В.Путин: В начале прошлой недели на встрече с Председателем Правительства мы обсуждали проблемы пенсионного обеспечения, и мной была поставлена задача проанализировать ситуацию в этой сфере, проанализировать деятельность Пенсионного фонда. Именно поэтому председатель Пенсионного фонда сегодня здесь для того, чтобы отчитаться об этой работе. И мы пришли к выводу о том, что результаты деятельности и Правительства, и Пенсионного фонда дают нам возможность в ускоренном порядке провести индексацию пенсии в Российской Федерации. Очередная, по закону, индексация была запланирована на 1 февраля 2001 года. Результаты работы Правительства – повторяю – позволяют нам проиндексировать на 10 процентов пенсии в России с 1 ноября текущего года. Это – первое решение.
Второе решение. Учитывая, что наиболее сложные условия у пенсионеров, которые проживают в условиях Крайнего Севера и в районах приравненных к районам Крайнего Севера, мы договорились – и сегодня я подписал указ – о повышении пенсионного обеспечения для этой категории граждан, а это примерно 1,3 миллиона человек, тоже с 1 ноября текущего года от 50 до примерно 300 рублей. То есть в среднем где‑то на 250–260 рублей. Таким образом, в этом году у нас общее повышение пенсии составит свыше 60 процентов. Если мы начинали год назад со средней пенсии 510 рублей, то сейчас у нас уже – 816.
Вы знаете, я в связи с этим хотел вот на что обратить внимание. Считаю, что это очень важно. И данные статистики, и письма некоторых граждан, наших пенсионеров, ко мне в том числе, говорят о том, что реальное повышение жизненного уровня пенсионеров – не то, которое мы ожидаем в результате вот этих регулярных повышений пенсии. Повторяю, реальный жизненный уровень не соответствует нашим ожиданиям. Почему? Потому что как только федеральные органы власти, федеральное Правительство повышает уровень пенсии, в это же время включаются различные механизмы – прямые и косвенные – на региональном уровне, которые ограничивают реальный рост доходов пенсионеров. С точки зрения экономической логики это понятно, в общем, видимо, и правильно. А с точки зрения решения основной задачи – повышения жизненного уровня населения – это, наверное, не всегда обоснованно.
Обращая на это внимание, хотел бы вот еще что сказать. Сейчас Правительство, в ходе бюджетного процесса, в принципе сделало дополнительный шаг навстречу депутатам Государственной Думы и в целом согласилось с тем, чтобы оставить в регионах ту часть подоходного налога, которая поступала раньше в федеральный бюджет. Это примерно 30 миллиардов рублей, которые должны пойти на местные нужды. И это дает возможность региональным властям действовать в сфере пенсионного обеспечения, я бы сказал, без особой спешки, взвешивая все «за» и «против», не сообразуясь только с так называемой «корзиной».
А ведь реально – я хочу, чтобы вы поняли, что происходит, – в регионах посчитана «корзина», на которую должен или может ориентироваться пенсионер. Как только федеральная власть повышает пенсию, на местном уровне сразу соответствующие прямые дотации и, повторяю, косвенная поддержка пенсионеров начинают сокращаться. Думаю, что сейчас можно было бы этого избежать с учетом того, что 30 миллиардов в следующем году останется в регионах Российской Федерации.
И я хочу обратиться с этим и к руководителям регионов, и к депутатам законодательных собраний. Обратиться с тем, чтобы на региональном уровне произвели дополнительно анализ состояния дел в сфере социального обеспечения, не проводили бы механических сокращений – опосредованных, косвенных или прямых – доходов пенсионеров и скоординировали бы свои действия с усилиями федеральных властей, с усилиями Правительства Российской Федерации. Только так мы сможем решить основную задачу, которая стоит как перед федеральными властями, так и перед региональными. А основной задачей в этой сфере является повышение реального уровня жизни пенсионеров в России.