В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я вначале хочу поблагодарить всех членов Правительства, которые принимали участие в работе оргкомитета по продвижению заявки Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. Работа завершена, завершена положительным результатом. Члены Правительства многое для этого сделали.
Теперь главное – реализовать те планы, которые у нас в общих чертах уже сформированы. Напомню: из 12 миллиардов 5 миллиардов предполагалось частных инвестиций, Герман Оскарович [Греф] попозже скажет еще. Вроде бы мы можем рассчитывать на то, что частных инвестиций будет даже больше, чем первоначально планировалось. Это означает, что остальные деньги – государственные, запланированные нами в том числе и в рамках трехлетнего бюджета, должны быть использованы рационально. Две трети из них, напомню, должны пойти на развитие инфраструктуры Юга России – того места, где сотни тысяч и миллионы российских граждан проводят свой отпуск ежегодно: это строительство дорог, мостов, тоннелей, водоснабжения, канализации, электроснабжение – всего того, что жизнь людей делает достойной. Оставшиеся средства должны пойти на возведение спортивных сооружений, которыми тоже будут пользоваться граждане нашей страны, – те, кто любят зимние виды спорта, те, кто любят отдыхать в горах. И часть спортивных сооружений, естественно, должна пойти на то, чтобы создать условия для подготовки наших олимпийских сборных как по зимним, так и по летним видам спорта. Все это вместе дает нам основание считать, что у нас есть хороший повод для развития Юга России.
Я прошу вас действовать так же настойчиво и так же профессионально, как мы с вами работали при продвижении заявки Сочи.
Я в связи с этим подписал Указ «О подготовке к проведению XXII зимних Олимпийских игр в Сочи». Один из пунктов говорит о необходимости создания безопасных условий для гостей и для участников Олимпиады. Я считаю, что трактовать мы его должны широко. Намерен обратиться в Генеральную прокуратуру и создать соответствующую рабочую группу по обеспечению безопасности в будущем и по сопровождению проектов возведения необходимых объектов, с тем чтобы мы деньги расходовали рационально, как я уже говорил, и не допускали ни в коем случае расхищения государственных ресурсов.
Это то, что я хотел бы сказать вначале и по поводу Олимпийских игр.
Теперь давайте перейдем к текущим проблемам. В третьем чтении прошел и утвержден бюджет. Пожалуйста, Алексей Леонидович, Ваши комментарии.
А.Кудрин: Владимир Владимирович, в третьем чтении утвержден бюджет в Государственной Думе. Теперь, с этого года бюджет в Государственной Думе утверждается в трех чтениях – раньше это было в четырех чтениях. Это теперь и послужило большему динамизму работы над бюджетом и учету всех поправок уже во втором чтении. Сейчас бюджет поступил на рассмотрение в Совет Федерации. Уже сегодня заседает Комитет по бюджету Совета Федерации, и в среду бюджет будет рассмотрен на пленарном заседании. Уже в преддверии внесения бюджета в Государственную Думу еще из Правительства и в работе в Государственной Думе члены Совета Федерации принимали участие в работе как трехсторонней рабочей группы по рассмотрению бюджета, так и в подготовке поправок в соответствии со своим правом законодательной инициативы. Поэтому мы надеемся, что все основные вопросы мы смогли с Советом Федерации урегулировать и решить на стадии прохождения бюджета в Государственной Думе. Поэтому мы ожидаем тем не менее обсуждения в Думе, но утверждения, конечно, бюджета, который сегодня разделяет и позиции Совета Федерации.
В.Путин: Как Вы оцениваете качество этого документа на данный момент?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, это бюджет, который рассчитан на три года и который ввел новые требования к целому ряду параметров и программ, которые учтены в бюджете. Это связано и с тем, что теперь в течение трех лет нам не придется пересматривать целый ряд расходов, федеральных целевых программ. И нам надо будет просто строго и четко обеспечивать механизм их исполнения, доведения до реализации уже каждого объекта или каждого мероприятия.
Нам не придется каждый год заново переоценивать все необходимые объекты и мероприятия. Это, конечно, увеличивает стабильность в работе всех министерств и ведомств и позволяет основные усилия сконцентрировать на качестве и эффективности бюджетных расходов.
В течение трех лет также будет уточняться трехлетний бюджет, он будет каждые три года уточняться, но на те суммы, которые зарезервированы и не исполнены, не израсходованы или не распределены в подготовке трехлетнего бюджета. Хочу напомнить, что на второй год трехлетки 2,5 процента всех расходов от бюджета зарезервированы для уточнения в последующие годы. А на третий год трехлетки – пять процентов расходов от всех расходов бюджета, что позволяет через год вернуться к самым необходимым, злободневным вопросам, к уточнению программ. И тем самым тем не менее 97,5 процента бюджета будут оставаться в том согласованном виде и, по сути, повторяю, служить стабильности выполнения всех государственных функций и государственных услуг в области образования, здравоохранения и так далее.
Конечно, это позволяет сейчас подготовить и утвердить контракты сразу на три года, а в некоторых случаях – оговоренных – и на весь период федеральных целевых программ. То есть до шести лет можно принимать контракты, и уже в соответствии с последними изменениями закона о государственных закупках эти контракты не должны пересматриваться, а тем самым должны обеспечивать определенные гарантии и по ценам, что, я думаю, обеспечит большую стабильность и в реализации всех этих расходов, и стабильность цен на все те товары, которые закупает государство. А государственные закупки доходят по некоторым видам до 20 и больше процентов от всех закупок, которые осуществляются на территории Российской Федерации.
Поэтому вот этот бюджет будет служить и стабильности цен, и ответственности сторон в выполнении всех этих программ.
В.Путин: Я очень рассчитываю на то, что, во‑первых, рационально будут расходоваться средства, предусмотренные бюджетом. Первое. Второе: вот те дополнительные расходы, которые мы будет корректировать ежегодно, уже не будут представлять собой такие масштабные цифры, и это потребует, надеюсь, и от Правительства, и от депутатского корпуса еще более тщательно подходить к планированию этих расходов. И, наконец, рассчитываю на то, что такое отношение к бюджетному процессу благотворно будет влиять на всю экономику страны в целом.
А.Кудрин: Безусловно.
В.Путин: Мы говорили только что о Сочи, и там одна из проблем, один из вопросов, которые предстоит решать, – это земельные отношения, особенно на месте предполагаемых строек.
Что у нас с земельными отношениями вообще? Имею в виду проблему, о которой мы говорили многократно и в течение уже нескольких лет. Представители бизнеса ставили вопрос о выкупе земель под приватизированными предприятиями.
Г.Греф: В последний день заседаний Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект, который был внесен Правительством по Вашему указанию, о снижении цены выкупа для промышленных предприятия до 2,5 процента от кадастровой стоимости. Мы фактически последний год дискутировали о том, какие должны быть цены. В результате принято решение, в соответствующий законопроект внесены все необходимые изменения, и теперь он поступит Вам на подпись.
Три ключевых новеллы содержатся в этом законопроекте. Первое – снижение до двух с половиной процентов от кадастровой стоимости цены выкупа земельных участков для предприятий. Второе – еще на два года продлен срок переоформления земельных участков предприятиями, которые ранее пользовались на праве бессрочного безвозмездного пользования. И в течение двух лет они должны будут принять решение: либо выкупить эти земельные участки по цене, о которой я уже сказал, либо взять их в аренду на любой срок – по заявлению предприятия, и соответствующие органы власти обязаны акцептовать этот срок.
В.Путин: Проблемы связаны с тем, что эти предприятия оказались не готовы пока к тому, чтобы решить окончательно эту проблему.
Г.Греф: У них право выкупа не пропадает, но они по тем или иным причинам почему‑то не выкупают эти земли. И ограничена цена выкупа – цена аренды в этом случае должна составить не более 2 процентов от кадастровой стоимости. Это предельная цена для субъектов Федерации, которую субъекты Федерации в состоянии еще понизить в рамках своих регионов. Такая система действует на территории всей страны за исключением Москвы и Петербурга, которые имеют право принять другое решение: 10 процентов от кадастровой стоимости, и еще специальная плата вводится за перерегистрацию вида использования земельного участка.
Это процесс, на котором настаивали последние два года и Российский союз промышленников и предпринимателей, и крупнейшие предприятия. По нашему мнению, это будет очень серьезный толчок для капитализации предприятий. Они смогут включить землю в активы предприятия, станут значительно более кредитоспособными и при выходе на рынок, при размещении своих акций они получат очень существенное обеспечение активами в виде земельных участков своих акций. Это, конечно же, поможет им в модернизации и переоборудовании основных фондов, что для них сейчас крайне необходимо.
В.Путин: Хорошо.
Дмитрий Анатольевич, расскажите об изменениях в Градостроительный кодекс в этой связи.
Д.Медведев: Мы продолжаем совершенствовать Градостроительный кодекс, и в прошлом году были приняты определенные решения. Тоже в конце работы Государственной Думы был принят ряд изменений в Градостроительный кодекс в части совершенствования порядка проведения государственной экспертизы проектной документации новых объектов капитального строительства. Эта экспертиза рационализирована, в предмет экспертизы включена теперь будет оценка соответствия сметы на строительство сметным нормативам. Возможность проведения такой экспертизы теперь может быть доверена и автономным учреждениям. И там ряд других благоприятных изменений. В связи с этим я на следующей неделе планирую провести видеоселектор с рядом субъектов Федерации на Северо-Западе, на Юге, на Дальнем Востоке, с тем чтобы посмотреть, насколько они готовы к такой экспертизе, посмотреть, как заключаются договоры аренды земельных участков, – в продолжение того, в том числе, о чем Герман Оскарович говорил, а также посмотреть, насколько своевременно выдаются разрешения на жилищное строительство, потому что эта тема является актуальной по всей стране.
В.Путин: И другое направление Вашей деятельности – демография: что там происходит?
Д.Медведев: Там хорошие цифры достаточно. Те благоприятные тенденции, которые сформировались в начале года, сохраняются. Это означает, что мы все‑таки движемся в правильном направлении. В январе–мае текущего года естественная убыль в нашей стране понизилась на 25 процентов против результатов за тот же период прошлого года. И такая динамика сформировалась как за счет снижения смертности, так и за счет увеличения рождаемости. Снижение смертности, число умерших сократилось на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в январе–мае текущего года родилось 625 тысяч детей. Это на 34 тысячи больше, чем в прошлом году, и тоже приблизительно 6 процентов прирост. Хорошие цифры.
В.Путин: Спасибо.
Сергей Борисович, Вы были в Ленинградской области, проверили там работу порта.
С.Иванов: Да, Владимир Владимирович, вчера во второй половине дня я вместе с Министром транспорта, главой «Транснефти» и главой крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот» был в Приморске в Ленинградской области. Это крупнейший на сегодняшний день наш экспортный порт по перевалке нефти, нефтепродуктов. Когда Вы были там в 2001 году и открывали этот порт, объем перевалки составлял 12 миллионов тонн в год. На сегодняшний день он составляет 74 миллиона тонн, а мощности как береговые, так и морские, то есть причальная стенка, пирсовая зона, наличие современных российских танкеров, позволяют увеличить грузооборот, прежде всего, на европейский рынки до 106 миллионов тонн. То есть потенциал развития порта есть.
Я особо жестко и внимательно подходил к вопросам экологии. Действительно, на сегодняшний день в порту соблюдаются все самые высочайшие мировые стандарты по экологии, проверяется даже балластная вода любого танкера, который приходит в Приморск. И были неоднократные случаи, когда мы выявляли превышение нормативов по такой воде, и приходилось эти суда отправлять в международные воды для того, чтобы привести себя в порядок.
В то же время на сегодняшний день, как я уже сказал, у нас существуют планы дальнейшего развития Приморска, в частности через Инвестфонд, – подать туда железнодорожную ветку для того, чтобы увеличить маневр и возможность подачи как нефти, так и нефтепродуктов, потому что рядом с Приморском сейчас строится второй терминал именно для экспорта нефтепродуктов. Это «Транснефтепродукт» строит. В общем, на сегодняшний день это один из ведущих наших портов, и смотрю я на развитие Приморска достаточно оптимистично сегодня.
Каких‑то дополнительных крупных бюджетных средств для развития Приморска на сегодняшний день не нужно.
В.Путин: И Вы собираетесь на Юг.
С.Иванов: Да, завтра я собираюсь в командировку в Краснодарский край. Это тоже связано с транспортной инфраструктурой. В Новороссийске мы проведем заседание Морской коллегии, где рассмотрим два вопроса. Первый – это развитие портов Российской Федерации на Черном и Азовском морях. Второй – это ход выполнения федеральной целевой программы по созданию пунктов базирования Черноморского флота на побережье Краснодарского края. И кроме этого рассмотрим поручение президиума Госсовета и Морской коллегии, о чем мы говорили в Мурманске, вообще о развитии наших портов. На Юге, Вы знаете, у нас планы есть помимо Новороссийска – это Тамань, развитие портов на Азове включая Ростов (на последнем Госсовете, я знаю, губернатор этот вопрос тоже поднимал) по системе река–море, чтобы увеличить прежде всего грузооборот наших портов, создать там очень привлекательные условия для инвесторов, для того чтобы любым перевозчикам – неважно, российским или иностранным, – было выгодно переваливать грузы через наши порты.
Связано это также и с международным проектом поставки нефти по гибкому трубопроводу Бургас–Александруполис. Тоже возрастет пропускная способность.
По судостроению – Сергей Оттович Франк до конца этого года закупает еще три крупных современных танкера ледового класса, которые будут под российским флагом осуществлять перевозку наших нефтепродуктов с Балтики. Такие же у него есть планы и в отношении Черноморского бассейна. Мы считаем, что «Совкомфлот» вполне в состоянии обеспечить дополнительные поставки наших энергоресурсов с Черноморского побережья своими собственными силами. По крайней мере, в акватории Черного моря до Болгарии это уже нам вполне по силам.
Кроме этого, я планирую побывать на строящемся аэродроме Геленджик, посмотреть, как идет там работа. И вообще сейчас эта тема получает несколько новое звучание в связи с тем, о чем Вы сказали вначале – об Олимпиаде. Нам, конечно, надо развивать – и развивать мощно – всю транспортную инфраструктуру всего побережья, не только Сочи. В Сочи мы, кстати, тоже планируем пассажирский морской терминал, он будет выносной – с выходом в море, чтобы суда с большой осадкой могли подходить, круизные суда и доставлять туристов, гостей Олимпиады, в том числе и по морю.
Что касается аэропорта Адлер – Вы знаете, в курсе, как там идут дела. В общем, мы посмотрим всю транспортную инфраструктуру.
В.Путин: Когда будет завершена работа по взлетно-посадочной полосе?
С.Иванов: В Геленджике?
В.Путин: Нет, в Сочи.
С.Иванов: Сейчас наступает второй этап. Первый мы полностью выполнили. Второй этап в течение двух-трех лет мы должны завершить.
Г.Греф: В 2010 году.
В.Путин: Кстати говоря, мы, естественно, будем привлекать большое количество наших коллег из других стран для возведения объектов, в том числе таких партнеров, в чьих странах является развитым этот вид деятельности, не исключая Австрию. Но с ними нужно решить как можно быстрее проблему контргарантий. Если австрийские партнеры не снимут это требование, то тогда получаемые в ходе оперативной работы кредиты могут быть неконкурентоспособными. Это серьезным образом ограничит участие австрийских фирм в совместной работе. До 14 процентов это может быть.
Г.Греф: Мы обязательно встретимся с австрийскими партнерами. Есть действительно ряд компетенций, которыми пока наши проектировщики, в первую очередь, не обладают.
В.Путин: Это нормально. Здесь мы ничего особенного нет. Я так понимаю, что мы исходим из того, что все, что мы будем строить, должно быть самое лучшее в мире, самое передовое. Для этого нужно привлекать партнеров, и экономические условия должны быть выгодными.
А.Жуков: Мы, безусловно, будем все это делать на конкурсной основе – выбирать тех, кто предложит не только высшие технические решения, но, конечно, и финансовые тоже.
В.Путин: Некоторые вопросы нужно решить как можно быстрее.
Сергей Борисович [Иванов], Вы были еще в Узбекистане. Несколько слов, пожалуйста, по результатам.
С.Иванов: В Узбекистане у нас была рабочая встреча двух сопредседателей российско-узбекской комиссии. Со мной была большая делегация представителей всех заинтересованных министерств и ведомств. Мы, во‑первых, подписали полностью пакетное соглашение, регулирующее наши взаимоотношения с Узбекистаном в сфере миграции. Это касается и борьбы с нелегальной миграцией, и режима реадмиссии, и защиты интересов мигрантов, которые работают на территории двух стран.
Кроме этого, мы практически определились по просьбе узбекистанской стороны с судьбой Ташкентского авиационно-производственного объединения имени Чкалова. Узбекистанская сторона выразила согласие на вхождение этого предприятия в Объединенную авиастроительную корпорацию. Нам примерно уже ясен товарный ряд, который может производиться на этом предприятии. Это касается компонентов «Ил-76». Но прежде всего это очень перспективный самолет «Ил-114», турбовинтовой, который может использоваться в транспортном варианте. И уже некоторые наши иностранные партнеры, я знаю, проявляют интерес к покупке именно этого самолета.
Кроме этого, мы обсуждали достаточно подробно энергетические вопросы, связанные с выполнением Вашего поручения и договоренности с Исламом Абдуганиевичем Каримовым о реконструкции и модернизации магистрального газопровода Средняя Азия – Центр. И также, кроме этого, создание второй параллельной нитки газопровода объемом примерно в 20 миллиардов кубометров в год. Это уже коммерческий проект при активном участии «Газпрома»: представители «Газпрома» со мной были.
И еще одна важная тема, я считаю, – это возможное сотрудничество в области добычи и обогащения урана, добываемого на территории Узбекистана, прежде всего по тому проекту и по тому алгоритму – через Ангарск, через международный центр, который у нас уже создан. Тот проект, в который вошли ряд государств, Казахстан в частности, Украина. Я предложил ровно такую же схему. Узбекистанская сторона обещала в самое ближайшее время дать совершенно конкретный ответ на предложение Росатома. Со мной были представители Банка развития, собственно глава Банка развития Дмитриев Владимир Александрович, Евразийского банка. Я сообщил нашим партнерам, что мы охотно готовы кредитовать наш экспорт в Узбекистан, развивать торгово-экономическое сотрудничество, хотя оно идет в целом неплохо. В этом году товарооборот вырос на 43 процента.
В.Путин: Отлично.
А что по вертолетной тематике?
С.Иванов: По вертолетной тематике мы создали по просьбе узбекской стороны совместное предприятие «УзРосАвиа» – это город Чирчик, недалеко от Ташкента, которое позволяет узбекской стороне ремонтировать, обслуживать со всеми сертификатами, технической документацией свою вертолетную технику. Как боевые вертолеты «Ми-24», так и транспортные «Ми-8». Юридических проблем, собственно, не осталось. Узбекской стороне надо оценить собственность своего предприятия, которое оно вносит как вклад в наше СП, а с российской стороны мы просто передаем документацию и оказываем техническое содействие для ремонта. Ислам Абдуганиевич выразил благодарность за это решение.
В.Путин: Насколько я понял из Вашего письменного отчета, узбекистанская сторона в целом положительно оценивает в связи с ростом добычи в Узбекистане и нефти, и газа возможность подключения к Прикаспийскому газопроводу.
С.Иванов: Да, это не исключается. И, кстати, по объему добычи и нефти, и газа прирост за последние годы составил уже 12 миллиардов кубометров. Ведь когда мы говорим о второй нитке, новой нитке газопровода, можно по‑разному оценивать потенциал дополнительной добычи в Туркмении, но то, что 12 миллиардов кубов уже добываются нашими компаниями, прежде всего «Газпромом» и «ЛУКОЙЛом», на территории Узбекистана, просто диктует настоятельную необходимость в создании новых транспортных маршрутов. Иначе мы начнем добывать газ, который не сможем просто вывезти на экспорт.
В.Путин: Нужно обязательно проработать это и с казахстанскими нашими друзьями, и с Туркменистаном, так чтобы все были не только в курсе, но все работали бы с осознанием важности и целесообразности для всех. Все должны быть заинтересованы.
Д.Медведев: Мы и по правительственной, и по газпромовской линии проработаем.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.