В.Путин: Мы с Вами сейчас полетим еще на Волжский автомобильный завод, по дороге еще поговорим, но если Вы хотите что‑либо обсудить в спокойной обстановке, то пожалуйста.
К.Титов: Спасибо, Владимир Владимирович, у нас есть несколько проблем. И на сегодняшний день я считаю, что мы должны их решать вместе с руководством России, вместе с федеральным Правительством. Например, мы уже на протяжении нескольких лет работаем в области наноиндустрии и хотим вместе с промышленной, вузовской общественностью и научно-исследовательскими институтами создать межведомственный центр наноиндустрии. Мы уже подобрали помещение, ученых. Нам необходим этот большой компьютер, который Велихов производит, мощностью примерно триллион операций в секунду. Если можно было бы в рамках софинансирования это решить, мы бы скорейшим образом решили многие другие задачи.
Есть определенные успехи. В частности, освоили машину «Ан-140». Она уже в Якутии летает, перевозит пассажиров. Сейчас на нее есть заказы. Я думаю, и дальше эта работа пойдет.
В принципе готовы к производству новой ракеты «Русь-М», мы с Перминовым эту позицию обсуждали, но ее производство почему‑то отнесено на начало 2012 года. Мы готовы это начать сейчас. И просим Вас (Перминов, наверное, будет Вам докладывать) внести изменения и конкурс объявить в этом году. Большие планы у нас по развитию медицины. И здесь, Владимир Владимирович, мы построили две очереди онкологического центра.
В.Путин: Сколько лет Вы ходили ко мне с этим?
К.Титов: Много хожу. Осталась третья очередь, и просьба помочь, ускорить. Вопрос на контроле в Вашем Контрольном управлении, но что‑то никак дело не двигается. Я выполняю решение Правительства Российской Федерации, тащу этот воз один. Хотелось бы, чтобы некоторые решения были выполнены. А третья очередь – это уже лечение с применением трансурановых элементов. У нас в России есть такой центр только в Дубне. Пропускная способность его 30–50 человек в год, а очень много людей нуждаются в таком лечении. Тем более у нас рядом ядерный центр в Димитровграде. Тут бы как раз все увязывалось.
В сельском хозяйстве перешли на эмбриональное развитие животных. Результаты хорошие. Я думаю, если у Вас будет еще возможность побывать в Самаре, мы Вам покажем мясные породы ангус, лимузин, герифорд, казахская белоголовая, которые получаем этим путем. Сейчас вместе с итальянцами создаем лабораторию, технологический центр по намыву эмбрионов. И сможем обеспечивать достаточно большое количество хозяйств этими эмбрионами и в области, и в России. Сможем организовать трансфер технологии в другие регионы.
Если говорить о социально-экономическом развитии, то успехи есть, они достаточно интересные. Но хотелось бы в рамках совместного финансирования решить ряд социальных проектов. В частности, по федеральным дорогам. Они сегодня по качеству у нас значительно уступают областным дорогам. «Единая Россия» решила задачу в городах-миллионниках (они получают миллиард рублей). Мы этот миллиард получаем, освоим, вся проектная документация готова по Московскому шоссе и Новосадовой [улице] Самары. Но, конечно, федеральные трассы очень отстают. Есть просьба: у нас есть трасса Самара–Тольятти, почти сто километров, на бетонном основании (40 сантиметров бетона), все по технологии сделано. Поэтому ее можно сделать первым «русским хайвеем», и, кстати, здесь возможно бизнес-партнерство, частное предпринимательство. Почему? Потому что у нас рядом проложена очень хорошая дорога, которая позволяет приехать в Самару бесплатно. Если бы этот проект поручить рассмотреть Министру транспорта Левитину, это бы много задач решило.
В.Путин: Надо сформулировать этот вопрос на бумаге, положить мне.
К.Титов: У меня сформулировано все.
В.Путин: Дадите мне. Я дам поручение Левитину.
А как Вы оцениваете ситуацию в социальной сфере, в медицине, в жилищном строительстве?
К.Титов: Начну с медицины. Владимир Владимирович, тяжелая позиция с федеральными льготами. Нам удалось подписать соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития. И мы сегодня в принципе уже погашаем все задолженности и работаем, как говорится, рука об руку. Сейчас очень много критики в адрес министра Зурабова, и я могу говорить. Владимир Владимирович, мы объединили [областные] министерства социальной защиты и здравоохранения. По месяцу экономим миллионы рублей. За прошлый год сэкономили 72 миллиона рублей. То есть мы исключили параллелизм в работе, и сегодня, я считаю, это правильное направление.
<…>
Если говорить о материальном оснащении клиник, больниц, то, я думаю, идеология создания крупных центров и региональных центров решает задачу специалистов. Мы создали центр по пересадке почки и заканчиваем создание центра по пересадке печени и поджелудочной железы. Со дня открытия центра по пересадке почки (мы начали эту работу в мае 2005 года, когда Вы оказали мне доверие) мы уже пересадили 20 почек. Пока результаты все успешные. В октябре запускаем другой центр.
Если говорить о проблемах, то проблемы с жильем есть. Если мы хорошо решаем сегодня проблемы ипотеки, социальной ипотеки, молодежного жилья, то по объемам, исходя из проблем дольщиков, и некоторых пока еще недоработок законодательства (нам нераспределенные участки земли отдали, а все равно все решает город) – мы, конечно, в прошлом году по объемам не выполнили показатели. Было запланировано один миллион сто двенадцать тысяч, мы выполнили 857 тысяч. В этом году по первому кварталу и по апрелю-месяцу мы уже на 185 процентов перекрываем те показатели. Есть надежда, что наши договоренности с Минрегионразвития будут выполнены. Проблем здесь, конечно, много, но я считаю, что сегодня во многих местах на селе и в пригородах мы перешли на одноэтажную индивидуальную застройку. Надеюсь, что у нас сегодня соотношение 30 на 70: 70 процентов индивидуальной застройки и 30 процентов – большие дома.