,2 процента; обработка древесины и производство продукции из дерева выросло на семь с половиной процентов. Я считаю это позитивным сигналом, потому что за прошедшее полугодие Правительство приняло долгожданное решение, с одной стороны, ограничивающее вывоз сырья – круглого леса, а с другой стороны – разработало перечень стимулирования (в том числе и для иностранных партнеров) экономической деятельности и строительства лесоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий на нашей территории.
В.Путин: Что у нас происходит в судостроении?
С.Иванов: В судостроении картина печальная. Если говорить об «оборонке» в целом – рост составил 15,6 процента. Это ровно в два раза больше, чем рост обрабатывающей промышленности и экономики в целом. Здесь я бы выделил два крайних полюса – авиастроение и судостроение. В авиастроении рост – 30 процентов, самый впечатляющий за полугодие. В цифрах это, может быть, выглядит не так наглядно: за полгода мы построили 10 гражданских самолетов и 35 вертолетов. Но, с одной стороны, недавно мы и столько не строили, а с другой стороны – Объединенная авиастроительная корпорация, которая была создана в прошлом году, на сегодняшний день имеет твердый контракт на 430 самолетов. Это долгосрочная стабильность, работа многих предприятий, смежников и так далее. А в судостроении мы немного задержались: Объединенную судостроительную корпорацию создали только на бумаге фактически совсем недавно. Я ожидаю, что во втором полугодии судостроительная корпорация полностью структурируется, будет создана. И, во‑вторых, Правительство до конца этого года должно принять федеральную целевую программу по поддержке гражданского судостроения. Такие отрасли, как авиастроение и судостроение, инерционны. Ожидать резкого изменения ситуации в течение даже года – так не бывает.
В.Путин: Мы с Вами договаривались посмотреть проблемы авиационного двигателестроения.
С.Иванов: В этом месяце Правительство готово будет представить Вам предложения по созданию холдингов в авиадвигателестроении, представить подробный доклад о перспективах развития авиастроения, потому что это взаимосвязанные вопросы. Кроме этого, у нас готовы предложения по развитию вертолетостроения. И наш внутренний рынок нуждается в современных вертолетах, и перспективы экспорта по вертолетам у нас тоже хорошие. Если Вы помните, в сфере ВТС доля продажи вертолетов, как боевых, так и двойного назначения, у нас достаточно высока.
В других отраслях – не только в «оборонке», а фактически отраслях двойного назначения – ситуация достаточно благополучная: и в ракетно-космической сфере, и в Росатоме, и в нашей гражданской атомной энергетике рост составил около 20 процентов за первое полугодие.