В.Путин: Я позволю себе ответить на некоторые вопросы, которые поступили.
Начну, может быть, не по порядку поступления. Некоторые вещи есть, которые совсем не относятся к теме нашего сегодняшнего совещания, к теме нашей коллегии. Это касается некоторых личных проблем.
Журавлев Александр Петрович написал. Я Вас прошу подойти ко мне после завершения, после объявления перерыва, мы с Вами проговорим ту проблему, которая у Вас здесь изложена.
Теперь по ходу поступления, если я их правильно разложил.
«В какой период ожидается погашение долгов Минобороны предприятиям Минатома за выполненный гособоронзаказ 97-го года?»
До конца года мы планируем погасить весь оборонзаказ. До конца текущего года.
Теперь частный вопрос, касающийся химического производства. Связан он не с атомной энергетикой, а со спиртом, синтетическим. Касается обеспечения этим сырьем ряда производств. Автор записки, генеральный директор химкомбината, говорит о том, что введенный порядок подрывает их производство, они несут убытки.
Вы знаете, проблема понятна, и, действительно, думаю, что она недостаточно отрегулирована. Мы обязательно внесем коррективы. С опозданием выделяются эти квоты. Согласен. Забюрокрачено.
Вы здесь сами пишете о том, чем вызвано и чем продиктовано было ужесточение этого порядка. Но если этот порядок наносит ущерб реальному производству, то его нужно менять. Мы обязательно отреагируем на это.
Илья Иосифович Клебанов подсказывает, что как раз выполняет это поручение и в ближайшее время порядок будет изменен.
Теперь такой вопрос: «Уважаемый Владимир Владимирович, какова Ваша позиция по открытию закрытых городов Минатома?»
И еще две записки. «Уважаемый Владимир Владимирович, при согласовании Вашей кандидатуры Председателем Правительства России Вы сказали: «Процветающих государств не бывает с бедным населением. Прошу эту Вашу позицию подтвердить в роли Президента России».
Теперь последний. Я специально приберег ее напоследок, потому что эта записка концептуальная.
«Уважаемый Владимир Владимирович, Вашему предшественнику не удалось переломить тенденцию спада в экономике России за все десять лет. Как собираетесь поправлять ситуацию Вы?»
Я начну с последней записки, с ответа на последний вопрос так, чтобы ответить на все предыдущие.
Те попытки, которые были сделаны в России, носят масштабный характер. Трудно оценить то, что произошло за последние десять лет. Ясно, что много проблем, огромное количество новых проблем возникло, старые не ушли, и все их решить не удалось. И причин этому очень много. Мы сейчас, наверное, не сможем все проанализировать, на все ответить, но есть некоторые существенные вещи, которые лежат, на мой взгляд, на поверхности.
Обязательства государства растут, постоянно растут, а возможности по их реализации постоянно сужаются. И главным образом это происходит потому, что мы «телегу ставим впереди лошади». Мы должны развивать с вами экономику и так называемый реальный сектор, расширять налогооблагаемую базу, создавать новые места и на этой базе поднимать благосостояние населения. А если мы будем сначала поднимать благосостояние, а потом думать об экономике, то эта «телега, поставленная впереди лошади», быстро «улетит в кювет». Понимание, на мой взгляд, этой основной тенденции должно быть у каждого из нас.
В этой связи хотел бы обратиться к запискам, которые я зачитал в начале. «Как Вы относитесь к закрытым городам?»
Несмотря на всю проблематику «холодной войны» прошлых лет и так далее, в Соединенных Штатах не было закрытых городов. Это наше творчество. Ясно, что‑то возникло и ломать всегда легче, чем строить. Но мне кажется, что все люди на территории Российской Федерации должны находиться и жить в одинаковых условиях.
Понятно, что людей, проживающих сегодня в закрытых территориальных образованиях, беспокоят некоторые проблемы – если мы возьмем сегодня-завтра – раз и все раскроем, ворота распахнем. Нужно подумать и об обеспечении безопасности, об обеспечении правопорядка, об обеспечении сохранности имущества и соответствующих материалов, требующих особой охраны, и так далее.
Но я думаю, что не скажу ничего нового для тех, кто работает и здесь живет, когда отмечу, что существовавшая до сих пор та же система охраны зачастую себя не оправдывает, зачастую является источником криминалитета и так далее.
Многие вещи, и Министр здесь об этом говорил, должны переходить на новую технологическую базу, в том числе и система охраны. И если мы будем это делать постепенно, но настойчиво, то тогда сможем решить и проблему открытия закрытых городов. Но мне думается, что в этом направлении мы должны двигаться. Это же касается и материальной составляющей, финансовой составляющей.
Только что выступал мэр города. И я очень благодарен ему за теплые слова в мой адрес, за информацию о новом горнолыжном курорте, я ею обязательно постараюсь воспользоваться.
Но небольшая справка. Трехгорный получил доходов за 1999 год, если я в чем‑то ошибусь, то меня руководитель поправит, 6,1 миллиарда рублей, в том числе в декабре – 3 миллиарда. Расходы за год составили 6 миллиардов, в том числе в декабре – 5,1 миллиарда рублей.
В целом по закрытым административно-территориальным образованиям в Минатоме: доходы за год составили 18,5 миллиарда рублей, в том числе в декабре – 8,2 миллиарда. Расходы за год – 18,8, а в декабре – 12,7 миллиарда. Отчета до сих пор нет. Я думаю, что будет.
Ясно, что так у нас сложилось, у нас многое, что так сложилось. Все это может привести к какому‑то надрыву, слому без того, чтобы было предложено что‑то взамен. Но понятно также, что в государстве все составляющие экономики должны существовать в равных условиях. Государство должно оказывать преференции только там и тогда, где и когда речь идет прежде всего о решении социальных проблем, которые впрямую лежат на ответственности государства.
На мой взгляд, естественно было бы финансирование каких‑то приоритетных направлений деятельности государства, в том числе в оборонном комплексе, напрямую из бюджета, а не путем предоставления каких‑то льгот и преференций. Тем более что очень трудно проконтролировать, каким образом, как и куда эти льготы и преференции используются.
Это тоже в какой‑то части ответ на тот большой вопрос, который был задан: «Что Вы намерены делать для того, чтобы исполнить те задачи, которые стоят перед государством и которые не были выполнены в полном объеме за последние 10 лет?»
Когда я говорю о сильном или, если кому‑то больше нравится, о более эффективном государстве, я имею в виду прежде всего это, а не создание системы подавления и наращивание правоохранительной сферы.
Министр упомянул о нашем сотрудничестве с Ираном и об обвинениях в адрес Министерства по поводу несоблюдения определенных обязательств государства. Здесь я тоже хотел бы сказать: мы, безусловно, будем бороться за интересы России на международных рынках. Безусловно. И не позволим никому прикрываться ложными ценностями, в том числе ложно изложенными, извините за такой не очень удобоваримый оборот, для того чтобы оттеснять Россию с этих рынков.
Но с другой стороны, если мы взяли на себя какие‑то обязательства, мы должны их выполнять. Если они нам не нравятся, нужно добиваться их отмены.
Государство должно вести себя одинаково как внутри страны, так и на международной арене. Только тогда нас будут уважать, и только тогда мы можем добиться какой‑то стабильной ситуации и в экономике, и в политической жизни страны.
Самый последний вопрос, который здесь был задан, – это об уровне пенсии для пенсионеров – создателей ядерного оружия. Я не буду целиком и полностью зачитывать. Думаю, что вопрос поставлен абсолютно справедливо. Здесь не может быть «уравниловки». Это та сфера, где «уравниловки» быть не может.
У нас есть определенные планы. В самое ближайшее время этот вопрос будет если не решен, то хотя бы немного исправлен в рамках готовящегося сейчас указа Президента.
Благодарю вас за внимание.
Спасибо.