Д.Медведев: Я готов был бы тоже несколько слов сказать в завершение нашего разговора – на мой взгляд, вполне конкретного и продуктивного. Его польза уже в том, что мы друг на друга смотрим, задаём вполне конкретные вопросы, получаем конкретные ответы.
Тем не менее я тоже несколько слов скажу по поводу того, что сегодня звучало. Начну с той темы, которая в том или ином виде поднималась и Виктором Федоровичем [Басаргиным], и другими участниками совещания, – ситуация с доведением финансовых средств до основных производителей, до основных компаний. Все равно всё очень медленно происходит, нет синхронности. Я понимаю, что есть объективные причины, мы их тоже обсуждали, связанные с нормативами деятельности банков, с закредитованностью некоторых предприятий, с рядом других причин. Но тем не менее я все равно считаю, что Центральный банк должен эту проблему довести до завершения при естественной поддержке Правительства, потому что все решения на эту тему приняты. При этом, конечно, необходимо сделать упор на предоставление длинных денег, потому что на моих встречах с крупными, очень крупными предприятиями представляющие их руководители, собственники в ряде случаев говорят: «Нам не нужны «короткие» деньги вообще», – просто отказываются от них. Когда им говорят: «Возьмите 5 миллиардов на месяц», – они говорят: «Не надо». И это вполне понятно.
Все решения по среднесрочному финансированию тоже существуют. Надо не бояться это всё делать. Я понимаю мотивы Центрального банка в ряде случаев, который не хочет командовать и коммерческими банками, и системообразующими банками. Но в определённых ситуациях это нужно делать, к сожалению.
И я хотел в этой связи уточнить вот что. Мы вносили закон по представителям ЦБ в коммерческих банках – где он, что с ним происходит? Эльвира Сахипзадовна, ответьте.
Э.Набиуллина: Такой проект закона существует. На наш взгляд, он недостаточно полномочий дает этим госпредставителям.
Д.Медведев: Комиссарам так называемым.
Э.Набиуллина: Да, комиссарам. И если говорить в целом, та система, которую мы предполагали, что банки добровольно определяют объёмы кредитования на ряд приоритетных секторов, потом госпредставители следят за тем, как это всё выполняется, вот эта система не очень хорошо работает.
Д.Медведев: А где законопроект‑то находится, где он сам?
Э.Набиуллина: В Минфине, видимо.
Д.Медведев: Где этот законопроект? У нас Минфин, ЦБ есть?
Ответ: Согласован с Центральным банком.
Д.Медведев: Слушайте, но я ведь об этом сказал уже три недели назад на совещании. Если вы, я имею в виду в данном случае Центральный банк (не знаю, какова позиция Минфина, до этого Министр, во всяком случае, не возражал по этому поводу), если вы против (я в данном случае имею в виду и позицию Центрального банка), так и скажите. Скажите, что нам не нужно это делать. Но никто же этого не говорит. Я поручение давал это всё внести. Раз так, тогда говорю под камеру: в недельный срок всё доработать и внести. Это – поручение Игнатьеву и Правительству.
Теперь в отношении поддержки внутреннего рынка – то, что говорил Олег Алексеевич [Богомолов], потом комментировала Эльвира Сахипзадовна. Мы действительно должны сейчас этим заняться обязательно. Мы с вами хорошо знаем: те страны, которые изначально были сориентированы на внутренний рынок, от кризиса сегодня страдают в значительно меньшей степени, чем те страны, которые были зациклены на экспорте, они несут гораздо большие потери. Я имею в виду и нашу страну, конечно. Мы не можем изменить структуру нашей экономики за год, за два, даже за пять лет. И, понятно, для нас сырьевые поставки остаются ключевым способом обеспечения экономической безопасности, наполнения нашей казны, но, конечно, нужно думать о будущем. Поэтому в отношении ситуации на собственном рынке – конечно, мы должны заполнять свой рынок и заниматься сегодня диверсификацией производства, то, что мы, собственно говоря, и должны были бы делать и раньше, и то, что мы должны делать сейчас. Поэтому механизмы поддержи, безусловно, необходимы. Это должны быть разумные механизмы, в том числе, наверное, и то, что вот только что Министр сформулировала на эту тему, когда мы не закрываемся, но в то же время при определённых равных условиях мы предпочтение отдаём своему производителю. Здесь не страдает конкурентоспособность. Мы не занимаемся таким тупым протекционизмом, тем не менее мы защищаем свои возможности, помогаем собственным производителям.
Тема с гослицензированием. Я не знаю, мне всегда казалось всё‑таки, что система саморегулирования лучше; в общем, это вот такая идеологическая вещь, но в любом случае, даже если считать, что сейчас какие‑то проблемы возможны, меня, во всяком случае, убеждает пока то, что существует годовой переходный период, когда будут действовать и уже новые средства (саморегулируемые организации будут принимать решение), и в то же время будут действовать лицензии в течение соответствующего периода.
Все крупные программы социально-экономического развития Уральского федерального округа должны быть сохранены, у нас для этого есть все возможности.
Но единственное, на что бы я, конечно, потом посмотрел (у нас могут любую идею исказить до абсурда), если эти саморегулируемые организации тоже будут «междусобойчиками», в рамках которых будут принимать неэффективные и иногда просто, по всей вероятности, проплаченные решения, то такого рода саморегулирование – это, конечно, не то, к чему мы стремимся. И лицензии – плохо, потому что это административный механизм, и за лицензии взятки тоже носят, мы прекрасно понимаем. Но и саморегулируемые организации – это тоже само по себе не панацея, они должны доказать, что они эффективны, именно своей работой, что они могут выполнять свои функции не хуже, чем государство. За этим точно нам всем нужно будет следить.
По поводу ситуации в дорожном строительстве – то, что Эдуард Эргартович [Россель] говорил. Мы ждём наконец появления компании, которая должна будет этим заняться. Я надеюсь, что в ближайшее время тоже будут внесены документы уже по созданию этой корпорации. Где они?
Э.Набиуллина: Согласованы в Правительстве, но еще в Думу не внесены.
Д.Медведев: То есть они уже на финальной стадии выхода? Это как минимум возможность работать, в том числе и в кризисных условиях.
По Фонду поддержки предприятий Эльвира Сахипзадовна сказала – я, в общем, этим удовлетворён, во всяком случае как идеей. Мне кажется, эта идея возможная, в нынешней ситуации, наверное, даже необходимая, а тем более что по этому пути, если признаться откровенно, идут и другие государства, которые, в общем, никогда в избыточной любви к государственному регулированию заподозрить было нельзя, тем не менее они создают такие фонды. Почему нам‑то не создать? Вопрос только в том, кто в этот список попадёт. Это, конечно, отдельная тема.
Здесь предлагались некоторые меры, связанные с рядом налоговых идей. Я не думаю, что это нужно сейчас специально комментировать, хотя наши коллеги здесь присутствуют, я просто дам поручение по итогам нашего сегодняшнего совещания, нашей сегодняшней встречи. Здесь есть и по развитию баланса потребления, и по специальному законодательству о государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии, и о совершенствовании процедуры предоставления бюджетам субъектов дотаций на сбалансированность, увеличении уровня софинансирования бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть, по сути, всё то, что обсуждалось, в том числе и возможные механизмы оздоровления.
Но о чём хотел бы сказать, так это в отношении санации строительных организаций – то, что затронул Владимир Владимирович Якушев. Я тоже думаю, что нам нужно какой‑то механизм придумать по двум причинам. Это, действительно, был наиболее активно растущий сектор, очень важный для социального самочувствия наших граждан, там много денег, и там очень большие ожидания, и соответственно могут быть крайне негативные социальные последствия. Поэтому нам нужна система, которая позволит сбалансировать текущую ситуацию – может быть, в нынешней ситуации допустить такую «мягкую посадку», с тем чтобы ситуация на жилищном рынке была под контролем, – раз. Мы бы сначала достроили всё, что есть, обеспечили бы жильём всех, кто находится в соответствующих отношениях и в рамках ипотечных схем, и по другим правовым основаниям, ну а потом уже смотрели на развитие ситуации: будет исправляться ситуация на финансовом рынке – слава Богу; значит, будем увеличивать темпы, и будут прирастать новые стройки, новые объекты; если она будет ещё какое‑то время в сложном положении – как минимум хотя бы основные вопросы мы все закроем. И в этом смысле я считаю, что нужно дать поручение по проработке вопроса о санации строительных организаций в адрес Правительства.
Здесь звучали конкретные вопросы, связанные со строительством ГЭС в районе Тарко-Сале и в другом районе, где Вы ещё называли?
Ответ: В Тарко-Сале и Новом Уренгое.
Д.Медведев: Новом Уренгое. Надо посмотреть, что с этим происходит. Тоже пометьте.
Ещё одна тема, которая здесь поднималась, которая, в общем, связана с Уралом и вообще с нашей ситуацией, – это то, что Александр Васильевич [Филипенко] спрашивал или, точнее, говорил по более активной позиции в части цен на нефть. Это не тема нашего совещания, но могу вам сказать просто как Президент. Наши партнёры – коллеги из нефтяного клуба, так сказать, – довольно активно нас об этом просят. С кем бы я ни встречался, они нас просят вести скоординированную политику. Я бы хотел сказать, что мы готовы к этому, мы должны защищаться, это наша доходная база – и по нефти, и по газу. Причём такого рода защитные меры могут быть связаны и с уменьшением объёмов добычи нефти, и с участием в существующих организациях поставщиков, и с участием в новых организациях, если до этого мы сможем договориться. Я считаю, что мы никаких для себя вариантов закрывать не должны. Ещё раз повторяю, это вопрос доходной базы нашей страны, вопрос её развития. И мы не должны здесь руководствоваться никакими абстрактными критериями, рекомендациями международных организаций другого порядка и так далее. Это наши национальные интересы. Будем поступать так, как считаем нужным.
Вот, наверное, из конкретных вещей всё. На другие вопросы постаралась ответить Эльвира Сахипзадовна.
Уважаемые коллеги, я просто хотел бы ещё раз констатировать в конце нашей встречи, что у нас впереди не самые легкие времена, это очевидно. В то же время у нас очень большой потенциал не только для преодоления кризиса, но и для развития. Именно поэтому я хотел бы, по сути, завершить тем же, с чего начал: все крупные программы социально-экономического развития Уральского федерального округа должны быть сохранены, у нас для этого есть все возможности, даже при понимании того, что какие‑то нюансы мы, естественно, будем учитывать в текущей перспективе. Будем помогать своим предприятиям, будем добиваться создания эффективных компаний, поднимать производительность труда, контролировать ситуацию в банковской сфере – и тогда все те планы, которые были намечены, будут исполнены.
Спасибо вам большое. До встречи.