В.Путин: Михаил Александрович, начнем с сертификатов на материнский капитал. Потом несколько слов о программе создания перинатальных центров, лекарственном обеспечении и других вопросах, которые Вы хотели затронуть.
М.Зурабов: Прежде всего я хочу проинформировать Вас о том, что тот комплекс мер, который сейчас принимается в отношении стимулирования рождаемости, начинает давать первые результаты. Вы о них знаете. В частности, рост рождаемости в мае месяце текущего года был достаточно значительный по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 9,3 процента. Это довольно высокий показатель. Но этот слайд я предложил Вашему вниманию для того, чтобы проиллюстрировать динамику количества вторых рождений в семье. На этом слайде представлена информация более развернутая. На следующем слайде – информация, согласно которой начиная с января месяца количество вторых детей, рождающихся в семьях граждан Российской Федерации, постепенно начало увеличиваться, и сейчас этот показатель уже достигает уровня более 40 процентов, а показатель на начало года был 32 процента. Это, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что меры, которые были заявлены Вами в Послании и затем в основных положениях разрабатываемой на сегодняшний день Концепции демографического развития в Российской Федерации, начинают давать первые результаты. Это, с нашей точки зрения, достаточно отрадный факт.
Что касается выплат пособий, то эти пособия выплачиваются в запланированных размерах и в установленные сроки. Нет проблем с текущим финансированием обязательств.
И что касается сертификатов на материнский капитал, то эта работа также проводится в соответствии с принятыми решениями. И какой‑нибудь информации, которая свидетельствовала бы о наличии сбоев в этом вопросе, мы на сегодняшний день не видим.
В некоторых регионах мы сейчас видим как довольно активное увеличение рождаемости, так и увеличение числа вторых детей в семье.
Что касается второго направления, о котором Вы также спросили меня, то я бы начал с того, что проинформировал бы Вас о запланированном на пятницу заседании президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов, который проводит Дмитрий Анатольевич Медведев и на котором один из вопросов, поставленных на повестку дня, звучит как «совершенствование оказания медицинской помощи матерям и новорожденным». Надо сказать, что эта программа реализуется в два этапа. Первый этап был запланирован на два года, и он заканчивается в 2007 году. В рамках первого этапа основной акцент был сделан на следующие основные шесть мероприятий. Это укрепление первичного звена медико-санитарной помощи, в том числе службы родовспоможения, детских поликлиник. И здесь мы выделяли такие задачи, как укомплектование медицинскими работниками педиатрических участков, укомплектование необходимыми кадрами женских консультаций, приобретение необходимого медицинского оборудования для проведения скрининг-обследования беременных женщин. Это, безусловно, выстраивание второго канала финансирования службы родовспоможения на базе родового сертификата. И эта работа показывает свою эффективность, поскольку средства приходят в службу родовспоможения за пациентом, за женщиной. И мы видим сейчас возникновение признаков конкурентной среды и более ответственное отношение к женщине на этом этапе ее жизни. Это также, с нашей точки зрения, работа по укреплению службы скорой помощи. В прошлом году закупили, в этом году будем продолжать поставки реанимобилей, в том числе для перевозки детей на ранних месяцах жизни. Это, конечно же, обследование всех родившихся детей на врожденные заболевания, то, на что Вы неоднократно обращали внимание, то, что мы начали с прошлого года делать, в том числе муковисцидоз. В прошлом году мы выявили 56 таких детей. Они встали на учет, и мы сейчас занимаемся их ведением. И это высокотехнологичная медицинская помощь детям первого года жизни в рамках федеральных квот – это бесплатная медицинская помощь, и мы очень серьезно приросли по объемам оказания помощи в прошлом году. Это были задачи этого периода.
Но в целом Вы знаете цифры. Повторю их еще раз. За эти два года нам удалось добиться снижения младенческой смертности на двадцать процентов с 11,6 до 9,4 [промилле] на сегодняшний день. Также снизилась материнская смертность за прошлый год – порядка восьми процентов.
Что такое второй этап? Это, во‑первых, новый стандарт диспансерного наблюдения детей в течение первого года жизни. Как Вы знаете – это, собственно, было Ваше непосредственное поручение, – в родовом сертификате появился третий талон, и средства стали поступать в детские поликлиники. В этом году туда придет один миллиард сто тысяч, по нашим оценкам, на следующий год эта сумма удвоится.
Министерство предложило – и эта инициатива была поддержана – с будущего года ввести новый стандарт диспансерного наблюдения за детьми, тем более что мы выделяем серьезные дополнительные средства, с тем чтобы и выявлять на ранних стадиях заболевания, но и, конечно, сопровождать тех детей, которые получили высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе и в перинатальных центрах, стационарных учреждениях службы родовспоможения.
Следующее направление – укрепление материально-технической базы муниципального звена, более 75 объектов в рамках федеральной целевой программы «Дети России» и в рамках ФАИП будет строиться в течение ближайших двух лет. И строительство перинатальных центров, о которых Вы уже упомянули, – это очень важные компоненты. Мы предполагаем, что порядка пятидесяти восьми уже существующих медицинских учреждений мы будем переоборудовать под перинатальные центры, но и двадцать, так как это было поручено, мы считаем, есть возможность в течение ближайших двух лет построить на условии софинансирования субъектами. Этот проект вызывает огромный интерес. Более пятидесяти субъектов подали заявки для участия в этой программе, и в отношении трех субъектов Вы давали непосредственные поручения. Восемь территорий докладывали свои предложения на Правительстве, соответствующие поручения сформулированы. Мы это собираемся в ближайшую пятницу посмотреть повнимательнее.
Но я еще хотел поговорить о том, что мы совместно с субъектами сейчас провели подготовительную работу если не по отбору, то, во всяком случае, по подготовке предложений в отношении медико-технического задания основных проектных решений. Вот этот совместный проект у нас подготовлен с одним из субъектов. Это перинатальный центр на 175 коек. Его сметная стоимость, с нашей точки зрения, вполне приемлема. Разработан этот проект совместно с немецкими специалистами, и он включает в себя четыре основных блока: это лабораторно-поликлинический блок, это акушерский блок, это неонатальный блок и операционный блок. Вот, говоря об операционном блоке, я хотел сказать о том, что впервые в таком массовом порядке мы надеемся со временем начать осуществлять в том числе и микроинвазивную медицинскую помощь, то есть помощь будет оказана женщине еще в тот период, когда ребенок находится в чреве матери. Предусматривается оборудование, которое позволит эту медицинскую помощь оказывать. Ну и, конечно, основной акцент здесь делается на реанимацию новорожденных, потому что такого рода центры создаются именно с акцентом на выхаживание детей с так называемой экстремально низкой массой тела: пятьсот граммов, семьсот граммов, то есть до килограмма. Средства в федеральном бюджете на эти цели предусмотрены уже на будущий год, в общей сложности запланировано на эти цели порядка двадцати миллиардов, из которых восемь миллиардов – это сумма, предусмотренная на 2008 год. На 2009 год – двенадцать миллиардов. Центры будут строиться совместно с субъектами Российской Федерации, проекты эти все будут достаточно широко обсуждены, и это будет типовой проект. Он именно таким будет во всех регионах, где такого рода перинатальные центры будут построены. Это будут, я уверен, самые современные медицинские учреждения подобного класса, и, конечно же, это позволит нам серьезно продвинуться в отношении снижения уровня смертности в первую очередь именно потому, что в этих центрах можно будет выхаживать детей с экстремально низкой массой тела, недоношенных детей, что в общем на сегодняшний день является довольно серьезной причиной преждевременной смертности. И что касается последней темы, которую Вы затронули…
В.Путин: Сколько стоить будет?
М.Зурабов: Пока предварительные расчеты, с нашей точки зрения, достаточно приемлемы – миллиард четыреста миллионов.
В.Путин: С оборудованием?
М.Зурабов: Да, с оборудованием. Миллиард четыреста миллионов с оборудованием. Это фактически означает, что там средняя стоимость квадратного метра укладывается в семьдесят тысяч рублей. Поэтому мы сейчас, исходя из этого, и предполагаем вынести на обсуждение этот вопрос, но очень серьезно в ближайшие пару месяцев поработаем, с тем чтобы этот проект утвердить, ну а затем, как обычно, конкурсные процедуры. Но субъект, чьи предложения мы возьмем в качестве базовых, берет на себя обязательства профинансировать разработку самого проекта и передать его нам в качестве типового для последующего использования, повторного использования в других субъектах Российской Федерации. Таким образом, мы пойдем по единой схеме, и сейчас мы привлекаем большое количество специалистов в регионах, с тем чтобы они все свои предложения и пожелания высказывали, и, таким образом, мы бы ничего не упустили.
И последняя тема. Она касается лекарственного обеспечения. Я прежде всего хочу начать с того, что в последний месяц был принят ряд решений, которые были одобрены, в том числе в Государственной Думе. Чего они касаются. Прежде всего они касаются того, что с будущего года лекарственные средства для тех, кто страдает заболеваниями, лечение которых является особо дорогостоящим, будут выделены из программы дополнительного лекарственного обеспечения в отдельную программу и будут финансироваться за счет средств федерального бюджета по отдельной схеме. Я напомню, что это всего лишь пятьдесят две тысячи человек в Российской Федерации, но расходы на их лечение исчисляются десятками миллиардов рублей. Мы планируем на будущий год, что минимальные расходы для этой категории у нас составят порядка 16–17 миллиардов рублей, для того чтобы обеспечить лечение семи основных наиболее тяжелых заболеваний, таких как гемофилия, муковисцидоз, онкогематологические заболевания, гипофизарный нанизм и ряд других. Вот это все сейчас нами с субъектами и с Государственной Думой согласовано и соответствующими нормами в закон прописано. Мы также провели подробнейшие консультации с представителями, с общественными организациями, которые объединяют эту категорию больных либо представителей, которые действуют в интересах этой категории больных, и мы согласовали механизм формирования списков тех, кто будет получать лекарственные препараты по этим программам, и сейчас дорабатываем систему контроля, которая позволяла бы нам на сто процентов быть уверенными в том, что все лекарственные препараты доходят до конкретных пациентов. Надо иметь в виду, что упаковка такого лекарственного препарата стоит 100–150 тысяч рублей, а курс лечения может стоить миллион триста – миллион пятьсот. Поэтому это чрезвычайно дорогостоящий препарат, и в этом смысле надо, конечно, наладить и учет, и контроль за расходами. Что же касается программы будущего года, то те средства, которые в этом году были предусмотрены на программу дополнительного лекарственного обеспечения, в полном объеме будут сохранены. И мы на сегодняшний день предполагаем передать целый ряд серьезных полномочий, связанных с реализацией этой программы, территориям и уверены в том, что этих средств будет достаточно для того, чтобы обеспечить оставшиеся категории граждан лекарственными препаратами, притом что, я еще раз повторю, объем сохранится тот же самый, без изменений, притом что мы возьмем на Российскую Федерацию дополнительные расходы в размере как минимум шестнадцати миллиардов рублей, но реально в бюджете предусмотрено тридцать три с запасом. Поэтому это даст возможность застраховать нас от каких бы то ни было неожиданностей, а может быть, в чем‑то даже помочь отдельным субъектам Российской Федерации. Что касается второй половины этого года, то также принято, с моей точки зрения, очень важное решение: выделены дополнительные средства в объеме 15 миллиардов рублей в бюджете будущего года на дополнительные поставки лекарственных препаратов в этом году, и мы уже сейчас видим, что ситуация нормализуется, ну а что касается второй половины этого года, то я абсолютно уверен, что у нас никаких сбоев уже не будет, потому что механизм отлажен и запущен.