В.Путин: Алексей Васильевич, Правительством одобрен проект программы развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы. Давайте с этого начнем.
А.Гордеев: Спасибо. Я как раз Вам принес текст государственной программы. Это было Ваше поручение, и соответствующий закон о развитии сельского хозяйства был принят в декабре прошлого года. Закон предусматривал принятие государственной программы. Я бы хотел отметить, что впервые принят в стране такой комплексный пятилетний документ. Важно, что в государственной программе – и это тоже было Ваше поручение – рассматриваются не только вопросы сельскохозяйственного производства, но и социального развития села. Конечно, основой и ускорителем принятия госпрограммы стал приоритетный национальный проект. Он как раз показал, что есть большой потенциал: начало развиваться предпринимательство на селе. И, в общем‑то, с 2008 года приоритетный национальный проект перерастает в государственную программу, и аграрная политика становится вообще приоритетом в социально-экономической политике страны. Такой вот заложен подход.
Три главных цели, приоритеты на пятилетний период. Первая цель – это обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. Второе – это модернизировать сельское хозяйство, чтобы мы могли все‑таки быть конкурентоспособными, современными. И третье – это сохранение и воспроизводство земель сельскохозяйственного назначения и, прежде всего, продуктивной пашни.
Какие показатели программы по финансированию? Если брать следующую пятилетку и сравнивать с предыдущей пятилеткой по финансированию, то объем из федерального бюджета возрастает в три раза. Замечу, не на 20 процентов, не на 50 процентов, а в три раза возрастает объем: это на пять лет 551 миллиард рублей. В таком же объеме предусмотрено софинансирование со стороны регионов, то есть на пять лет мы прогнозируем 1 триллион 100 миллиардов рублей.
Важно, что здесь мы синхронизируем аграрную политику на уровне регионов и федерального центра. Государственная программа называется «Развитие сельского хозяйства и регулирование продовольственных рынков». То есть и этот элемент там предусмотрен – как мотивационный механизм развития сельскохозяйственного производства. Планируем увеличить за 5 лет производство сельхозпродукции на 24 процента; инвестиции, и именно частные, – в 1,6 раза, то есть более опережающими темпами; более чем в 2 раза – доходы населения сельских территорий (это, наверное, основной показатель). И планируем, чтобы все‑таки доля отечественных производителей в целом на товарном рынке была не менее 70 процентов. Мы, конечно, не берем какие‑то отдельные виды товаров, которые не производит отечественное сельское хозяйство, а основные виды –это, скажем, мясо, молоко и тому подобное.
В общем‑то, госпрограмма получила одобрение и утверждена на прошлом заседании Правительства. Сейчас мы работаем над тем, чтобы такие же государственные программы были приняты на уровне регионов, и они составляли единое целое. И с 2008 года предусматриваем такой серьезный масштаб, соответствующий динамике национального проекта.
В.Путин: А социальные вопросы села? Мы долго спорили – и я знаю, что внутри Правительства шли споры по поводу, скажем, решения жилищной проблемы на селе.
А.Гордеев: По жилью в основном спор шел, связанный с тем, как сделать так, чтобы развивалась ипотека на селе. Мы договорились с Министерством экономического развития, что элементы ипотеки уже начинать включать, но важно сделать так, чтобы покупательная способность сельского населения могла бы обеспечить доступ к жилью. И у нас уже такой опыт наработан в отношении молодых специалистов – то, что касается национального проекта. И мы предусматриваем увеличение финансирования именно вот на это более чем в три раза начиная со следующего года. Кроме того, мы стараемся комплексно подойти: и водоснабжение существенно расширяется, и газификация, строительство сельских дорог – то есть обеспечить все‑таки комплексную застройку, чтобы поднять в целом качество жизни.
В.Путин: А социальное жилье? Вы сказали про ипотеку, а социальное жилье?
А.Гордеев: У нас ипотека – подразумевается, что основную часть мы будем субсидировать со стороны федерального Правительства и региона, а какую‑то часть…
В.Путин: Сколько денег предусматриваете?
А.Гордеев: Если говорить о жилье, то мы так разворачиваем программу, что со следующего года, я уже сказал, мы даем в два с лишним раза больше, а с 2009 года выходим на сумму 14–15 миллиардов рублей ежегодно. Это только со стороны федерального бюджета.
В.Путин: Ясно. Алексей Васильевич, теперь текущие вопросы. Что у нас происходит сейчас в сельском хозяйстве? Как Вы оцениваете эти процессы? Мы ведь немалые деньги затратили в прошлые годы на то, чтобы сформировать резервы, которые предполагали использовать для того, чтобы оказывать влияние на рынок. Сейчас мы видим такие тревожные сигналы, поступающие из разных регионов, по поводу роста цен на зерно. Что мешает сейчас использовать эти самые интервенции?
А.Гордеев: Владимир Владимирович, у нас есть полный набор инструментов, чтобы повлиять на ситуацию с ценами на зерновом рынке, и, более того, мы имеем уже довольно положительный опыт – в 2004 году, когда у нас и эти механизмы работали.
Но что сейчас происходит? Идет уборка урожая в стране. На сегодня убрано и обмолочено 5 миллионов 700 тысяч гектаров. Сбор составил 17 миллионов тонн. Это на 3 миллиона тонн больше, чем в прошлом году: идем с опережением. Мы вообще в начале пути уборки. Уже совершенно очевидно, что основные производители зерна, и прежде всего продовольственного, – Краснодарский край – сработают не хуже прошлого года. Если же на круг брать все зерновые культуры, где‑то будет 8 миллионов 600 тысяч тонн. Ставропольский край сработает не хуже прошлого года – более 6 миллионов тонн. Есть проблемы в Ростовской области. Вы там были, все это видели. У них будет примерно процентов на 30 меньше. Но в то же время мы видим: состояние сейчас посевов яровых зерновых культур в Сибири и на Урале лучше, чем в прошлом году. То есть в целом баланс в стране, я считаю этот прогноз довольно точным, – около 76 миллионов тонн. Но надо, конечно, все это постараться убрать в технологические сроки. То есть в стране ресурсов достаточно. Проблемы никакой нет с точки зрения дефицита.
В.Путин: То есть дефицита не будет?
А.Гордеев: Дефицита никакого нет, и даже…
В.Путин: И даже будет экспортный потенциал?
А.Гордеев: Да, экспортный потенциал. Мы считаем, что около 10 миллионов тонн остается. Есть полтора миллиона тонн в резерве у Правительства – именно продовольственного качественного зерна.
Есть мировая тенденция. Сегодня зерно стало стоить больше, чем год-два назад, что, собственно, коррелируется с ценами на нефть и на дизтопливо. Причины этому разные, в том числе и то, что появилось новое потребление зерна на биотопливо. В частности, Соединенные Штаты Америки активно занимаются биотонолом, целый ряд других стран, Евросоюз. Это, конечно, снимает такой большой объем – около 100 миллионов тонн на эти цели.
Как влиять на хлеб? В основном нас беспокоит эта проблема, потому что все‑таки зерно – это биржевой товар, и здесь мы связаны рынками, и в данном случае нет спекуляций каких‑то, что вроде бы в России зерно дороже, чем на мировом рынке. Как я уже доложил, у нас все инструменты для обеспечения стабильности есть.
В.Путин: И при необходимости вы их используете?
А.Гордеев: Да. Мы Вам такие предложения представим.
В.Путин: Хорошо, спасибо.