Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию, связанную с продолжающимися дискуссиями по поводу принятия нового закона о порядке формирования верхней палаты Федерального Собрания. Как она будет развиваться, на Ваш взгляд?
В.Путин: Думаю, что правы те, кто говорит о том, что речь идет не о конфликте, а о законотворческой работе. Вопрос для некоторых болезненный; ясно, что он идет непросто. Но я бы не стал здесь ничего драматизировать, для нас это ожидаемая ситуация. Мы думали, что так и будет, ничего неожиданного здесь нет. Мы очень рассчитываем на то, что нижней и верхней палатам парламента удастся не только чисто формально создать согласительную комиссию, но и плодотворно поработать и достичь компромисса. Президентская сторона готова к этому компромиссу не только сейчас – президентская сторона, я лично был готов к этому компромиссу с самого начала. Но такова была логика работы Думы, что после внесения законопроекта я не посчитал возможным менять свою позицию. Я и сейчас ее не намерен менять. Но если обе палаты между собой договорятся и придут к какому‑то компромиссу, я возражать не буду. Главное, чтобы была сохранена суть этого закона, а когда он будет введен в действие в полном объеме, это уже не так важно. Для страны существенным является то обстоятельство, что бы он начал работать, в конце концов: через год, через полгода, через полтора года – это не важно. Важно сохранить суть этого закона. Те компромиссы, которые предложены сегодня, эту суть сохраняют – надеюсь, что так оно и будет.
Вопрос: Как сейчас будут строиться отношения между Россией и Таджикистаном в военной сфере? Как будут функционировать российские военные части, дислоцированные на территории Таджикистана, в том числе 31-я дивизия?
В.Путин: И руководство Таджикистана, и руководство России исходят из того, что в интересах обеих стран, чтобы группировка российских Вооруженных Сил в Таджикистане была сохранена. Это соответствует национальным интересам Российской Федерации и государственным интересам Таджикистана. Такая позиция выражена в соглашении, которое было подписано некоторое время тому назад, вы знаете. Сейчас эти документы подлежат ратификации, в том числе в Российской Федерации, они дорабатываются нашими военными специалистами, но это вопрос технический. Мы исходим из того, что на длительную перспективу оба наших государства политически заинтересованы в самом тесном сотрудничестве в военной области и российская военная база в Таджикистане будет.
Вопрос: Большой интерес к участию в саммите китайского руководителя. Если можно, расскажите поподробнее о ваших переговорах, пожалуйста. Как Вы видите перспективу развития отношений с Китаем?
В.Путин: Что касается участия китайского руководителя в саммите, то он лучше знает все механизмы действия Шанхайского форума, о котором мы сейчас говорим, чем Ваш покорный слуга, потому что Цзян Цзэминь стоял у истоков создания «Шанхайской пятерки». Не будем забывать, что Шанхай – это родной город Председателя.
Что касается перспектив развития отношений между Россией и Китаем (это не для красного словца, это не дежурная фраза), хочу подчеркнуть, что Китай для нас – действительно стратегический партнер во всех смыслах этого слова: с точки зрения обеспечения международной безопасности, с точки зрения нормальных добрососедских отношений и развития наших контактов в области культуры, экономики, во всех сферах государственной деятельности. Вы знаете, что на ближайшее время запланирован визит Президента России в Китайскую Народную Республику, он должен состояться с 17 по 19 июля. Мы уже сегодня с Председателем КНР говорили о плане работы в рамках этого визита. Очень много внимания будет уделено сотрудничеству в экономической и в военной сфере. Все это существенный элемент международной безопасности. Это важнейшее условие международной безопасности – сотрудничество между Китаем и Россией. Именно так мы к этому подходим. Мы уверены, что это сотрудничество пойдет на пользу не только двум нашим странам, и не только регионам, но и всему международному сообществу в целом, абсолютно в этом убежден.