В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня с вами очередной президиум Госсовета и для таких мероприятий необычная тема. Даже несмотря на то что 12 апреля,уже совсем скоро – мы отмечаем День космонавтики, тем не менее для Госсовета эта тема все‑таки необычная – развитие космонавтики, развитие ракетно-космической отрасли. Но не случайно, что мы обратились именно к этой теме, потому что все больше и больше в современном мире и у нас в Российской Федерации: и в экономике, и в экологии, и в развитии городов, в развитии сельского хозяйства, я уже не говорю о транспорте, – все шире и шире применяются космические технологии, а без космических услуг некоторые виды деятельности практически невозможно регулировать эффективным образом. Поэтому уверен, что эта тема будет не только интересной, но и полезной.
Вы знаете, этот год, кроме всего прочего, можно поистине считать юбилейно-космическим. В январе мы отметили столетие со дня рождения Сергея Павловича Королева. В сентябре исполняется 150 лет основоположнику космонавтики, нашему соотечественнику Константину Эдуардовичу Циолковскому. В октябре мы отметим 50 лет со дня запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли. Эта дата, 4 октября 1957 года, по праву считается началом космической эры.
Мы, безусловно, гордимся тем, что именно наша страна открыла дорогу в космос и с той поры стала занимать лидирующие позиции в области создания и применения космической техники. Но при этом должны признать, что целое десятилетие – может быть, даже чуть больше – экономических трудностей негативно сказалось на развитии нашей космической отрасли что мы все еще недостаточно используем здесь наши национальные преимущества.
Между тем развитие ракетно-космической промышленности является необходимым условием независимости космической деятельности нашей страны, обеспечивает конкурентоспособность России на мировом космическом рынке. И, что немаловажно, напрямую влияет на внедрение новейших научно-технических и технологических достижений космонавтики в различные отрасли экономики.
Решение этих задач осуществляется сегодня в соответствии со Стратегией развития ракетно-космической промышленности на период до 2015года, утвержденной в феврале этого года. Ее цель – формирование современной ракетно-космической промышленности и увеличение доли отечественных компаний на мировом рынке космической продукции и услуг.
Хотел бы добавить, что в ближайшее время на оперативном совещании в Совете Безопасности будут рассмотрены вопросы космической деятельности России на долгосрочную, до 2040 года, перспективу. Вопрос именно разработки такой долгосрочной программы ставят специалисты, которые работают в этой сфере, полагая, что только таким образом мы можем сориентировать наши финансовые ресурсы на обеспечение интересов России в долгосрочной перспективе, поскольку некоторые программы не могут развиваться в течение двух-трех лет, а требуют длительного планирования.
Подчеркну, что обеспечение здесь наших лидирующих позиций – это, конечно, не самоцель. Так же как и сама ракетная отрасль – это не самоцель. Сейчас только что мы были в музее Циолковского и вспомнили там, что говорил по этому поводу наш великий соотечественник: ракеты – это не самоцель, целью является улучшение жизни людей, счастье людей. Так говорил Циолковский.
В этой отрасли уже накоплен огромный технологический и управленческий опыт, богатые научные и практические знания. Именно здесь мы имеем поистине фундаментальный потенциал, который сегодня реально востребован.
Известно, что космическая деятельность дает возможность глобального и практически неограниченного использования ее результатов. В этом сейчас крайне нуждаются столь активно развивающиеся на мировом рынке отрасли, такие как навигация и геодезия, связь и телевидение, экология и энергетика, здравоохранение и образование, транспорт и лесное хозяйство, и так далее, и так далее.
Рабочая группа Госсовета достаточно глубоко проанализировала состояние дел по использованию в России результатов космической деятельности и внесла свои предложения. Нам предстоит их обсудить. Хотел бы в этой связи остановиться на самых принципиальных, как мне кажется, направлениях.
Первое – это формирование полноценного рынка космических услуг. К сожалению, пока приходится констатировать его практическое отсутствие. Да, отдельные потребители результатов космической деятельности уже есть. И мы сейчас на выставке это видели. Среди них государственные и муниципальные структуры, представлен здесь и частный сектор. К примеру, сегодня на территории страны развернута сеть станций дистанционного зондирования земли. Результаты космической деятельности используются при мониторинге природных ресурсов, в картографии и, как я уже говорил, в градостроительстве.
Но эта работа пока далека от системной. Она происходит или проводится от случая к случаю. Основная причина – отсутствие здесь осмысленных и хорошо просчитанных государственных подходов. Если говорить прямо, то предметно этими вопросами пока не занимались. Нет ни четкого перечня космических услуг, ни практики информирования потребителей, ни маркетинговых исследований. Все мы прекрасно знаем, как у нас складывалась космическая отрасль. Прежде всего, она была нацелена на нужды обороны. Сегодня и эта сфера деятельности остается важнейшей, но для того чтобы мы имели полноценную космическую отрасль, чтобы она развивалась, имела собственный потенциал развития, – все, что только что было сказано выше, должно быть самым тщательным образом изучено и запущено.
Более того, имея, к примеру, серьезные разработки собственной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС), мы по‑прежнему используем зарубежные спутниковые технологии. Все сидят на системе «Джи-Пи-Эс» [GPS}, кто пользуется этой космической услугой. Но, правда, и выбора пока нет. Надеюсь, что в 2007 году наша навигационная система заработает. Специально Сергею Борисовичу [Иванову] поручено, он занимается этим, занимается активно, и я очень рассчитываю, Сергей Борисович, что к концу этого года задача будет выполнена.
Очевидно, что надо кардинально менять создавшуюся ситуацию – и начинать с глубокой инвентаризации имеющихся ресурсов. Необходимо не только создать единую базу данных результатов космической деятельности, но и утвердить порядок их использования.
Далее. В стране практически отсутствует институт операторов, обеспечивающих оказание космических услуг. А это ключевой вопрос, особенно в условиях нарастающей экспансии из‑за рубежа.
Еще одна важная тема, которую нам следует обсудить – это создание недостающих нормативно-правовых механизмов. В действующем законодательстве нет даже определения такого понятия, как результаты космической деятельности. Очевидно, что пришло время подготовить необходимые изменения как в Закон «О космической деятельности», так и в другие правовые акты, при этом учесть такие аспекты, как разработка национальных стандартов и технических регламентов в области использования результатов космической деятельности, и, конечно, отрегулировать вопросы частно-государственного партнерства в данной сфере.
Здесь, на Госсовете, мы подробно остановимся и на роли регионов в использовании космических технологий, средств и систем. Не случайно, что наше заседание проходит именно в Калуге. Я очень благодарен губернатору за то, что он организовал, сделал возможной нашу встречу. Здесь не только жил и работал Константин Эдуардович Циолковский. В прошлом году в Калужской области была принята специальная программа по использованию космических услуг. И Анатолий Дмитриевич [Артамонов] рассказывал сейчас на выставке, когда мы знакомились с достижениями нашей отрасли, что именно на ее основе был разработан так называемый типовой паспорт региональной программы. И у нас будет сегодня возможность обсудить представленные там подходы и надеюсь, что Анатолий Дмитриевич расскажет. При этом подчеркну, что каждый из субъектов Федерации вправе самостоятельно выбрать способ реализации задач, связанных с использованием результатов космической деятельности. Это может быть как отдельная программа, так и часть уже существующих федеральных программ.
Знаю, что регионы предлагают и конкретные пилотные проекты, которые бы решали их приоритетные задачи с использованием космической деятельности. Полагаю, что такие проекты могут быть не только регионального, но и межрегионального и, конечно, федерального уровня. Главное – они должны предусматривать комплексную увязку всех нормативных, технических и финансово-управленческих аспектов. В свою очередь, Правительству надо определить порядок отбора, реализации и финансирования таких проектов.
В заключение еще раз подчеркну, что в сфере применения результатов космической деятельности мы все еще значительно отстаем от потребностей экономики и запросов людей. И должны сделать все возможное, чтобы радикально повысить эффективность космических услуг. У нас для этого есть все возможности.
Передаю слово руководителю рабочей группы Анатолию Дмитриевичу Артамонову. Прошу Вас.
А.Артамонов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
В начале от имени всех жителей Калужской области позвольте приветствовать Вас здесь, на калужской земле. Ваш приезд, уважаемый Владимир Владимирович, для калужан особенно знаменателен. Для разрядки, может быть, скажу, что с официальным визитом глава Российского государства в Калужской области не был 103 года, со времен Николая II.
В.Путин: Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за добрые слова. Вместе с тем хотел бы заметить, что с визитами я езжу за границу, а здесь мы с вами должны работать.
А.Артамонов: Спасибо огромное.
Владимир Владимирович, все те юбилейные даты, о которых Вы сказали, действительно неразрывно связаны с Калугой. Именно здесь жил Константин Эдуардович Циолковский – человек, который открыл людям с земли путь в космос, в космическое пространство.
В процессе подготовки сегодняшнего вопроса рабочей группой был изучен и обобщен как российский, так и зарубежный опыт практического использования результатов космической деятельности.
Надо сказать, что именно эти вопросы, вопросы практического использования результатов космической деятельности, долгое время в нашей стране оставались на втором плане. Основное внимание уделялось созданию космической техники. В итоге накопился комплекс проблем, не позволяющих в полной мере использовать существующий потенциал космической отрасли в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.
Сегодня целый ряд федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации ведут активные работы в целях практического использования результатов космической деятельности. Это Роскосмос, Минсельхоз, Минтранс, Минприроды, МЧС России, Росгидромет, Россельхоз и ряд других ведомств. Среди субъектов Российской Федерации можно выделить город Москву, Иркутскую, Тверскую, Калужскую, Самарскую, Ростовскую, Новосибирскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край и ряд других регионов.
В наибольшей степени результаты космической деятельности сегодня используются при решении следующих основных задач: создание и обновление высокоточных электронных карт, гидрометеорологическое обеспечение, спутниковая навигация, контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, связь, средства массовой информации.
Рабочей группой подготовлен комплекс предложений, обеспечивающих переход отдельных министерств и ведомств, а также регионов России от фрагментарной и во многом инициативной деятельности по использованию результатов космической деятельности к системной и планомерной работе. Прежде всего, и Вы уже об этом сказали, Владимир Владимирович, рабочей группой было отмечено, что в России еще не сложилась четкая система законодательного обеспечения использования результатов космической деятельности. Да, есть закон Российской Федерации о космической деятельности, однако он не дает однозначного определения базовых понятий, таких как результаты космической деятельности, космическая услуга, оператор космических услуг, не определен перечень космических услуг, механизмы использования этих услуг. Отсутствует четкое распределение ответственности за использование результатов космической деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Поэтому рабочая группа предлагает сформировать эту нормативную базу, которая бы четко регламентировала использование результатов космической деятельности в интересах различных потребителей. Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения как в закон Российской Федерации о космической деятельности, так и в другие нормативные акты, регламентирующие использование результатов космической деятельности.
Еще одно очень важное, на наш взгляд, предложение – это разработка и принятие федеральной целевой программы, которая бы так и называлась – «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009–2015 годы». Эта программа должна стать основным инструментом консолидации усилий и ресурсов федерального, регионального и муниципального уровней, а также внебюджетных средств в интересах обеспечения эффективного использования результатов космической деятельности. Безусловно, что основной объем работ по созданию и эксплуатации космической техники, особенно орбитальной группировки и важнейших объектов наземной космической инфраструктуры, будет и далее выполняться государственными предприятиями, находящимися в управлении Российской Федерации. В вопросах использования результатов космической деятельности должна, конечно же, повышаться роль субъектов Российской Федерации.
В качестве еще одного инструмента, способного дать достаточно быстрый положительный эффект, мы предлагаем осуществить разработку и реализацию комплексных пилотных проектов федерального и регионального уровней, базирующихся на использовании результатов космической деятельности. Эти пилотные проекты должны быть ориентированы на создание законченных систем, решающих конкретные целевые задачи. В рабочую группу поступил целый ряд предложений по реализации таких проектов, например, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) на основе результатов космической деятельности предлагает создание базовой типовой региональной системы энергетической безопасности. Город Москва: в базовой городской системе сосредоточены спутниковые навигации. Новосибирская область: базовая региональная геоинформационная система. Ярославская область: спутниковые системы мониторинга транспорта.
Минсельхоз, Россельхоз России предлагают систему спутникового мониторинга и управления сельским и лесным хозяйствами. В свою очередь, Калужская область предлагает создать межрегиональную систему высокоточного спутникового позиционирования на основе объединения уже имеющихся навигационных систем, и начать можно было бы, например, с соседних регионов: Московской, Ярославской, Калужской областей, где уже есть соответствующие наработки.
Понимая необходимость интеграции усилий не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, в декабре прошлого года в Калужской области была принята целевая программа, направленная на использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития регионов. Типовой паспорт этой программы есть в докладе, который в материалах представлен. И этот вариант документа можно было бы рекомендовать, вероятно, для использования и в других регионах с учетом, конечно, безусловно, каких‑то особенностей этих регионов.
Особое внимание при подготовке предложений было уделено вопросам организации государственно-частного партнерства в сфере использования результатов космической деятельности. В частности, обсуждался вопрос о возможном создании российского инновационного фонда развития инфраструктуры использования результатов космической деятельности. Предлагалось даже рассмотреть вопрос об отчислении в этот фонд и части прибыли от коммерческого использования результатов космической деятельности. С учетом опыта уже существующих инновационных фондов Министерства информационных технологий и связи, Министерства образования и науки можно было бы создать подобный фонд, например, при Федеральном космическом агентстве.
При подготовке вопроса рабочая группа выявила серьезную проблему обеспечения различных потребителей картографической основой, особенно на региональном и муниципальном уровнях. По данным Роскартографии, 70–80 процентов имеющихся топокарт устарели. Доля электронных карт в зависимости от масштаба составляет всего пять, максимум двадцать процентов в разных случаях. Особенно актуальна эта информация для более активной реализации 131-го федерального закона, когда муниципалитеты сталкиваются с проблемами при определении границ, решении имущественных вопросов, развитии инфраструктуры, и все это приводит в конечном итоге к серьезным потерям в доходной части муниципальных бюджетов, ибо они просто не могут осуществить налогообложение.
Для обеспечения единства подхода к картографическому обеспечению страны предлагается разработать и утвердить требования к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения. То есть речь идет о создании базовых картографический комплектов.
Снятие избыточных ограничений на точность определения географических координат объектов недвижимости, а также ограничений на использование космических данных дистанционного зондирования высокого разрешения, свободно распространяемых на мировом рынке, дает возможность применять открытые системы координат всеми пользователями, в том числе и субъектами Российской Федерации. Это очень серьезное достижение, об этом много говорилось в последнее время.
Я хотел бы от имени всех своих коллег сказать спасибо за это и Сергею Борисовичу [Иванову], знаю, активное участие Вы принимали в этом, и, конечно же, Вам, уважаемый Владимир Владимирович.
Например, в Калужской области это позволит более широко применять созданную в 2005 году (первую, кстати, в России) спутниковую опорную сеть на базе технологий ГЛОНАСС. В ее составе уже работают шесть опорных станций, перекрывающих всю территорию области.
Отсутствие сформированной системы российских операторов космических услуг приводит к опасному нарастанию влияния на российский рынок зарубежных фирм – производителей и операторов услуг.
В связи с этим мы бы считали необходимым создание инфраструктуры федеральных, региональных и иных операторов услуг, в основе которых лежит использование результатов космической деятельности.
Зная, какое большое внимание уделяется руководством страны и Вами лично созданию и использованию глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, а также оценивая ее колоссальные потенциальные возможности для экономики страны, рабочая группа считает целесообразным сформировать институт операторов, связывающих услуги в области спутниковой навигации.
Использование результатов космической деятельности невозможно без реализации еще одного вопроса – налаживания производства необходимого оборудования. Пока выбор надежного конкурентоспособного отечественного оборудования, надо сказать, недостаточен. Приведу пример. Пять лет назад мы решали задачу организации регионального телерадиоканала. Конкурс на распространение сигнала выиграл европейский спутник «Интелсат-904», с которого сигнал принимается в 15 районах области на станции «Скопус» опять же не нашего, российского, а израильского производства. Оборудование работает надежно, и отечественные аналоги, конечно же, должны быть не хуже, ибо потребители руководствуются не только патриотическими чувствами, но и выбирают наиболее качественную технику. И, наоборот, положительным примером создания и использования российского оборудования может служить запущенная в прошлом году у нас же, в Калужской области, система мониторинга транспортных средств именно на базе ГЛОНАСС/GPS.
В этой связи рабочая группа предлагает включить тему использования результатов космической деятельности в число приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, а технологии практического использования результатов космической деятельности и оказания услуг – в перечень критических технологий Российской Федерации.
В заключение позвольте поблагодарить всех, кто принимал участие в нашей работе. Это представители Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, министерств, федеральных агентств, руководители многих крупных государственных предприятий субъектов Российской Федерации, Российской академии наук и научных центров – спасибо всем.
Хочу выразить особую благодарность Вам, уважаемый Владимир Владимирович, за то, что Вы поддержали необходимость обсуждения этого важнейшего вопроса на заседании президиума Госсовета, за то, что это обсуждение проходит у нас в Калуге – городе, который считается родиной космонавтики. Я надеюсь, что подготовленные нашей рабочей группой предложения окажутся полезными в развитии отечественной космонавтики, в расширении возможностей использования результатов космической деятельности во благо России.
Прошу поддержать эти предложения. Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Перминов Анатолий Николаевич, руководитель Федерального космического агентства. Пожалуйста.
А.Перминов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены президиума Госсовета! Уважаемые коллеги!
Предложенный сегодня для обсуждения на заседании президиума Госсовета вопрос является действительно в настоящее время чрезвычайно актуальным. Эффективное развитие ракетно-космической промышленности способно значительно расширить состав космических услуг и других результатов космической деятельности, активно работающих на экономику страны, на повышение благосостояния ее граждан, на развитие российских регионов.
К настоящему времени отечественной ракетно-космической промышленностью достигнуты достаточно значимые результаты. Развернута и функционирует орбитальная группировка космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения. Создана уникальная технология и наземная инфраструктура, позволяющая решать задачи получения и обработки космической информации, создавать и эксплуатировать спутники различного назначения, выполнять уникальные программы фундаментальных космических исследований на околоземной орбите.
Россия начинает выходить на мировой рынок космических услуг достаточно серьезно и занимает достойные позиции по производству образцов ракетно-космической техники и осуществлению запусков космических аппаратов. Здесь рынок услуг у нас достаточно уверенный, ясный по запускам. И мы в основном за последние три года занимаем первое место в мире по рынку услуг, по запуску космических систем.
Сформированы все условия для решения задач с использованием космических средств в интересах социально-экономической сферы, обороны и безопасности страны. Создан значительный по своим возможностям отечественный космический потенциал.
Сегодня на повестке дня стоит, возможно, не менее сложная задача выстроить систему доведения результатов космической деятельности до конечных потребителей: российских регионов, министерств и ведомств, корпораций, частных фирм, отдельных граждан России, а также до потребителей международного космического рынка. Эта задача имеет высокий государственный приоритет. Ее значимость неоднократно подтверждалась Президентом Российской Федерации. Совершенно очевидно, что космическая деятельность имеет смысл только в том случае, если будет приносить конкретные практические результаты всем, кому они необходимы.
Расширение области применения космических средств и услуг привело к ужесточению требований, предъявляемых и к самой ракетно-космической промышленности. Развитие ракетно-космической промышленности требует рационализации ее структуры, повышения технологического уровня производства, согласованных действий государства, предпринимательского сектора, новых подходов к эффективной реализации проекта. В связи с этим предусматривается выполнение следующих основных задач.
Во‑первых, это создание нового облика ракетно-космической промышленности на базе крупных научно-производственных комплексов. Установленная динамика интеграции предприятий отрасли такова, что к 2010 году мы планируем иметь до 14 крупных интегрированных структур. Вы видите это на слайде. Четыре из них уже созданы и создаются, а к 2015 году – 3–4 еще большего масштаба, в которых будет сконцентрировано более 90 процентов активов и численности работающих.
Вторая задача – это модернизация научно-производственных мощностей. В ходе модернизации будет обеспечено доведение уровня промышленного оборудования с возрастом до 10 лет до 35 процентов к 2015 году. Одновременно будет обеспечено поддержание и развитие критических технологий с их подъемом до мирового уровня.
Третья задача связана с диверсификацией производства, обеспечением, созданием и продвижением на рынок высокотехнологичной продукции. Планируется доведение доли гражданской продукции от 20 процентов сегодня до 40 процентов к 2015 году.
Наряду с указанными задачами требуется реализация мер по сохранению и развитию кадрового потенциала.
Решение всех этих задач предусмотрено в недавно утвержденной стратегии развития ракетно-космической промышленности до 2015 года, а также рядом федеральных программ, в первую очередь федеральной космической программой, которая была утверждена в прошлом году, до 2015 года, а также целевой программой «ГЛОНАСС».
В прошедшем году мы начали работу по выполнению федеральной программы, и особое внимание уделялось созданию отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Ведется целенаправленная работа по освоению рынка навигационных услуг для конечных пользователей. Уже введена в опытную эксплуатацию первая очередь подсистемы сбора, анализа и представления результатов гражданским потребителям.
Активно развиваются космические системы связи, вещания и ретрансляции. Мы продолжаем совместную работу с Мининформсвязи по созданию космических средств различного назначения. Это ретрансляция «Луч», персональная спутниковая связь и передача данных «Гонец». В этом году готовится запуск очередного космического аппарата фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания «Экспресс-АМ33».
Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи позволит в ближайшие годы полностью удовлетворить государственные потребности, а к 2015 году развернуть на орбите 26 спутников фиксированной связи и вещания. Это даст нам утроение пропускной способности орбитальной группировки по сравнению с прошлым годом.
Одним из основных достижений отечественной космической науки и промышленности стал запуск в июне прошлого года космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК» с разрешением получаемых изображений на местности до одного метра. После ввода в эксплуатацию данная система решает актуальные задачи в интересах всех министерств и ведомств. Сегодня можно говорить о преодолении многолетнего кризиса в реализации наблюдений Земли из космоса с применением отечественных космических средств. И у нас сейчас мы имеем уже заказ на работу с этим аппаратом, хотя он дает огромный потенциал, в два раза больше, чем может этот аппарат. Встает вопрос, что нужно немедленно новый аппарат такого типа создавать, и, вероятно, его придется уже создавать на коммерческой основе, используя частногосударственное партнерство.
До 2010 года мы планируем нарастить орбитальную группировку систем мониторинга и восстановить космическую метеорологическую систему. Будут созданы два метеорологических комплекса на базе «Электро» и космического аппарата «Метеор-М». Следует отметить, что по расширению возможностей гидрометеорологического обеспечения у нас есть далеко идущие планы. Роскосмос совместно с Росгидрометом подготовили предложения по созданию космической системы «Арктика», которая дает большие возможности для достижения стратегических целей России занять лидирующее положение в этой области.
И решены будут такие задачи, как непрерывный гидрометеоконтроль, контроль ледовой обстановки по трассе Северного морского пути, районов нефтегазодобычи на шельфе северных морей, непрерывная служебная и аварийная радиосвязь в арктическом регионе. Для Российской Федерации эти задачи особенно актуальны.
После доклада на международном уровне в Европе о проекте данной системы интерес к ее реализации уже проявили Европейское космическое агентство, Канада, Финляндия, ряд скандинавских и других государств.
Таким образом, работа по расширению возможностей отечественной группировки ведется стабильными темпами, а задачи по развитию космических средств на долгосрочную перспективу нам также в полной мере ясны.
В настоящее время нами подготовлена и сейчас проходит согласование в соответствующих министерствах и ведомствах система взглядов на осуществление Россией космической деятельности на период до 2040 года, о чем будет доложено Президенту Российской Федерации на, как уже здесь было сказано, оперативном совещании Совета Безопасности.
Сегодня наша основная цель и задача – обеспечить доведение результатов космической деятельности до пользователей, прежде всего в регионах России.
Я уже докладывал, что заключены соглашения с 41 регионом России, значительное количество соглашений находится в стадии согласования.
Основные направления сегодняшнего взаимодействия – это обеспечение регионов связью, информацией дистанционного зондирования Земли, навигационное обеспечение транспорта, мониторинг стратегически важных объектов и перемещение особо опасных грузов, методическая помощь в использовании результатов космической деятельности.
В лучшую сторону идет работа, и наибольшее развитие она получила в Иркутской, Ростовской, Тамбовской, Ярославской и Калужской областях.
Безусловно, в работе с регионами существует и ряд проблем, которые должны решаться совместными усилиями. Например, потенциальные пользователи в регионах очень поверхностно информированы о возможностях отечественных космических систем.
Сегодня мы, прежде чем доложить Вам на выставке, прошли несколько раз все системы с губернаторами и определились с порядком и сроками исполнения и порядком работы. Конечно, сразу же губернаторы заявили, что надо обеспечить подготовку необходимых специалистов. И мы действительно из своих научно-исследовательских институтов берем на себя ответственность, их не так много нужно, буквально единицы – 10–20 человек для того, чтобы организовать работу в регионах по этим всем направлениям.
Роскосмос внимательно изучил все поступившие в процессе подготовки к заседанию президиума Госсовета предложения и может доложить, что по ряду предлагаемых направлений нами уже ведется активная работа. Готовятся и вводятся регламенты работы с информацией дистанционного зондирования Земли, развивается соответствующее операторское направление в рамках агентства, спланировано решение вопросов картографического обеспечения.
По результатам своей работы рабочая группа президиума пришла к выводам, которые нашли свое отражение в документах, предложенных сегодня вниманию собравшихся. Основной вывод заключается в необходимости активизировать и систематизировать работу по доведению результатов до потребителей. Рабочая группа посчитала целесообразным, и мы полностью это поддерживаем, разработать и начать реализацию специализированной федеральной целевой программы, направленной на обеспечение использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, увязав ее с другими программами, прежде всего с федеральной космической программой. Реализация ее, рассчитанная на 2009–2015 годы как организационная основа государственной политики, поддержана Министерством экономики, Министерством финансов, доложена в Правительство и поддержана всеми структурами в Правительстве.
Также необходимо решить вопрос формирования системы операторов, о чем здесь говорилось, и соответствующей информационной базы. Одновременно целесообразна определенная коррекция нормативной базы отечественной космической деятельности. Все эти шаги способны обеспечить достижение весомых результатов, направленных на дальнейшее развитие российской экономики, социальной сферы, безопасности и науки.
Я выражаю глубокую благодарность всем членам рабочей группы президиума Госсовета за плодотворную в течение полугода работу по данному вопросу. И благодарю Президента, Владимир Владимирович, Вас, за то, что не только этому вопросу, но и в целом всем вопросам космической деятельности России за последние годы лично Вами уделяется огромное внимание. Поэтому есть и положительный результат в этом вопросе.
Спасибо. Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, прошу, Леонид Дододжонович.
Л.Рейман: Спасибо, Владимир Владимирович.
Если позволите, коротко добавлю.
Действительно, нет сомнения в актуальности тех вопросов, которые сегодня обсуждаются. Особое значение спутниковые технологии имеют для нашей страны и для ее обширных и малонаселенных районов, таких как Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток, поскольку никакая другая технология, никакие другие системы связи не способны обеспечить предоставление современных услуг приема телевидения и радиовещания в этих регионах.
Надо сказать, что спутниковая группировка гражданского назначения переживала глубокий кризис. С 1995 по 2000 год не было произведено никаких пусков. С 2000 года в рамках постановления Правительства номер 626 «О поддержании и развитии космической группировки гражданского назначения» было проведено 9 пусков, и на орбите работают успешно аппараты «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ», первые – с 5-летним гарантийным сроком эксплуатации и вторые – с 10-летним сроком.
Хочу также отметить, что в 2000 году огромное количество компаний пользовалось иностранным спутниковым ресурсом. Сегодня эта ситуация принципиально изменилась. Российские компании не только пользуются ресурсом отечественных аппаратов, но и отечественные аппараты сегодня обслуживают целый ряд структур в Европе, в Западной Европе. Но тем не менее с момента начала программы прошло семь лет, и у нас целый ряд аппаратов уже выходит за ресурс. Необходимо думать об их замене, поскольку, как я сказал, аппараты «Экспресс-А» имели 5-летний ресурс.
В связи с этим мы на сегодняшний день имеем 4 космических аппарата «Экспресс-АМ», которые по‑прежнему обладают работоспособным ресурсом. При этом мы считаем, что потребности Российской Федерации могут быть обеспечены, если на орбите у нас будет 9 аппаратов такого класса. Для решения этой ситуации в ближайшее время в этом году планируется запуск двух космических аппаратов – это «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44». На это в федеральном бюджете предусмотрено соответствующее финансирование в размере 3 миллиардов 375 миллионов.
Необходимо также отметить, что эти космические аппараты будут иметь оборудование диапазона «Эль» – это президентская и правительственная связь. Вместе с тем этот пуск не решит всех вопросов, которые мы на сегодняшний день имеем. Поскольку использование спутниковых технологий активно развивается в Российской Федерации, то нам необходимо увеличение ресурса на орбите, это в первую очередь такие программы, как обеспечение всех общеобразовательных учреждений гарантированным широкополосным доступом к сети Интернет в рамках национального приоритетного проекта «Образование». В рамках этого проекта 12 тысяч школ должны быть обеспечены Интернетом за счет использования спутниковых технологий. В 2006–2007 годах за счет создания пунктов коллективного доступа в Интернет в труднодоступных населенных пунктах и за счет программы интернетизации школ будет задействовано 2 процента имеющихся емкостей космических аппаратов, а в 2008 году эта цифра будет достигать уже шести. Кроме того, если использование Интернета школами будет нарастать теми темпами, которые мы видим сегодня, то к концу следующего года 12 процентов спутникового ресурса будет обеспечивать общеобразовательные учреждения Интернетом. А все это ставит задачу создания и запуска новых космических аппаратов.
Мы на сегодняшний день разработали трехэтапную программу, которая подразумевает в 2008–2010 годах запуск двух космических аппаратов серии «Экспресс-МД» и одного космического аппарата серии «АМ4». Это позволит решить необходимую задачу для этого периода.
Далее, в 2010–2015 годах, будет осуществлена плановая замена космических аппаратов и развитие необходимого ресурса за счет пуска еще трех спутников нового поколения класса «Экспресс-АМ4». В тот же период нам предстоит запустить два космических аппарата, которые будут осуществлять непосредственно телевизионное вещание на замену аппаратов «Бонум» и «Дубльвэ-4».
Эта программа на самом деле получила определенную поддержку со стороны ведомств, согласована с Анатолием Николаевичем [Перминовым], с Росавиакосмосом, и мы сейчас обсуждаем ее с Министерством финансов.
Я хотел бы попросить поддержки и поручения по этому поводу, поддержки этой программы, потому что мы считаем, что только таким способом мы сможем обеспечить увеличивающиеся потребности в космическом ресурсе для народного хозяйства Российской Федерации на период до 2015 года.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Игорь Евгеньевич.
И.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники президиума!
Хочу сказать, что Министерство транспорта активно занимается вопросами применения современных навигационных средств для целей мониторинга и управления различными видами транспорта.
Нами разработана и утверждена концепция использования глобальных навигационных спутниковых систем в интересах транспортных потребителей с учетом развития глобальных навигационных спутниковых систем. Основой этой концепции является внедрение передовых технологий спутниковых навигаций для решения социально-экономических задач в транспортной инфраструктуре и в интересах повышения ее эффективности и безопасности.
Хочу сказать, что мы являемся потребителями, как раз рынок космических услуг является для нас главным в конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации. И мы рынок этот оцениваем, только транспортный, примерно в 60 миллиардов рублей в год. Вот примерно наш транспортный рынок. Спутниковые методы определения координат и материалы космической съемки лежат в основе новейших навигационных диспетчерских и других геоинформационных систем на транспорте, которые обеспечат его соответствие современным требованиям и являются непременным условием конкурентоспособности.
Анализ опыта использования результатов космической деятельности на транспорте и соответствия его мировому уровню свидетельствует о необходимости повышения эффективности работы, а также преодоления бессистемности в этом вопросе. С этой целью необходимо решать задачи, которые имеют общегосударственный характер. Это разработка нормативно-правовой базы с целью системного решения проблем навигации в транспортном комплексе. Необходимо разработать технический регламент требования к цифровым навигационным картам, который должен регламентировать вопросы сертификации.
Хочу сказать, что на всех видах транспорта сегодня практически мы используем космическую услугу. Так, например, во исполнение решений Правительства об оснащении космических транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации организациями Министерства проводятся необходимые мероприятия по внедрению на водном транспорте судовых, береговых средств систем навигации, работающих с применением системы ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с федеральной целевой программой предполагается ввести в эксплуатацию 49 морских и речных дифференциальных станций. Ввод в эксплуатацию этих станций создал предпосылки для использования в системах контроля и управления судоходством современных навигационных технологий и позволил обеспечить высокоточную навигацию на подходах к российским портам и в конечном счете повысить их конкурентоспособность.
Хочу сказать, что по состоянию на конец 2006 года аппаратурой ГЛОНАСС/GPS были оснащены все российские морские и смешанные, «река–море», суда, всего 1770 судов. Вчера на Морской коллегии мы это докладывали Сергею Борисовичу.
Хочу сказать, что развитие и внедрение в эксплуатацию систем также служит основой для создания многоцелевой спутниковой системы ведения непрерывного мониторинга состояния безопасности воздушных судов. На данный момент из общего парка эксплуатируемых воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации оснащено 1200 судов из 5 тысяч, из них аппаратурой GPS – 92 процента, а ГЛОНАСС – 8 процентов, потому что нет больше возможностей. Хочу сказать, что мы сделали такие требования, что все новые летательные аппараты должны быть сразу оборудованы бортовой аппаратурой для системы ГЛОНАСС. И мы считаем, что первыми потребителями должны быть именно воздушные суда, потому что это самое важное сейчас в безопасности полетов и управлении воздушным движением.
Несколько слов о том, что очень широко развиваются эти системы у нас на общественном городском транспорте, о чем говорил как раз Анатолий Николаевич [Перминов]. 40 городов России сегодня используют навигационные диспетчерские системы.
Мы считаем, что будущее – это оборудование такими системами грузовых автомобилей, потому что в Европе сегодня без такой системы уже невозможно въехать грузовому автомобилю.
Мы считаем, только первый такой рыночный механизм – это от 20 до 40 тысяч единиц наземного транспорта нам нужно будет оборудовать, чтобы просто въехать на европейский рынок.
Хочу также сказать, что мы поддерживаем создание института операторов космических услуг, он должен уже быть, мы должны понимать, с кем мы взаимодействуем.
И еще по федеральной целевой программе. Мне все‑таки кажется, нужно задействовать бизнес, особенно на транспорте. Здесь от государства нужны регламентирующие документы, а бизнес должен самостоятельно участвовать в инвестировании таких систем.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Бородко Александр Викторович.
А.Бородко: Уважаемые члены президиума Госсовета! Уважаемые участники заседания!
Рассматриваемый сегодня вопрос для Роскартографии является особенно актуальным, так как мы являемся одним из заказчиков и потребителей результатов дистанционного зондирования Земли из космоса и системы ГЛОНАСС.
Уже сейчас применение спутниковых технологий повысило производительность труда в отрасли в 5–6 раз.
В настоящее время в стране воссоздается система глобального позиционирования ГЛОНАСС. Если посмотреть на такой аспект системы, как ее коммерческое использование, то без данных геодезии и картографии это возможно сделать, Владимир Владимирович, максимум на 30–40 процентов ресурса, так как данные геодезии позволяют на порядки улучшать точностные характеристики, получать миллиметры и сантиметры, которые необходимы при выполнении различных работ. А без картографических данных практически невозможно использовать систему в таких сферах деятельности, как навигация на всех видах транспорта, информационные системы и просто бытовая аппаратура потребителя: грибники, рыбаки и все прочие. И уже благодаря тому, что в России создана хорошая координатная основа, стало возможным уже сейчас создавать пользовательские системы точных дифференциальных полей, которые позволяют определить с высокой точностью координаты.
В настоящее время навигационное обеспечение граждан России находится на низком уровне. Минимальное количество владельцев автомашин имеют мобильные GPS-навигаторы. Еще меньше используется на бытовом уровне. И самое главное, что аппаратура ГЛОНАСС используется не в таких больших количествах, как аппаратура GPS. Причин здесь много. И одна из них – отсутствие картографического обеспечения пользователей в связи с тем, что до 2006 года из‑за режимных ограничений мы не могли такую продукцию представлять на рынок, а также отсутствие нормативно-правовой базы. В настоящее время нормативно-правовая база в области навигации не создана, и нет ни у одного министерства, ведомства, федерального агентства вопросов навигации, Владимир Владимирович, хоть на транспорте, вообще любых вопросов. Этот вопрос как‑то был упущен. И сейчас мы над ним работаем, Министерство транспорта. Мы сейчас стараемся эти вопросы поднять, чтобы их решить.
Но, даже если карта загружена в аппаратуру, она должна соответствовать состоянию местности, а не вводить в заблуждение пользователей. Перед Роскартографией поставлена задача в течение 2007–2009 годов обеспечить открытой, актуализированной картографической продукцией всей территории Российской Федерации в цифровом виде. Это очень большой проект.
Кроме того, в истории отечественной геодезии и картографии делаем открытые карты и планы в цифровом виде, доступные всем потребителям, впервые.
А учитывая размеры территории Российской Федерации, а также наличие труднодоступных мест, такую работу возможно выполнить, только имея материалы дистанционного зондирования Земли из космоса. К сожалению, пока что отечественных материалов мало.
Заказать космические снимки с необходимым разрешением за рубежом очень дорого, цена продукции резко возрастает, в несколько раз цена продукции сразу возрастает, потому что квадратный километр – импортный снимок – стоит 400–500 рублей, отечественный – намного дешевле. А площадь снимка – тысячи квадратных километров, соответственно, очень сильно идет удорожание.
Но даже если мы будем иметь один космический аппарат – это решение только части проблем, так как в условиях сложной метеорологической обстановки на территории России повысить эффективность использования космической информации возможно, имея радиолокационные спутники всепогодные высокого разрешения, картографическая информация с которых отвечает определенным требованиям по точности для получения точных карт и планов.
Важнейшим условием решения навигационных задач на государственном уровне является обеспечение надлежащего качества единых общенациональных координатных и географических основ.
Транспортные артерии инфраструктур должны опираться на единую государственную координатную систему отсчета, обеспечивающую определение местоположения, скорости и направления движения, создание и использование картографических основ транспортной навигации.
Государственная координатная основа должна иметь надежную и точную на сантиметровом уровне связь с принятой в мире международной земной системой отсчета, реализованной в виде глобальной геодезической основы.
Другим важным обстоятельством является необходимость создания специальных навигационных цифровых карт, используемых в навигационных спутниковых приемниках и геоинформационных системах транспортной сферы и других.
За 2006 год силами Роскартографии было создано открытых карт на территории Российской Федерации на 8 млн кв. километров. Мы в основном создавали на обжитые. В этом году заканчиваем создание так называемой «километровки» и создаем более точные карты. Это 100 метров, 250 метров, 500 метров. И до 2010 года планируем осуществить картографирование всей территории для целей навигации в необходимых объемах.
В целом могу подтвердить, что для успешной результативной коммерциализации материалов космической деятельности нужно предлагать рынку законченные продукты в виде информационных систем, банков пространства информации, технологий высокоточных измерений, функционально полных навигационных проектов. Важным является влияние государства. По моему мнению, государственный бюджет должен выступать стимулом развития рынка, а механизмом реализации могут выступать механизмы государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением средств инвестиционного фонда.
В заключение: Роскартография поддерживает предложения Роскосмоса по повышению эффективности использования космического пространства.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, мы рассматриваем с вами сегодня применительно к космической деятельности проблемы сугубо прагматические, прикладного характера. Вместе с тем я бы хотел попросить высказаться по этим вопросам и человека, который занимается фундаментальной наукой, – это Зеленый Лев Матвеевич, директор Института космических исследований Российской академии наук. Пожалуйста.
Л.Зеленый: Спасибо.
Владимир Владимирович, если вернуться к той задаче, которую Вы вначале поставили, – радикально повысить эффективность космических исследований, то, как во многих наших отраслях, здесь есть кадровая проблема. И мне кажется, она достаточно серьезная, потому что перед началом этого заседания я поговорил со многими присутствующими здесь губернаторами регионов России. Понятно, что 10–15 лет, когда все мы учились в вузах, эти вещи не преподавались. Теперешние студенты учатся этому, но когда они еще придут. Поэтому, мне кажется, здесь надо подумать о том, как было в советское время, о создании центров повышения квалификации в области космических исследований. В эти центры могут приходить руководители среднего и высшего звена и конкретные исполнители, и это сразу поможет резко поднять кадровый потенциал этой сферы деятельности. Такую работу могли бы вести и в Академии наук, у нас есть несколько институтов, которые этим занимаются, и профильные вузы, где сейчас созданы научно-образовательные центры. Такое предложение есть.
Кроме того, еще один вопрос, он связан тоже с фундаментальными вопросами, – это вопрос об исторических данных. Мы сегодня много слышали о важности космических исследований для задач природопользования, для лесного хозяйства, для сельского хозяйства, но эти данные очень ценны, особенно если мы знаем прошлое. Природа имеет память, и поэтому очень ценны те архивы, которые мы сейчас должны и можем создавать. Космическую группировку нашу пока еще нельзя назвать обильной, и мы надеемся, что в ближайшие годы будем иметь полноценную космическую группировку, но данные мы должны иметь уже сейчас и иметь информационные базы, куда эти данные, эти информационные потоки от российских спутников пойдут.
Архивы – это ценная и дорогая вещь. Эту информацию приходится покупать. Я знаю, например, по примеру китайских коллег, хотя у них нет практически своей группировки в области дистанционных зондирований Земли, они активно скупают эту информацию, создают свои архивы, учатся обрабатывать эти данные и представлять до того момента, когда пойдут данные с их спутников. Нам кажется, очень важно иметь такие же архивы данных для того, чтобы, зная прошлое, можно было предсказывать будущее.
В.Путин: Спасибо большое.
Должен вам сказать, что Лев Матвеевич по моей просьбе для меня и для моих коллег из числа постоянных членов Совета Безопасности прочитал недавно серию лекций по проблемам зарождения Вселенной, по планетарным исследованиям, по исследованиям Солнца, взаимодействию Солнца, Земли и других планет. Очень интересно и полезно. Так что то, что Лев Матвеевич предложил, думаю, что это действительно очень важно. Я помню то, о чем Вы говорили, например, о так называемой космической погоде, когда даже трудноуловимые изменения в космосе, трудноуловимые современными приборами наблюдения отражаются на природе. Как Вы говорили, это видно по кольцам на деревьях. Если отражаются на кольцах на деревьях, значит, также отражаются и на человеке. Все это, конечно, крайне важно уже для практической деятельности. И это уже имеет практическое применение.
Лев Матвеевич рассказал много интересных вещей, в том числе что через семь миллиардов лет Солнце прекратит свое существование и превратится в какого‑то белого карлика. Очень огорчает такая перспектива, хотя она и далекая. Но много вещей, которые действительно нам нужны уже сегодня и понадобятся в будущем.
Пожалуйста, уважаемые коллеги, у кого есть какие соображения? Прошу Вас, Николай Иванович.
Н.Шаклеин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Ознакомившись с материалами, которые сегодня мы обсуждаем, и короткое знакомство здесь на выставках и на других мероприятиях показало: насколько далеко мы продвинулись в освоении и изучении космоса, настолько мы, наверное, и отстали в использовании этих всех материалов в практической деятельности. Мы гордимся по‑прежнему, и наш народ гордится теми завоеваниями, которые мы имели и имеем в космосе. Но здесь я практически не видел ни одного направления, которое предлагается, которое не могло бы быть использовано в регионе, будь то в управлении, в экономике, в гуманитарных даже сферах – везде мы можем использовать тот ресурс, который нам предлагается. У нас, в Кировской области, допустим, только лесонарушений около 500 в год скрывается с ущербом около 200 миллионов рублей, я уж не говорю о пожарах. Да и во всей сфере деятельности мы можем, наверное, далеко продвинуться вперед, если будем использовать то, что нам предлагается использовать.
Но для этого я поддерживаю предложение, которое уже звучало, что нам для того, чтобы быть более информированными и использовать это, нужно, наверное, создание единой автоматизированной системы, которая была бы доступна в регионах для использования. Если мы будем и по ведомству, и также в каждом регионе свою систему продумывать, механизм использования будет, наверное, нерациональным, тем более они должны быть состыкованы, чтобы была и координация работы, и аккумулирование ресурсов. Конечно же, правильно звучит здесь, что нам нужна федеральная целевая программа. Я бы даже внес предложение, поскольку там предлагается с 2009 года по 2015-й, можно было бы уже и в 2008 году, наверное, запланировать, не откладывая далеко какие‑то организационные меры. И то, что мы увидели здесь – типовая региональная программа в Калужской области, – конечно, у нас сейчас в каждом регионе нет специалистов достаточных разработать свою программу. Если бы была типовая программа на федеральном уровне тоже предложена, мы бы быстрее ее применили, уже используя свою специфику в своей работе. Вот это я хотел сказать.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Как мы будем обеспечивать все же то, о чем говорили, и все, что наметили?
А.Шаронов: Я хотел бы сказать, что сегодня правильно построено обсуждение. Мы выслушали одну сторону предложения: наука, космическое агентство, крупнейшие предприятия в этой сфере – и другую сторону предложения: это и Федерация, и регионы, которые заинтересованы в этих услугах. Но хочу сказать, что существует еще очень большой пласт предложений, которые мы не обсуждали, который не нашел отражения в решении, – это частный спрос. И мне кажется, это тот гигантский пласт, который даст и деньги, и импульсы для такого серьезного дальнейшего развития космической техники.
Несколько месяцев назад произошло событие, очень важное, на мой взгляд, которое мы даже не заметили, – Министерство обороны приняло наконец‑то решение о снятии ограничений на использование космической графической информации. И это дает возможность удовлетворять гигантский платежеспособный спрос, который есть и у населения, и у бизнеса. Поэтому мы согласовали эти решения и действительно готовы участвовать в подготовке федеральной целевой программы к 2008 году. Но хочу сказать, что, может быть, и в решении, и при подготовке программы нужно учитывать вот этот гражданский спрос, который должен стать если не основным локомотивом, то «дойной коровой», которая будет давать не сейчас, а через некоторое время эти средства.
В этой связи очень коротко три предложения. Во‑первых, я думаю, что нужно подумать о некосмическом шлейфе той темы, которую мы сейчас обсуждаем, – это наземные приборы, наземное оборудование, которое позволяет гражданам и бизнесу использовать возможные результаты космической деятельности.
У нас есть очень мощный «трактор», и на него нужно разнообразное «навесное оборудование», которое дешевле и за которое готовы платить «живые» деньги, не бюджетные. Это первый момент. Поэтому нужно обсуждать не только запуски, но и развитие наземной не только инфраструктуры, но и вот этих приборов.
И последнее. Хочу сказать, что это дает возможность нам обсуждать коммерческие проекты в сфере использования результатов космической деятельности, где государство не будет выступать заказчиком, не будет финансировать их из федерального бюджета, но готово предложить несколько других инструментов, в том числе финансовой поддержки. Это, во‑первых, субсидирование процентной ставки по крупным проектам, главным потребителем которых будет не государство.
Второе – это финансовая поддержка экспорта. У нас уже есть и может увеличиваться объем экспорта космических услуг. И здесь у нас уже есть механизмы, которые мы можем масштабно наращивать очень серьезно.
И третье – это, конечно, дальнейшее снятие нормативных и административных барьеров, которые нам позволяют использовать космические достижения, которые раньше были недоступны гражданам и бизнесу.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо. Это практические вещи.
Пожалуйста, Валерий Павлович.
В.Сердюков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Посетив сегодня выставку, я все‑таки увидел, насколько мы не информированы на территориях, в субъектах о тех возможностях, которые имеет космос для нашей деятельности: в управлении территориями, в экономике, в размещении производственных площадей, производительных сил и так далее.
На мой взгляд, очень важно сегодняшнее заседание президиума, на котором по Вашему поручению эта тема обсуждается. Мы не знаем возможностей и какие космические услуги можем использовать на территории. Его нет, этого перечня. Да, мы, Ленинградская область, заключили соглашение с Роскосмосом. Имеем заключение о возможностях в лесном хозяйстве, межевании территории, земель, использовании площадей и так далее. Но этого недостаточно, как оказывается.
Поэтому, на мой взгляд, первоочередная задача – нужно иметь перечень космических услуг, которые мы можем сегодня использовать на территории. И не только как перечень услуг, а чуть-чуть пошире дать толкование этих услуг, насколько они могут применяться для эффективности в управлении территорией и в эффективности ведения экономики, чтобы не получилось, что модно только было создать наши ситуационные центры, которые не будут работать на результат. Должен быть все‑таки показан каждый конечный результат космической услуги, что мы хотим получить.
Мне кажется, что действительно мы, руководители субъектов, не методом каким‑то поиска, тыканья шли, а был создан какой‑то российский центр, который мог бы показать, насколько на данной территории все это применимо. Мы все отличаемся – Курганская область от Ленинградской области значительно отличается, и те услуги, которые можно и необходимо внедрять на территории Ленинградской области, возможно, они не все применимы для Курганской или Костромской области и так далее. Поэтому здесь этот центр должен, наверное, все‑таки оказать практическую поддержку нам.
И я поддерживаю, что эта программа единая, естественно, должна быть направлена прежде всего не только на использование в целом по России важных направлений, но и территориально чтобы было отдельно обозначено. Естественно, такая программа нужна, нужны операторы этой программы для того, чтобы мы самодеятельность не городили каждый в своем регионе.
Спасибо.
В.Путин: Благодарю Вас.
Сергей Борисович, прошу.
С.Иванов: Я буквально несколько слов хотел бы сказать. Мы гордимся и справедливо гордимся нашими отечественными достижениями в космосе, но прежде всего в производстве космической техники, ракет-носителей, космических аппаратов.
Если посмотреть на это с другой стороны, то наша космическая отрасль в нынешних глобальных реалиях является несколько однобоко развитой, потому что у нас отсутствует, и это сегодня из обсуждения, по‑моему, четко проследовало, система доведения до потребителей результатов космической деятельности.
Если говорить об экономике, то Министр транспорта приводил только потребности его отрасли и только внутри Российской Федерации – 60 миллиардов рублей, а есть цифры, которые в глобальном масштабе показывают картину достаточно объективную. Так вот весь рынок пусковых услуг, в которых мы являемся лидерами на сегодняшний день, и это неплохо, – 21 миллиард долларов в год. А рынок только навигации без остальных аспектов космической деятельности, только рынок навигации в 2011 году – 40 миллиардов долларов, в 2015 году – 60 миллиардов долларов. То есть этот рынок будет развиваться примерно как рынок мобильной связи в свое время, такими гигантскими темпами и в геометрической прогрессии. И здесь, мне кажется, основное внимание надо сосредоточить сейчас именно на доведении результатов космической деятельности, в частности ГЛОНАСС, до потребителя. Не важно, кто он: государство, государственные транспортные средства, геодезия, картография или частное лицо, которое тоже может пользоваться услугами этой системы.
Я согласен с тем, что говорил Андрей Владимирович Шаронов. Частный капитал проявляет уже очень большой интерес к подключению к ГЛОНАСС. Предлагаются различные проекты на этот счет. Сейчас этим занимается дирекция по управлению ГЛОНАСС, которая вместе с Роскосмосом работает. В самые ближайшие дни – именно дни, через неделю – мы уже представим соображения на этот счет, как подключить частный бизнес к участию в программе ГЛОНАСС, потому что это огромное дополнительное финансирование.
Есть еще один важный аспект международный, он только вскользь упоминался сегодня, но не учитывать и недооценивать его нельзя. Если опять‑таки мы возьмем только ГЛОНАСС, то у нас уже подписано соглашение о сотрудничестве в ГЛОНАСС с Казахстаном, с Индией, это огромные рынки. Я знаю, что во время недавнего визита Президента по странам Персидского залива ряд руководителей этих государств тоже открыто высказывали интерес именно к присоединению к ГЛОНАСС, а не к GPS в силу, наверное, понятных здесь многим причин, и это тоже дополнительная возможность.
Китай проявил интерес к совместному производству наземной коммерческой аппаратуры ГЛОНАСС. Это рынок. Мы тоже не должны забывать о том, что производство все на своей территории в нынешних условиях глобального рынка не всегда эффективно. Мы можем производить часть наземной аппаратуры открытой, коммерческой и в других странах. Здесь сотрудничество с Китаем вполне возможно.
По региональным аспектам. Я понимаю, что информированность еще небольшая о конкретных практических результатах космической деятельности и для регионов, и для людей, но большой шаг сделан в составлении президиумом Госсовета паспорта региональной программы на примере Калужской области. Теперь у нас появляется некая модель, которую мы можем любому региону предложить, а ваше право – выбирать в нем, как изюм из булочки, то, что вам нужно в первую очередь. Но типовой паспорт, типовая модель уже существует.
И там, где в регионах ГЛОНАСС уже пошел (помимо Калуги, я знаю, Ярославль), там все губернаторы уже видят практический результат, видят наглядно в плане управления местным пассажирским транспортом, всей системой общественного транспорта, возрастает прозрачность и эффективность экономики региона и, прямо скажем, снижается основа для коррупции сразу же очень сильно. Это уже конкретные практические результаты.
По проекту перечня у меня только один возник вопрос. Первым же пунктом правильно стоит задача – разработать изменения в законодательные акты, в постановления Правительства, без них мы просто не можем двигаться дальше, но срок стоит – март 2008 года. У нас к концу этого года вся группировка ГЛОНАСС уже будет на орбите, и здесь денег никаких не нужно. Неужели мы год сами себе ставим на разработку проектов законов, документов, постановлений Правительства? Это же не требует никаких дополнительных финансовых вложений. Я предлагаю просто ускорить этот срок – не март, но, допустим, сентябрь этого года, я считаю, самое позднее.
А.Артамонов: Мы выдвигали раньше.
С.Иванов: То есть вы сами предлагали? Я не знаю, может быть, здесь какие‑то подводные камни, которых я сам не вижу. Но мне кажется, что же мы годами будем только документы разрабатывать? Это вообще‑то проще, чем космические аппараты создать, новые ракеты-носители и так далее, на мой взгляд. Я сам тогда буду это дело контролировать.
И еще один момент. У нас вообще‑то в последнее время действительно космической деятельности уделяется очень много внимания государством. Три федеральные целевые программы приняты в последние годы только по космосу. Основная – развитие космической деятельности, о чем Анатолий Николаевич говорил. ГЛОНАСС, причем ГЛОНАСС скорректирован в сторону ускорения. И у нас есть еще одна программа – развитие российских космодромов. Она так называется, а по существу все 100 процентов этих средств идут у нас на Плесецк, где у нас российский единственный на сегодняшний день достаточно развитый космодром.
И в этой связи у меня еще одно предложение. Во время посещения Плесецка Владимир Владимирович давал поручение, связанное с развитием социальной инфраструктуры Плесецка. У нас на Плесецке сейчас строятся современнейшие технические комплексы: стартовые столы, новый класс ракеты-носителя – «Ангара», экологически чистый, сложнейшие инженерные сооружения. Газ провели ускоренно в Плесецк. Много сделано технического. Служит там элита Вооруженных Сил с прекрасным техническим образованием. А живут они… Ну хотелось бы, чтобы они жили в более приемлемых условиях, в хороших условиях. И было дано поручение на этот счет. Там, я знаю, ведется работа Космическими войсками, Росстроем, Министерством регионального развития, МЭРТом. Но предложение мое заключается в следующем: объем необходимых ресурсов, направленных на улучшение людей, которые живут на Плесецке (там не только военные, там и гражданских много), подсоединить к ФЦП, посвященной тому же Плесецку. Чтобы мы соединили все наши планы развития инженерной инфраструктуры, технологической инфраструктуры с теми социальными объектами, объектами для жизни, спортивными сооружениями, которые нам надо построить и совместить это еще и по срокам. Если никто не возражает, тогда в перечень поручений добавить это предложение. Потому что иначе не хотелось бы создавать какой‑то отдельный специальный проект и даже сложности там по финансированию, то есть подключить это к действующей ФЦП.
А.Шаронов: Надо прогноз только посмотреть, чтобы сразу это здесь не фиксировать жестко.
В.Путин: Жестко не будем, но зафиксируем.
С.Иванов: Спасибо.
А.Карлин: Буквально два слова, Владимир Владимирович.
Я присоединяюсь к оценке своевременности, актуальности проблемы и ее перспективности для решения социально-экономических проблем и страны, и конкретных регионов. Мы уже в процессе подготовки к рассмотрению вопроса на президиуме Госсовета форсированно поработали с Роскосмосом. Проект соглашения такой регионы подготовили, и в ближайшую неделю он будет также подписан и с Алтаем.
Я считаю, что Роскосмос нарабатывает очень хорошую практику взаимодействия с регионами в реализации своей космической программы.
Мы имеем опыт строительства и функционирования в Алтайском крае филиала федерального научно-производственного центра НИИ приборостроения – это Алтайский оптико-лазерный центр. И когда этот объект начинали строить, так скажем, некие брожения в населении стали возникать. Любители такие брожения сформировать и активизировать имеются, мы знаем, но тем не менее работа была проведена грамотно. Наряду со строительством основного объекта был решен ряд связанных проблем развития региона, в частности, по энергообеспечению Змеиногорского района, по созданию оптико-волоконной сети.
Роскосмос взял шефство над расположенным в регионе музеем Германа Степановича Титова, расширил его экспозицию.
Сейчас, когда в этом году выходит на строительство второй очереди, это освоение для нашего региона один миллиард триста миллионов рублей – это очень значимые суммы.
Я считаю, мы здесь тоже совместно нашли грамотный подход. К проведению общестроительных работ были привлечены местные строительные компании, а это вопросы трудовой занятости, это вопросы развития предприятий стройиндустрии. И мы сейчас вместо очага некой напряженности получили район с точкой роста. Я считаю, этот положительный опыт и позволит нам и дальше выстраивать отношения с Роскосмосом именно в таком же алгоритме.
Сегодня здесь уже поднималась проблема совершенствования нормативно-правовой базы. Я хотел бы затронуть один аспект, он заключается в следующем. Есть проблемы компенсаторных выплат для территорий, которые входят в так называемые зоны падения. У нас таких зон четыре, они входят в территории трех муниципальных районов: Змеиногорский, Третьяковский и Чарышский. Есть одна история вопроса, которая немножко напрягает эту тему, потому что часть этой территории – одновременно пострадавшая от Семипалатинска. Уже как бы население в социальном плане напряжено – и еще это обстоятельство. Методика определения размеров этих выплат была определена постановлением Правительства почти десять лет назад, в 1998 году, она базировалась на определенных нормативных актах, они сейчас утратили силу. И возникает вопрос в определении справедливых размеров этих выплат. Мне бы хотелось в этой связи попросить (такое поручение в аппарате Правительства имеется) ускорить обновление этой методики. У нас понимание с Роскосмосом имеется, мы находим пути оперативного решения всех вопросов, но обновление этой методики все бы поставило в четкие правовые рамки, и мы могли бы более плодотворно работать с нашим населением.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Я думаю, что это справедливо, обязательно это сделаем.
Пожалуйста, еще? Все? Спасибо, уважаемые коллеги.
В заключение я хотел бы сказать следующее. Действительно, в предыдущие десятилетия главным побудительным мотивом развития космической отрасли были потребности обороноспособности страны. Это совершенно очевидно и понятно для всех. Это было предметом гордости, это было полем соревнования великих держав. И, конечно, этот побудительный мотив, прежде всего оборонный, военный мотив, остается актуальным и сегодня. Но мы не сможем, мы не сможем эффективно развивать отрасль по‑современному, не сможем придать глобальный для экономики характер, если в каждом регионе не будет ясно, что и как мы можем использовать для того, чтобы поднять нашу конкурентоспособность. И мы не сможем эффективно развивать отрасль, если каждый участник экономической деятельности в стране и каждый гражданин России не поймет, как он может для своих целей использовать результаты космической деятельности и какие космические услуги в каждом конкретном случае могут быть использованы.
Как здесь уже отмечалось, в современном мире – огромный рынок космических услуг, и он растет. Для того чтобы мы решили все задачи, которые мы перед собой ставим, прежде всего задачу диверсификации нашей экономики, придания ей инновационного характера, без решения проблемы развития космической отрасли нам эту задачу не решить.
Я вас всех призываю самым активным образом включиться в эту совместную работу и самым внимательным образом к ней отнестись. По результатам нашей сегодняшней встречи и нашего сегодняшнего заседания будет подготовлен перечень поручений: проект уже есть. Мы добавим его теми предложениями, которые прозвучали сегодня в ходе нашей встречи.
Большое всем спасибо за внимание и за совместную работу.