В.Путин: Герман Оскарович, у Вас появились новые данные по макроэкономике? Пожалуйста.
Г.Греф: У нас на прошлой неделе подведены итоги по развитию экономики в целом, по приросту валового внутреннего продукта. По итогам первого квартала рост ВВП составил 7,9 процента. По сравнению с прошлым годом, где рост составил пять процентных пунктов за первый квартал, чистый прирост – 2,9 процентного пункта.
В.Путин: Неплохо.
Г.Греф: И среднемесячный прирост в прошлом году месяц к месяцу составил в первом квартале ноль процентов, в этом году среднемесячный прирост, очищенный от сезонных и календарных факторов, составляет 0,6 процентного пункта.
В.Путин: Неплохо, нормально.
(Обращаясь к В.Христенко.) Виктор Борисович, по генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики, пожалуйста.
В.Христенко: В соответствии с Вашим поручением была разработана и рассмотрена Правительством генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Отправной точкой, экономической основой для ее разработки послужило решение Правительства 30 ноября прошлого года, которым были определены основные объемы прогнозного потребления на долгосрочный период по электроэнергии. И, кроме того, были определены перспективы по развитию рынка электроэнергии и рынка газа, включая вопросы ценообразования. Это явилось базовыми параметрами, основой для разработки уже, по сути, инженерной задачи по оптимизации размещения генерирующих мощностей, по оптимизации и созданию надежной топологии сети на период до 2020 года.
Надо сказать, что это, в общем, беспрецедентная задача, и за всю новейшую историю это, пожалуй, первый опыт построения такой долгосрочной программы размещения объектов в такой важнейшей отрасли, как электроэнергетика.
При ее проработке, кроме того, была проведена работа в региональном разрезе со всеми субъектами Российской Федерации, чтобы дать оценки по спросу на электроэнергию и в отдельных территориях. При этом учитывался как базовый рост потребности в электроэнергии, так и крупные или крупнейшие проектные решения по созданию новых потребителей.
При всем при этом оптимизация по созданию нового облика электроэнергетики на такой период делается на базе того принципа, что ввод генерирующих новых мощностей в первую очередь будет базироваться на максимально возможном развитии атомной энергетики, гидроэнергетики, угольной энергетики при сокращении в общем объеме в структуре потребления газового топлива.
В результате такой работы удалось прийти к результатам, которые позволяют снизить долю газовой генерации в выработке электроэнергии с сегодняшних 43 процентов до 35 процентов. При этом доля выработки угольной генерации возрастет с 23 до 31 процента, а атомной – с 16 до 20 процентов. В период до 2020 года мощность атомных станций вырастет в 2,3 раза, мощность угольной генерации – в 1,7 раза, гидростанций – на 47 процентов и газовой генерации – на 41 процент.
При этом, что принципиально важно, в этот же период планируются радикальные изменения топологии сети, которая позволит надежно связать сибирскую генерацию с Уралом и центром, создать новые надежные связи между северо-западом, центром и Уралом, и между югом России, центром и Уралом.
Кроме всего прочего, еще будет создано два новых кольца вокруг Москвы и кольцо вокруг Санкт-Петербурга. За счет этого будет обеспечено надежное функционирование энергосистемы России и способность все свои потребности полностью удовлетворять за счет собственных энергетических мощностей.
И последнее с точки зрения содержания хотел бы сказать, что вся эта генеральная схема носит, безусловно, характер, опирающийся на последние достижения техники, с тем чтобы повысить не только объемы выдаваемой мощности и электроэнергии, но и эффективность.
В частности как один из примеров. Если сегодня мы имеем газовую генерацию с КПД 39 процентов, то к 2020 году оставшаяся газовая генерация будет иметь средний КПД 54 процента (это в среднем по всей генерации). Сегодня лучшие образцы – это 58 процентов, отдельные образцы по КПД газовой генерации вообще.
Правительство приняло решение, что до 1 сентября будет вестись увязка вот этой базовой схемы размещения объектов электроэнергетики с перспективами развития транспортной отрасли в первую очередь, газовой отрасли, с тем чтобы другие инфраструктуры обеспечили соответствующее развитие электроэнергетики.
В.Путин: Эти решения стали возможны после принятия соответствующих положений по тарифам?
В.Христенко: Именно так: и по тарифам, и по долгосрочной конструкции по рынку электроэнергии, по либерализации и по газу, поскольку это один из основных моментов, который был заложен в модель для того, чтобы создать нормальные экономические условия для развития негазовой генерации, всех остальных видов.
В.Путин: И надеюсь, это увязано также и с перспективами развития территорий, развития производственных мощностей, добычи новых полезных ископаемых, создания новых производственных мощностей в перерабатывающих отраслях экономики?
В.Христенко: Это, безусловно, увязано с перспективами развития по регионам страны, а вместе с тем отдельные последние, уже новые задачи, которые были поставлены, и по оценке программы развития Дальнего Востока, возможно, в этот же период потребуют определенных корректив в генеральную схему, чтобы те объекты, которые будут запланированы к вводу в рамках этих новых программ, могли быть обеспечены должным образом.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, Вы завтра проводите совет по нацпроектам?
Д.Медведев: Завтра мы посмотрим, как происходит модернизация образования в пилотных регионах, которые по Вашему поручению мы выбрали. Помимо таких обычных вопросов еще посмотрим один вопрос, который до этого не исследовали, – по организации школьного питания. Идея в том, чтобы попытаться на базе вот этих пилотных «стадионов» организовать новую систему питания, переоборудовать школьные столовые и в режиме софинансирования между регионами с привлечением, может быть, частного бизнеса решить эту задачу, потому что пока организация школьного питания не очень хорошая у нас в стране.
Кроме того, мы хотели бы поговорить о реализации идеи, связанной с переоснащением школьных компьютеров лицензированными программными продуктами, потому что сейчас так получилось, что не все школы имеют нормальный софт, нормальный программный продукт. И там тоже есть набор идей, каким образом бороться с контрафактом и сделать полноценное программное обеспечение для всех школ в контексте того, что мы все школы сейчас подключаем к Интернету.
В.Путин: И на этой неделе Вы еще должны быть в Ленинградской области?
Д.Медведев: В Ленинградской области у нас реализуется экспериментальный проект по развитию крупносерийного, но малоэтажного домостроения. И там сейчас подготовлен новый домостроительный комбинат, который будет выпускать материалы, причем новые и достаточно недорогие, для производства и сборки примерно тысячи домов в год. Это довольно крупный полноценный проект, и мы надеемся, что такие экспериментальные площадки будут развиваться по всей стране.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, Вы были в Екатеринбурге?
С.Иванов: Мы провели в Екатеринбурге выездное заседание Военно-промышленной комиссии, где рассматривали в основном вопросы перетока технологий и инноваций из «оборонки» в гражданский сектор экономики. И договорились, что до 20 процентов таких инноваций должны обеспечить рост нашей экономики в плане производства гражданской высокотехнологичной продукции. Вообще, на сегодняшний день до 70 процентов квалифицированного персонала, занятого инновациями, высокими технологиями, у нас и сосредоточены в ВПК. Надо быстрее это все передавать в гражданский сектор.
Кроме того, мы рассмотрели вопросы страхования и кредитования государственного оборонного заказа, ценообразования, в том числе по так называемым «длинным контрактам». Правительство приняло решение о том, что заказчики вооружения и военной техники могут формировать «длинные контракты», рассчитанные на несколько лет, особенно на сложную машиностроительную продукцию, такую как подводные лодки, самолеты, которые просто невозможно изготовить в течение одного года. И мы определили такой основополагающий термин, чтобы цена была всем понятна – цена контракта. Не важно, сколько лет он длится, важно, чтобы и заказчик, и производитель знали общую стоимость контракта с учетом тех дефляторов, которые нам дает Правительство.
Кроме того, я посетил «Уралмаш», это в прошлом – именно в прошлом – крупнейшее предприятие тяжелого машиностроения. Ситуация там тяжелая, Владимир Владимирович, шесть тысяч рабочих по сравнению с пятьюдесятью тысячами, которые были в советские времена. Предприятие загружено по мощности на сегодняшний день на 15 процентов. В результате реформ, продаж, прямо скажем, спекуляций в 90-х годах предприятие полностью лишилось конструкторско-проектной базы, или инжинирингового института. Но новое руководство «Уралмаша» в лице холдинга «Металлоинвест» и менеджмент предприятия уже имеют бизнес-план по возрождению производства на «Уралмаше», прежде всего горно-шахтного оборудования, оборудования для нашей металлургической промышленности (станы, валки – все, что связано с непрерывным процессом в металлургии), а также такой техники, как экскаваторы, грейдеры – все, что связано с дорожным строительством, с работой в карьерах, и тому подобное. На первом этапе «Уралмаш» объединяется с Южноуральским машиностроительным заводом, создается новый инжиниринговый центр. И на первом этапе прежде всего речь идет о возрождении именно металлургического оборудования. Ну а дальнейшие планы связаны уже в целом с возрождением предприятия.
Я послушал предложения и полпреда, и губернаторов Уральского федерального округа о так называемом проекте «Урал промышленный – Урал полярный». Это связано с освоением минеральной базы Северного Урала, поскольку сегодня для металлургических наших центров, расположенных на Южном Урале, в Челябинске, в Екатеринбурге, сырье завозится с больших расстояний, в том числе много сырья завозится уже из стран СНГ. И имея геологоразведочные данные о месторождениях руды, марганца на Северном Урале, других полезных ископаемых, существуют уже в достаточной степени проработки, проект, связанный с освоением Северного Урала. Там предполагается софинансирование. Государство может выделить средства на строительство железной дороги по восточному хребту Урала на север, а частный бизнес – выделить большие средства на освоение новых месторождений, строительство, кстати, и тепловых электростанций. И это увязано с тем, что сейчас говорил Виктор Борисович Христенко. 15 мая этот проект вносится официально на рассмотрение МЭРТа уже как претендент на Инвестиционный фонд. И планируем также представить этот проект во время Экономического форума в Санкт-Петербурге в июне-месяце этого года.
Это то, что касается моей поездки в Екатеринбург.
Также хотел бы добавить, что в следующую субботу я приму участие в заседании вновь создаваемой общественной организации «Союз машиностроителей России». У нас это большая отрасль, в ней занято четыре миллиона человек в стране. По объему производства как на внутренний, так и на внешний рынок это вторая отрасль страны после топливно-энергетического комплекса. И мы планируем рассмотреть возрождение нашего машиностроения в целом, постоянно поддерживать контакт с этой общественной организацией, учитывать их мнение в развитии концепции машиностроения в Российской Федерации.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Лаврову.) Сергей Викторович, Вы собираетесь в командировку?
С.Лавров: Сегодня отправляюсь в Люксембург, где состоится очередное заседание на уровне министров иностранных дел Россия – тройка Евросоюза.
Нам предстоит посмотреть, что сделано за последние полгода после предыдущего совещания, прежде всего в плане подготовки к саммиту Россия–Евросоюз в следующем месяце в Самаре.
И планируется подписание протокола, который будет распространять действие соглашения, существующего между нами и Евросоюзом, на Румынию и Болгарию, которые присоединились с января этого года к Евросоюзу, и протокол будет регулировать вопросы дальнейшего развития экономических и торговых связей между нами и этими двумя странами уже в их новом качестве.
На этой же неделе в четверг в Осло министерское заседание Совета Россия–НАТО, текущие вопросы сотрудничества, в том числе реализация нашего совместного плана по борьбе с терроризмом, другие совместные проекты.
Но и в Люксембурге, и в Осло европейцев будет особо интересовать ситуация вокруг американских планов развертывания противоракетной обороны в Европе. Они уже предупредили, что хотели бы знать нашу оценку тех двусторонних контактов, которые сейчас между нами и Вашингтоном проводятся и которые пока наших озабоченностей не снимают. И их все это весьма волнует, потому что они хотят понять все аспекты ситуации, поскольку речь идет в общем‑то и об их безопасности в стратегическом долгосрочном плане.
По итогам доложу, и представим предложения о дальнейших шагах по подготовке к саммиту с Евросоюзом и о развитии отношений с НАТО.
<…>