В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте начнем с информации о том, что происходит в Амурской области.
(Обращаясь к М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, пожалуйста.
М.Фрадков: Ситуация контролируется. Министерство по чрезвычайным ситуациям занимается расселением районов, которые подвергаются затоплению. Думаю, что в ближайшее время можно будет доложить о том, что эти работы проведены и приняты необходимые технические решения по ликвидации возможных последствий затопления.
В.Путин: Надо повнимательнее посмотреть на нужды людей. Как известно, это является самым главным. Речь, возможно, пойдет о переселении, не временном переселении, а о переселении людей на новое постоянное место жительства. Нужно помочь региону. И не только у нас, но и в других регионах мира происходит много проблем подобного рода. Мы знаем, сейчас в Великобритании большая проблема с наводнением, а на Балканах – пожары. Наша противопожарная авиация работала сейчас в нескольких странах Восточной Европы. Поступила просьба от Сербии.
Михаил Ефимович, прошу Вас положительно и оперативно отреагировать. Нужно помочь.
М.Фрадков: Хорошо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Хочу вас проинформировать, что мною подписано несколько законов, в том числе закон о госкорпорации по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства и о нанотехнологиях. Прошу оперативно включиться в работу по реализации принятых законов.
(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, Вы только что были в Смоленске. Какие результаты работы, о чем договорились с коллегами?
С.Иванов: Вчера я был в рабочей поездке в Смоленской области, посещал ряд предприятий высокотехнологичной промышленности в Смоленской области, в частности, полиграфический комбинат – один из крупнейших в России, – который на сегодняшний день изготовляет до 80 процентов учебной литературы: это учебники, дневники, тетради школьные.
Летом традиционно загрузка предприятия самая высокая, к 1 сентября предприятие должно выполнить все контракты. Ситуация там нормальная. Предприятие прошло стадию акционирования – был ГУП, стало акционерное общество. Ситуация не ухудшилась, заказов достаточно много, и это предприятие выполняет большую, конечно, социальную задачу по подготовке учебников. Они уже на другом полиграфическом уровне – яркие обложки, приятно держать в руках эти учебники, тетради, дневники.
Кроме того, я был на предприятии «Аналитприбор». Это одно из уникальных предприятий, которое изготавливает газоанализаторы, сложную техническую аппаратуру как для силовых структур России, так в последнее время все больше и больше и для интересов гражданских отраслей. Это, в частности, анализаторы метана для шахт. Причем наши конструкторы учли, к сожалению, наш менталитет и предусмотрели такие системы, которыми невозможно манипулировать бесследно, и об этом сразу поступает соответствующий технический сигнал. Это меня особо привлекло. Считаю, что эта аппаратура имеет очень хорошие шансы для внедрения в нашей угольной промышленности на шахтах.
Кроме того, все больше счетчиков, тех же анализаторов, фильтров выполняется в интересах ЖКХ, гражданской отрасли. И здесь тоже, считаю, у предприятия хорошие перспективы.
В пятницу планирую рабочую поездку в Иваново и хочу посетить одно из немногих оставшихся у нас крупных предприятий – Ивановский завод тяжелого станкостроения. Вообще ситуация со станкостроением у нас далеко не блестящая, Россия очень сильно утратила свои позиции в станкостроении за последние годы. Само производство станков у нас на сегодняшний день на 100 процентов находится в частных руках. Это небольшие частные предприятия, некоторые из них производят достаточно конкурентоспособные станки.
На заседании правительственной Комиссии по промышленности и технологиям я отдельно рассматривал ситуацию в данной сфере, и большинство участников – а там были, конечно, представители частных заводов – обратили внимание на то, что государство не уделяет внимание разработке научно-исследовательской базы станкостроения. А активы в этой сфере по‑прежнему находятся в руках государства в отличие от производства. Поэтому на комиссии прозвучало достаточно консолидированное предложение объединить государственные активы только в научно-исследовательской сфере, НИИ сделать, говоря по‑современному – инжиниринговый центр. А частники различных предприятий отрасли в ответ готовы провести собственную внутреннюю консолидацию. И таким образом мы можем поправить дело в этой сфере.
Причем хотел бы еще подчеркнуть. Часто говорят, и приходится даже читать в средствах массовой информации, что государство и здесь собирается сделать какие‑то госкорпорации. Это совершенно не соответствует действительности, потому что у государства никаких активов в производственной базе давно уже не осталось. И речи здесь не может идти о каких‑то государственных органах. Речь может идти только о консолидации науки, научно-исследовательской сферы для того, чтобы она задавала высокую планку стандарта качества и нового технологического уровня.
В.Путин: Ясно, что, кроме государства, на данном этапе вряд ли кто‑нибудь будет вкладывать в эту сферу.
С.Иванов: Совершенно верно. Хочу уже в Иванове посмотреть с точки зрения производства. Предприятие готово к освоению новых и современных моделей.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Если вернуться все‑таки к госкорпорациям по нанотехнологиям и по фонду содействия реформированию, напомню, что мы первоначально говорили о 285 миллиардах. В конечном итоге я вижу 250 по ЖКХ, а по российской корпорации нанотехнологий – 130, хотя там у нас по другим каналам, не только в корпорации, а по другим каналам плюс еще где‑то около 50 миллиардов.
С.Иванов: Только что федеральную целевую программу приняли.
В.Путин: А по нанотехнологиям у нас получается, как и договаривались, где‑то 280 миллиардов. А по ЖКХ куда исчезли 20 миллиардов?
С.Собянин: 10 миллиардов мы заранее дали региону, чтобы они в этом году, минуя саму корпорацию, уже приступили к ремонту.
В.Путин: Получается 260.
С.Собянин: 250. 240 уставный капитал, а 10 миллиардов отдали напрямую, уже получается 250.
В.Путин: А говорили 280–285. Где деньги?
А.Кудрин: В Послании Президента выделяется 250.
В.Путин: Хорошо, посмотрим.
(Обращаясь к Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, Вы занимались решением вопросов, связанных с развитием газификации на территории Российской Федерации. Это решения, о которых мы говорили раньше, которые были приняты раньше, и сейчас идет их реализация. Подписаны договоры с регионами?
Д.Медведев: Разрешите проинформировать. У нас уже третий год идет программа газификации. В этом году общий объем инвестиций в газификацию составляет порядка 20 миллиардов рублей.
И с регионами у нас было установлено, что мы с ними подписываем графики синхронизации, специальные договоры о том, как каждый регион выполняет свои обязанности. Потому что, напомню, мы разделили работу на принципах софинансирования, когда часть работы оплачивает «Газпром» – его обязанностью является финансирование межпоселковых сетей, часть работы делают регионы и муниципалитеты – это внутрипоселковые сети и внутридомовые сети. По этой программе как раз и осуществляется работа.
У нас с 58 регионами должны быть заключены договоры на этот год, графики синхронизации. С 53 сейчас договоры подписаны и работа идет, с пятью еще некоторые вещи утрясаются, и сегодня я как раз разбирался с причинами, почему это так долго происходило.
И еще один очень важный вопрос – это подключение граждан, потому что мы должны исходить из того, чтобы цена подключения была приемлемой для широких категорий людей, которые нуждаются в газе. У нас есть отдельные категории, такие как пенсионеры, люди, у которых невысокие заработки, по ним мы договорились, что будут приняты специальные меры поддержки со стороны регионов для того, чтобы они вписались именно в те цифры, которые в среднем в регионе берут за подключение к сети газа. В целом программа развивается успешно.
В.Путин: Эти 53 региона, о которых мы говорим сейчас, – там работа когда будет завершена?
Д.Медведев: Так, как мы и планируем, она будет завершена по тем объектам – а их около 400 в этом году – в конце этого года. И как раз смысл сегодняшнего совещания был в том, чтобы сверить часы.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к М.Зурабову.) Мы в этом году увеличили пособия по уходу за детьми. Как идут выплаты, Михаил Юрьевич?
М.Зурабов: Результаты, которые у нас сейчас имеются по первому полугодию, а речь идет о реализации мер государственной поддержки семьям, имеющих детей, дают основания сделать первые выводы об эффективности предложенной программы по двум параметрам. Во‑первых, охват населения выплатами, и, во‑вторых, размер этих выплат. Если в прошлом году количество получателей таких мер поддержки в период ухода за ребенком до полутора лет составляло порядка 910 тысяч человек, то в этом году за первое полугодие – один миллион 880 тысяч. То есть увеличение в два раза.
При этом надо сказать, что появился новый значительный контингент, новая когорта – это женщины, ранее не работавшие, то есть не охваченные системой социального страхования, и количество получателей из этой категории практически 800 тысяч. Надо сказать, что при формировании проекта федерального бюджета предусматривалось, что количество таких получателей будет 460–470 тысяч. О чем это свидетельствует? С нашей точки зрения, это свидетельствует о том, что меры эффективны, и люди заявляют о своем желании получать пособия. Если бы пособие было маленькое, незначительное, то навряд ли можно было бы рассчитывать на то, что люди придут, напишут заявление, оформят надлежащим образом документы и затем будут эти выплаты получать. И, кроме всего прочего, конечно, сам размер пособия тоже значительно подрос. В прошлом году он составлял 700 рублей. В этом году за первого ребенка – более двух тысяч, а за второго ребенка – 3170 рублей. И еще важная деталь: среди неработающих женщин, то есть женщин, которые не работали до момента ухода в отпуск или до момента начала ухода за ребенком, 45 процентов женщин, получающих пособие, – это пособие за второго и последующих детей. А в прошлом году этот показатель был гораздо более скромным, он в среднем составлял 32–33 процента.
В.Путин: То есть в целом наши прогнозы о том, что принимаемые меры будут стимулировать как раз рождение второго ребенка, они оправдываются?
М.Зурабов: Подтверждаются.
В.Путин: Хорошо, спасибо. А что касается объема финансирования с учетом увеличения контингента, на который мы рассчитывали, денег хватает?
М.Зурабов: Это как раз та тема, которую мы сейчас подробно исследуем с Министерством финансов. Конечно, потребуются дополнительные средства. Совсем недавно Алексей Леонидович [Кудрин] обратился в Правительство. Мы получили соответствующее поручение от Дмитрия Анатольевича [Медведева] и готовим сейчас все расчеты для увеличения объемов финансирования. Конечно, они были у нас предусмотрены в более скромном объеме, имея в виду, что наш прогноз, конечно, был существенно более осторожным. Поэтому увеличение, мы думаем, составит дополнительно около 6–7 миллиардов рублей.
А.Кудрин: Здесь мы обязаны исполнять те взятые на себя обязательства в отношении всех таких семей. И, по данным Минздравсоцразвития, такая необходимость дополнительных средств существует. Поэтому мы, конечно, сейчас готовим предложения.
В.Путин: Итоги первого полугодия позволяют нам надеяться на то, что все наши социальные обязательства могут быть, должны быть и будут исполнены.
А.Жуков: Сейчас мы можем подвести предварительные итоги за июнь и, соответственно, за первое полугодие.
Должен сказать, что в июне экономика росла даже более высокими темпами, чем в предыдущие месяцы. За июнь рост внутреннего валового продукта составил 8,2 процента, а в целом за полугодие – 107,8 процента. Для сравнения: в прошлом году за первое полугодие у нас был рост 36 процентов. Так что темпы более высокие и более высокие, чем мы планировали изначально и прогнозировали по этому году.
В основном растет экономика за счет роста промышленного производства. Здесь даже мы наблюдаем более высокие темпы. За июнь промышленное производство выросло на 10,9 процента по сравнению с июнем прошлого года, а за первое полугодие – 107,7.
Какие основные компоненты этого промышленного и экономического роста? В первую очередь надо отметить рост инвестиций в основной капитал. За первое полугодие инвестиции выросли на 122,3 процента по сравнению с первым полугодием прошлого года. За аналогичный период в прошлом году у нас было 11 процентов рост. Показательная цифра: за последние два года, если сравнивать первое полугодие этого года с 2005-м, в абсолютной величине инвестиции в основной капитал у нас выросли ровно в два раза.
Кроме того, реальная заработная плата по итогам первого полугодия этого года выросла на 117,5 процента, реально, то есть за вычетом инфляции. В прошлом году за первое полугодие у нас было 12,3 процента.
То есть здесь можно сказать, что в этом году у нас сравнительно новая тенденция, что экономический рост в меньшей степени обусловлен внешнеэкономическим фактором – ростом экспорта и другими, а в основном базируется на решении внутреннего спроса. Это делает темпы роста более устойчивыми, особенно с точки зрения роста инвестиций это как бы задел на будущее. И, естественно, бюджетные показатели от этого тоже больше, чем мы планировали. И, соответственно, тот вопрос, который Вы задавали: мы вполне можем обеспечить дополнительным финансированием необходимые выплаты в том числе.
В.Путин: Это говорит о том, что наш бюджет действительно носит социальный характер, он социально ориентирован. Вспоминаю нашу последнюю встречу, посвященную проблемам экономики, и вместе с тем разделяю некоторые замечания Министра финансов и Министра экономического развития по поводу необходимости усиления нашего внимания к вопросам макроэкономического характера. В этой связи, Михаил Ефимович, если потребуется, посмотрите, пожалуйста, на возможную корректировку структуры расходов с тем, чтобы нам, обеспечивая безусловное исполнение наших социальных обязательств, не нанести ущерба макроэкономическим показателям.
М.Фрадков: Сейчас в этом смысле у нас неопределенностей больше, потому что бюджет утвержден и на следующий год, и на трехлетку. И в пределах расходных обязательств нам нужно повышать эффективность при распределении, собственно, в приоритетные направления.
В.Путин: Хорошо. Мы отметили 10-летие программы подготовки управленческих кадров.
С.Нарышкин: Мы сегодня подвели итоги выполнения государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства. За десять лет президентской программы подготовлено 45 тысяч управленцев для предприятий различных форм собственности, управленцев среднего и высшего звена. Из них десять тысяч прошли стажировку в компаниях зарубежных стран и три тысячи – на российских предприятиях. Мы ведем ежегодный мониторинг качества подготовки специалистов, и здесь тоже неплохие результаты, достаточно сказать, что около 70 процентов выпускников программы смогли реализовать на своих предприятиях те проекты, которые были задуманы и разработаны во время подготовки. Причем если говорить о выпускниках последнего, 2006 года, то за счет реализации проектов ими на своих предприятиях создано около 30 тысяч новых рабочих мест. Проекты рассчитаны не только на расширение производства, но и на повышение эффективности работы предприятий, сокращение издержек и так далее.
В этом году мы переформатировали несколько программ. Если до последнего года программа финансировалась исключительно из федерального бюджета, то в этом году с тем, чтобы поднять заинтересованность основных выгодополучателей предприятий и субъектов Федерации, перешли на финансирование из трех источников: треть – предприятие, треть – субъект Федерации, и треть – федеральный бюджет. Мы недавно подготовили и выпустили постановление Правительства, которое определяет направление подготовки на шесть учебных лет вперед, все необходимое финансирование со стороны федерального бюджета в бюджете 2008 года и в трехлетке учтено.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к С.Лаврову.) Сергей Викторовичи, итоги предыдущей недели, какие планы на предстоящую?
С.Лавров: Из того, что было на прошлой неделе, выделю встречу «четверки» международных посредников по Ближнему Востоку, которая состоялась в Португалии и на которой были приняты решения, подвигающие нас к тому, чтобы финансово разблокировать ситуацию на палестинских территориях, пока только на западном берегу, потому что Газа находится на особом положении. Мы выступили с рядом предложений, чтобы и Газа беспрепятственно получала гуманитарную помощь как минимум, а впоследствии активно включалась в финансово-экономическую жизнь.
Обсуждали инициативу Президента Буша о том, чтобы провести международную встречу этой осенью по Ближнему Востоку. И мы договорились, что готовить встречу будет квартет. Так что у нас наработки есть. Ваша инициатива о проведении международной конференции давно известна. Там есть совершенно конкретные параметры, как это мероприятие можно организовать. Рассчитываю, что эта встреча станет шагом на этом пути.
Косово также было в центре внимания. Итог многомесячной работы в Совете Безопасности таков, что резолюцию соавторы, наши западные партнеры, не поставили на голосование. И был сделан правильный вывод, в пользу которого мы активно выступали, о необходимости продолжить переговоры.
О том, как это лучше сделать, будет договариваться контактная группа, она встречается завтра на уровне экспертов, и предложения, которые будут выработаны по организации переговоров, будут представлены сторонам. На этом мы настояли.
Ясно, что в основе новых переговоров не может лежать план Ахтисаари, который как раз и составлял существо не получившей поддержки в Совете Безопасности резолюции. Будем учитывать позиции сторон, в том числе те предложения, которые недавно внесли сербы по итогам разговоров с Вами Президента Тадича и премьер-министра Коштуницы.
И третий вопрос, который также имеет важное значение. Мы в соответствии с Вашей договоренностью в Кеннебанкпорте с Президентом Бушем согласовали график работы по анализу угроз в сфере ракетного распространения. И в качестве первого этапа 30–31 июля в Вашингтоне состоятся переговоры по проблематике противоракетной обороны. У нас туда направляется межведомственная делегация, в основе ее позиции будут лежать разработанные совместно соответствующими ведомствами предложения на основе Ваших инициатив, которые Вы выдвинули в Кеннебанкпорте. И рассчитываем, что этот раунд поможет приступить к практическому рассмотрению этих предложений. Параллельно не забываем о том, что наш подход к ПРО предполагает активное вовлечение других стран, прежде всего европейских. И в соответствии с Вашей договоренностью с Президентом США завтра в Брюсселе состоится заседание Совета Россия–НАТО, где мы также начнем обсуждать эту проблематику в русле Ваших инициатив.
В.Путин: Тони Блэр довольно активно включился там в работу. Он сейчас на Ближнем Востоке?
С.Лавров: Тони Блэр участвовал в работе «четверки», когда мы собирались в Лиссабоне, сейчас он направился на Ближний Восток. Договорились, что в сентябре в Нью-Йорке в рамках Генеральной ассамблеи состоится очередное совещание квартета, где он уже представит идеи о том, как он будет работать на основе первых впечатлений в регионе.
В.Путин: Что касается Косова, работа перешла в контактную группу, но резолюция 1244 – она действует.
С.Лавров: В полной мере сохраняет свою силу. И, чтобы она перестала действовать, нужно решение Совета Безопасности.
В.Путин: Вы знаете, что мы достаточно подробно обсуждали эту проблему по телефону с Канцлером Федеративной Республики Германия Ангелой Меркель и договорились о том, что Вы с Вашим коллегой будете в контакте по всем тем вопросам, которые Вы сейчас доложили, в том числе это касается и проблемы противоракетной обороны с учетом нашего предложения подключить европейцев.