В.Путин: Мы уже все сказали, но если у вас есть какие‑то вопросы, мы готовы уточнить.
Вопрос: Насколько долго готовились подписанные сегодня соглашения?
В.Путин: Эти соглашения в принципе обсуждались давно, но реальный импульс к их реализации был дан во время визита Президента Туркменистана в Москву, когда наш коллега предложил возобновить эти контакты и довести их до подписания соглашений, которые были сегодня реализованы.
Параллельно с тем, что мы здесь собрались и встречались, наши специалисты, как вы поняли, работали и в Узбекистане, где Президент Узбекистана подписал документ, согласно которому мы вместе будем работать над расширением газопровода Средняя Азия – Центр через узбекскую территорию, так что сегодняшние договоренности носят комплексный характер.
Вопрос: Когда все это будет на деле, а не на бумаге?
В.Путин: Мы договорились о том, что правительства – я оговорился, когда выступал в зале, – до сентября подпишут межправительственные соглашения. И в первой половине следующего года (с 2008 года) начнется практическая работа по реконструкции имеющегося Прикаспийского газопровода и строительство новой нитки. Но, повторяю, мы сегодня по инициативе Нурсултана Абишевича много говорили и по развитию других транспортных систем, в том числе и железнодорожного сообщения в Каспийском регионе. Железнодорожное – очень важное направление. Это, вы знаете, давно обсуждается линия юг–север, этот коридор юг–север. Здесь тоже может быть дан очень хороший, серьезный импульс к развитию сотрудничества.
Вопрос: Владимир Владимирович, готова ли Россия инвестировать в эти проекты?
В.Путин: Россия, разумеется, не только готова инвестировать в сами трубопроводные системы, но и готова инвестировать в добычу. Мы вчера обсуждали это в столице Туркменистана. И наши компании были представлены довольно широко. Есть соответствующая договоренность уже между нашими энергетическими компаниями. Туркменистан приветствует такие инвестиции. Как вы слышали сегодня, и Казахстан проявил интерес к этой работе. В этом у меня как раз сомнений нет никаких.
Вопрос: А другие страны будут к этому присоединяться?
В.Путин: Хватит, трех стран пока достаточно.
Вопрос: Скажите пожалуйста, актуален ли теперь проект транскаспийского газопровода?
Г.Бердымухаммедов: Ну, Вы знаете, потому что во всем мире сейчас идет диверсификация наличия распределения газа, поэтому по данному вопросу, может быть, и будут у нас рассмотрения вопросов.
Вопрос: Этот проект не снят?
Бердымухаммедов: Не снят.
Вопрос: Хватит ли запасов газа, несмотря на то что будет строиться газопровод в Иран, Индию, Афганистан?
Г.Бердымухаммедов: Не беспокойтесь, достаточно.
Вопрос: На каких условиях будет строиться этот газопровод?
Н.Назарбаев: Сегодня три президента дали принципиальные поручения правительствам, то есть мы политическую поддержку оказали проекту, и наши правительства до 1 сентября подпишут конкретные соглашения, там будут определяться. Но если говорить заранее, как я лично думаю, по территории Казахстана мы будем строить газопровод, по территории Туркменистана – Туркменистан строит газопровод. И дальше газопровод этот объединяется в старую систему Средняя Азия – Центр, или Бухара – Урал. Есть там два газопровода, они вклиниваются туда, идут в газотранспортную систему России. И для Казахстана двухсторонние очень важны были наши переговоры, касающиеся окончательного определения точек наших совместных границ. Это подписано, точки стыка трех стран, сейчас – Узбекистана и Казахстана. И мы подробно обсуждали проблему статуса Каспийского моря, наших общих подходов, участия казахстанских инвесторов в освоении шельфа Каспийского моря.
В целом, и я дополняю моих коллег, только хочу сказать, что предоставление транспортных территорий друг другу – это естественные, нормальные отношения у всех интегрированных государств. Европа не только пропускает нефтепроводы, газопроводы, строит железные дороги, воздушный транспорт и так далее, и тому подобное. Поэтому, если сейчас будут говорить о каком‑то там обходе запад, восток и так далее – у нас (я понял, что и у Туркменистана тоже) совершенно прагматичный подход. Диверсификация газа и нефти на выгодных для нас условиях является первым условием. Политики никакой здесь нет. Где выгодно, там мы и транспортируем, то есть возрастающие объемы как газа, так и нефтегаза требуют выхода на внешний рынок, раз такой рынок предоставляется. Я ответил на Ваш вопрос?
В.Путин: Я могу только добавить, что ведь мы открыли прикаспийский маршрут по просьбе туркменской стороны. Это старый газопровод, он бездействовал, и туркменские коллеги попросили нас его возобновить. И сейчас мы уже прокачиваем по нему 4,2 миллиарда кубических метров, а он может прокачивать 10,5. Мы должны его реконструировать – мы сделаем это в ближайшее время и построим новую нитку. И, таким образом, к 2012 году это будет плюс еще как минимум 20 миллиардов.