В.Путин: Мы с вами собрались, уважаемые коллеги, для того, чтобы поближе познакомиться с Константином Борисовичем Пуликовским – хотя многие его знают, я в этом не сомневаюсь, – и обсудить еще раз проблемы, связанные с образованием федеральных округов.
Я думаю, мы так же, как это было у нас в предыдущие два раза на встречах с вашими коллегами из других регионов страны, воспользуемся случаем для того, чтобы обсудить и проекты, внесенные в Государственную Думу, связанные с возможной реорганизацией Совета Федерации, и некоторые другие проблемы государственного устройства.
Я сразу же хочу в начале нашей беседы подчеркнуть, что все действия центральных властей и мои действия как Президента страны не направлены на ослабление такого важнейшего звена в управлении государством, как региональная власть. Имеется в виду и губернаторский уровень, и уровень представительного органа местной власти. Не направлены на ослабление этого звена руководства, а направлены на то, чтобы сделать федеральную составляющую в регионах более внятной и гораздо более эффективной, чем она являлась до сих пор.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все это проводится исключительно в рамках действующей Конституции, и мы не намерены создавать условия для изменения Конституции. А представителю Президента в федеральном округе не вменено в обязанности и не ставится такой задачи – вмешиваться в компетенцию региональных властей. Напротив – его задача оказать всемерное содействие местной власти.
Мне в ходе всех наших предыдущих обсуждений с коллегами из других регионов – вы знаете, вчера была встреча, чуть раньше была встреча с Северо-Западными губернаторами и председателями законодательных собраний, а еще раньше была встреча с Егором Семеновичем [Строевым] и с 26 вашими коллегами по Совету Федерации – несколько раз задавали вопрос: не приведет ли это к ослаблению губернаторской власти? Это не является, еще раз повторяю, целью этих мероприятий. Напротив – именно чтобы избежать вот этих возможных негативных последствий я, по просьбе губернаторов, придержал четвертый законопроект, который намерен был направить в Государственную Думу, а именно – о согласовании с местными властями назначаемых в регионах представителей и руководителей федеральных органов власти.
Мы пришли к выводу, что нужно еще раз посмотреть внимательно на эту проблематику, посмотреть с той точки зрения, чтобы в руках регионального руководителя оставалось достаточное количество инструментов, чтобы реально руководить территорией.
Вот это ключевой вопрос, но хотелось бы вернуться и к тем основным задачам, которые будут стоять перед представителями Президента. Это единообразное понимание и исполнение всех законов Российской Федерации на всей территории страны, с тем чтобы обеспечить равные права всем гражданам Российской Федерации в любой точке Федерации, где бы человек ни жил, где бы он ни находился. Соблюдение этих законов, приведение в соответствие с Конституцией России, – естественно, все это будет протекать в нормальном рабочем режиме, никакой истерии здесь нагнетать не нужно.
И самое главное, о чем бы я хотел спросить, – мне показалось на предыдущих встречах, что такое понимание есть у всех губернаторов и руководителей законодательных собраний – есть общее понимание того, что мы двигаемся в нужном, правильном направлении.
Я чувствую эту поддержку, несмотря на то, что вбрасываются различные тезисы о каком‑то противостоянии между губернаторским корпусом и федеральным центром. Я думаю, что это делается специально теми, кто хочет сорвать наши с вами совместные действия. Вот эти, на мой взгляд, провокационные элементы нацелены на то, чтобы внести раскол в нашу общую позицию и подорвать то единство, которое до сих пор наблюдается и помогает нам двигаться вперед по пути укрепления нашей государственности.
Вы знаете, что очень много было предложений со стороны губернаторов и руководителей законодательных собраний. Мы их все обобщили. Хотя были и кардинальные предложения – вплоть до введения «назначаемости» руководителя региона.
Вот то, что было предложено в проектах, направленных в Государственную Думу, – это, я бы сказал, очень мягкое движение к более внятному управлению страной. Очень мягкое, без необходимости внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, с чем мы должны обращаться очень и очень аккуратно.