В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит рассмотреть сложный вопрос, находящийся на стыке многих социальных проблем, имею в виду выработку подходов к созданию эффективной государственной системы профилактики правонарушений. По сути, речь идет о том, как устранить сами причины, ведущие к криминализации общества.
И зарубежный, и наш собственный опыт показывают, что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений и, что особенно важно, оградить от втягивания в криминальное «болото» молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Два года назад на заседании Государственного совета в Казани было принято решение о формировании единой системы профилактики правонарушений.
Такая система должна объединить усилия органов власти, бизнеса, структур гражданского общества в достижении общей цели – развертывании широкой превентивной борьбы с преступностью.
Соответствующие шаги на федеральном уровне предпринимаются, есть свой позитивный опыт и у регионов. И надо сказать, что наметились первые положительные сдвиги. Так, за шесть месяцев текущего года почти на 4,5 процента снизилась уличная преступность. Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Между тем криминогенная обстановка в стране продолжает оставаться сложной. По‑прежнему высок уровень организованной и рецидивной преступности. Практически каждое третье бытовое преступление совершается под воздействием алкоголя. Велико число правонарушений, совершаемых подростками.
Структуры, отвечающие за профилактику преступлений, продолжают действовать разрозненно, что снижает эффективность предпринимаемых мер. Разработанные правовая и научная база не во всем отвечают современным требованиям.
Остро не хватает подготовленных кадров: психологов, врачей, специалистов, работающих с трудными подростками.
Очевидно, что от фрагментарных шагов в сфере профилактики правонарушений надо переходить к более наступательной и четко выверенной стратегии. И в этой связи хочу обратить ваше внимание на ряд принципиальных моментов.
Первое. Необходимо продолжить укрепление правовой базы в этой сфере.
На законодательном уровне должна быть четко определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это позволит повысить общую координацию работы, сконцентрировать усилия государства и общественных организаций на действительно значимых направлениях.
Второе. Тема, которую хотел бы выделить особо, – это профилактическая работа среди молодежи. Я уже об этом сказал в самом начале.
Уже начала действовать федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 годы с финансовым обеспечением почти в два миллиарда рублей. В стадии разработки госпрограмма по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Целенаправленная работа ведется созданной в 2006 году Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по линии соответствующих министерств и ведомств.
Однако надо признать, что кардинально снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, пока не удается. Между тем, по свидетельству экспертов, именно неблагополучное положение в молодежной среде определяет негативную динамику развития криминальной ситуации в целом по стране на предстоящие 5–10 лет.
Вывод очевиден: необходимо в разы повысить качество и содержание профилактической и воспитательной работы, в том числе в школах, вузах, спортивных обществах.
Уважаемые коллеги! Мы специально с вами обсуждаем эту проблему именно в таком составе, именно на Госсовете, потому что это в значительной степени зависит от вас и, конечно, от муниципалитетов, от тех сигналов, которые с вашего уровня будут проходить.
Жесткий заслон должен быть поставлен на пути проникновения в молодежную среду ксенофобии, экстремистских настроений, правового нигилизма, криминальной субкультуры. И здесь велика ответственность средств массовой информации, особенно ориентированных на молодежную среду.
Также необходима гибкая, по‑современному построенная пропаганда здорового образа жизни, борьба с распространением алкоголя и наркотиков, соответствующая система социальной и медицинской помощи.
В целом профилактическая работа не должна быть формальной. Ее надо настраивать с самого «низа»: с улицы, с района, с муниципалитета, как я уже сказал. Настраивать адресно, ориентируясь на конкретных людей, на конкретного человека.
Разумеется, легче всего вывесить яркий, но не очень трогающий плакат или запустить антиалкогольный ролик, поставить галочку о проведенном мероприятии, хотя и это тоже полезно. Это лучше, чем совсем ничего не делать. Однако, будем откровенны, отдача от такой профилактики будет практически нулевая либо очень незначительная.
Еще раз подчеркну: все предлагаемые меры должны быть комплексными, последовательными и результативными в конечном итоге и, конечно же, прочно увязаны с господдержкой семьи и взаимодействия с ней в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В этой работе важны не только новые методики. Здесь особенно востребованы профессионально подготовленные, глубоко порядочные, ответственные люди, способные помочь подросткам найти свое место в жизни.
Третье – это социальная адаптация людей, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий. Речь идет о содействии в решении их жилищных проблем, оказании медицинской и правовой помощи. Это вечная проблема: из года в год еще с советских времен мы говорим об этом, но не могу сказать, что мы здесь достигли больших успехов. Какая‑то у нас сложилась в этом отношении нездоровая традиция, ее нужно менять.
Особое значение имеет трудоустройство тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Как наиболее оптимально подойти к этой непростой проблеме, показывает положительный опыт некоторых регионов страны. Так, в Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской областях приняты решения о выделении для таких людей трех процентов рабочих мест в организациях с численностью персонала свыше 30 человек. Эти организации пользуются соответствующей поддержкой региональных властей. И это правильно. Подобная система действует и здесь, в Ростовской области. И очевидно, что такая практика должна получить более широкое распространение. И прошу вас, уважаемые коллеги, познакомиться, поговорить с теми губернаторами, которые такую практику внедряют, познакомиться с их работой по этому направлению.
Четвертое. Нужно активнее привлекать к охране правопорядка граждан и общественные организации. Не подлежит сомнению – чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Подчеркну: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодателям нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев – находить новые стимулы.
Актуальный вопрос – это укрепление материальной базы милиции и общественной безопасности, в первую очередь первичного, участкового звена. Именно здесь ежегодно рассматривается до 80 процентов всех обращений граждан. Ведется значительная и, что особенно важно, адресная профилактическая работа.
И нужно сделать все возможное для обеспечения участковых инспекторов транспортом, современной техникой и средствами связи, в целом укреплять престиж этой службы.
Надо позаботиться и о более широком применении в охране правопорядка технических средств, современных управленческих комплексов. Один из таких комплексов – «Безопасный город» – нам сегодня представлен был здесь, в Ростове.
Знаю, что вы все тоже смотрели это. Интересный опыт, хороший, и не думаю, что такой уж дорогостоящий. Современный уровень, эффективная обратная связь со всем городом – хорошая система. И люди хорошие там работают – молодые, грамотные. (Девушек набрали – красавиц просто. Где взяли только?.. Или у вас все такие? Понятно.)
Надо позаботиться, как я уже сказал, о более широком применении технических средств.
В целом же, опыт показывает, что даже самые простые технические системы видеонаблюдения, экстренной связи с милицией, мониторинг общественных зданий, мест пребывания граждан, школьных дворов позволяет повысить уровень контроля за ситуацией в общественных местах.
Что касается кадров. Все‑таки обращаю внимание Министра внутренних дел: люди, которые работают с гражданами, сотрудники милиции должны быть, конечно, внимательными. Нужно работать и с ними. Вот если все‑таки посмотреть, что происходит у нас с фиксацией правонарушений, как отрабатываются поступающие материалы, уверен, просто убежден, нареканий граждан будет очень много, если провести такую работу, провести анализ того, что делается на местах.
Я обозначил только круг проблем, на которых просил бы вас остановиться подробнее. И, конечно, рассчитываю, что вы предложите четкие поэтапные пути их практического решения; может быть, обратите внимание еще на какие‑то вопросы, которые мною не были затронуты во вступительном слове.
В целом результаты сегодняшнего заседания должны стать основой нашей дальнейшей работы по формированию целостной и эффективной системы профилактики правонарушений, системы, которая призвана оздоровить наше общество, а значит содействовать стабильному поступательному развитию России.
Спасибо за внимание. Давайте начнем работать.
Пожалуйста, губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб.
В.Чуб: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
Прежде всего благодарю Вас, Владимир Владимирович, за принятое решение о проведении заседания Госсовета в Ростове-на-Дону. Каждое мероприятие, проводимое с Вашим участием на донской земле, становится событием для ее жителей, является знаком уважения их мнения в решении общегосударственных задач.
Хотел бы выразить признательность членам рабочей группы за активное участие в подготовке материалов и выработке рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Результаты работы нашей группы отражены в докладе, розданы вам, а некоторые моменты, учитывая их значимость, хочу изложить отдельно.
Анализ криминальной обстановки в России за последнее пятилетие показывает, что общее число зарегистрированных преступлений увеличилось на 52 процента. В целом по стране уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения поднялся до 2,7 тысячи преступлений, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 223 пункта. Для примера: в Германии таких преступлений 7600, в Республике Беларусь – 1900, Республике Украина – 890.
Две трети зарегистрированных преступлений связаны с посягательством на собственность. В прошлом году их зафиксировано почти два с половиной миллиона. В целом по стране на 3,7 процента возросло количество грабежей, на четверть – хищений, совершенных путем мошенничества.
В прошлом году зарегистрировано более 212 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, три четверти из них – тяжкие. Из незаконного оборота изъято более 100 тонн наркотических средств.
Значительное влияние на состояние преступности оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества. Преступная среда в значительной степени пополняется лицами, не имеющими постоянного дохода. Из общего числа совершивших преступления таких около 60 процентов.
Важным направлением работы по предупреждению преступлений является совершенствование административной практики.
Если в 2003 году с момента вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях таких нарушений было выявлено 58 миллионов случаев, то в прошлом году на 19 процентов больше.
Основу системы профилактики преступности составляют меры по объединению усилий государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.
Формирование государственной системы профилактики правонарушений ведется по направлениям, практически Вы их назвали, но я повторю, Владимир Владимирович. Первое – издание федеральных законов по реализации профилактических функций государства; второе – это совершенствование регионального законодательства в этой сфере; третье – разработка и реализация федеральных и региональных программ на эту тему, и четвертое, о чем Вы говорили в своем выступлении, – это поиск и применение оптимальных форм, привлечение всех государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.
Напомню, что в соответствии со статьей 72 Конституции нашей страны обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка – предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это должно предполагать наличие у каждой стороны соответствующих реальных механизмов реализации своей части полномочий. На практике же сложилось положение, при котором участие регионов в реализации этих, повторю, совместных полномочий ограничивается лишь правом финансирования милиции общественной безопасности из своих бюджетов да рекомендациями в решениях координационных совещаний при отсутствии нормативных документов об обязательном исполнении этих рекомендаций. Думаю, что необходимо это положение привести в соответствие с нашей Конституцией.
Одним из серьезных факторов, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в стране, является высокий уровень алкоголизма населения. Каждое третье бытовое преступление совершается в состоянии опьянения. При этом доля нелегальной алкогольной продукции в стране составляет порядка 30 процентов. Эксперты считают, что реальное душевое потребление алкоголя в России составляет около 15 литров. Для примера: Франция – 10,8, Испания – 10,1, Украина – 9,8. Для россиян все еще типична низкая питейная культура. Соблюдение многочисленных традиций и обычаев превращает распитие алкоголя в непременные атрибуты жизни.
По официальным данным, в России в конце XX века 60 процентов самоубийств и 80 процентов убийств совершалось в состоянии алкогольного опьянения.
И еще: у нас в расчете на 100 тысяч населения алкоголизмом больны 1600 человек. Для примера, сахарным диабетом – 1700, то есть уровень алкоголизма сопоставим с заболеваемостью сахарным диабетом. А если учесть, что, по мнению отечественных экспертов, учитывается только каждый десятый случай алкоголизма, то практически у нас в стране 17 тысяч больных алкоголизмом на 100 тысяч человек, то есть каждый шестой человек из сотни тысяч подвержен этой болезни. Эта цифра вполне сопоставима с самыми распространенными в России и мире сердечно-сосудистыми заболеваниями – таких 19 тысяч на 100 тысяч, при этом средства, выделяемые бюджетами всех уровней на лечение больных выглядят следующим образом: курс лечения от алкоголизма стоит порядка 6 тысяч рублей, сахарного диабета – 16, сердечно-сосудистых – 25. Получается, что мы не только мало финансируем эту проблему, мы ее и почему‑то еще стыдливо замалчиваем, а это, в общем‑то, во многом производное, исходя из тех цифр, о которых я говорил, для совершения преступлений.
Поэтому в целях снижения уровня алкоголизма и предупреждения преступлений, совершенных на почве пьянства, рабочая группа рекомендует разработать научно обоснованную концепцию государственной антиалкогольной политики в России. Она должна предусматривать широкий комплекс научно обоснованных мер с корректировкой последствий в случае их неэффективности. Нужна планомерная работа, а не голое администрирование. Нужно создание соответствующей среды и лечение, а не просто запрет.
Кроме того, целесообразно создать специальный научно-методический центр мониторинга проблемы алкоголизма в стране и научно-исследовательские учреждения по проблемам его лечения. У нас существуют подобные и по сахарному диабету, тем более по сердечно-сосудистым заболеваниям, а такой центр (мне сказали, когда работали в рабочей группе) есть один, в Москве, и, я думаю, как минимум такое научно-исследовательское заведение должно быть в каждом округе, потому что по всей нашей большой России везде по‑разному возникает степень болезни, допустим, у северных народов, у южных народов к этому заболеванию. Большие надежды на изменение ситуации мы связываем с включением мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта «Здоровье».
Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений важное значение имеют усилия всех субъектов по разработке и принятию с последующей реализацией региональных комплексных программ. Успешное воплощение в жизнь этих программ возможно лишь при условии достаточного финансирования. Однако вопрос софинансирования региональных программ остается довольно сложным. Целевые финансовые поступления в отдельных субъектах недостаточны, что не позволяет не только реализовать программы в целом, но даже частично профинансировать мероприятия, предусмотренные в рамках формирования многоуровневой системы профилактики.
В розданных вам материалах есть страничка цифровых данных в разделе опыта, которая говорит, что направление средств на профилактику правонарушений субъектами на порядок выше, чем направление их федеральным центром, – на порядок! Я не считаю в этих цифрах те средства, которые вкладывают муниципалитеты. Думаю, что на федеральном уровне к этой проблеме должно быть большее внимание, а самое главное, я хочу сказать, что надо помочь тем, кто хочет, но не в состоянии финансировать эту проблему, потому что не хватает средств при исполнении других полномочий.
Вы уже говорили о программе профилактики правонарушений несовершеннолетних, называли, что если мы сегодня не отработаем случай, то он нам аукнется через 5–10 лет, эти же Ваши слова подтверждают и исследования нашей рабочей группы. Я не буду больше говорить на эту тему, хочу только сказать, что, согласно представленным материалам МВД России, сегодня в регионах создается база для работы с несовершеннолетними. Открыто 178 тысяч спортивно-массовых и военно-патриотических учреждений, ежегодно около 8 миллионов детей посещают кружки, клубы, спортивные секции. В целях ранней профилактики активно формируется институт школьных инспекторов милиции. В этих образовательных учреждениях работают более 3 тысяч таких сотрудников, но это только малая толика того, что нам надо делать, мы только в начале этого пути.
Постепенно решается ключевая задача обеспечения антитеррористической безопасности дошкольных и общеобразовательных учреждений, взято под охрану оборудованной системой видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова милиции и системами контроля доступа 63 процента бюджетных учреждений. Все большее число субъектов России ставит перед собой задачу формирования систем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации. В этих вопросах мы опираемся на исторический опыт. Дон всегда славился своими исконными традициями сильного местного самоуправления. Этому местному самоуправлению, если говорить о выборности атаманов на Дону, более 400 лет.
Казачество никогда не оставляло без внимания детей-сирот, детей, нуждающихся в хорошем наставлении и воспитании.
И сегодня на территории области действует 141 казачье образовательное учреждение – это казачьи кадетские корпуса, казачьи профтехучилища, патриотические клубы, в которых проходят обучение 26 тысяч детей и подростков, из них более 10 процентов – это проблемные дети – дети-сироты и находящиеся под опекой, дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей. Здесь воспитывают гражданина России, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные казачьи традиции, помогают ему самоопределиться в жизни.
Подсчитано нами, что содержание кадета в три раза дешевле, чем содержание подростка в спецшколе для правонарушителей.
С 95-го года согласно национальному плану действий в интересах детей мы формируем в регионе систему ювенальной юстиции. Сегодня область является базовой в развитии специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, я имею в виду ювенальные суды.
При обсуждении в Государственной Думе законопроекта о введении ювенальных судов за основу взята областная модель. Наш опыт отражен в постановлениях Верховного Суда и реализуется в программе ООН «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних».
Вы все прекрасно знаете, какое сегодня положение ребенка, к сожалению, во многих семьях, в воспитательных учреждениях, да и в целом в обществе. Поэтому в целях защиты прав детей, с учетом имеющегося опыта в некоторых наших регионах, предлагаю создать в России институт уполномоченных по правам ребенка. Хотя такие уполномоченные существуют в качестве заместителей уполномоченных по правам человека, но больно уж сегодня детская проблема, особенно беспризорность и положение дел в семьях и в воспитательных учреждениях у нас неблагополучны, и нам надо здесь усилить защиту детей.
В нашей стране в последние годы восстанавливается опыт добровольных общественных объединений правоохранительной направленности. Вы тоже уже об этом говорили. Хочу сказать, что сегодня, по цифрам 2006 года, выявлено 462 тысячи административных нарушений. Практически во всех субъектах приняты нормативно-правовые акты, определяющие статус общественных формирований правоохранительной направленности, а также вопросы участия граждан в охране общественного порядка. У нас это муниципальные казачьи дружины.
Считаем, что это начало возрождения полезной работы по профилактике и борьбе с правонарушениями в регионах, которая, наверное, раньше существовала как добровольные дружины. Мы не говорим, что надо возвращаться именно к этой форме, но учитывать то, что было полезным, считаю необходимым.
В целях профилактики правонарушений в общественных местах в ряде субъектов внедрены современные технические комплексы управления нарядами милиции, задействованные в системе единой дислокации. К их числу относится аппаратно-программный комплекс безопасности, созданный на базе УВД Перми. Его использование имеет положительный эффект. В прошлом году там не было роста преступности в общественных местах, появилась устойчивая тенденция к снижению уличной преступности. В Сургуте действует подобная система, включающая в себя электронную карту города, на которой выведены маршруты патрульно-постовых нарядов, наружных служб и участковых. В Омске маршрутные такси и автобусы оснащены тревожной сигнализацией с выводом на пульт вневедомственной охраны, что позволяет пресечь преступные посягательства в отношении водителей и пассажиров. Это новая ступень в работе нашей милиции общественной безопасности.
Заметным событием общероссийского масштаба стало введение с декабря 2005 года в эксплуатацию специализированной межведомственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации». Эта система имеет профилактическую направленность и быстро заняла одно из ведущих мест в рейтинге правоохранительных и интернет-ресурсов. Ее цель – предотвращение преступлений в сфере налогового законодательства, мошенничества, контрабанды, краж, а также розыск пропавших детей и преступников.
Важнейшим звеном успешного формирования государственной системы профилактики является укрепление службы участковых уполномоченных. Здесь я и рабочая группа отмечают, что целесообразно обратить внимание на опыт предупреждений правонарушений в ГУВД Белгородской области. Метод административного участка, применяемый в регионе, позволяет значительно снизить количество совершаемых преступлений и повысить безопасность проживающих граждан, ведь они работают практически в шаговой доступности от места проживания граждан и способны оперативно решать вопросы правопорядка на участке.
Вопрос профилактики правонарушений необходимо учитывать и на уровне подготовки нашей молодежи в средних технических и высших учебных заведениях. Именно правовая неподготовленность выпускников порой служит дальнейшей причиной как правонарушений с их стороны, так и неумения противостоять им. Вы уже говорили о системе «Безопасный город». Хочу только сказать: это не мы сами выдумали, она состоит из элементов подобных систем, действующих в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Казани. Отличительная система, что здесь и ФСБ, и ГУВД, и УВД на транспорте, и МЧС, и Северо-Кавказский округ внутренних войск заведены в одну систему и могут работать все сообща и оперативно решать эти вопросы. Думаю, что это новый шаг, но, как Вы правильно отметили, не надо жалеть деньги на эти системы. Сегодня, если смотреть, то это, конечно, добавочные траты на милицию общественной безопасности, но это аукнется хорошими результатами буквально в ближайшем будущем.
Подводя итоги, хочу отметить, что профилактика правонарушений – это разносторонняя и многоплановая работа. Здесь важны многие направления, не раскрытые в выступлениях. Это развитие спорта и открытие спортсооружений, восстановление объектов культуры, особенно на селе, и организация досуга людей в них, переоснащение ПТУ и профессиональное обучение молодежи, вопросы экологии и охраны окружающей среды, борьба с правонарушениями в сфере экономики. Пережив системный кризис 90-х годов, Россия вступила в XXI век, обретая прежнюю уверенность, возвращая утраченные позиции великой мировой державы. Настало время сверить государственные механизмы с этими новыми реалиями.
Из философского определения безопасность – это один из таких механизмов и есть не что иное, как форма саморегулирования государственной системы, которая позволяет ей сохранить свое качество. Или, выражаясь словами выдающегося нашего русского философа Николая Бердяева, государство существует не для того, чтоб превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей превратиться в ад.
Основные выводы и предложения по докладу имеются в ваших материалах.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Вопросы есть к Владимиру Федоровичу? Нет. Потом обменяемся мнениями в ходе дискуссии.
Пожалуйста, Нургалиев Рашид Гумарович, Министр внутренних дел.
Р.Нургалиев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного совета!
Профилактика правонарушений всегда занимала центральное место в деятельности правоохранительных органов нашей страны. И здесь важно подчеркнуть, что к концу 80-х годов прошлого века отечественная система профилактики, по общепризнанным оценкам, являлась одним из наиболее эффективных направлений в полицейской практике.
Все мы хорошо помним, что тогда действующее уголовное судопроизводство в приоритетном порядке было нацелено на решение главной задачи – сохранение человека для общества. Однако позднее из‑за прекращения функционирования комплексной системы профилактики деятельность правоохранительных органов была сосредоточена лишь на последствиях совершенных преступлений. И в результате были утрачены как рычаги влияния на причины преступности, так и системное устранение условий правонарушений и индивидуальное профилактическое воздействие на лиц, склонных к антисоциальному поведению.
Именно об этом шла речь в ноябре прошлого года на Всероссийском совещании правоохранительных органов в Кремле, где были поставлены задачи по консолидации усилий государства, общества, бизнеса и граждан в профилактике преступности. Однако сегодня надо нам всем признать, что все мы находимся только в начале этого сложного, но очень важного для нас пути. Нам вместе предстоит решать острейшие вопросы борьбы с алкоголизацией и наркотизацией населения, и особенно ее молодежной части, дефицита рабочих мест для выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, бродяжничества, отсутствия достаточного количества учреждений социальной защиты и, безусловно, низкой правовой культуры наших граждан.
Истинное положение дел охарактеризовать могут сегодня следующие данные, показывающие масштабы антисоциальной базы преступности. Как было уже сказано в выступлениях, я только процитирую некоторые тезисы, но потребление алкоголя в России на душу населения в два раза сегодня превышает предельный уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным для здоровья нации. Число больных алкоголизмом составляет несколько миллионов человек.
За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое, а возраст приобщения подростков к употреблению спиртного снизился с 16 до 14 лет. При этом нужно отметить, что ежегодно от алкогольного отравления умирает до 40 тысяч человек и каждое пятое преступление совершается на почве пьянства.
Эта же проблема и причина легла в основу социального сиротства. Ежегодно более 600 тысяч детей остаются в неполной семье. 60 тысяч уходят из дома и бродяжничают. 9 из 10 детдомовцев помещаются в детские дома при живых родителях.
Ставя заслон на пути детского неблагополучия, милиция сегодня профилактирует почти 360 тысяч подростков-правонарушителей.
Прямое влияние, уважаемые коллеги, на преступность оказывает и число наркозависимых лиц. Помимо того, что от наркомании ежегодно умирает около 70 тысяч молодых людей, эта проблема становится причиной и сотен тысяч имущественных и насильственных преступлений. Так, за прошедшие десять лет количество расследований, связанных именно с этим составом преступления, увеличилось почти в 15 раз. Безусловно, мы здесь должны сказать о том, что за этот период сделаны определенные шаги в борьбе с незаконным оборотом и распространением наркотических средств, и тем не менее иммунитет общества к наркотикам пока остается низким.
Представляется, что снижение именно потребительского спроса на наркотики – это главная задача, решение которой может сегодня действительно спасти наше общество от наркотической деградации. И при этом мы всегда должны помнить, что главная мишень наркодельцов – это наши дети, а значит, здоровье и потенциал нации. Поэтому борьба с наркоэкспансией – задача одинаково приоритетная для всех органов государства и структур гражданского общества, где наряду с участковым уполномоченным и инспектором по делам несовершеннолетних есть место специалистам-наркологам, терапевтам, социальным работникам. И именно в консолидации здоровых сил нашего общества для профилактики наркомании лежит залог успеха в этом направлении.
Не снимая ответственности с МВД России, должен заявить о необходимости нового государственного подхода власти, законодательства, бизнеса и гражданского общества к искоренению причин и условий преступного поведения наших граждан. Все мы прекрасно знаем, что в 90-е годы прошлого века в общество хлынул поток информации, восхваляющей культ алкоголя, курения, духовную распущенность, потребительство и власть денег, которые были восприняты молодежью как жизненные идеалы. И только сегодня в обществе, государстве пришло понимание необходимости объединения на основе общих идей, единой морали, новой молодежной политики, концепция которой была недавно утверждена Правительством Российской Федерации.
МВД России за последние десять лет удалось переломить ситуацию и достигнуть сокращения уличной преступности. Однако надо признать, что без участия, и реального участия, местных органов власти удержать эту динамику будет сложно. Министерство настойчиво работает над внедрением технического контроля за правопорядком в общественных местах. Это и видеонаблюдение, экстренная связь «гражданин–милиция», тревожные кнопки, вертолетное патрулирование при массовых мероприятиях и другие технические решения. Однако надо признать, что лишь 10 процентов территорий отреагировали на обращение МВД по внедрению такой техники.
Мы только что с вами наблюдали эффективность работы технических внедрений в формате «Безопасный город», и такой модельный пакет программного комплекса «Безопасность» мы направили во все субъекты Российской Федерации. Убедительная просьба ко всем членам Государственного совета рассмотреть возможность его внедрения в ваших регионах.
Отдельным и очень важным вопросом для нашего общества остается рецидивная преступность. Почти треть преступлений совершается ранее судимыми, на учете органов внутренних дел их свыше 600 тысяч, однако усилия милиции малоэффективны без решения многих социально-бытовых проблем после освобождения именно этих людей. Нетрудоустроенность и заболевания, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию являются сегодня основными причинами повторных преступлений после освобождения. В прошлом году рабочие места получили 195 тысяч условно осужденных и 138 тысяч освободившихся из мест лишения свободы. Это менее одной трети от общего числа нуждающихся сегодня в стране. И поэтому, безусловно, нужны региональные законы о квотировании рабочих мест.
Все мы знаем, что из заключения часто выходят люди, получающие вместо исправления уголовную квалификацию. Основная же часть осужденных в местах лишения свободы еще не занята трудовой деятельностью и не получает то профессиональное образование, которое необходимо для возвращения к нормальной жизни. И здесь уместно, чтобы местные органы власти и бизнес-сообщество обеспечивали бы трудовую занятость заключенных, чтобы было налажено производство и профтехобразование. Тогда мы понимаем, что с улиц могут уйти те люди, которые сегодня нарушают уголовное законодательство. И полагаю, что также в среде отсутствовать будут уголовные традиции во взаимоотношениях осужденных и люди начнут выходить на службу уже подготовленные к той нормальной жизни, к тем изменениям, которые сегодня происходят в нашей стране.
Я умышленно акцентирую внимание на человеческом измерении системы обеспечения правопорядка, потому что именно оно должно лежать в основе формируемой государственной системы профилактики правонарушений. Назначение, которое на самом деле гораздо шире, чем может показаться при первом рассмотрении.
Осуществляя мероприятия по профилактике пьянства, наркомании, рецидива, детской безнадзорности, мы не только предупреждаем сегодня правонарушения со стороны граждан группы риска, но и решаем проблему повышения здоровья нации, обеспечиваем участие в трудовой деятельности, улучшаем демографическую ситуацию, а главное, отстаиваем и останавливаем преступление задолго до его самого совершения.
Начиная работу по формированию государственной системы профилактики, мы не сомневались, что найдем поддержку многих руководителей органов власти и управления, общественных организаций и религиозных конфессий. Можно отметить, что проблема профилактики правонарушений уже решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее – милицией в одиночку. Организационное наполнение этой деятельности на местах составляет 1700 должностей заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений. От муниципальных поселений до областных городов создано более 3 тысяч межведомственных структур по организации профилактической работы. В 2006 году из региональных источников на эти программы профилактики было выделено около 6 миллиардов рублей, на 2007 год запланировано 10 миллиардов.
Результаты профилактической деятельности показывают, что вложенные в нее финансовые средства окупаются сегодня тысячами спасенных человеческих жизней, укреплением безопасности и правопорядка, отсутствием необходимости выплаты потерпевшим, дорогостоящего содержания преступников и удешевлением правоохранительных затрат.
Формирование полноценной системы профилактики еще далеко до ее совершенствования, однако у МВД России уже есть основания говорить о ее влиянии на правопорядок. Так, впервые за последние десятилетия в этом году удалось добиться сокращения общего количества преступлений и, что важно, тяжких составов, в том числе убийств на 17,8 процента, разбоев на 18,6 процента и грабежей на 14,8 процента. Улучшение обстановки достигается прежде всего в субъектах, где нашли средства на профилактические программы, трудоустройство лиц групп риска, работают с молодежью, привлекли к защите правопорядка общественный актив. Так, Свердловская область, Красноярский край, Республика Татарстан находятся в числе лидеров не только по объему вложенных в профилактику средств, но и по числу различных мероприятий по предупреждению преступности. И, напротив, у территорий, где данному вопросу не уделялось внимания, конечные результаты весьма плачевные.
Надо отметить, что в 17 регионах средства на реализацию региональных программ вообще не выделялись. Также нужно отметить, что степень освоения уже выделенных денежных средств оставляет, уважаемые коллеги, желать лучшего. К примеру, в Сибирском федеральном округе освоение всего 48 процентов, по Приволжскому федеральному округу – около 40 процентов.
Понимаю, что для дотационных регионов крайне сложно выделить из бюджета какие‑либо финансовые средства. Однако надо определиться, что решение прежде всего организационных вопросов сегодня не требует финансовых затрат.
Так, не введены должности заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений и не сформированы профильные межведомственные комиссии в Башкортостане, Калмыкии, Удмуртии, Алтайском и Хабаровском краях, Брянской, Костромской, Кировской, Курганской и Мурманской областях.
Требует своего разрешения сегодня и проблема ресоциализации лиц. Я здесь полностью согласен с выводами доклада Уполномоченного по правам человека Владимира Петровича Лукина Президенту Российской Федерации. В нем отмечается, что службы социальной защиты России по‑прежнему еще ориентированы на наступившие уже отрицательные последствия, такие как наркомания, безнадзорность, не уделяя при этом внимания комплексу причин и их возникновению.
Всего на территории нашей страны действует около 3600 таких учреждений, которые покрывают потребность всего лишь на одну треть.
Большое внимание этому уделяется в Свердловской области, где функционирует 190 учреждений социальной помощи, в Нижегородской, Московской, Воронежской, Тюменской, где более 150 учреждений данного типа. Резкий же контраст в Костромской области, Карачаево-Черкесии и Республике Тыва.
В целях разрешения этих проблем, усиления социального контроля за лицами, склонными к правонарушениям, МВД России работает над формированием профильного законодательства. Мы завершаем подготовку законов об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, об основах участия населения в обеспечении правопорядка, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Говоря об этом, должен затронуть и другой вопрос. Сегодня в обществе существует настоятельная необходимость в законе о принудительном лечении алкоголизма и наркомании. Однако правозащитники обоснованно высказывают позицию добровольности лечения. Но, ежедневно сталкиваясь, уважаемые коллеги, с сотнями абсолютно деградированных лиц, мы не рассчитываем на добровольность. Полагаем, что решение по их принуждению должны принимать медицина и суд с контролем гражданского общества. Безусловно, мы не предполагаем сегодня копировать в этой части советский опыт, но в то же время десятки тысяч людей в специализированных учреждениях нашли тогда свое спасение, вернулись к нормальной жизни и не совершили преступлений. Безусловно, при разработке упомянутого законопроекта самым важным и сложным является обеспечение разумного баланса прав и свобод больных граждан, с одной стороны, и общественных интересов – с другой.
Затрагивая вопросы здравоохранения и потенциала нации, хочу остановиться на теме детского неблагополучия. Сегодня в деятельности Министерства этот вопрос занимает особое место, и вот почему: в стране растет число детей, отцы и матери которых лишены родительских прав. Если в 2000 году таких было 60 тысяч, то в 2006 году их число составило уже 74 тысячи. Не снижается количество неблагополучных семей, стоящих на учете в органах внутренних дел. Только в прошлом году на четверть возросло число преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Серьезные нарушения требований Федерального закона №120 о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляются органами прокуратуры в сфере образования.
В представлении Генеральной прокуратуры, внесенном в июне этого года в Правительство, отмечается, что органы образования очень часто не применяют мер к выявлению причин оставления школ детьми. Сегодня около полутора миллионов детей и подростков нигде не учатся и не работают, пополняя ряды малолетних преступников и беспризорных. В представлении указано, что в образовательных учреждениях Алтайского края, Брянской, Вологодской, Калужской, Тверской, Томской, Тульской областей в нарушение статьи 19 Закона «Об образовании» ученики, достигшие возраста 15 лет и не получившие основного общего образования, отчисляются из образовательного учреждения без согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. В этой связи МВД России активно формирует сегодня институт школьных инспекторов милиции. В образовательных учреждениях их число уже составляет 3,2 тысячи. Однако еще во многих школах таких инспекторов не хватает. К сожалению, здесь надо отметить, запаздывают наши города-миллионники и мегаполисы, где не введено ни одной подобной должности, хотя именно здесь актуальность данной формы профилактики остается очень высокой.
Мы только что начали работу еще в одной перспективной форме профилактики. Это деятельность семейных инспекторов. Подобная специализация введена в Ставропольском крае и Сахалинской области. И здесь мы рассчитываем на существенные результаты в работе с неблагополучными семьями и на вашу, уважаемые члены Госсовета, поддержку данных инициатив.
Продолжая детскую тему, хочу отметить, что ведущими криминологами страны предлагается в системе судов общей юрисдикции ввести ювенальную подростковую специализацию. В основу работы таких судов должно быть положено вынесение судебных решений с учетом особенностей подростка и его жизненной ситуации, ориентированных прежде всего на исправление и спасение. Апробация и практика уже есть в стране в таких городах, как Ростов-на-Дону, Белгород, Воронеж, Екатеринбург.
В последнее время много говорится о повышении социальной ответственности бизнеса. Можно обоснованно полагать, что бизнес способен помочь государству в реализации местных и корпоративных социальных программ активным участием в решении проблем детства и молодежи, а также в развитии спортивной индустрии и физкультурного движения. Ведь сегодня 60 процентов из общего числа лиц, совершивших преступление, это люди, не имевшие постоянного источника дохода.
Для многих из них совершение преступлений стало единственным способом обеспечить свое существование. Затрагивая эти вопросы, хочу подчеркнуть, что нами совместно с Росспортом проводится большая работа по активизации спортивной и военно-патриотической работы в молодежной среде, ориентированию спортивных клубов, команд на шефство над школами, детскими домами и интернатами. Эти же усилия дали нам возможность увеличить число спортивных секций, кружков, клубов, военно-патриотических лагерей, и сегодня в них занимаются более 8 миллионов молодых наших граждан. А все университеты, академии, училища МВД России, а их 46, сегодня взяли шефство над детскими учреждениями, и мы полагаем, что, если этому примеру последуют и другие органы государственной власти и общественные организации, мы спасем десятки тысяч отрешенных от общества детей.
МВД России также принимает участие и в профилактической деятельности, не только в том, что касается правонарушений, но и в сфере экономики. Здесь ощутимое предупредительное воздействие оказывают межведомственные комплексные профилактические мероприятия. Так, только в ходе одного из них по декриминализации топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе собираемость налогов возросла в два раза. Поступление налогов на добычу полезных ископаемых увеличилось в 1,8 раза. Мы планируем такие же аналогичные профилактические мероприятия провести и в других отраслях экономики. Заметно отмечено и повышение профилактической работы с созданием Национального антитеррористического комитета по предупреждению террористических и экстремистских проявлений в стране.
Уважаемые члены Государственного совета!
По своему характеру обсуждаемый вопрос, как вы видите, лежит за пределами компетенции какого‑либо одного органа государственной власти. Как сегодня было подчеркнуто, профилактика преступлений – это неотъемлемая часть социально-правовой политики нашего государства. Ведь мы все прекрасно понимаем, что конечным продуктом невнимания общества к этой проблеме являются преступления и миллионы искалеченных судеб. Поэтому мы рассчитываем на самую активную поддержку наших инициатив и особый контроль со стороны глав регионов.
Программы профилактики в субъектах Российской Федерации уже разработаны, но главной их составляющей должно быть прежде всего организационное и ресурсное обеспечение.
Предложения МВД России по совершенствованию профилактической работы государственных органов включены в проект итогового документа, и прошу вас их поддержать.
Доклад окончен. Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, Громов Борис Всеволодович, Московская область.
Б.Громов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
Говоря о том, что тема профилактики правонарушений является крайне важной, совершенно очевидно, что этот вопрос имеет глубокие исторические, экономические, культурные, а главное, государственные корни. И, на мой взгляд, наиважнейшей составляющей профилактики все же является к тому же и семейный пример, семейный уклад. В этом отношении можно привести много примеров.
Мой дед в 1913 году закончил юридический факультет Московского госуниверситета, располагавшегося в то время в здании на улице Моховой. Он был образованным человеком и свято верил в устои государственности, семьи, на чем воспитывал и нас, своих внуков, а мы, естественно, передавали и передаем своим детям, внукам, что пример старших – это лучшая профилактика всего на свете. Но так жизнь устроена, что времена меняются, и события 90-х годов, их оценка и последствия привели к тому, что количество и степень общественной опасности правонарушений в нашей стране стали резко меняться в сторону увеличения и причины, в общем‑то, известны. При всем при этом на протяжении многих десятилетий основной упор в борьбе с правонарушениями и их профилактике делался все‑таки на работу правоохранительных структур. Надо сказать, что в последние годы, наверное, все‑таки, к счастью, на мой взгляд, есть изменения в лучшую сторону, хотя до сих пор акцент все‑таки делается на основную роль правоохранительных органов в этом вопросе. И все же я хочу сказать о том, что не уменьшая и не принижая их роль, думаю, что необходимо менять концепцию профилактики правонарушений, тем более что предпосылки к этому есть, и их очень много. К тому же добавляются такие сложные современные проблемы, как социальное имущественное расслоение, миграционное давление на экономику и социум, криминализация некоторых видов бизнеса и так далее.
Несколько слов хочу сказать по поводу того, что в этих условиях делается в Московской области. Жизненная практика подтверждает: когда человек имеет реальные возможности заниматься общественно полезным трудом, чувствует себя социально защищенным, способен удовлетворять свои потребности, у него, естественно, отпадают многие мотивы и причины совершения правонарушений. В связи с этим наряду с организационными и правовыми мерами государственной системы профилактики на одно из первых мест мы ставим все‑таки улучшение уровня и условий жизни населения области. Тем более что показатели социально-экономического развития Московской области стабильны и быстро растут.
Важным направлением профилактики правонарушений мы считаем, как я уже говорил, укрепление основ семьи, в том числе и через улучшение жилищных условий и социальную поддержку всех видов.
Должен сказать, что в этом отношении (тоже как пример) с 2000 года у нас удвоен объем строительства жилья, а в прошлом году в области введено в строй более 6 миллионов квадратных метров.
Понимая, что бытовая неустроенность и плохие условия проживания во многом становятся питательной почвой для правонарушений, мы стараемся уделять особое внимание капитальному ремонту жилого фонда, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Ведется большая работа по благоустройству городов и населенных пунктов. Учитывая, что большую нагрузку в борьбе с преступностью и правонарушениями несут органы охраны правопорядка, правительство области в рамках действующего законодательства проявляет постоянную заботу об их укреплении и улучшении материального положения сотрудников. В текущем году на правоохранительную деятельность из областного бюджета выделяется более 9 миллиардов рублей. Принято решение о финансировании дополнительной численности сотрудников милиции общественной безопасности в количестве 3 тысяч человек. Почти 50 тысяч сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану правопорядка, получают прибавку к денежному содержанию.
Во исполнение поставленных Вами, Владимир Владимирович, задач предусмотрена система областных программ, законодательных и подзаконных актов в сфере правопорядка, антитеррора, административной ответственности, торговли, игорного бизнеса. Важнейшим направлением профилактики правонарушений мы считаем наращивание и активное использование потенциала культуры и спорта, что дает возможность решать проблему свободного времени, снижать негативное влияние улицы, особенно на молодежь. С 2000 года, например, объем финансирования культуры вырос более чем в 11 раз. За последние годы построено и реконструировано более 130 крупных спортивных сооружений. Всего на эти цели нами было выделено за эти годы около 30 миллиардов рублей.
Под особым контролем держится вопрос профилактики правонарушений среди молодежи. Здесь, я считаю, положительную роль играют подразделения по делам несовершеннолетних и принятые областные законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, об опеке и попечительстве и о патронате. Введено около 250 должностей школьных инспекторов милиции, за которыми закреплено 867 учебных заведений. Внедряется система работы кружков и спортивных секций на бюджетной основе. В 324 домах творчества занимаются около 300 тысяч школьников, то есть каждый второй. Мы активно работаем с родителями, прежде всего молодыми. Пятый год в городах и районах проводятся областные родительские собрания, посвященные семейному воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, формированию активной гражданской позиции и патриотизма.
Безусловно, по всем направлениям усиливается борьба с пьянством, алкоголизмом и наркоманией. Хотя должен сказать, что лишение субъектов Российской Федерации возможности контроля за качеством и объемом реализуемой алкогольной продукции не способствует сохранению здоровья населения, снижает эффективность нашего противодействия ее незаконному обороту.
Влияет ли все сказанное мною на уровень преступности? Да, конечно. Например, стабильно снижается преступность среди подростков. По сравнению с 2002 годом количество несовершеннолетних участников преступлений в прошлом году, например, сократилось в 1,7 раза. В текущем году число совершенных ими преступлений по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизилось еще на 16,5 процента.
Вместе с тем промежуточные итоги реализации государственной системы профилактики правонарушений убеждают нас в необходимости выработки дополнительных мер по ее совершенствованию. Я считаю необходимым поддержать представленные здесь предложения рабочей группы по разработке законодательных актов. В рамках этой системы как один из шагов полагал бы целесообразным, например, создать на федеральном уровне и в субъектах структуру, подобную той, что действует у нас по борьбе с терроризмом, с соответствующими полномочиями.
Мне кажется, назрела необходимость передачи части полномочий по профилактике правонарушений на муниципальный уровень, передать большую часть служб милиции общественной безопасности местному самоуправлению, что соответствует положениям Конституции нашей страны и 131-му федеральному закону.
Имеет смысл устранить дублирование ряда функций, размытых по нескольким федеральным структурам, особенно в сферах экономической, налоговой преступности, борьбы с наркотиками, детских правонарушений и так далее. Кстати, это могло бы стать новым вектором административной реформы. Необходимо пересмотреть, на мой взгляд, действующие положения о деятельности частных охранных структур, которые нередко связаны с криминалитетом и действуют в его интересах подчас, сократить численность их сотрудников. Целесообразно пересмотреть ряд направлений молодежной политики, ликвидировать неоправданную либерализацию при квалификации разовых доз хранимых, потребляемых и реализуемых наркотиков. Разработать и реализовать в системе образования целевые обучающие программы, такие как «Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни» и другие. Должно быть принято решение, предусматривающее применение мер принудительного лечения, сегодня об этом уже говорилось, к лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Требуется также упорядочить производство спиртсодержащих жидкостей, особенно по товарам бытовой химии, которые являются основным источником массовых отравлений.
И еще. Часто на разных уровнях говорится о необходимости корректировки телевизионного вещания в сторону формирования позитивного отношения к роли государства, общества, семьи, адекватного восприятия происходящих процессов. К сожалению, объем негативного вещания, связанного с культом насилия, незаконного обогащения, праздного образа жизни, не снижается. Например, как правило, телевизионные программы не интересует ввод в строй прекрасных новых и очень важных объектов, но зато экраны заполнены информацией про различные ЧП, убийства, грабежи и так далее. Прямо какое‑то зомбирование получается. В связи с этим необходимо принимать меры по резкому сокращению выхода на экраны подобной продукции, вред от которой на умы молодых людей просто огромный.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Губернатор Кемеровской области Тулеев Аман Молдагазыевич, пожалуйста.
А.Тулеев: Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемые члены Госсовета!
За последние годы наша страна прошла очень серьезный путь – от глубочайшего кризиса до мощного прорыва во всех сферах жизни. Владимир Владимирович, знаете, за что хочу выразить Вам особую признательность – за политическую, экономическую и социальную стабильность. Вот это, я считаю, самое громадное достижение нашего времени, потому что, если есть стабильность в государстве, есть стабильность в регионе, в области, можно продуктивно работать, можно созидать, можно строить планы на будущее, и инвестиции, и деньги, они ведь тоже идут туда, где тихо, где спокойно. Вот это одна из главных составляющих стабильности, вопрос, который мы сегодня рассматриваем. Когда наши люди уверены в своей безопасности, когда они уверены, что их оградят от преступников, защитят их детей, то, соответственно, и атмосфера в обществе будет совершенно другой.
Мы вместе с правоохранительными органами делаем большую черновую кропотливую работу, такую же примерно, как Владимир Федорович Чуб говорил, которого я очень ценю. В то же время я бы хотел остановиться на тех моментах, которые в регионе дали наибольшую эффективность по предупреждению правонарушений. То, о чем Вы говорили, Владимир Владимирович, – безнадзорные дети, дети-сироты, дети из неблагополучных семей.
Большая ошибка, Вы помните, наверное, все‑таки: у нас в свое время, я имею в виду прошлую жизнь, были пионерские организации, комсомольские организации. Да, сменилось время, да, нужно было сменить идеологию, поменять взгляды, рыночный подход, но саму форму надо было сохранить, потому что именно в этих организациях молодые ребята учились жить в коллективе, учились жить в обществе и соотносить свое поведение с общепризнанными нормами. Что мы вынуждены были сделать взамен, хотя потеряли время. Мы создали десять кадетских корпусов, мы создали гимназии, мы создали элитное училище, оторвали 16 тысяч детей от преступности – это семьи и погибших военнослужащих, и шахтеров, это дети из неблагополучных семей. Вот это в конечном итоге позитивно оказалось, и очень позитивно относится население к этим мерам.
У нас был первый вице-премьер Иванов Сергей Борисович, он видел, какие прекрасные ребята, которых мы достали из труб, – Сергей Борисович, помните, – кадеты, МЧС, железнодорожники, военные плюс даже селяне. Впервые в стране с 2002 года этот опыт оправдался, его внедрять просто нужно. Мы в школах, в общежитиях, в техникумах внедрили самых опытных сотрудников милиции. Причем каждому сотруднику, который работает в милиции с подростками, каждый месяц доплачиваем по 2 тысячи рублей. И сегодня практически 60 процентов школ с уполномоченными. В этих же школах при всех стенаниях правозащитников поставили системы видеонаблюдения. За три года число преступлений в этих школах общеобразовательных, институтах, вузах сократилось на треть.
Я считаю, заслуживает внимания опыт работы, то, о чем сейчас говорил министр внутренних дел, с собственниками. Пример, Владимир Владимирович – холдинг, компания с мировым именем, Вы знаете. Мы пятый год подряд заключаем с ними соглашения, причем в соглашениях помимо экономических вопросов стоит вопрос по пресечению пьянства, наркомании внутри производства. И я считаю, это ничего не нарушает, никакие рыночные принципы, потому что мы говорим: «Тебе же самому нужно, чтобы у тебя не было преступности, не было наркомании. Комбайн сейчас стоит 120 миллионов рублей. Если на нем работать будет негодяй, разбойник, какие потери ты понесешь!» То есть в принципе интересы собственника, региона, интересы профилактики и предупреждения нарушений сходятся, они совмещаются.
Владимир Владимирович, я считаю, хорошая практика. К нам приезжал Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка и Министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев. Вот сразу конкретно на месте разобрались с регионом. Вы знаете, что у нас подпольно копают эти шахты, разрезы. В течение полугода федеральные структуры, наши структуры, сибирские структуры прикрыли 16 преступных группировок и закрыли 23 незаконно разрытых разреза, которые били по экономике и в принципе снижали цены в целом даже в европейских странах.
Что требует, на мой взгляд, безотлагательного решения, Владимир Владимирович, это разрозненность наших действий. Я еще раз хочу Вас поблагодарить за личное сочувствие к трагедии на шахтах «Ульяновская», «Юбилейная». Низкий поклон от шахтеров за поддержку в трудную минуту. Но, Владимир Владимирович, я Вам клянусь, стоит судья рядом со мной, в стране объявлена минута молчания; стоит прокурор рядом со мной, в стране объявлена минута молчания. Мы начинаем наводить жесткий порядок. Какой? Многие же взрывы смотрим, шахтеров находят, у них полные карманы папирос, у многих ложки с этими, которые нужно подогревать, наркоманы, а это огонь. Раз огонь – это взрыв. Что мы делаем? Мы начинаем выворачивать карманы, мы начинаем его трясти, мы его отстраняем, мы увольняем наркомана с работы. Что делают суды? Восстанавливают. Я спрашиваю: «Что ты делаешь?» Я не могу в суд влезать. Понятно, это цивилизованный институт и так далее. Я говорю: «Это хуже террориста, это же с поясом смертника, раз шахтер курит под землей, раз наркоманит и греет эту ложку». Он говорит: «Ты знает что? Состава преступления нет. Вот если он закурит и взорвет человек десять – это состав преступления». И получается, мы одно, а они слушают в основном правозащитников, которые в данном случае говорят, что мы нарушаем права и свободы человека. Да не нарушаем мы, а, наоборот, их защищаем.
Мы все равно, конечно, Владимир Владимирович, наведем порядок, но это будет дольше по времени.
Уважаемый Владимир Владимирович, интересно получилось, я готовился к Госсовету, прочитал много материала. Я трезво оцениваю ситуацию. И как ни странно, в принципе ни одно государство, кроме бывшего Советского Союза, не обладало мощной государственной линией на предупреждение, профилактику преступности.
Западные страны как работали? По принципу неотвратимости и работают: случилось – совершил – получи. А вот чтобы уберечь человека, чтобы он не совершил, они же все равно пришли к этому, изучая опыт нашей прошлой жизни. Многие помнят, посмотрите, я читал опять материалы, раньше по‑другому назывались структуры, вызывался любой, не важно, ректор, первый руководитель предприятия, и спрашивали: «Почему у тебя пьянка? Почему этот напился? Почему этот совершил наезд?» – и так далее. То есть методы были действенные. Взять ЖКХ, о котором Вы недавно говорили, Владимир Владимирович. У нас же люди как устроены? Я город прихорашиваю, ему бесполезно. Если у него во дворе наведешь порядок, поставишь малые архитектурные формы, песочницы, козырьки, дети ухожены – это хорошо, это хороший руководитель. Так раньше же это понимали. Раньше как было: 2 процента постоянных средств ЖКХ выделялось на культурную, профилактическую, постоянную общественную работу во дворах, в микрорайонах, там были спортивные инструкторы. И мы сейчас, Владимир Владимирович, это делаем. Почему? Нам нужно, чтобы не пахан встречал этих детей и молодежь, а именно эти инструкторы. Пока тяжело, денег мало, но, я считаю, это правильный путь.
Я тоже, уважаемый Владимир Владимирович, обязан остановиться на вопросе о принудительном лечении. Для нас это просто бич: алкоголь и наркомания. У нас ведь нет практически никаких рычагов. Я все понимаю: права, свободы, правозащитники, но я опять посмотрел материалы. Посмотрите Соединенные Штаты: алкоголик отказывается лечиться – он лишается целого ряда социальных льгот. Есть в конце концов у них суд – цивилизованный институт. Сосед пожаловался – привет, его лечат. В Японии каждый уважающий себя предприниматель считает своим долгом, как закон у них, ежедневно собирать своих работников в спортзале, тренироваться, и первым показателем идет даже не экономика, не прибыль, а здоровье этого коллектива. В Германии социальные обязательства собственников, предпринимателей перед населением внесены в Конституцию, в Основной закон. И там он не просто работодатель, а он еще социально ответственное лицо, так же как и губернатор, – за спокойствие и профилактику правонарушений в том или другом регионе.
Владимир Владимирович, Вы лучше всех знаете эту сверхдемократическую страну – Великобританию. Недавно общество потребовало от властей оградить детей от педофилов. Родился законопроект, я его читал, о химической кастрации. И англичане, я уверен, найдут возможность сделать ее добровольно-принудительной. То есть профилактика преступности, уважаемый Владимир Владимирович, Вы правильно сказали, эта государственная линия должна быть объектом повышенного внимания всех. Но должно работать общество. У нас общество практически не работает. Давайте возьмем, к примеру, крупнейшее учебное заведение, любой вуз. За что ректор отвечает? В лучшем случае, может быть, за качество. Подрался студент, пришиб кого‑то на территории вуза или вне, в городе, он отвечает? Он понятия вообще не имеет. А почему? А ты обязан нести ответственность, это твой студент в конце‑то концов, он работает в обществе. То есть всю профилактическую работу нужно начинать снова, начиная: ясли – садик – школа – институт. Почему я так говорю, Владимир Владимирович? Потому что наша страна с коллективистскими традициями. Потому что все равно общественное мнение очень часто становится определяющим. Так было и будет.
Что, на мой взгляд, нужно сделать? Я считаю, нужно принимать федеральный закон о профилактике правонарушений, целевой. Туда очень много предложений войдет, тех, что разработала рабочая группа Чуба Владимира Федоровича. И, естественно, конечно, нужны источники финансирования. А главная его задача – объединить усилия всего общества.
Владимир Владимирович, тема очень важная, потому что Вы следующий год объявили Годом семьи. И выборы, одни выборы, другие, год, помимо всего, политический. Поэтому нам нужны, конечно, экстренные, я бы сказал, по некоторым предложениям, чрезвычайные меры, быстрые для того, чтобы сохранить стабильность.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо большое.
Аман Молдагазыевич, что касается безопасности в шахтах, то это комплексная проблема, но я не вижу здесь вопроса, связанного с уголовным преследованием. Нарушение правил безопасности, Генеральный прокурор подсказывает, есть же состав – нарушение правил безопасности, и можно, кроме всего прочего, записывать в типовой договор и требовать исполнения. Мы с Вами говорили уже на этот счет и вернемся к этой проблеме еще раз.
Пожалуйста, Алиев Муху Гимбатович – Президент Республики Дагестан.
М.Алиев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
В Дагестане в целях реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности законом утверждена программа профилактики правонарушений на 2007–2010 годы, на реализацию которой предусмотрены финансовые средства в сумме 65 миллионов рублей, в том числе в текущем году 15 миллионов рублей. Аналогичные программы приняты и на муниципальном уровне. Введены должности заместителей глав местных администраций по вопросам общественной безопасности. При Правительстве республики создана и функционирует республиканская межведомственная комиссия по профилактике правонарушений. Подобные комиссии работают и в районах, и городах. Приняты и законы «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Дагестан», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Дагестан», «О молодежной политике в Республике Дагестан».
Парламентом республики в первом чтении принята комплексная программа развития национальных отношений в республике на 2007–2010 годы. В республике функционируют уполномоченные по правам ребенка.
6 июня в Махачкале прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики религизно-политического экстремизма», в работе которой приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Дмитрий Николаевич Козак, все руководители федеральных правоохранительных органов, главы республик Южного федерального округа, а также ведущие ученые и специалисты в этой области.
По итогам работы выработаны соответствующие рекомендации. Общий смысл этих рекомендаций сводится к тому, что необходимо от силовых методов борьбы с экстремизмом и терроризмом перейти к их профилактике, первоочередному решению имеющихся экономических и социальных проблем, идеологическому противодействию терроризму и экстремизму, улучшению информированности населения.
Такой курс работы органов государственной власти, муниципальных образований, правоохранительных органов и институтов гражданского общества позволил в 2006 году на 60 процентов сократить количество преступлений террористической направленности в республике, а за истекшие месяцы текущего года теракты не зарегистрированы вообще. Вместе с тем, сосредоточив значительные усилия на борьбе с экстремизмом и терроризмом, в республике ослаблена работа по другим направлениям борьбы с преступностью. Это подтверждает тенденция роста преступности за последние два года. Растет количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе фактов бандитизма, умышленных убийств, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, а также некоторых видов преступлений против личности. Высоким остается уровень подростковой преступности.
Несмотря на существенный рост количества выявленных преступлений экономической направленности, принимаемые меры не отвечают ни остроте проблемы, ни истинным масштабам распространения этой категории преступности. Правоохранительные органы не принимают действенных мер по устранению этих и других недостатков в работе. Нет четкого взаимодействия в их деятельности, временами они работают друг против друга, а не против преступников. В этой кампании в определенной мере участвуют и суды. Мне представляется, что нельзя продолжать наблюдать федеральным органам за этим очевидным процессом.
Помимо роста рецидивной преступности и роста преступлений среди несовершеннолетних большую нашу тревогу вызывает рост в республике дорожно-транспортных происшествий. Одной из основных причин такого положения дел является плохое состояние автомобильных дорог, прежде всего дорог федерального значения, которые проходят по Дагестану и являются одними из самых высокоаварийных в Российской Федерации. Только на участке автомагистрали «Кавказ» в пределах границ республики протяженностью 279 километров ежегодно погибают в автоавариях более 120 человек, более 300 человек получают ранения различной степени тяжести.
Министерством транспорта России в рамках федеральной целевой программы запланирована реконструкция федеральной дороги от города Махачкалы до государственной границы с Азербайджаном начиная с 2010 года. Мы бы просили начать реконструкцию этой дороги раньше, уже в будущем году, тем более с азербайджанской стороны – новая, современная реконструированная дорога доведена до российской границы. В срочной реконструкции дороги «Кавказ», соединяющей Россию с Закавказьем, заинтересованы и наши соседи: Ставрополь, Калмыкия и другие. Кроме того, надо учесть приграничное положение республик и нахождение нескольких десятков погранзастав, подразделений Министерства обороны.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что недостаточно выделяются средства и на строительство дороги до Ботлиха. Городок сегодня, можно сказать, фактически готов к принятию военных, но при таких темпах финансирования дорога не будет готова и к концу следующего года.
Хотел бы вас попросить, уважаемый Владимир Владимирович, обратить внимание соответствующих федеральных структур и ускорить решение этих вопросов.
Мы поддерживаем все предложения, содержащиеся в докладе, представленном сегодня Госсовету. Есть два момента, с которыми мы не согласны.
Первый. На странице 67-й доклада о состоянии и результатах работы по предупреждению экстремизма в последнем абзаце сказано: спор чеченцев, акинцев и лакцев вокруг Новолакского района – это угроза территориальной целостности страны. Это абсолютно не соответствует действительности. Никакого такого спора нет, это внутренняя проблема республики, на это отпущены деньги. И я считаю, что это надо убрать из доклада.
Второй момент. Не совсем удачно и корректно, на наш взгляд, сформулирован и пункт 3-й на странице 71-й доклада, где предлагается провести упреждающие меры по пресечению незаконных действий представителей исполнительной власти и органов местного самоуправления, причастных к контактам со сторонниками радикального ислама из северокавказского региона. И ставят их в один ряд с выходцами из Центральной Азии и Ближнего Востока. Мне просто непонятно, как органы публичной власти или местного самоуправления могут быть в контакте с исламистами. Если такое дело есть, то надо разогнать эти органы власти. Но, на мой взгляд, ничего подобного нет, насколько я знаю, ни у нас, ни в соседних республиках. Поэтому это момент, который тоже, мне представляется, не стоит выделять, как это сделано в докладе.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги!
Я хочу предоставить слово Морозову Сергею Ивановичу, губернатору Ульяновской области, и на этом я бы предложил дискуссию нашу завершить, а во второй части в неформальной обстановке при желании мы еще можем обменяться мнениями по сути, имея в виду, что подготовлен проект решения, и вы его знаете. Если нет возражений. Нет? Спасибо.
Пожалуйста, прошу, Сергей Иванович.
С.Морозов: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я так же, как и мои коллеги, внимательно ознакомился с докладом рабочей группы и в целом поддерживаю все выдвинутые предложения. Хотел бы сегодня поговорить все же, на мой взгляд, о главном. А главное, как, Владимир Владимирович, Вы говорили у нас – семья и дети. Тема роста подростковой и молодежной преступности для меня, как губернатора Ульяновской области, является одной из самых важных и самых болезненных. Мы это не скрываем почему? Наверное, потому что в последние годы каждый десятый привлеченный к ответственности преступник в Ульяновской области – это несовершеннолетний. Потому что каждый день в области происходят как минимум три преступления с участием подростков, из которых каждые два несовершеннолетних правонарушителя являются учащимися школ и других учебных заведений.
На мой взгляд, центром внимания, главным объектом профилактики должны стать не несовершеннолетние правонарушители, а то подавляющее большинство подростков и молодежи, которое может ими стать. Поэтому мое первое предложение: необходимо очень быстро внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сделав особый акцент, как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, на раннюю профилактику правонарушений и обозначив в качестве объекта профилактики всех несовершеннолетних граждан, а не только тех, кто уже находится в социально опасном положении.
Также предлагаю четко разграничить и детально прописать полномочия и ответственность федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в отношении всей системы профилактики, внеся соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы. Со своей стороны готов представить свое видение.
Кроме того, Владимир Владимирович, нельзя больше действительно медлить и необходимо принимать федеральный закон о привлечении населения к охране общественного порядка.
Я думаю, что для всех очевидно, что главная ответственность за воспитание детей лежит на семье. Забота о детях и их воспитании, формировании нравственных качеств, подготовка к общественно-полезной деятельности – это прямая ответственность и обязанность родителей, которая в действующем законодательстве, к сожалению, отражена пока весьма слабо.
Поэтому полностью согласен с недавним обращением общественного совета Министерства внутренних дел. И в связи с этим предлагаю изменить часть 1 статьи 63 Семейного кодекса, которая может быть сформулирована так: «Родители обязаны воспитывать своих детей, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии своих детей, формировании в них высоких нравственных качеств, а также готовить их к общественно полезной деятельности».
Санкции за нарушение этих норм, помимо лишения и ограничения родительских прав, должны быть, на мой взгляд, дополнены и уголовной ответственностью за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, которые привели к педагогической запущенности несовершеннолетнего и совершению им умышленного общественно опасного деяния. Такая норма должна быть особо сформулирована в части второй статьи 156 Уголовного кодекса. Необходимо решиться и принять федеральный закон о принудительном лечении от алкоголизма. Но, ужесточая ответственность родителей, мы должны также коренным образом изменить и государственную семейную политику, которая призвана стать эффективным звеном ранней профилактики правонарушений. На мой взгляд, было бы целесообразно в рамках объявленного Вами, Владимир Владимирович, Года семьи создать отдельное министерство по делам семьи, женщин и детей, которое стало бы координатором всей социальной работы, причем не только с семьями, но и в общеобразовательных учебных заведениях. Поэтому полностью разделяю предложения Владимира Федоровича Чуба по введению федерального института уполномоченных по правам ребенка, тем более что у нас в регионе уже такой опыт накоплен.
Действительно, отсутствие нормальных условий в семье во многом порождает беспризорность и безнадзорность, а существующая в настоящее время система государственных воспитательных детских домов малоэффективна. Поэтому у себя в области мы стали применять новые подходы к реализации семейной и молодежной политики, направленной на всемерное поощрение прежде всего благополучных семей. Так, мы приняли областной закон, по которому каждая семья, усыновляющая ребенка, получает единовременно по 100 тысяч рублей из областного бюджета. Весьма показательно, что если за весь прошлый год на этот довольно ответственный шаг решилось порядка 30 ульяновских семей, то столько же семей усыновили детей уже за первые пять месяцев этого года. Кроме того, проведение различных акций, в том числе и акции «Роди патриота в День России», дали нам возможность сформировать единый стандарт социальной поддержки беременных женщин во всех муниципальных образованиях.
Отдельный вопрос – забота о многодетных семьях. Мы приняли областной закон о мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области. Формы поддержки разнообразны: от льгот на коммунальные услуги до выдачи денежных сертификатов на развитие сельских подворий. И также в этом году все министры регионального правительства взяли персональное шефство над многодетными семьями, оказывая им постоянную помощь, в том числе и по решению жилищных проблем.
Мы хорошо понимаем, что мер разовой бюджетной поддержки явно недостаточно, чтобы действительно создать необходимые условия для поддержки семьи. Поэтому уже в текущем году правительство региона перешло к заключению соглашений с предприятиями и организациями региона, которые в добровольном порядке будут выплачивать своим работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячно среднюю заработную плату, которую они получали.
Но, оказывая всемерную поддержку семье, не стоит забывать и о другом социальном институте – школе. Да, опыт введения школьных инспекторов милиции показал свою эффективность. Но вынужден констатировать, что сегодня воспитательная, профилактическая работа в школах далека от идеала, и учителя по большей части получают зарплату не за воспитание в детях важнейших нравственных качеств, а за обучение, за передачу просто знаний. А как писал русский философ Иван Ильин, «знание без соответствующего воспитания сердца и души представляет одно из наиболее опасных социальных явлений, вредно и для здорового правосознания». Поэтому нам необходимо коренным образом изменить сами принципы работы школ.
Что предлагается сделать? Во‑первых, возродить в масштабах страны полноценную систему дополнительного образования для детей и подростков, о чем сегодня уже говорили. Необходимо, на мой взгляд, полностью перестроить работу средних школ, они должны стать своеобразными социокультурными центрами, в которых дети находятся с утра до вечера и имеют возможность бесплатно, причем подчеркиваю: бесплатно, находить применение своим талантам и способностям. У нас, кстати, в Ульяновской области при поддержке Федерального агентства по образованию и бизнес-сообщества сейчас такой проект реализуется на базе одной из школ города Димитровграда. В самом Ульяновске с 1 сентября во всех школах введены дополнительные ставки спортивных инструкторов. Вне всякого сомнения, такой подход потребует значительных финансовых средств, а также изменений принципов работы и оплаты труда педагогов. Но это разовые вложения, последующий эффект от которых будет многократно превышать затраты.
Также важно изменить подходы к трудовому воспитанию учащихся, расширив его значение и приблизив уроки труда к жизни современного человека. Это очень востребовано сегодня. Необходимо и введение практики основ социального служения и сотрудничества учебного заведения с органами социальной защиты, оказание помощи учащимся по уходу за престарелыми и инвалидами. Крайне важно, чтобы правовое воспитание в школе состояло не только из правового обучения, но и из создания в школе правового пространства, которое могло бы с первых же классов давать учащимся опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, опыт по исполнению и применению этих норм, в том числе и через школьные центры разрешения конфликтной ситуации.
Сегодня уже говорили о том, что нам действительно, Владимир Владимирович, необходимо проведение более эффективной информационной политики, всемерного усиления пропаганды законопослушности для граждан, формирование позитивного образа работников не только правоохранительных органов, но и других силовых структур. И это действительно очень востребовано. Сегодня во многих регионах страны печатные средства массовой информации, освещающие работу органов правопорядка, уже приказали долго жить, а выходящие сегодня в эфире телепередачи больше напоминают хронику боевых действий.
И последнее предложение. Обсуждаемый сегодня вопрос затрагивает в том числе и уголовно-правовую политику государства. У нас с вами есть концепция национальной безопасности Российской Федерации, но, к сожалению, нет единой государственной концепции уголовно-правовой политики, а борьба с преступностью – это процесс, а обществу нужен конкретный результат и четко обозначенные цели.
Поэтому вношу предложение разработать концепцию уголовно-правовой политики Российской Федерации, сформулировав в ней конкретные цели и задачи для органов власти всех уровней и, конечно, ожидаемые конечные результаты.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня рассматривали проблему, которая, на первый взгляд, как раз и лежит, прежде всего, в сфере уголовно-правовой политики, но и выступавшие с основными докладами, и в дискуссии коллеги показали, что эта проблема гораздо более широкая и, на первый взгляд, достаточно скучная и рутинная: профилактика пьянства, алкоголизма, наркомании, работа с молодежью, работа с людьми…
Так, коллеги, внимания прошу, пожалуйста! Я зачем сюда приехал? И мы зачем сюда приехали? У нас будет время еще сейчас с вами поужинать и поговорить друг с другом. А сейчас прошу сосредоточиться на теме, ради которой мы собрались: за тысячи километров приехали сюда со всей страны. И тема – важная, хочу еще раз подчеркнуть: о детях, о наших речь идет, о будущем страны! Повторяю еще раз, это, может быть, рутинные, на первый взгляд, темы, но это именно то, чем мы должны заниматься каждый день. И заниматься серьезно.
Вот мы подготовили перечень поручений, и, конечно, он будет принят после доработки в соответствии с вашими выступлениями, замечаниями и предложениями, в том числе теми, которые поступили в письменном виде. Но здесь есть и комплекс мер рекомендательного характера для Правительства и для субъектов Российской Федерации.
Конечно, мы отреагируем соответствующим образом и на законодательном уровне. Я согласен с теми, кто говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Но еще раз подчеркну, нужна системная, постоянная работа и внимание руководителей регионов Российской Федерации, и глав муниципальных образований к этим проблемам. Самое внимательное отношение должно быть к этим вопросам. И это, еще раз хочу подчеркнуть, вопросы приоритетов, определения приоритетов.
Что важнее – что‑нибудь там построить, где можно дать возможность строителям деньги «спилить», или вложить деньги непосредственно в человека? Забота о человеке – самое главное, чем мы должны заниматься в ежедневном режиме. Вот с таким настроем мне бы хотелось и закончить нашу сегодняшнюю встречу.
Спасибо большое.